Акко

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Город
Акко (Акка)
עַכּוֹ
عكّا
32°55′34″ с. ш. 35°05′02″ в. д.HGЯO
Страна  Израиль
Округ Северный
Мэр Шимон Ланкри
История и география
Основан ок. 1500 до н. э.
Город с 1877
Площадь 10,3 км²
Высота над уровнем моря -0.9 — 29.4 м
Часовой пояс UTC+2:00, летом UTC+3:00
Население
Население 49 380 человек (2020)
Национальности Евреи (66,4%), арабы (28,1%), друзы (0,2%), остальные (5,3%)
Конфессии Иудеи, мусульмане, христиане, бахаи
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +972 4

akko.muni.il  (иврит)
Акко (Акка) на карте
Акко (Акка)
Акко (Акка)
Акко ночью. Вид со стороны моря.

А́кко[1] (ивр.עכו‏‎), А́кка[2] (араб. عكا‎), А́кра, Сен-Жан-д’Акр (европейские языки: Acre, St. Jean d’Acre)[3][4][5][6][7][8] — город в Западной Галилее (Израиль), расположенный примерно в 23 км севернее города Хайфа, на берегу Средиземного моря. Старый город внесён в 2001 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Население

По данным Центрального статистического бюро Израиля, население на начало 2020 года составляло 49 380 человек[9].

Из них:

История

Древняя история

Вид на Старый Акко
Акведук Акко
Руины древнего порта

Акко — один из древнейших в регионе городов, заселённость которых не прерывалась с момента основания[10].

По разным данным люди селились здесь ещё в позднем медном или раннем бронзовом веке: 6000[11] или 5500[12] лет назад — однако те поселения были непостоянными[12] и неурбанизированными.[11] Их материальные следы теряются 5000 лет назад примерно на тысячелетие[13], хотя можно найти косвенные свидетельства присутствия тут людей[11]. На территории неподалёку от Акко найдены также останки поселений времён Ярмукской культуры (7000 — 8500 лет назад)[14].

Около 2350 года до н. э. через долину Акко, вероятно, проходит армия фараона Пиопи I под руководством его полководца Уны. Автобиография последнего упоминает высадку с моря за «носом антилопы» — то есть, возможно, за горой Кармель — с целью усмирения восставших. Считается, однако, что собственно битва произошла в Изреельской долине[15].

Первым документом, в котором — возможно — непосредственно упоминается Акко, является царский архив Эблы?! (англ. Ebla tablets), (ок. 2400—2250 гг. до н. э.)[16][17]. Наравне с прибрежными Библосом, Сидоном, Дором, Ашдодом и Газой Акко оказался включён в торговый маршрут купца из Эблы. Однако, отсутствие находок, относящихся к данной эпохе, заставляет сомневаться в идентификации упомянутого в архиве города. Хотя гораздо более древние находки, как и сказано, существуют[17].

Около 2000 года до н. э. в долине Акко стали массово появляться города — к этому времени относятся и первые артефакты, свидетельствующие об Акко как о городе[11][18]. Тогда он был расположен северо-восточнее современного города, в полутора-двух километрах от моря: его останки известны сейчас как Тель-Акко (ивр.תל עכו‏‎)[13][17]. Возможно, в те времена береговая линия выглядела иначе, и вода вплотную подступала к городу[16].

Акко был расположен на перекрёстке международных торговых путей и поэтому всегда являлся важным центром[16]. Город был местом встреч множества разнообразных культур и стратегическим объектом для военных кампаний.

Среди всех городов на Сирийском побережье, от Антиохии и до Газы, нет ещё такого города, как Акко, чья летопись была бы так насыщена событиями, и нет другого такого города, чье влияние на судьбу всей страны было бы настолько велико. (Лоренс Олифант, 1882)

Где-то к 1800 году до нашей эры в долине было расположено порядка 25 городов[18], многие (и Акко среди них) окружённые стенами[18][19]. Сложившаяся агломерация являлась первой по населению и второй по значимости (после Хацора) на территории современного Израиля. Найденные археологами многочисленные предметы импорта доказывают развитые торговые связи с Кипром, Египтом, Иорданией, Сирией, побережьем Ливана и Антальей[18]. Среди находок — скарабей с именем фараона Сенусерта I (1971—1926 гг. до н. э.)[20].

Акко очевидно упоминается в египетских «текстах проклятий» (англ. Execration texts)[17][21], датируемых временем не позже 1800—1725 годов до н. э.[21] Эти тексты писались на глиняных изделиях, которые разбивали, чтобы проклятия начали действовать. Название Акко — как и многих других городов (в том числе, ещё трех из долины Акко) — было начертано на глиняной фигурке пленника[22]. Рядом было написано и имя проклинаемого царя Акко: Тир’ам[13][20].

Следующим упоминанием Акко является название ''Аак'', обнаруженное в выбитом на стене Карнакского храма Амона в Фивах списке городов, завоеванных во время первого военного похода Тутмоса III (примерно 1456 г. до н. э., по другим сведениям 1468 г. до н. э.[23]). В письмах Амарны XIV века до н. э. (в районе 1400 года до н. э.) — найденных при раскопках в Эль-Амарне древнеегипетских клинописных архивах переписки ханаанских царей — также упоминается место, называемое Акка[24][25]; равно как и в предшествующих по времени «текстах проклятий»[26]. В дальнейшем город перешёл под владычество хеттов и был заново отвоеван Сети I в XIII веке до н. э., вместе с другими южными финикийскими городами[27].

