Ан-74
Ан-74 | |
---|---|
![]() | |
Тип | транспортный самолёт |
Разработчик |
|
Производитель |
|
Первый полёт | ноябрь 1983 года[1] |
Начало эксплуатации | 1983 год |
Статус | эксплуатируется, производится |
Годы производства | 1986 — н. в.[1] |
Единиц произведено | 81[1] |
Стоимость единицы | 17–20 млн долларов США (2006) |
Базовая модель | Ан-72 |
Варианты | Ан-74ТК-300 |
Ан-74 (по кодификации НАТО: Coaler, разг. — «Чебурашка») — советский транспортный самолёт[2], создан в Авиационном научно-техническом комплексе имени О. К. Антонова на базе военно-транспортного самолёта Ан-72. Самолёт создавался для применения в условиях крайнего Севера. Имеются как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные) модификации.
История
16 февраля 1989 года на Харьковском авиазаводе им. Ленинского комсомола начался серийный выпуск самолёта Ан-74[3].
Описание
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=D-36-agregats.jpg&width=280)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=An-74-main-landing-gear-bay.jpg&width=280)
Ан-74 первоначально был переделан из опытного Ан-72 для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды под обозначением Ан-72А «Арктический»[4]. Предназначался для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяжённости в любых климатических условиях от −60 °C до +45 °C и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.
Самолёт Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров (до 52 в зависимости от модификации), на высоте до 10 100 метров с крейсерской скоростью 550—700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные задачи:
- проводку судов;
- организацию и обслуживание дрейфующих станций;
- проведение научно-исследовательских работ в высоких широтах Арктического и Антарктического бассейнов;
- визуальную ледовую разведку;
- разведку рыбных косяков.
Самолёт Ан-74 удовлетворяет Нормам лётной годности гражданских самолётов. В конструкции самолёта широко использованы новые конструкционные материалы и технологические процессы. Это обеспечило высокую весовую отдачу самолёта. Сертифицирован АР МАК г. Москва (сертификат Типа № 13-74).
Ан-74, как и Ан-72, выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 2А взлётной тягой по 6500 кгс (63,7 кН) установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением. От Ан-72 он, помимо прочего, отличается:
- более мощной ВСУ типа ТА-12 (аналогичная стоит на Ан-124, Ту-204, доработанных Ту-95 и др.);
- установкой трёх аккумуляторов вместо двух — для обеспечения запуска мощной ВСУ;
- наличием отдельного рабочего места штурмана — стола с навигационными приборами;
- отсутствием станции предупреждения об облучении головками самонаведения ракет и другими военными радиосредствами.
Установка двигателей с большим выносом вперёд над верхней поверхностью крыла практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с поверхности ВПП при взлёте и посадке, повышает подъёмную силу крыла за счёт обдува его верхней поверхности и внутренних закрылков струями двигателей (эффект Коанда) и снижает уровень шума на местности вследствие экранирования крылом реактивных струй двигателей.
Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлётом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полётных ситуациях.
Экипаж самолёта состоит из четырёх человек лётного состава:
- командир воздушного судна;
- второй пилот;
- штурман;
- бортинженер;
- при необходимости — бортоператор по транспортному оборудованию.
Возможна эксплуатация самолёта без бортоператора, при этом его обязанности возлагаются на бортмеханика.
Самолёт прост в эксплуатации, без затруднений осваивается лётным и инженерно-техническим составом средней квалификации.
