Жаботинский, Владимир Евгеньевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Евгеньевич Жаботинский
זאב ז'בוטינסקי
Имя при рождении Вольф Евнович Жаботинский
Псевдонимы В.И.; Вл. Ж.; Владимир Ж.; Старый журналист; Эгаль; Altalena, Владимир[1]
Место рождения Одесса, Российская империя
Место смерти Нью-Йорк, США
Гражданство  Российская империя
 Британский мандат в Палестине
Род деятельности сионистский деятель, журналист, писатель, публицист, поэт и переводчик
Вероисповедание -
Основные идеи сионизм, ревизионизм
Награды
Член ордена Британской империи (военный)
Редакция журнала «Рассвет» в Санкт-Петербурге, 1912. Сидят (слева направо): В. Е. Жаботинский, Авраам Идельсон, Макс Соловейчик. Стоят: Соломон Гепштейн, Александр Гольдштейн, Арнольд Зайденман

Влади́мир Евге́ньевич Жаботи́нский (при рождении — Вольф Евнович Жаботинский; ивр.זאב ז'בוטינסקי‏‎ — Зеэв Жаботински; 5 (17) октября 1880, Одесса — 4 августа 1940, Нью-Йорк) — еврейский писатель, поэт и переводчик, журналист. Лидер правого сионизма, основатель и идеолог движения сионистов-ревизионистов, создатель Еврейского легиона (совместно с И. Трумпельдором) и организаций «Иргун» и «Бейтар»; писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик. Писал на иврите и идише (публицистика), русском (художественная проза, фельетоны, стихи, стихотворные переводы) и французском языках.

Детство и юность

Владимир (Зеэв-Вольф, Вольф Евнович) Жаботинский родился в Одессе 5 (17) октября 1880, в ассимилированной еврейской семье. Отец, Евно (Евгений Григорьевич) Жаботинский[2][3], служащий Российского общества мореходства и торговли, занимавшийся закупкой и продажей пшеницы, был выходцем из Никополя; мать, Хава (Эвва, Ева Марковна) Зак (1835—1926), была родом из Бердичева[4], правнучка Маггида из Дубно. Старший брат Мирон умер ребёнком; сестра Тереза (Тамара, Таня) Евгеньевна Жаботинская-Копп (1882—?) была учредительницей частной женской гимназии в Одессе.

Когда Владимиру исполнилось пять лет, семья в связи с болезнью отца перебралась в Германию. Отец умер в следующем году, семья вернулась в Одессу, мать, несмотря на наступившую бедность, открыла лавку по торговле письменными принадлежностями и определила сына в гимназию в Одессе. В гимназии Жаботинский учился посредственно и курса не закончил, так как, увлёкшись журналистикой, с 16 лет стал публиковаться в крупнейшей российской провинциальной газете «Одесский листок» и был послан этой газетой корреспондентом в Швейцарию и Италию; также сотрудничал с газетой «Одесские новости». Высшее образование получил в Римском университете по кафедре права[5].

Друг детства и юности Корнея Чуковского, публикации первой статьи которого активно способствовал («Он ввёл меня в литературу» — говорил о Жаботинском Чуковский[6]). Владимир Жаботинский был поручителем жениха на свадьбе Корнея Ивановича Чуковского и Марии Арон-Беровны (Борисовны) Гольдфельд 26 мая 1903 года.

Занятия литературой и журналистикой

З.Жаботинский с женой и сыном

Дебют Жаботинского в журналистике состоялся в августе 1897 года в газете «Южное обозрение» под псевдонимом «Владимир Иллирич». Обратил на себя внимание корреспонденцией из Рима и фельетонами под псевдонимом Altalena. В начале XX века активно выступал как поэт и переводчик; в его переводах русская публика ознакомилась со стихами крупнейшего еврейского поэта того времени Х. Бялика. Автор одного из русских переводов «Ворона» Эдгара По.