В книге Иисуса Навина, а также в других источниках город упоминался под именами «Ахшаф» и «Умма». В эпоху израильского царства был под властью финикийцев и был связан с Финикией культурно. В Танахе (книга Судей) упоминается под именем Акко в связи с расселением колена Асира, в надел которого вошёл Акко, но из которого он так и не смог изгнать местных ханаанейских жителей. «Асир не изгнал жителей Акко, и жителей Сидона[28], и Ахлава[29], и Ахзива[30], и Хелвы, и Афека[31], и Рехова[32] (Суд. 1:31). Согласно Иосифу, называющему его Акрой, город управлялся одним из наместников провинций Соломона.

Около 725 г. до н. э. Акко присоединился к Сидону и Тиру в восстании против Салманасара V[33]. В 701 году до н. э. Акко был покорен ассирийским царем Санхеривом. Население Акко восстало против его сына Асархаддона (Ашшурахиддина), который, однако, снова овладел Акко приблизительно в 650 году до н. э. В период персидского владычества Акко стал военно-морской базой, игравшей важную роль в войне против Египта. Страбон описывает город, как бывший одно время местом сбора для персов в их экспедициях против Египта.

Греческий, иудейский и римский периоды

Стены Акко, вид с моря

После возвращения евреев из вавилонского пленения Акко не был ими завоёван и оставался под властью Тира.

Греческие историки называют город Аке, что переводится как «исцеление». Согласно греческому мифу, Геракл нашёл здесь целебные травы, исцелившие его раны[34]. В 333 году до н. э. город был быстро завоёван Александром Македонским и превратился в греческую колонию. Вскоре после завоевания его название было изменено на Антиохия Птолемаида (на греческом Αντιόχεια Πτολεμαίς).

В 330 году до н. э. город переносится с Тель-Акко на берег моря. Акко стал самым важным портовым городом в стране, и одним из крупнейших городов эллинистического мира. Город распространился на площади в 1000 дунамов.

После смерти Александра Великого и раздела царства городом завладели египетские Птолемеи, которые (вероятно, Птолемей Сотер) дали ему название Птолемаида[35]. Под этим названием Акко упоминается в Библии, в неканонической Первой книге маккавейской (5:22), и в Новом завете — в книге Деяния святых апостолов, где речь идёт об описании миссионерского путешествия апостола Павла, который провёл день в Птолемаиде (Деяния 21:7).

Захваченный Антиохом Великим в 219 году до н. э. Акко вошёл в состав империи Селевкидов и был назван Антиохией. Находясь под властью Селевкидов, Акко неоднократно служил базой для военных действий против Иудеи. Около 165 г. до н. э. Иуда Маккавей нанёс поражение Селевкидам в нескольких битвах в Галилее и преследовал их до Птолемаиды. Около 153 г. до н. э. сын Антиоха Епифана Александр Балас, боровшийся за корону Селевкидов с Деметрием, захватил город, открывший ему свои ворота. Деметрий предлагал Маккавеям множество взяток с целью заручиться поддержкой евреев против своего соперника, — включая передачу доходов Птолемаиды в пользу Иерусалимского Храма, но всё напрасно. Ионатан Маккавей поставил на Александра, и в 150 г. до н. э. был с великими почестями принят им в Птолемаиде. Несколькими годами позже, однако, Трифон — офицер Селевкидов, начавший подозревать Маккавеев — заманил Ионатана в Птолемаиду, где предательски пленил его.

После смерти Антиоха VII Сидета Акко переходил от одного эллинистического правителя к другому и стал фактически независимым городом. Во времена Хасмонейского государства Акко был осажден войсками Александра Янная. В тот момент Акко имел статус свободного греческого города, во главе с городским государственным советом (Буле). Буле Акко обратилось за помощью к Птолемею Латуру. Птолемей прибыл на помощь к осажденному Акко с тридцатитысячной армией и высадился в районе современной Хайфы. Под давлением этого Александру Яннаю пришлось снять осаду с Акко, хотя он и продвинулся до самых подступов к городу[36].

При Помпее в 52—54 гг. до н. э. он был присоединен к Римской республике. В 48—47 гг. до н. э. в Акко высадился Юлий Цезарь. Город завоёвывали Клеопатра VII Египетская и Тигран II Армянский. В 39 году до н. э. Ирод I использовал Акко как опорный пункт в своих военных действиях против Матитьягу Антигона II. Он построил здесь гимнасий; значение гавани Акко уменьшилось после того, как Ирод I построил порт в Кесарии. Когда началась Первая иудейская война, в Акко началось восстание евреев, а в 67 году н. э. из Акко Веспасиан предпринял поход против восставшей Галилеи.

В городе была основана римская колония Клаудии Кесарис. В римский период Акко значительно перерос границы Старого города. В течение этого периода евреи продолжали жить в городе, но никогда не составляли в нём большинства. Называли евреи город по-прежнему Акко. После окончательного разделения Римской империи в 395 г. н. э., Акко попал под управление Восточной Римской (позже Византийской) Империи.