Модификации
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Gazpromavia_Antonov_An-74-T-100.jpg&width=280)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=2nd_Sverdlovsk_An-74.jpg&width=280)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Stamp_of_Ukraine_s160.jpg&width=280)
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ан-74 | Гражданский самолёт типа Ан-74. Арктический. Отличается двигателями Д-36 серии 2А, экипажем из 5 человек. 15 самолётов выпущено в Харькове и 5 в Омске. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5] |
Ан-74-200 | Гражданский самолёт типа Ан-74 с двигателями Д-36 серии 3А. Взлётная масса увеличена на 1700 кг. Разработан в 1992 году. Изготовлено 18 самолётов. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5] |
Ан-74Д | Гражданский самолёт типа Ан-74. Бизнес-версия. Отличается пассажирским салоном на 19 человек. Изготовлен 1 и переоборудовано 3 ранее выпущенных Ан-74. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5] |
Ан-74Д-200 | Гражданский самолёт типа Ан-74. Модификация Ан-74Д. Оборудован салоном повышенной комфортности на 10-16 пассажиров, дополнительными средствами связи, видеосистемой, баром-холодильником, кухней, зоной отдыха. Вместо зоны отдыха возможно оборудование грузового отсека для перевозки легкового автомобиля. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5] |
Ан-74МП | Патрульный самолёт морской авиации, проект.[6] |
Ан-74МП-300 | Патрульный самолёт морской авиации на базе Ан-74ТК-300. В проекте.[5] |
Ан-74Т | Гражданский самолёт типа Ан-74. Транспортный версия с оборудованием для полётов по международным трассам. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74)[5] |
Ан-74Т-100 | Гражданский самолёт типа Ан-74. Отличается составом навигационного оборудования. Имеет увеличенный до 4 человек экипаж и предназначен для выполнения полётов повышенной сложности. Эксплуатируются в России. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат Типа № 13-74).[5] |
Ан-74Т-200 | Военно-транспортная модификация самолёта типа Ан-74. Отличается составом навигационного оборудования. Экипаж сокращён до 2 человек. Эксплуатируются в Иране. Изготовлено 8 самолётов. Предназначен для перевозки и воздушного сброса десанта и грузов[5]. |
Ан-74Т-200А | Гражданский самолёт типа Ан-74 (технические условия № 72.07.0000.000.000ТУ с дополнением № 72.07.0000.000.017ТУ). Самолёт не изготавливался. Сертифицирован АР МАК г. Москва (Сертификат типа № 13-74)[5] |
Ан-74Т-200А | Гражданский самолёт типа Ан-74 (Технические условия № 72.07.0000.000.000ТУ с дополнением № 72.07.0000.000.050ТУ). Отличается от вышеуказанного составом БРЭО.[5] |
Ан-74Т-200А | Вышеуказанный гражданский самолёт Ан-74Т-200А, модифицированый к военному применению — предназначен для воздушного сброса десанта и грузов (военно-транспортная модификация самолёта типа Ан-74). Изготовляется по техническим условиям № 72.07.0000.000.000ТУ с дополнениями № 72.07.0000.000.050ТУ и № 72.07.0000.000.051ТУ. Изготовлено 3 самолёта. Эксплуатируются в Египте как гражданские воздушные суда, так как с них снято военное оборудование. Самолёты занесены в реестр гражданских воздушных судов Египта.[5] |
Ан-74Т-200МП | Патрульная модификация Ан-74Т-200 для морской авиации, проект.[7] |
Ан-74ТК-100 | Гражданский самолёт типа Ан-74. Конвертируемый грузопассажирский для выполнения полётов повышенной сложности. Отличается экипажем из 4 человек. Салон оборудован складными креслами (откидываются к бортам) на 52 пассажира. Разработан в 1995 году под руководством С. А. Филя. Изготовлено 4 самолёта, ещё 4 переоборудовано из ранее выпущенных Ан-74 и Ан-74-200.[5] |