В 1904 году переехал в Санкт-Петербург (из-за инцидента с полицией, за который ему грозило административное наказание) и сотрудничал в «Руси» («Наброски без заглавия», подписываемые «Владимир Жаботинский»). Активно откликался на все явления русской общественной жизни и горячо отстаивал начала свободы личности. В 1907 году женился на сестре своего одноклассника по гимназии Анне Марковне Гальпериной.

Часть поэтических произведений Жаботинского, фельетонов и статей была издана отдельно до революции: «В студенческой богеме» (из жизни итальянского студенчества), «Десять книг», поэма «Бедная Шарлотта» (о Шарлотте Корде; тираж был частично конфискован властями, усмотревшими в поэме пропаганду террора). Последняя получила восторженный отзыв Горького. Куприн также отмечал «врождённый талант» Жаботинского и полагал, что, если бы тот не увлёкся сионистской деятельностью, он бы вырос в «орла русской литературы»[7].

В дни празднования столетнего юбилея Гоголя в 1909 году в статье из цикла «Наброски без заглавия», опубликованной в журнале «Рассвет», № 13-14, переименованной при переиздании в 1913 году в «Русскую ласку», впервые выступил с обвинением русской литературы в антисемитизме. По его мнению, русской интеллигенции свойственен скрытый, но всё более проявляющийся великорусский национализм, направленный с его точки зрения против евреев, и которому он предсказывал дальнейшее стремительное развитие. К формам проявления этого национализма он относил, кроме собственно ненависти к евреям, также их преднамеренное игнорирование — «асемитизм». Сам юбилей Гоголя был назван чуждым евреям — «чужой свадьбой»[8].

Участие в сионистском движении

Перед Пасхой 1903 года стал одним из организаторов первого в России отряда еврейской самообороны (ожидавшийся погром, однако, произошёл не в Одессе, а в Кишинёве — см. Кишинёвский погром). В августе того же года был делегирован на 6-й сионистский конгресс в Базеле, и с этого момента начинает принимать активное участие в сионистском движении. В начале 1904 года переехал в Санкт-Петербург и вошёл в состав редколлегии нового сионистского ежемесячного журнала на русском языке «Еврейская жизнь» (в дальнейшем «Рассвет»), с 1907 года ставшим официальным органом сионистского движения в России. На страницах этой газеты вёл ожесточённую полемику против сторонников ассимиляции и Бунда. Стал одним из создателей «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России» (1905 год). В 1906 году был участником 3-й Всероссийской конференции сионистов в Гельсингфорсе; участвовал в составлении принятой там «Гельсингфорсской программы», что считал вершиной своей сионистской деятельности в молодости. В 1908—1909 гг. (после Младотурецкой революции) работал корреспондентом в Константинополе; в это время впервые посетил Палестину. По возвращении в Россию начал активную борьбу за утверждение иврита во всех сферах еврейской жизни. В 1911 году основал издательство «Тургман» («Переводчик»), выпускавшее произведения мировой классики в переводах на иврит. Издал ряд брошюр по вопросам сионизма: «Сионизм и Палестина», «Недругам Сиона», «Еврейское воспитание» и другие.

Первая мировая война

Зеэв Жаботинский в униформе Еврейского легиона

С началом Первой мировой войны — разъездной корреспондент газеты «Русские ведомости» «в районе Западного фронта». По вступлении в войну Турции выдвигает идею создания еврейской военной силы и участия евреев как стороны в мировой войне. До сих пор сионисты старались придерживаться нейтралитета; Жаботинский выдвинул идею, что сионистам следует однозначно принять сторону Антанты и сформировать в составе её сил еврейскую армию, которая бы приняла участие в освобождении Палестины и затем стала костяком организации там еврейского государства. Находясь в Египте, совместно с Иосифом Трумпельдором сформировал Еврейский легион в составе британской армии. Эти события Жаботинский впоследствии описал в книге «Слово о полку»[9] (1928 год). Отрицательно относился к активному участию евреев в Февральской и Октябрьской революции.