Ранний исламский период

Вслед за поражением, нанесённым византийской армии Ираклия мусульманской армией Халида ибн аль-Валида в битве при Ярмуке и капитуляцией христианского Иерусалима перед калифом Омаром, Акко начиная с 638 г. перешёл под власть Праведного халифата[10]. Согласно раннемусульманскому историку аль-Белазури, фактическое завоевание Акко возглавлялось Шархабилом ибн Хасаной и, скорее всего, город сдался без сопротивления[37]. Арабское завоевание принесло Акко возрождение, и город служил главным портом Палестины в период Омейядского и последовавшего за ним Аббасидского халифатов, а также на протяжении правления крестоносцев вплоть до XIII века[10].

Первый омейядский халиф Муавия (годы правления 661—680) считал прибрежные города Леванта стратегически значимыми. Поэтому он усилил укрепления Акко и переселил из других частей мусульманской Сирии персов, чтобы населить ими город. Из Акко, ставшего — наряду с Тиром — одной из важнейших верфей региона, Муавия выступил в атаку против подвластного Византии Кипра. В 669 г. византийцы напали на прибрежные города, побудив Муавию собрать кораблестроителей и плотников и отправить их в Акко. Город продолжал служить основной военно-морской базой «военного округа Иордана» вплоть до периода правления халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (723—743), перенёсшего большую часть верфей на север, в Тир[37]. Тем не менее Акко оставался значимым в военном смысле на протяжении периода ранних Аббасидов; в 861 г. халиф Аль-Мутаваккиль издал указ превратить Акко в крупную военно-морскую базу, оснастив город военными кораблями и боевыми частями[38].

В течение 10 в. Акко по-прежнему был частью военного округа Иордана[39]. Местный арабский географ аль-Мукаддаси посетил Акко в 985 г., в период эры ранних Фатимидов и описал его, как укреплённый прибрежный город с большой мечетью, в котором имеется значительная оливковая роща. Укрепления были построены ранее автономным эмиром Ибн Тулуном Египетским, который аннексировал город в 870-х г. г., и обеспечивали относительную безопасность торговым судам, прибывавшим в городской порт. Когда в 1047 г. город посетил персидский путешественник Насир Хосров, он отметил, что большая Пятничная мечеть была построена из мрамора, располагалась в центре города, а сразу к югу от неё находилась «могила Пророка Салиха»[38][40]. Хосров предоставил описание размеров города, которое можно примерно приравнять к 1.24 км в длину и 300 м в ширину. Эти цифры указывают на то, что Акко того времени был больше нынешней площади его Старого города, большая часть которого была построена между XVIII и XIX веками[38].

Времена христианского правления

Настоящую известность Акко принесла эпоха крестовых походов.

В 1104 году после Первого крестового похода город был завоеван Балдуином I. В 1187 году Саладин взял город почти без боя, но уже в 1191 году во время 3-го крестового похода после двухлетней осады Акко был отвоеван войсками крестоносцев под командованием французского короля Филиппа Августа и английского короля Ричарда Львиное Сердце.

Ричард Львиное Сердце и Филипп II Август получают ключи от города Акко

Город стал столицей Иерусалимского королевства крестоносцев в Палестине и был окружён мощными оборонительными сооружениями. Город получил новое название — Сен-Жан д’Акр.

Военные рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров, а позднее и Тевтонский орден обрели в Акко собственные кварталы. Они строили здесь жилые дома, склады, больницы, церкви и административные здания. В разных концах города выросло более 40 церквей и 23 монастыря. Ни один город крестоносцев не дошёл до наших дней в таком сохранном состоянии, как Акко.

В 1260 году в Акко переезжает парижская иешива рабби Иехиэля из Парижа вместе с 300 учениками. Иешива обосновывается в Акко, что сделало город одним из важных центров еврейской учёности.

Госпитальеры, тамплиеры, Тевтонский орден, купцы Генуи, Венеции и Пизы, проживавшие в городе-крепости, постоянно спорили за сферы влияния. В 1256 году между венецианцами и генуэзцами вспыхнул вооружённый конфликт, известный как Война святого Саввы, в который позднее были втянуты и рыцари обоих орденов.

В 1291 году раздираемый междоусобицами город крестоносцев прекратил своё существование после его штурма войсками мамлюков под предводительством султана аль-Ашраф Халиля; мамлюки разрушили Акко и вырезали большую часть его христианского и еврейского населения[7][41][42]. При осаде города были разрушены церковь и монастырь, погибли 14 аббатов и более 60 послушников.

Турецкое правление

Маяк

В течение долгих лет Акко представлял собой небольшую рыбацкую деревню. В 1517 году его завоевали турки-османы под командованием Селима I. В конце XVI и начале XVII века городом управлял друз Фахр-ад-дин, начавший отстраивать город заново.

В 1721 году правителем Галилеи стал Дахар аль-Амар аль-Зейдани . Понимая стратегическое расположение города, он сделал его своей столицей и начал заново отстраивать. В первую очередь он перестроил стены, размер которых был уменьшен по сравнению с периодом крестоносцев, во-вторых он пригласил евреев, мусульман и французов заново осесть в городе и создал для них соответствующие условия. В 1752 году построил крепость.

