Уддияна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Историческое государство
Уддияна
Уддияна (29) около 600 года.Уддияна (29) около 600 года.
 
 
Столица Мангалакош

Уддия́на (санскр. «сад»[источник не указан 5231 день]; пиньинь: wu chang, Учан; тиб. ཨུ་རྒྱན་, u rgyan Оргьен) — буддийская страна, существовавшая во второй половине 1 тысячелетия нашей эры в северной Индии, её точное положение является предметом дискуссий, однако об Уддияне имеется немало сведений в буддийской литературе, в тибетских, индийских и китайских источниках.[1]

Локализация

  • В тибетских источниках Уддияна располагалась к западу от Уя (Центрального Тибета) в долине Сват. По мнению востоковеда Б. И. Кузнецова страна Уддияна включала в себя восточную часть Афганистана и долину реки Сват в Пакистане, между территориями современного Афганистана и Индией, такого же мнения придерживаются большинство исследователей[источник не указан 5231 день]. Путь в Уддияну лежал через Мар-юл (Ладакх) и Кашмир[1][2]
  • На «Карте Олмо, Крайнего Шаншуна» из Тибетско-шаншунского словаря страна Уддияна изображена на северо-западе от Юндрун-Гуцег (гора Кайласа)[1]
  • В «Синей летописи» (1478): «Страна Уддияна, где правит царь Индрабхути (род. 1110), благословенная многими дакини и прославленная как исток мантраяны, расположена в двухсот тридцати йоджанах к северу от Магадхи».

Легендарные сведения о стране

Согласно буддийским источникам, в Уддияне находилось около пятисот монастырей традиции Тхеравада, в этих монастырях странствующие монахи получали ночлег и питание в течение трёх дней[источник не указан 5231 день]. Считается, что в Уддияне сохранился отпечаток стопы Будды на скале, где он сушил одежды и обратил нага Апалалу. Про след стопы Будды писал китайский путешественник Фасянь[источник не указан 5231 день].

Уддияна считается родиной многих выдающихся учителей, в частности, Падмасамбхавы, и тантр Ваджраяны[3][1].

Как питха (священное место), Уддияна упоминается во многих сакральных текстах тантрического буддизма, таких как Абхидханоттара-тантра, Чакрасамвара-тантра, Калачакра-тантра и многих других.

Китайские сведения

В китайских источниках[4] упоминается страна Учан (烏萇國), территориально относимая к общинному региону Сиюй и отождествляемая с Уддияной. На севере лежит княжество Шэми, и Памир, на юге от Учана лежит Индия. Элиту населения составляют брахманы. Они занимаются астрономией и предсказаниями, в том числе для правителя по государственным делам. Земля приносит много плодов, поля орошаются каналами, выращивают рис посевной и пшеницу. Поклоняются Будде, много пагод и храмов, чрезвычайно красиво делают коньки на крышах. При тяжбе сторонам дают пить специальное зелье, от которого неправый приходит в исступление, а правый остаётся в твёрдом рассудке. Смертной казни нет. Виновных изгоняют из Божественных гор (灵山). На юго-западе на горе Таньтэ-шань (檀特山, Сандаловая гора) расположен монастырь. Еду туда привозят ослы, которые ходят туда и обратно сами без погонщиков.

В записках китайского монаха Фасяня (начало VI века) Уддияна описана как вполне индийская страна с процветающим буддизмом и множеством реликвий. Группа паломников с Фасянем остановилась в Уддияне несколько месяцев для летнего периода затворничества и медитации.

Цари Уддияны

Имя царя Уддияны Индрабхути достаточно часто упоминается в индийских текстах[источник не указан 5231 день]. Это имя носили несколько «просветлённых царей страны Уддияна» («Индра» означает бог грома, «бхути» — мудрость, просветленный). В работе К. Доулэла «Мастера Махамудры» приведён следующий список:

  1. Индрабхути Великий (VI век) он же Царь Дза, «первый тантрист» и приёмный отец Падмасамбхавы.
  2. Индрабхути II (VI-VII век.) он же царь Дза и сын царя Дза.
  3. Индрабхути III (конец IX века.). Один из учителей и основателей тантрийской школы. Возможный автор буддийской тантры «Джнянасиддхи».

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Keown, Damien. A Dictionary of Buddhism (англ.). — 1. — Oxford: Oxford University Press, 2003. — P. 203, 208. — ISBN 9780198605607. Архивная копия от 16 июля 2017 на Wayback Machine
  2. Patrul Rinpoche: The Words of My Perfect Teacher. Shambhala, Boston 1998, S. 339.
  3. Намкай Норбу Ринпоче. Дзогчен - состояние самосовершенства. — СПб.: Шанг-Шунг, Уддияна, 2005. — С. 139. — 152 с. — ISBN 5-94121-025-6.
  4. Бэй Ши. Цзюань 97; и др.

См. также

Ссылки