Ан-74ТК-100С (санитарный) | На борту VIP-салон на 6 мест и отсек, оборудованный современным медицинским оборудованием. В эту модификацию переоборудовано два самолёта, сер. № 13-10 по заказу «Газпромавиа» и сер.№ 14-02. Презентация модификации была проведена в Гостомеле 21 февраля 2002 г.[5] |
Ан-74ТК-200 | Гражданский конвертируемый грузопассажирский самолёт. Перевозит 52 пассажира или 10 т груза. Экипаж состоит из 2 человек. Разработан в 1993 году. Изготовлено 5 самолётов и 1 доработан из ранее выпущенных. 4 самолёта поставлены в Иран.[5] |
Ан-74ТК-200С | Санитарный самолёт типа Ан-74 для Ливии (гражданский самолёт).[5] |
Ан-74ТК-300 | Гражданский конвертируемый (с двигателями под крылом) самолёт. Отличается двигателями Д-36 серии 4А. Первый полёт 20 апреля 2001 года.[5] |
Ан-74ТК-300Д (другое название — Ан-74ТК-300VIP) | Гражданский самолёт, оборудованный салоном повышенной комфортности.[5] |
Перспективный проект
Отдельного упоминания заслуживает проект Ан-80 — пассажирского самолёта укороченных взлёта и посадки.[8] Разработка началась в 1986 при генеральном конструкторе П. В. Балабуеве и, вероятно, в том же году и закончилась, оставшись в виде чертежей, расчётной документации и информационного стенда[9] с общим видом и таблицей технических характеристик.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=An-80.jpg&width=280)
- Экипаж: 2
- Пассажировместимость: 60/70 чел (шаг кресел 81/75 см)
- Максимальная коммерческая загрузка: 6500 кг
- Длина: 30 м
- Высота: 8,6 м
- Размах крыла: 30,1 м
- Максимальная взлётная масса: 30200 кг
- Силовая установка: 2 × Д-36
- Мощность двигателей: 6500 кг
- Крейсерская скорость: 650 км / ч
- Допустимая длина ВПП: 1230/1300 (взлёт / посадка)
- Дальность полёта с МВМ: 800 км
- Расход горючего на 1 ткм: 0,482 кг
- Масса снаряжённого самолёта на 1 тонну коммерческого груза: 3000 кг
В дальнейшем на основе Ан-74 создан пассажирский самолёт Ан-148, несмотря на внешнюю схожесть, имеющий кардинальные отличия от Ан-72 и Ан-74 — ЭДСУ, трёхопорное шасси и т. д.
Операторы
На 1 января 2006 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 30 самолётов этого типа, из них 23 эксплуатируются.
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. |
Гражданские
Россия — ЗАО «ЮТэйр» Ан-74 (4 самолёта Ан-74ТК-100, один Ан-74-200, один Ан-74)
- ООО «ПМА ШАР ИНК ЛТД» Ан-74 (6 самолётов и несколько на хранении)
Россия — Джет-2000 — 1 Ан-74Д[10]
Украина — Авиалинии Антонова — 1 Ан-74Т[11]
Военные
Египет — 3 Ан-74TK-200A, по состоянию на 2016 год[12][13][14]
Иран
- ВВС Ирана — 11 Ан-74TK-200, по состоянию на 2016 год[15][16]
- ВВС Корпуса Стражей Исламской революции — 12 Ан-74T-200, по состоянию на 2013 год[15]
Казахстан — 1 Ан-74TК-200, 1 Ан-74Т-200А (гражданский) по состоянию на 2016 год (МВД Казахстана, КНБ Казахстана)[17]
Лаос — 1 Ан-74, по состоянию на 2016 год[18]
Судан — 4 Ан-74TК-200 и 2 Ан-74ТK-300, по состоянию на 2016 год[19]
Туркмения — 2 Ан-74ТК-200 по состоянию на 2016 год (МО Туркменистана)[20][21]
Лётные происшествия и катастрофы
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|
Характеристики
- Технические характеристики
- Экипаж: 4–5 человек
- Пассажировместимость: 10 чел. для Ан-74-200; 52 чел. для Ан-74ТК100
- Длина: 28,07 м
- Высота: 8,65 м
- Площадь крыла: 98,62 м²
- Масса пустого: 19 500 кг
- Максимальная взлётная масса: 32 000 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДД Д-36
- Тяга: 2 × 6 500 кгс
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 720 км/ч
- Крейсерская скорость: 550–600 км/ч
- Практическая дальность: 2700 км
- Перегоночная дальность: 4700 км
- Практический потолок: 10 100 м
- Длина разбега: 1300 м
- Длина пробега: 700 м
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Реестр самолётов типа Антонов Ан-72/74 Архивировано 10 февраля 2015 года.