Идеолог ревизионизма

После мировой войны Жаботинский поселился в Палестине. Весной 1920 года он был арестован английскими властями за организацию самообороны во время арабо-еврейских столкновений; заключён в крепости в Акко и приговорён к 15 годам каторги, но вскоре освобождён по амнистии. По освобождении избирается в руководство Всемирной Сионистской организации (1921 год), но очень быстро у него возникают идейные расхождения с большинством, включая лидера организации Вейцмана. Они касались следующих пунктов: сторонники Вейцмана считали, что декларация Бальфура дала все необходимые политические гарантии, и дело сионистов заключается отныне в сельскохозяйственной колонизации Палестины и создании базиса для «национального очага» — Жаботинский требовал усиления в деятельности сионистов политического элемента и гарантий еврейской государственности «на обоих берегах Иордана». Сторонники Вейцмана в своей внешнеполитической деятельности уповали исключительно на дипломатические методы — Жаботинский настаивал на силовом давлении как на мандатные власти, так и на палестинских арабов. Далее, Жаботинский резко выступал против господствующих в сионистском движении социалистических идей, указывая, что классовая борьба подрывает необходимое евреям национальное единство; он выдвинул лозунг: «только одно знамя» и сравнивал совмещение социализма и сионизма с поклонением двум богам сразу. Жаботинский провозгласил необходимость ревизии традиционного сионизма, откуда происходит название возглавляемого им течения: ревизионизм.

В отношении арабского вопроса Жаботинский и ревизионисты, в противоположность Вейцману, уповавшему на дипломатические методы, и особенно арабофильскому течению в сионизме, выступали за необходимость развития еврейских военизированных структур и жёсткого силового давления на арабов с тем, чтобы заставить их примириться с созданием еврейского государства в Палестине. Мирным же путём, согласно Жаботинскому, арабы из естественного патриотизма не готовы допустить осуществления сионистской идеи ни в какой форме. По мнению Жаботинского, борьба с арабами не противоречит требованиям морали, так как арабы имеют множество стран и государств, евреи же народ без страны и национального государства — следовательно, создание еврейского государства в Палестине справедливо вне зависимости от того, выгодно или невыгодно осуществление этой справедливости арабам. При этом Жаботинский выступал за предоставление арабам полного равноправия, но как национальному меньшинству в еврейском государстве и после того, как они согласятся с фактом существования этого государства. Эту программу Жаботинский изложил в своих, ставших знаменитыми, статьях «О железной стене»[10] и «Этика железной стены»[11] (1924 год). Из-за радикального национализма, антисоциализма и ставки на силу оппоненты обвиняли Жаботинского в фашизме (любопытно, что «еврейским фашистом» называл Жаботинского, в виде комплимента, и сам Муссолини[12] и даже рассчитывал на его помощь в распространении идей фашизма[13]). Левые сионисты дали Жаботинскому прозвища «дуче» и «Владимир Гитлер» (выражение Бен-Гуриона[14]). Профашистские тенденции действительно иногда проявлялись в ревизионистском движении, но сам Жаботинский был их принципиальным противником. Он писал поклонникам фашизма: «Такой подход выходит за всякие рамки допустимой романтики. Я считаю вашу святую одержимость ошибкой, ибо она разрушает то, что дорого мне… Ревизионистское движение основано на демократических ценностях XIX века, и оно может считать своими лишь тех, кто руководствуется этими ценностями и нравственным законом»[15].

Наладить контакты с ультрарелигиозными общинами Жаботинскому не удалось, так как ультраортодоксы воспринимали его как ассимилянта.