В 1775 году к власти в городе пришёл боснийский офицер Ахмед, прозванный Аль-Джаззаром (на арабском языке «джаззар» — мясник) за своё отношение к противникам. Аль-Джаззар продолжил реставрацию города, построил новые мечети на месте церквей, турецкую баню, укрепил стены, построил свой дворец, базар. В 1799 году благодаря своему еврейскому советнику Хаиму Фархи и английскому адмиралу Сиднею Смиту смог противостоять осаде города, предпринятой генералом Бонапартом во главе 13-тысячной армии. Тому в конце концов пришлось вернуться в Египет и оставить планы продвижения в Индию.

Пушки со времён турок

Аль-Джаззару наследовал его сын Сулейман, а ему его брат Абдалла. Боясь слишком большого влияния Хаима Фархи, Абдалла решил с ним расправиться и казнил его в 1810 году. Братья Фархи пытались наказать неблагодарного правителя, но Абдалла смог удержаться за стенами города, который братья так и не смогли взять.

В 1831 году Акко был завоёван египетской армией Ибрагима-паши, сына Мухаммеда Али. 4 ноября 1840 года после обстрела города британо-франко-австрийской флотилией он был возвращен Османской империи.

В 1868 году к пожизненному заключению в городе Акко был приговорён Бахаулла (Хусейн-Али-и-Нури) — основатель религии бахаи.

После сооружения железных дорог Дамаск — Бейрут в 1896 году и Хайфа — Дамаск в 1906 году Акко утратил былое стратегическое значение из-за бурного развития Хайфы — крупнейшего города и порта Галилеи.


Британский мандат

Памятник узникам подполья

В 1918 году английские войска генерала Алленби воевали против турок и вскоре заняли город. В дальнейшем британцы управляли городом в рамках мандата на Палестину. Город был превращён в административный центр северного округа. Англичане устроили в турецкой крепости тюрьму, где держали еврейских политзаключённых, в том числе Владимира Жаботинского в 1920 году.

В 1947 году объединённые силы Эцеля и Лехи напали на тюрьму и освободили 27 заключённых. 9 человек погибло, 5 попали в плен к англичанам. По плану раздела Палестины Акко должен был отойти к арабскому государству, однако 14 мая 1948 года в период арабо-израильской войны Акко заняла израильская армия, и приблизительно 8 из 12 тысяч живших там арабов бежали в соседние арабские страны.

Современность

Вскоре после войны Акко начинает стремительно развиваться за стенами. В городе поселяются многие репатрианты. В середине 1960-х годов евреи покидают старый город из-за тяжёлых условий жизни там и переселяются в новый. Старый город вскоре превращается в центр туризма.

Сегодня Акко является административным центром Западной Галилеи, в нём действуют филиалы и отделения министерств, общественных учреждений и суда.

Раскопки

Раскопки в городе Акко начались практически сразу после создания государства Израиль и продолжаются по сей день. Во время раскопок с 1954 по 1963 был обнаружен целый ряд разнофункциональных помещений, идентифицированных как крепость-монастырь — приют Святого Иоанна, получивший название «Рыцарских залов». Во время раскопок рефекториума был обнаружен подземный туннель, который ведёт из крепости на севере к морскому порту на юге.

Министерство туризма Израиля инвестирует миллионы долларов в реставрацию старых кварталов в Акко. На протяжении многих лет реализуется программа превращения Акко в международный центр исторического туризма.

Достопримечательности

Стены Акко

Система стен Акко строилась в три этапа между 1750—1840 годами. Первая стена была построена в 1750—1751 годах. Это была тонкая стена (в метр шириной) высотой 10-13 метров. Стена окружала весь Акко с суши и со стороны моря, но при этом она не защищала от подкопа и лестниц. В стене было двое ворот: с северо-западной и с юго-восточной сторон.

Часть стены и угловая башня Акко

Постройка новых стен производилась во времена Аль-Джаззара. В это время были построены новые стены и укреплены старые. Кроме того, между старыми и новыми стенами был прорыт канал. Город выдержал осаду Наполеона, но и после этого Аль-Джаззар продолжал укреплять старые и строить новые стены. Постройка закончилась в 1801 году. В основном это и есть сегодняшние стены Акко. Было построено 9 новых башен. Был прорыт глубокий и очень широкий ров, заполненный водой. На всех стенах и башнях были установлены новые пушки, которые полностью простреливали все подходы к Акко со стороны моря и суши. Доступ к стенам был разрешен только военным или гражданским по специальным пропускам. После смерти Аль-Джаззара в 1804 Сулейман-паша приступил к усилению северной и западной стен (со стороны суши). Он построил стены против лестниц и устроил в них маленькие бойницы, как делают в крепостях, и приступил к постройке наружного рва. Сулейман-паша построил также стены со стороны моря, используя для постройки громадные блоки из построек крестоносцев. В 1840 году во время взрыва склада оружия пострадала большая часть внутренней и наружной стены со стороны моря. Во время турецкого владычества многие стены были разрушены. Разрушение стен Акко продолжалось около 10 лет. В 1910 году было пробито два больших прохода в северной стене для удобного прохода в город, а также началось строительство нового Акко за стенами старого города.