- ↑ Ан-74 Архивная копия от 28 июля 2012 на Wayback Machine на сайте компании-производителя ГП «АНТОНОВ»
- ↑ Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1990 (вып. 34). М., «Советская энциклопедия», 1990. стр.50
- ↑ Антонов Ан-74 CCCP-72003 . Дата обращения: 7 июля 2011. Архивировано 1 сентября 2011 года.
- ↑ Перейти обратно: 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 Ан-74 — общий каталог современной авиации . Дата обращения: 21 октября 2010. Архивировано 17 сентября 2010 года.
- ↑ Описание Ан-74МП на сайте разработчика Архивировано 7 августа 2011 года.
- ↑ Ан-74Т-200МП будет принимать участие в тендере ВМС Индии . Дата обращения: 25 августа 2011. Архивировано 20 января 2010 года.
- ↑ Проект пасажирского самолёта Ан-80 . Дата обращения: 17 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
- ↑ Стенд с самолётом Ан-80 . Дата обращения: 17 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
- ↑ Авиакомпания ДЖЕТ-2000 . Дата обращения: 29 мая 2022. Архивировано 15 апреля 2012 года.
- ↑ ANTONOV Airlines (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 апреля 2016. Архивировано 3 августа 2014 года.
- ↑ Украина передала Египту последний транспортник Ан-74 . Дата обращения: 2 сентября 2012. Архивировано 23 июля 2012 года.
- ↑ Order of Battle — Egypt (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 сентября 2012. Архивировано 12 сентября 2011 года.
- ↑ The Military Balance 2016,p.326
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 Order of Battle — Iran (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 сентября 2012. Архивировано 4 сентября 2011 года.
- ↑ The Military Balance 2016,p.330
- ↑ МВД Казахстана получило украинский транспортник Ан-74 . Дата обращения: 5 марта 2014. Архивировано 5 марта 2014 года.
- ↑ The Military Balance 2016,p.271
- ↑ The Military Balance 2016,p.471
- ↑ Харьковское авиастроение: от сверхлегких самолетов до реактивных лайнеров — ВПК.name . Дата обращения: 22 марта 2016. Архивировано 5 апреля 2016 года.
- ↑ Анализ украинского экспорта вооружений за 2011 год . Дата обращения: 2 сентября 2012. Архивировано 5 марта 2014 года.
- ↑ Катастрофа Ан-74 АНТК им Антонова в Ленске (борт CCCP-74002), 17 сентября 1991 года . Дата обращения: 11 июля 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Ivanovonews | Сегодня в Ивановской области на аэродроме «Северный» самолёт АН-72 потерпел аварию при попытке взлёта Архивировано 15 апреля 2010 года.
- ↑ Иваново-Северный («Канатный») — Страница 16
- ↑ В Лаосе в авиакатастрофе погибли министры обороны и общественной безопасности . Дата обращения: 17 мая 2014. Архивировано 17 мая 2014 года.
- ↑ Решение от 28 апреля 2017 г. по делу № А40-34320/2016 . Дата обращения: 19 марта 2020. Архивировано 19 марта 2020 года.
- ↑ В Африке разбился самолёт украинской авиакомпании . Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Harro Ranter. ASN Aircraft accident Antonov An-74-200 EK-74036 Akola village . aviation-safety.net. Дата обращения: 9 сентября 2020. Архивировано 5 августа 2020 года.