Сансара
Сансара | |
---|---|
В переводе на | |
Пали | saṃsāra |
Санскрит | संसार |
Китайский | 轮回 |
Японский | 輪廻 |
Тибетский | khor ba |
Корейский | 윤회 |
Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, IAST: saṃsāra «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма сансара рассматривается как результат неведения в понимании своего истинного «я», неведения, под влиянием которого индивид или душа принимает временный и иллюзорный мир за реальность вообще.
В индуизме
Впервые учение о сансаре появляется в упанишадах (Чхандогья, Брихадараньяка).
В индуизме причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (неведение), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.
Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по-разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.
В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу (см. бхакти и бхакти-йога), путём медитации (раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (джнана-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (карма-йога).
В монистической адвайта-веданте, которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты), при осознании которой все временные проявления, такие как сансара, космос, дэвы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.
В философской школе санкхья — одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма — принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула, и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов:
- Буддхи («сознание»)
- Аханкара («эго»)
- Манас («ум как центр чувственного восприятия»)
В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции дэвы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях, и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.
Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхартха Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.
В буддизме
В буддизме под сансарой понимают мир страданий (дуккхи), страстей и несвободы, неразрывно связанный с повторяемым циклом рождений и смертей[1][2][3]. В шастре «Спасение украшения» сансара описывается следующим образом: «Истинная сущность её пустота, вид её обман, признак её мучение и рождение». В частном случае под сансарой также может пониматься «сознание обычных существ», которое подвержено «неведению, гневу, страстной привязанности» и другим омрачениям[4], или общая последовательность подобных состояний сознания, непрерывно сменяющих друг друга в каждый момент времени[5].
Будда Шакьямуни описывал сансару следующим образом[6]:
Нельзя найти того мгновения, начиная с которого создания, заблудившиеся в невежестве, скованные жаждой бытия, пускаются в свои странствования и блуждания. Как вы думаете, ученики, больше ли воды в четырёх великих океанах, или слёз, пролитых вами, когда вы бродили и скитались в этом долгом паломничестве и скорбели и плакали, ибо то, что было вашим уделом, вы ненавидели, а то, что вы любили, не было вашим уделом. Смерть матери, смерть брата, потеря родственников, потеря собственности — всё это пережили вы в течение долгих веков. И, переживая в течение долгих веков всё это, скитаясь и бродя в этом паломничестве, скорбя и плача, — ибо то, что было вашим уделом, вы ненавидели, а то, что вы любили, не было вашим уделом, — вы пролили больше слёз, чем есть воды в четырёх великих океанах.Будда Шакьямуни. Самъютта-никая
Визуальным воплощением сансары также может служить бхавачакра, изображающая двенадцатичленную формулу бытия вместе с основными омрачениями в виде неведения, привязанности (страсти) и ненависти в их животном воплощении, а также элементами буддийской космологии. Комментируя бхавачакру, учителя тибетского буддизма указывали, что если человек больше не хочет вращаться в круговороте сансары, ему необходимо разъединить двенадцатичленную цепь[7].
Сансара считается не имеющей начала[8]. Наиболее важными причинами продолжения существования сансары считаются карма и омрачения живых существ[9], причиной же существования человека в сансаре является его неведение относительно своей природы и убеждённость в существовании вечного и неизменного «я»[5][3]. Освободиться от сансары и страданий возможно с помощью достижения нирваны, являющейся «миром абсолютного, миром свободы»[1][5].
Среди шести миров, в которых могут перерождаться живые существа, мир людей считается наиболее подходящим для достижения нирваны, несмотря на то, что мир богов считается более счастливым. Страдание присутствует во всех шести мирах, но перерождение в миры животных, голодных духов и адских существ считается нежелательным. Согласно буддизму, выбор конкретного мира для перерождения происходит исходя из накопленной кармы[10]. В тхераваде считается, что перерождение происходит сразу после смерти, в махаяне указывается, что существует промежуток времени между смертью и новым рождением. В тантрическом буддизме данный промежуток оформился в концепцию бардо[3].
Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями вместе с разнообразными способами освобождения от неё. Универсальным путём освобождения от сансары считается восьмеричный путь[11]. Также освобождение связано с появлением у человека высшей интуитивной мудрости — праджни. При освобождении человеку необходимо полагаться не на усилия высших существ, а на себя и самостоятельное постижение учения. В некоторых направлениях махаяны также считается, что после освобождения от сансары человек может осознать, что сансара абсолютно тождественна нирване[5].