Крепость — Монастырь Госпитальеров Святого Иоанна (Рыцарские залы)

Крепость (Монастырь Госпитальеров) построена в форме четырёх крыльев, окружающих открытый внутренний двор. Северное крыло было построено вдоль северной стены города, делая крепость неотъемлемой частью защиты стен города и главных ворот на север. Это крыло составлено из девяти длинных и узких залов: залы 1 — 6 служили складскими помещениями, залы 7 и 8 как большой бассейн, в который стекала дождевая вода с крыш крепости, и зал 9, который служил проходом к центральному внутреннему двору с севера. В восточном крыле был построен просторный зал с крестообразным сводчатым потолком размером 35 X 40 метров, который служил залом для конференций и церемоний. В южном крыле был обнаружен элегантный зал (рефекториум) с крестообразным сводчатым потолком, при поддержке трёх круглых колонн с особенно большим диаметром. Зал изящен, с художественным оформлением в основаниях колонок, которые поддерживают потолок. Западное крыло — двухэтажное крыло и использовалось как общежитие для воинов. Западное крыло общежития и южное крыло столовой были построены в изящном готическом стиле, в отличие от остающихся крыльев и, кажется, были построены позднее.

Рефекторий (Столовая зала)

Столовая зала

Рефекторий (трапезная) находится на самом нижнем уровне крепости и поэтому по ошибке был назван Криптой, служил столовой залой крепости. Входные ворота (их четыре) с трёх сторон показывают центральность этого зала. Это единственное строение в мире такого типа, где сочетается переход между грузным романским стилем и утонченным готическим. Это первый зал, который был найден при раскопках в 1954—1963 гг. Во время турецкого правления над подземными рыцарскими залами была построена крепость. Подземные залы были засыпаны камнем и песком для устойчивости построенной крепости. Предположительно года постройки рефекториума 1147—1160.

Подземный туннель

Во время работ по расчистке рефектория обнаружился подземный туннель. При обнаружении туннеля он был заполнен мусором на две трети высоты. Туннель был построен ещё во времена персов и по всей видимости использовался как канализация. Крестоносцы, обнаружив туннель, увеличили его высоту и длину, и превратили его в важный стратегический объект. Также ими было построено ответвление длиной 60 метров, которое в конце опять соединяется с туннелем, построенным персами. От входа в туннель идут два ответвления: низкий туннель персов и высокий, построенный крестоносцами. После соединения продолжается низкий туннель персов. Туннель использовался крестоносцами во время постройки рефектория. Вход в туннель во времена крестоносцев был снаружи возле южной стены рефектория на улице, через прямоугольный колодец. Этот колодец, заполненный камнями, также был обнаружен археологами во время раскопок на той же улице. В древности это уникальное сооружение служило важным подземным переходом. Туннель соединяет северную стену и морской порт на юге.

Волшебный Сад

«Волшебный сад»

В период крестоносцев сад был расположен в северной части города, прилегающей к стене. К востоку от сада стоял королевский дворец крестоносцев в Акко, и на западе военная крепость — монастырь госпитальеров — ордена Св. Иоанна. Во время оттоманского периода на остатках монастыря госпитальеров была построена крепость, и сад стал частью садов частного дворца паши. В 1799 в саду велся бой между солдатами Наполеона и защитниками города.

Крепость

Крепость

Крепость находится в северной части старого Акко. Она была построена правителем Акко Дахар эль-Омаром в 1750 году на руинах крепости — монастыря Госпитальеров. Высота — 40 метров. Оно включает в основном постройки оттоманского периода. Крепость служила дворцом для правителей Акко, а также в ней находились склады оружия и казармы. Впоследствии здесь располагалась тюрьма, в которой были заключены Бахаулла (Хусейн-Али-и-Нури) — основатель религии бахаи и Зеев Жаботинский — писатель, поэт и создатель еврейского легиона, который в составе британской армии воевал в Первую мировую войну. Сегодня здесь располагается городской музей узников подполья.


Мечеть Аль-Джаззар

Мечеть Аль-Джаззар, также называемая «Белой мечетью» по цвету, который виден издалека, — одна из самых крупных и красивых мечетей в Израиле.

По значимости она уступает только мечети аль-Акса и Куббат ас-Сахра на Храмовой горе в Иерусалиме. До 1967 года здесь был самый крупный и важный мусульманский центр. Мечеть была построена в 1745 году на остатках тамплиерской церкви по указу Аль-Джаззара, где он и был похоронен в 1804 году. Великолепная мечеть должна была показать силу власти Аль-Джаззара и его столицы — Акко. Мечеть была построена по подобию крупнейших мечетей Стамбула. Для постройки мечети были приглашены специалисты из Греции и Кипра. Гранит для столбов был привезён из Кейсарии морем. Вокруг мечети — двор, окружённый с трёх сторон стенами, в которых расположено 45 маленьких комнат. Раньше в этих комнатах проживали ученики, изучающие Коран. Во дворе находятся колодец со свежей водой и солнечные часы из белого мрамора. Надпись гласит, что они построены в 1201 году Хиджры и подарены самим Аль-Джаззаром. В мечети хранятся три волоса из бороды пророка Мухаммеда, что делает её особенно святой для правоверных мусульман. Существует легенда, что когда-то на этом месте находились поля и пастбища первого человека.