Французское удостоверение Жаботинского (1938)

В 1923 году Жаботинский вышел из правления Всемирной сионистской организации в знак протеста против принятия ею «Белой книги» Уинстона Черчилля, констатировавшей невозможность превращения Палестины в мононациональную еврейскую страну. В том же году возникает кружок его сторонников, группировавшийся вокруг редакции возглавляемого Жаботинским еженедельника «Рассвет»; в 1925 году круг его сторонников организационно оформился в Союз сионистов-ревизионистов со штаб-квартирой в Париже. На 15-м конгрессе Всемирной сионистской организации фракция ревизионистов предложила объявить создание еврейского государства официальной целью движения, но не получила поддержки. В 1928 году в Лондоне при активном участии Жаботинского была создана «Лига борьбы за седьмой доминион» (из евреев и сочувствующих сионизму англичан), выдвигавшая программой превращение Палестины в британский доминион. В 1931 году ревизионисты, которым была устроена обструкция на 17-м сионистском конгрессе, покинули конгресс и объявили, что оставляют за собой право не выполнять решения руководства сионистской федерации; в 1933 году Жаботинский, апеллируя к партийным массам вопреки воле руководства ревизионистов, добивается выхода Союза сионистов-ревизионистов из Всемирной сионистской организации. Попытка примирения между Жаботинским и Бен-Гурионом (как представителем левых сионистов), предпринятая при посредничестве Петра Рутенберга (бывшего российского эсера, соучастника убийства Георгия Гапона, с 1920-х годов — промышленника и руководителя «Хаганы» в Палестине), не встретила поддержки среди левых сионистов и провалилась. Окончательно раскол в сионистском движении оформился в 1935 году с образованием «Новой сионистской организации» под председательством Жаботинского, со следующей программой: «1. Создание еврейского большинства на обоих берегах Иордана; 2. Учреждение еврейского государства в Палестине на основе разума и справедливости в духе Торы; 3. Репатриация в Палестину всех евреев, которые желают этого; 4. Ликвидация диаспоры». Подчёркивалось, что «эти цели стоят выше интересов личностей, групп или классов». Штаб-квартира новой организации находилась в Лондоне[14][16].

Из ревизионистского движения, созданного Жаботинским, вышли современные израильские «правые», которые в лице блока «Ликуд» с 1970-х годов играют виднейшую роль в политической жизни Израиля.

Продолжение литературной деятельности

Монета достоинством 100 шекелей с портретом Жаботинского

Пик литературного творчества Жаботинского пришёлся на период между Первой и Второй мировой войной. Были опубликованы романы «Самсон Назорей» (1926) и «Пятеро» (1936), мемуары «Повесть моих дней»[17] (на иврите, русск. перевод 1985) и «Слово о полку» (1928), «Правда об острове Тристан да Рунья» — сборник статей и эссе, написанных до революции (Париж, 1930), и поэтический сборник «Стихи, переводы, плагиаты» (Париж, 1931)…[18]

С 1923 года — редактор возобновлённого еженедельника «Рассвет», выходившего в Берлине, затем в Париже. Помимо публицистических текстов, публикует романы (под прежним псевдонимом Altalena). Исторический роман «Самсон Назорей» (Отдельное издание: Берлин, 1927) действие которого относится к библейским временам, описывает идеальный с точки зрения Жаботинского тип жизненно активного, смелого и воинственного еврея.

Автобиографический роман «Пятеро» (1936) на русском языке, изображающий трагическую судьбу ассимилированной еврейской семьи в Одессе эпохи 1905 года, почти не привлёк внимания критики (переиздан в России и Белоруссии в 2000-е годы).

Литературное наследие Жаботинского, личный архив, письма (их около семи тысяч), многочисленные документы (их около миллиона), а также любые издания, ему посвящённые, хранятся в Тель-Авиве, в институте имени Жаботинского, частью которого является музей Жаботинского[19].

Участие в масонском движении

По утверждению Н. Берберовой[20], в 1932 году, в Париже, Жаботинский вступил в русскую масонскую ложу «Свободная Россия», но пробыл там лишь несколько месяцев (официально вычеркнут в 1936 году). Согласно материалам историка масонства А. И. Серкова[21], он входил в ложу «Северная звезда» Великого востока Франции[22], где дошёл до степени мастера-масона и которую покинул в 1935 году из-за «многочисленных занятий». Масонские анкеты Жаботинского опубликованы А. И. Серковым в 2006 году[23].