В китайском буддизме понимание сансары изменилось. Если раньше сансара однозначно воспринималась как страдание, то в Китае подобное восприятие сансары значительно ослабло. Существование в сансаре бесконечных перерождений стало для знакомящихся с учением «надеждой на вечное продолжение индивидуального существования» или вариантом даосского бессмертия. Данное понимание противоречило буддийскому учению анатмавады, указывающей на отсутствие какой-либо постоянной самости или «я» у человека, что в дальнейшем стало причиной ряда дискуссий. Китайскими буддистами также был сделан акцент на улучшение кармы для получения следующего хорошего перерождения, в котором появится больше возможностей для самосовершенствования. Вхождение же в нирвану рассматривалось в более отдалённом будущем[12].
В чаньской школе сансару изначально не отделяют от нирваны, что связано с ориентацией школы на Махапаринирвана-сутру в данном вопросе. Чань считает неверным понимание нирваны как «ухода из мира» и отказывается от понимания сансары как промежуточного места перед нирваной или рождением в Чистой земле школы Цзинту. Чань указывает, что просветления возможно достичь в этой жизни без каких-либо дополнительных рождений, после чего человек продолжит жить дальше в «эмпирическом бытии»[13].
В джайнизме
Сансара в джайнизме представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся чередой перевоплощений в различных планах бытия. Сансара рассматривается как мирское существование, полное страданий и мучений и как таковое нежелательное и заслуживающее того, чтобы от него отречься. Круговорот сансары не знает начала, и душа, попавшая в него, вечно крутится в нём вместе со своей кармой.
В сикхизме
В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом (карме или кирату) человек получает шанс родиться в человеческом теле, что рассматривается как шанс, который не следует терять. Сохранив благочестие и таким образом получив «милость Всевышнего», человек может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения Вселенной, перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации, называется мукти. Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью — уровень, который известен как дживан-муктат, что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни».
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Торчинов, 2002, с. 127.
- ↑ Мялль, 1992, с. 222.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Шохин, Лысенко, 2015.
- ↑ Уланов, 2012.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Пахомов, 2008, с. 1118.
- ↑ Радхакришнан С. Этический идеализм раннего буддизма // Индийская философия. Том I / Под ред. В. И. Кальянова, А. С. Бархударова и др. — М.: Миф, 1994. — С. 308. — 624 с. — ISBN 5-87214-013-4.
- ↑ Урбанаева И. С. Буддийская философия и медитация в компаративистском контексте (на основе индо-тибетских текстов и живой традиции тибетского буддизма) / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2014. — С. 220. — 376 с. — ISBN 978-5-8200-0347-9.
- ↑ Мялль, 1992, с. 223.
- ↑ Ермакова, Островская, 2004, с. 58.
- ↑ Мялль, 1992, с. 222—223.
- ↑ Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — С. 3—4. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
- ↑ Анисимова, Тузова, 2018, с. 37—38.
- ↑ Черданцева, Жиренова, Тузова, 2018.
Литература
- Анисимова И. В., Тузова А. А. К вопросу о трансформации доктрины сансары в китайском буддизме // Востоковедные исследования на Алтае. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. — № 12. — С. 32—39. — ISSN 2412-5563.
- Булич С. К. Сансара // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — ISBN 5-85803-268-0. — ISBN 5-352-00735-9.
- Лучина В. П. Сансара // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 592—593. — 840 с. — 150 000 экз.
- Мялль Л. Э. Сансара // Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — С. 222—223. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
- Парибок А. В. Локаята // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
- Пахомов С. В. Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 172 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94278-326-8.
- Пахомов С. В. Сансара // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 1118. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0. — ISBN 978-5-98426-067-1.
- Сансара // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 393. — 512 с. — 200 000 экз.
- Торчинов Е. А. Сансара // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 127. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
- Уланов М. С. Учения о сансаре и нирване в буддизме // «Духовная культура этноса», круглый стол (2012; Элиста). Круглый стол «Духовная культура этноса», 27 апреля 2012 г.: посвящ. 40-летию кафедры философии и культурологии: материалы / Отв. ред. Б. К. Салаев. — Элиста: КалмГУ, 2012. — С. 27—34. — 168 с.
- Черданцева И. В., Жиренова А. Т., Тузова А. А. Трактовка сансары в философии школы чань // Философские дескрипты. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. — № 19. — ISSN 2413-0222.
- Шохин В. К. Сансара // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Сансара / Шохин В. К., Лысенко В. Г. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.
- Сансара // Энциклопедия «Кругосвет».