Постоялые дворы — «Ханы»

В Акко на сегодняшний день сохранились здания четырёх постоялых дворов:

Хан Аль-Умдан

Постоялый двор (Хан Аль-Умдан)

Построен по приказу Аль-Джаззара в 1784 году. Хан Аль-Умдан состоит из двух этажей. Внутри расположен большой двор с колодцем посередине. Верхний этаж предназначался для проживания, а нижний использовался под складские помещения. Вдоль первого этажа располагаются арки с 32 колоннами. Ввиду большого количества колонн хан и получил своё название. В 1906 году над главным входом в хан была построена красивая башня с часами. Подобные башни с часами были построены также в Яффе и в Иерусалиме.

Хан Аль-Фаранджи

Был построен французскими купцами на месте центральной площади венецианского квартала. Это самый древний хан, сохранившийся до наших дней. Он назван именем французских купцов, которые его построили и в нём жили. Сегодня в северо-восточной части хана расположена церковь и школа францисканцев.

Постоялый двор (Хан Аль-Фаранджи)

Хан А-Шуарда

Не так давно хан был отреставрирован. Сегодня в нём находятся несколько ресторанов и кафе. Когда то в нём была расположена единственная в Акко мастерская по производству и ремонту лодок традиционным способом, но после реставрации хана мастерская закрылась. В юго-восточной стороне хана расположена башня крестоносцев, единственная, которая почти полностью сохранилась в первозданном виде.

Хан А-Шуна

Хан уже многие десятилетия находится в разрушенном и заброшенном состоянии. Он состоит из прямоугольного двора 20 на 40 метров. Вокруг двора располагались склады, комнаты для проживания. Было несколько помещений, которые использовались под торговые лавки и выходили на наружную сторону хана. Жилые помещения с северной и западной сторон состояли из двух комнат, а с восточной только из одной. Большая часть хана была разрушена ещё во времена Аль-Джаззара.

Туннель Тамплиеров

Подземный туннель Тамплиеров

В конце XII века членами Ордена Тамплиеров был построен жилой квартал в Юго-Западной части города. На берегу моря была построена крепость Тамплиеров, которая на сегодняшний день не сохранилась. Туннель соединял крепость Тамплиеров на западе с морским портом на востоке, проходя под Пизанским кварталом и представлял особо важный стратегический объект. Общая протяженность туннеля составляет 350 метров. Нижняя часть туннеля выдолблена в скале, а верхняя часть построена из обтёсанных камней со сводом полукруглой формы. Туннель был обнаружен во время ремонта канализации в 1994 году и открыт для посещений в 1999 году.

Базары

Вследствие того, что Акко находился на перекрёстке торговых путей, а также был одним из главных морских портов того периода, он являлся очень важным международным торговым центром тех времен, особенно во времена крестоносцев. В Акко было построено несколько базаров, один из которых был в порту, специально для купцов из-за моря. Во времена турецкого правления были открыты новые рынки, из которых известны турецкий базар, построенный по приказу Аль-Джазара, и базар Аль-Авиад (белый базар).

Турецкий базар

Акко 1870 г. В центре фотографии базар Аль-Абъяд (белый базар) и справа мечеть Аль-Джаззар

Турецкий Базар был построен в конце XVIII столетия как муниципальный рынок, чтобы служить местному населению. Он расположен в центральной части старого Акко, южнее мечети Аль-Джаззар. О существовании этого базара не было известно в течение многих лет, несмотря на его впечатляющие размеры. Западная часть была обнаружена только в 1960—1961 годах, во время раскопок. Базар теперь содержит около 50 маленьких магазинов, специализирующихся на продаже подарков для туристов.

Базар Аль-Абъяд (белый базар)

Базар Аль-Абъяд был построен Дахар Аль-Амаром, был разрушен при пожаре и отстроен заново при Сулейман-паше в 1817 году. Базар получил своё название от белого известняка, из которого он был построен. Улица и базар были спланированы как единое целое. Базар представляет собой здание со сводчатым потолком выше улицы, с маленькими сводчатыми потолками барреля магазинов. Высокие своды в центре, отверстия и свет все это придаёт базару легкость и привлекательность. Во время турецкого управления существовал единственный вход в город. Дальше дорога проходила прямо через базар в сторону мечети и крепости. Это была одна из самых важных дорог в Акко. Своё значение дорога и базар потеряли во время прокладки нового входа в город в северной стене.

Базарная улица

Базарная улица — главная дорога Старого Города и бежит с севера на юг. Во времена крестоносцев эта дорога вела от Ворот Госпитальеров на севере, вдоль маршрута рынка к порту. Сегодня, главный рынок Старого Акко расположен на этом маршруте.

Турецкая баня (Хамам Аль-Баша)

Турецкая баня — одна из самых красивых достопримечательностей старого Акко, построенная во времена Османской империи, пашой аль-Джаззар. Три из четырёх поддерживающих купол главного предбанника колонн мраморные — вывезены по приказу аль-Джазара из Кесарии.

