Народный комиссариат авиационной промышленности СССР

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Народный комиссариат авиационной промышленности Союза Советских Социалистических Республик
сокращённо — НКАП СССР, Наркомат авиапромышленности
Комплекс зданий Министерства авиационной промышленности, Уланский переулокКомплекс зданий Министерства авиационной промышленности, Уланский переулок
Общая информация
Страна  СССР
Дата создания 1939 года
Предшественники Народный комиссариат оборонной промышленности СССР
Дата упразднения 1946 года
Заменено на Министерство авиационной промышленности СССР
Руководство
Подчинено Совет народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик
Начальник См. список

Народный комиссариат авиационной промышленности СССР (НКАП) — государственный орган СССР в ранге министерства, управлявший развитием авиационной промышленности СССР в 19391946 годах.

История

11 января 1939 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Наркомата Оборонной промышленности СССР» из Первого (самолётного) управления Наркомата оборонной промышленности СССР был образован Наркомат авиационной промышленности (НКАП) СССР[1].

Согласно Постановлению СНК СССР № 4С от 21 января 1939 г. к НКАПу отошли:[2]

  • 1-е, 5-е, 10-е и 18-е Главные управления бывшего НКОП, которые обеспечивали производство самолётов, авиамоторов и авиаприборов с входящими в них предприятиями, трестами и конторами;
  • строительные тресты № 18, 20, 30, 31, Оргоборонпром, Остехуправление;
  • проектные институты № 1, № 5, № 10;
  • учебные заведения:
    • Московский, Казанский, Харьковский, Рыбинский авиационные институты, Новосибирский инженерно-строительный институт им. Куйбышева, Московский филиал Ленпромакадемии, Московский Авиационный Институт повышения квалификации ИТР и хозяйственников;
    • 15 техникумов (Московские авиационный, авиационный при заводе № 24 и машиностроительный им. Орджоникидзе, Горьковский и Воронежский электро-радио, Владимирский механический, Жуковский авиационный техникум и др.);
    • 2 рабфака (Московский авиационный и Пермский индустриальный);
    • массовая сеть — 99 точек (ФЗУ и др.);
  • техническая пропаганда в составе Постоянной авиационной выставки, Ленинградской авиационной выставки, Ленинградской радиовыставки, Кабинета обмена опытом по новой технике.

В сентябре 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолётных заводов». Оно предусматривало к концу 1941 г. увеличить производственные мощности авиазаводов более чем в полтора раза по сравнению с 1939 годом. Было решено построить 9 новых самолётостроительных заводов и реконструировать 9 действующих[3].

23 января 1940 года ЦК ВКП(б) принимает решение о создании в Наркомате авиапромышленности Управления по производству десантно-транспортных планеров под руководством В. С. Куликова. Главным инженером назначается П. В. Цыбин.

15 марта 1946 года НКАП преобразован в Министерство авиационной промышленности СССР[4].

Руководство

Каганович, Михаил Моисеевич 11 января 1939 года 10 января 1940 года
Шахурин, Алексей Иванович 10 января 1940 года 5 января 1946 года
Хруничев, Михаил Васильевич 5 января 1946 года 15 марта 1953 года

См. также

Примечания

  1. Страницы истории Минавипрома СССР
  2. Кланы в советском авиапроме в свете внутриполитической борьбы в СССР накануне и в начале Второй мировой войны
  3. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.
  4. Закон от 15 марта 1946 года. «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1946. — № 10.