Семья

Жена, Жаботинская Иоанна (Анна) Марковна (урождённая Гальперина) (21[24] мая 1884, Одесса — 22 декабря 1949, Нью-Йорк, перезахоронена в Израиле), брак зарегистрирован в Одессе в 1907 году.

Сын, Эри Жаботинский (26 декабря 1910, Одесса — 6 июня 1969, Израиль) — инженер, математик, израильский общественный и политический деятель, избирался в Кнессет 1-го созыва по списку Херут, предшественницы «Ликуд».

Внук, Зеэв Жаботинский — бизнесмен, в прошлом — боевой лётчик.

Смерть

4 августа 1940 года вместе с друзьями Жаботинский выехал на автомобиле в летний лагерь Бейтар, находившийся в трёх часах езды от Нью-Йорка. Сердечный приступ начался в дороге. Таблетки не помогали. Когда они прибыли в лагерь, уже стемнело. С трудом Жаботинский вылез из машины и, отдавая дань уважения встречавшим его бейтаровцам, приветствовал их традиционным «Тель-Хай!» (лозунг бейтаровцев в память о последнем сражении Иосифа Трумпельдора). Медленно прошёл вдоль шеренги бойцов, произнёс короткую речь, сфотографировался на память. Он поднялся к себе в комнату; приступ усилился, спасти его уже было нельзя. Последние слова Жаботинского: «Покоя, только покоя, хочу только покоя». В 22:45 он умер. Жаботинского похоронили на Лонг-Айленде, в пригороде Нью-Йорка, на кладбище «Нью-Монтефиори»[25].

В 1964 году Леви Эшколь, бывший в Первую мировую войну бойцом еврейского легиона, сменив Бен-Гуриона на посту премьер-министра Израиля, выполнил завещание Жаботинского, написанное в ноябре 1935 года, в котором указано: «мои останки… не следует перевозить в Эрец-Исраэль иначе, как по указанию еврейского правительства этого государства, которое будет создано». Останки Жаботинского и его жены Анны (1884—1949) были перевезены в Израиль и 4 августа 1964 года перезахоронены на горе Герцля в Иерусалиме[26].

Память

Сто старых шекелей с портретом Жаботинского
  • 23 марта 2005 года Кнессет принял закон об увековечивании памяти Жаботинского. Его цель — передача последующим поколениям израильтян духовного наследия Жаботинского. В Израиле 29-е число еврейского месяца таммуз, день его смерти, объявлено Днём Жаботинского. В этот день на горе Герцль проходит государственная церемония памяти Жаботинского. Законом установлено, что в этот день государство, ЦАХАЛ и школы проводят образовательные мероприятия, посвящённые памяти Жаботинского[26].
  • В Тель-Авиве есть Институт Жаботинского, занимающийся увековечиванием его памяти и наследия. В том же здании по улице короля Георга (Дом Жаботинского) находится штаб-квартира партии «Ликуд».
  • Именем Жаботинского названы улицы во многих городах Израиля, в том числе дорога № 481 из Петах-Тиквы в Тель-Авив, а также улица на его родине в Одессе.
  • 28 сентября 2016 года, в ходе проведения Израильским культурным центром в Одессе при Посольстве Государства Израиль на Украине «Дней Жаботинского в Одессе» в школе № 94 с углубленным изучением иврита и информатики прошла церемония присвоения учебному учреждению имени Владимира Жаботинского.