Хамам Аль-Баша

Впервые бани упоминаются в городских документах в 1786 году и действовали до окончания британского мандата в Палестине в 1948 году. Ныне превращены в музейный комплекс. Оригинальный фильм, дублированный на основные языки мира, с юмором и национальным турецким колоритом рассказывает об истории бань и династии банщиков Баширов, служивших здесь всё время существования бань.

Водопровод (Акведук)

Акведук Кабри — Акко

Первый водопровод (акведук) был построен во время правления Джаззар-паши, но был полностью разрушен по приказу Наполеона во время осады Акко французской армией. Второй водопровод, которым пользовались практически до наших дней, был построен уже после смерти Джаззар-паши, Сулейман-пашой. Сулейман-паша придавал очень большое значение постройке водопровода и лично следил за ходом работ. Согласно записям историка Аль-Ура, длина водопровода — 3,5 часа ходьбы, а на расстоянии получаса ходьбы вода втекала в глиняные трубы, которые предотвращали её загрязнение. Водопровод соединял источники воды Кабри и Акко. Он доставлял воду на расстояние 13,5 км с высоты 71 м до подземных ангаров — хранилищ воды в Акко. Участки второго водопровода сохранились и до настоящего времени вдоль шоссе Акко — Нагария.

Бахайский парк (Сады Бахаи)

В двух километрах севернее Акко расположен обширный парк — Сады Бахаи.

В центре парка находится место паломничества для последователей веры Бахаи, храм-мавзолей с могилой Бахауллы — основателя этой веры. Рядом расположен дом-музей (Особняк Бахджи) с многочисленными оригинальными рукописями и книгами о религии Бахаи на множестве языков, который был построен в 1870 году Амидом Турки. В этом доме Бахаулла жил с 1879 года до своей кончины, последовавшей в 1892 году.

Местом паломничества многих последователей веры Бахаи является также тюрьма в крепости Акко, где Бахаулла находился в заключении с 1868 по 1870 год. К числу других бахайских святынь Акко относятся дома Аббуда и Абдулла-паши, в которых после освобождения из тюрьмы некоторое время проживал Бахаулла.

Тунисская синагога «Ор а-Тора» («Свет Торы»)

Тунисская синагога «Ор ха-Тора»

Фасад синагоги состоит из шести арок, украшенных разнообразными панно, в промежутках между которыми вписаны названия пяти разделов Торы. Внутри находятся мозаики и витражи, рассказывающие о Израиле и его народе — с древнейших времен и до наших дней. Тунисская синагога — это современное здание, полностью построенное на пожертвования.

Христианские храмы

В городе находится несколько храмов различных христианских деноминаций, в частности православная церковь Св. Георгия (Иерусалимский патриархат), которая предположительно была первым христианским культовым зданием, построенным в городе в османский период истории[43].

Культурная жизнь

Ежегодно во время празднования Суккота в Акко проходит международный фестиваль альтернативного театра. В городе 15 начальных школ и 3 средние, 63 детсадов и 10 яслей с продленным днем. В городе находится колледж Западной Галилеи — филиал университета Бар-Илан, музыкальная школа и морское училище.

Города-партнёры

В культуре

Осада города описывается в историческом романе «Пёс Господень»[44].

Город является одной из локаций в игре Assassin's Creed, а также показан в её официальном трейлере. В игре город называют Акрой, и в ней находится высочайшая точка всего игрового мира.

