AGV

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
AGV
AGV
Поезд Alstom AGV, движущийся со скоростью 200 км/ч на полигоне Cerhenice (Велим) в ЧехииПоезд Alstom AGV, движущийся со скоростью 200 км/ч на полигоне Cerhenice (Велим) в Чехии
Производство
Производитель Alstom
Составов построено 25
Технические данные
Род тока и напряжение в контактной сети 25 кВ 50 Гц
Число вагонов в составе 7-14
Ширина колеи 1435 мм
Конструкционная скорость 360 км/ч
Эксплуатация
В эксплуатации c 2011

AGV (произносится «А-Же-Ве» от фр. Automotrice à grande vitesse — «высокоскоростной самодвижущийся вагон») — скоростные поезда 4-го поколения компании Alstom, которые предполагается использовать во Франции вместо эксплуатирующихся сейчас TGV. В отличие от TGV, движимых электрическими «тяговыми головами» (в отличие от электровозов, таковые построены специально для TGV-электропоездов и конструктивно неразрывно связаны с электропоездом, в состав которого они поставлены, и на применение в качестве самостоятельных «вагоннопоездных» локомотивов они не рассчитаны), расположенными по концам поезда, у AGV двигатели находятся под полом пассажирских вагонов. Этот принцип используется в обычных электричках и в скоростных поездах, таких, как немецкий Velaro, японский Shinkansen и итальянский Pendolino, но в AGV впервые удалось совместить этот подход с расположением моторных тележек не под самими вагонами, а под сочленениями между ними.[1]

Alstom предполагает использование AGV в конфигурации от семи до четырнадцати вагонов, с общим количеством мест 250—650 пассажиров.[2] Эксплуатационная скорость будет составлять 360 км/ч.[3] Масса у AGV меньше, чем у предшественников, что позволяет экономить электроэнергию. АGV на 30 % экономичнее, чем TGV.[4]

Прототип поезда был представлен 5 февраля 2008 в присутствии президента Франции Николя Саркози.[4]

Технические особенности

Alstom AGV на Innotrans 2008

При проектировании AGV была выбрана схема электропоезда с распределённой тягой, с расположением моторных тележек под полом пассажирских вагонов. Это стало возможным с появлением мощных и одновременно компактных синхронных двигателей с постоянными редкоземельными магнитами. В отличие от классической компоновки с головным и оконечным моторными вагонами, не возникает проблема с ограничением максимальной нагрузки на ось, которая в Европе составляет 17 тонн.

У AGV, как и у TGV, колёсные тележки расположены не непосредственно под полом вагонов, а под пространством между вагонами. Такой подход позволяет решить ряд задач: улучшить вибро- и акустический комфорт, увеличить безопасность и уменьшить количество колёсных тележек.

Синхронные электродвигатели и моторные тележки типов, которые используются в AGV, были установлены на модифицированном TGV Duplex, который 3 апреля 2007 успешно прошёл путь Париж-Страсбург, развив рекордную скорость 574,8 км/ч. Целью эксперимента было не только установление рекорда, но и проверка различных систем и измерение аэродинамических, акустических и вибрационных показателей, что было использовано для улучшения характеристик разрабатываемого AGV.

Профиль носовой части оптимизирован для уменьшения аэродинамического сопротивления. В носовом обтекателе также заключены силовые конструкции пассивной безопасности, неупругая деформация которых способна поглотить 4,5 МДж энергии при столкновении.[5]

Пользователи

Первым заказчиком стала итальянская компания Nuovo Trasporto Viaggiatori (NTV), первая частная компания-оператор высокоскоростных поездов в Европе. Согласно контракту, анонсированному 17 января 2008 года, должно быть поставлено 25 штук 11-вагонных поездов AGV. [6] Коммерческая эксплуатация AGV началась 28 апреля 2012 года на линии Неаполь-Рим-Флоренция-Болонья-Милан.

Air France-KLM также рассматривает выход на рынок наземных высокоскоростных перевозок и планирует закупку или лизинг некоторого количества поездов AGV.[7]

ОАО Российские железные дороги изучали в 2010 году возможность закупки 20 высокоскоростных поездов AGV производства французской компании Alstom для маршрута Москва — Санкт-Петербург[8][9], но в дальнейшем от этого было решено отказаться.

Avelia

Брэнд Avelia разрабатывался с 2008 года и может включать технологии распределённых тяговых тележек AGV, двух-палубных вагонов Euroduplex и изменения наклона кузова Pendolino.

В 2016 году AmTrak объявил о заказе на 28 поездов Avelia Libery, которые должны заменить Acela Express на «северовосточном коридоре» от Вашингтона (округ Колумбия) до Филадельфии, Нью-Йорка и Бостона. Поезд будет способен развивать скорость до 300 км/ч при использовании наклона и до 350 км/ч на ровных участках. Avelia Liberty использует тяговые вагоны-локомотивы в начале и конце поезда. Производство поездов будет локализовано в США на заводах в штате Нью-Йорк.

Примечания

  1. AGV — высокоскоростной электропоезд нового поколения (недоступная ссылка). Журнал «Железные дороги мира» (10 ноября 2000). Дата обращения: 11 января 2010. Архивировано 16 августа 2007 года.
  2. Alstom unveils AGV prototype train (англ.). Railway Gazette International (5 февраля 2008). Архивировано 14 апреля 2012 года.
  3. AGV : Performance and modularity (англ.). Alstom (October 2007). Дата обращения: 7 сентября 2007. Архивировано 14 апреля 2012 года.
  4. 4,0 4,1 France unveils super-fast train (англ.). BBC News (5 февраля 2008). Дата обращения: 5 февраля 2008. Архивировано 14 апреля 2012 года.
  5. Дмитрий Мамонтов. Обгоняя самолеты: Самый быстрый колесно-рельсовый поезд в мире (недоступная ссылка) (сентябрь 2009). Дата обращения: 11 января 2010. Архивировано 23 сентября 2011 года.
  6. Alstom awarded Italian AGV contract. Railway Gazette International (17 января 2008). Архивировано 14 апреля 2012 года.
  7. 'An Airplane on Wheels': Air France Plans High-Speed Train Business (англ.). Der Spiegel (9 сентября 2008). Архивировано 14 апреля 2012 года.
  8. РЖД планирует закупить еще 20 скоростных поездов (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 февраля 2010. Архивировано 12 февраля 2010 года.
  9. Из Москвы до Питера на поезде за 2 часаАрхивировано 25 сентября 2010 года. Архивная копия от 25 сентября 2010 на Wayback Machine

Ссылки