Примечания

  1. Масанов, Иван Филиппович. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей : В 4 т / Подгот. к печати Ю. И. Масанов ; Ред. Б. П. Козьмин ; Всесоюзная книжная палата. — М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1956—1960.
  2. В Деле Одесского нотариального Архива от 15 июня 1911 года читаем, что одесский мещанин Шлёма Лейбов Татур продал никопольскому мещанину Владимиру Евнову (Евгениеву) Жаботинскому «собственное своё недвижимое имущество, состоящее в г. Одессе, Дальницкого полицейского участка, на Большом Фонтане… заключающееся в участке пустопорожней земли, показанном на плане»… см. Марк Соколянский «Только в Одессе» Архивная копия от 29 сентября 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка) Проверено 22 мая 2018.
  3. Евно — диалектный вариант имени Йона.
  4. Марк Соколянский «Только в Одессе» Архивная копия от 29 сентября 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка) Проверено 24 мая 2018.
  5. Абрам Коральник. Жаботинский, Владимир Евгеньевич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1910. — Т. 7. — Стб. 533—534.
  6. Канунникова, Ольга. Чуковский и Жаботинский // «Мария» : Альманах. — Одесса, 2004. — № 1.
  7. Канунникова, Ольга. Жаботинский — корреспондент «Одесских новостей» // Всемирные одесские новости. — Всемирный клуб одесситов, 2002. — Сентябрь (№ 3 (47)). — С. 6.
  8. Жаботинский, Зеев. Русская ласка. jhist.org. Дата обращения: 24 мая 2018. Архивировано 12 мая 2018 года.
  9. Жаботинский, Владимир (Зеев). Слово о полку. — Издательство «Библиотека-Алия», 1985.
  10. Жаботинский, Владимир. О железной стене // Рассвет. — 1924. — № 42/43 (79/80). Архивировано 31 августа 2002 года.
  11. Жаботинский, Владимир. Этика железной стены // Рассвет. — 1924. — № 44/45 (81/82). Архивировано 14 мая 2003 года.
  12. Mitchell, Thomas G. Native vs. settler. — Greenwood Publishing Group, 2000. — P. 22. — 243 p. — ISBN 9780313313578.
  13. Kaplan, Eran. The Jewish radical right. — University of Wisconsin Press, 2005. — P. 157. — 234 p. — ISBN 9780299203801.
  14. 14,0 14,1 Стрешинский, Ицхак. Зеев Жаботинский и еврейская традиция. gazeta.rjews.net (11 августа 2005). Дата обращения: 23 мая 2018. Архивировано 24 декабря 2012 года.
  15. Гольд, Михаил. Одержимые избранностью // Еврейский Обозреватель. — Еврейская Конфедерация Украины, 2003. — Октябрь.
  16. Сионисты-ревизионисты — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  17. Жаботинский, Владимир (Зеев). Повесть моих дней. — Издательство «Библиотека-Алия», 1985.
  18. Гругман, 2014, с. 385—392.
  19. Гругман, 2014, с. 393.
  20. Берберова, Нина Николаевна. Биографический словарь // Люди и ложи : Русские масоны XX столетия / Послесл. О. Коростелева. — М.; Харьков: Прогресс-традиция; Калейдоскоп, 1997. — 397 с. — ISBN 5-89493-008-1.
  21. Серков, Андрей Иванович. Русское масонство. 1731—2000 : Энциклопедический словарь. — М.: РОССПЭН, 2001. — С. 1189. — 1222 с. — ISBN 5-8243-0240-5.
  22. Париж. Ложа Северная звезда. Сервер Дмитрия Галковского. Дата обращения: 24 мая 2018. Архивировано 21 июля 2012 года.
  23. Архив еврейской истории / Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства ; гл. ред. О. В. Будницкий. — М.: РОССПЭН; Типография «Наука», 2006. — Т. 2. — 403 с. — ISBN 5-8243-0599-4.
  24. Jabotinsky Institute in Israel. Jabotinsky Zeev , Personal documents.
  25. Гругман, 2014, с. 166—167.
  26. 26,0 26,1 Гругман, 2014, с. 168—169.

Литература

Ссылки