Примечания

  1. А́кко // Словарь географических названий зарубежных стран / Отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 12.
  2. А́кка // Словарь географических названий зарубежных стран / Отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 12.
  3. Акка, город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Акко — статья из Библейской энциклопедии Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
  5. Акка — статья из Большой советской энциклопедии
  6. Акка // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  7. 7,0 7,1 Акко — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. Акка // Энциклопедический словарь. 2009.
  9. Официальные данные по населённым пунктам Израиля на конец 2019 года (иврит). Центральное статистическое бюро Израиля. Дата обращения: 25 января 2021.
  10. 10,0 10,1 10,2 Andrew Petersen. A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine: Volume I (British Academy Monographs in Archaeology) (Pt.1) (Hardcover) (англ.). — British Academy, 2002. — P. 68.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 David Kaniewski, Elise Van Campo, Christophe Morhange, Joël Guiot, Dov Zviely, Idan Shaked, Thierry Otto & Michal Artzy. Early urban impact on Mediterranean coastal environments (англ.) // Nature Scientific Reports : сайт. — 2013. — 18 December. — doi:10.1038/srep03540. Архивировано 5 марта 2017 года.
  12. 12,0 12,1 Avraham Negev and Shimon Gibson. Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. — New York and London: Continuum, 2001. — С. 27. — ISBN 0-8264-1316-1.
  13. 13,0 13,1 13,2 Яков Школьник. Прогулка по Тель-Акко (иврит). Прогулки с Еврейским национальным фондом (23 июля 2014). Дата обращения: 15 октября 2016. Архивировано 19 октября 2016 года.
  14. Нимрод Гецов. Эпоха керамического неолита в долине Акко (иврит) // Израильское управление древностей : сайт. Архивировано 19 октября 2016 года.
  15. Eric H. Cline. The Battles of Armageddon: Megiddo and the Jezreel Valley from the Bronze Age to the Nuclear Age. — Ann Arbor, Mich: University of Michigan Press, 2002. — С. 29—31. — ISBN 9780472067398.
  16. 16,0 16,1 16,2 Christophe Morhange, Matthieu Giaime, Nick Marriner, Amani abu Hamid, Hélène Bruneton, Anasthasie Honnorat, David Kaniewski, Frédéric Magnin, Alexeï V. Porotov, Jérôme Wante, Dov Zviely, Michal Artzy. Geoarchaeological evolution of Tel Akko's ancient harbour (Israel) (англ.) // Journal of Archaeological Science: Reports. — 2016. — June (vol. 7). — P. 71—81. Архивировано 22 ноября 2017 года.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Michal Artzy. What is in a Name? ‘Akko - Ptolemais - ‘Akka - Acre (англ.) // Complutum. — 2015. — Vol. 26, no. 1. — P. 205—212. — ISSN 1131-6993. Архивировано 9 апреля 2022 года.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 Рон Бари. Урбанизация в долине Акко в первой половине второго тысячелетия до нашей эры (иврит) // Израильское управление древностей : сайт. Архивировано 19 октября 2016 года.
  19. Moshe Dothan & Avner Raban. The Sea gate of ancient Akko (англ.) // The Biblical Archeologist. — 1980. — Vol. 43, no. 1. — P. 35—39. — doi:10.2307/3209751. Архивировано 18 октября 2016 года.
  20. 20,0 20,1 Ariel Hadari. The History of Old Akko » The Bronze and Iron Ages (англ.) (недоступная ссылка). Akkopedia. Дата обращения: 15 октября 2016. Архивировано 25 августа 2018 года.
  21. 21,0 21,1 Amnon Ben-Tor. Do the Execration Texts Reflect an Accurate Picture of the Contemporary Settlement Map of Palestine? (англ.) // Essays on Ancient Israel in its Near Eastern Context. — 2006. — P. 63—87. Архивировано 12 марта 2021 года.
  22. Yohanan Aharoni. The Canaanite Period: The Execration Texts // The Land of the Bible, Revised and Enlarged Edition. A Historical Geography. — Westminster John Knox Press, 1962. — С. 144—146. — 496 с. — ISBN 9780664242664.
  23. Тутмос III
  24. Burraburias II to Amenophis IV, letter No. 2
  25. Эпоха Эль-Амарна (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 ноября 2011. Архивировано 10 марта 2012 года.
  26. Aharoni, Yohanan[англ.]. The land of the Bible: a historical geography (англ.). — Westminster John Knox Press[англ.], 1979. — P. 144—147. — ISBN 978-0-664-24266-4.
  27. Кризис египетской власти в Финикии. Дата обращения: 28 января 2010. Архивировано 3 июня 2009 года.
  28. Сидон — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  29. Ахлав // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  30. Ахзив — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  31. Афек. Дата обращения: 6 марта 2010. Архивировано 5 января 2009 года.
  32. Рехов — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  33. Becking Bob (1992) The Fall of Samaria: An Historical and Archaeological Study BRILL, ISBN 90-04-09633-7 pp 31-35
  34. The Guide to Israel, Zev Vilnay, Ahiever, Jerusalem, 1972, p. 396
  35. Acco, Ptolemais, Acre. BiblePlaces.com. Дата обращения: 20 октября 2008. Архивировано 20 ноября 2008 года.
  36. История еврейского народа в эпоху Второго Храма. Дата обращения: 30 ноября 2011. Архивировано 10 марта 2012 года.
  37. 37,0 37,1 Sharon, 1997, p. 23.
  38. 38,0 38,1 38,2 Sharon, 1997, p. 24.
  39. le Strange, 1890, p. 30.
  40. le Strange, 1890, pp. 328—329.
  41. Krijna Nelly Ciggaar, Adelbert Davids, Herman G. B. Teule. East and West in the Crusader States: Context, Contacts, Confrontations : Acta of the Congress Held at Hernen Castle in May 1993. — Peeters Publishers, 1996. — Vol. 1. — P. 37. — 203 p. — ISBN 906831792X.
    «When, a decade later (May 28,1291), Acre was captured by the Mamluks of Egypt, the Jewish inhabitants of the city were massacred with the rest of the population; only a very few managed to escape and some were taken to Egypt as captives.»
  42. Sylvia Schein. Communication in the Jewish Diaspora: The Pre-Modern World. — BRILL, 1996. — Vol. 16 of Brill's Series in Jewish Studies. — P. 169. — 426 p. — ISBN 9004101896.
    "when on 28 May 1291, Acre was captured by the Mamluks of Egypt and its Frankish and Jewish inhabitants were either massacred or taken into captivity, both Christian and Jewish sources described this event as «tragedy as terrible as the day of the ruin of Jerusalem»
  43. Saint George’s Church. Дата обращения: 15 июля 2017. Архивировано 9 июля 2017 года.
  44. Г. М. Прашкевич. Часть первая. Гл. XII-XV // Пес Господень. — 1998.

Литература

Ссылки

Почтовые марки с изображением Акко

Видео