Шатле (станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Шатле»
Châtelet
Парижский метрополитен
Зал станции "Шатле" линии 14Зал станции "Шатле" линии 14
Округ I и IV округа Парижа
Дата открытия 6 августа 1900
Тип станции линий 1, 4, 7, 11 односводчатые, мелкого заложения, станция линии 14 однопролётная
Количество платформ 5 залов по 2 платформы
Переходы на станции Шатле — Ле-Аль (кроме зала линии 4)
Выход к улицам

рю де Риволи,

Сен-Дени, площадям Маргарет де Наварре, де Сент-Опюртон, Шатле, Авеню Виктори
Наземный транспорт А: 21, 38, 47, 58, 67, 69, 70, 72, 74, 75, 76, 81, 85, 96
Noctilien: N11, N12, N13, N14, N15, N16, N21, N22, N23, N24, N122, N144, N145
Режим работы 5:30—1:15
Тарифная зона 1
Код станции 0108
Перейти к шаблону «Линия 1 (Париж)» 
RER Парижский трамвай
Ла-Дефанс — Гранд Арш
Эспланад-де-Ла-Дефанс
Пон-де-Нёйи
Ле-Саблон
О-де-Сен
Париж
RER
Порт-Майо
Аржантин
RER
Шарль де Голль — Этуаль
Георг V
Франклин Д. Рузвельт
Шанз-Элизе — Клемансо
Конкорд
Тюильри
Пале-Руаяль — Мюзе-дю-Лувр
Лувр — Риволи
RER
Шатле
Отель-де-Виль
Сен-Поль
Бастий
RER
Гар-де-Льон
Рёйи — Дидро
RER
Насьон
Парижский трамвай
Порт-де-Венсен
Париж
Валь-де-Марн
Сен-Манде
Беро
Шато-де-Венсен
Ле-Риголло
Гран-Пешер
RER
Валь-де-Фонтене


Перейти к шаблону «Линия 4 (Париж)» 
Линия 4
Ателье де Сент-Уэн (депо)
Сен-Сен-Дени
Париж
Порт-де-Клиньянкур Парижский трамвай
Симплон
Маркаде — Пуассонье
Шато-Руж
Барбес — Рошешуар
Гар дю Нор RER
Гар де л’Эст
Шато д’О
Страсбур — Сен-Дени
Реомюр — Себастополь
Этьен Марсель
Ле-Аль RER
Шатле
Сите
Сен-Мишель RER
Одеон
Сен-Жермен-де-Пре
Сен-Сюльпис
Сен-Пласид
Монпарнас — Бьенвеню
Вавен
Распай
Данфер-Рошро RER
Мутон-Дюверне
Алезия
Порт-д’Орлеан Парижский трамвай
Париж
О-де-Сен
Мэри-де-Монруж
Барбара
Баньё — Люси Обрак
Перейти к шаблону «Линия 7 (Париж)» 
Парижский трамвай
Ля-Курнёв — 8 мая 1945
Фор-д’Обервилье
Обервилье — Пантен — Катр-Шемен
Сен-Сен-Дени
Париж
Ателье де ля Виллет (депо)
Парижский трамвай
Порт-де-ля-Виллет
Корантен Карью
Криме
Рике
Сталинград
Луи Блан
съезд на линию 7bis
Шато-Ландон
Гар де л’Эст
Пуассоньер
Каде
Ле Пелетье
Шоссе д’Антен — Ла Файет
RER
Опера
Пирамид
Пале-Руаяль — Мюзе-дю-Лувр
Пон-Нёф
RER
Шатле
Пон-Мари
Сюлли — Морлан
Жюссьё
Плас Монж
Сансье — Добантон
Ле Гобелен
Плас д’Итали
Тольбиак
Мезон-Бланш
Парижский трамвай
Порт-д’Итали
Парижский трамвай
Порт-де-Шуази
Парижский трамвай
Порт-д’Иври
Ателье де Шуази (депо)
Париж
Валь-де-Марн
Пьер-э-Мари Кюри
Мэри-д’Иври
Ле-Кремлен — Бисетр
Вильжюиф — Лео Лагранж
Вильжюиф — Поль Вайян-Кутюрье
Парижский трамвай
Вильжюиф — Луи Арагон
Перейти к шаблону «Линия 11 (Париж)» 
Линия 11
Шатле
Отель-де-Виль
Рамбюто
Арз-э-Метье
Репюблик
Гонкур
Бельвиль
Пирене
Журден
Плас де Фет
Телеграф
Порт-де-Лила
Париж
Сен-Сен-Дени
Мэри-де-Лила
бывшее Ателье де Лила (депо)
Серж Генсбур
Роменвиль — Карно
Монтрёй — Опиталь
Ла Дюиз
Виадук Кото Боклер
Кото Боклер
Рони — Буа-Перье
Рони Ментенанс Сантр (депо)
Линия 14
Перейти к шаблону «Линия 14 (Париж)» 
Сен-Дени — Плейель
RER
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Мэри-де-Сент-Уэн
депо Док
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Сент-Уэн
RER
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Порт-де-Клиши
RER
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Пон-Кардинет
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Сен-Лазар
RER
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Мадлен
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Пирамид
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Шатле
RER
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Гар-де-Льон
RER
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Берси
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кур-Сент-Эмильон
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Библиотек-Франсуа-Миттеран
RER
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Олимпиад
Мезон-Бланш
Опиталь Бисетр
Вильжюиф — Институт Гюстав-Русси
Л'Э-ле-Роз
Порт де Тье — Марш Энтернасьональ
Парижский трамвай
Пон де Рёнжи
RER
Аэропорт д'Орли
Парижский трамвай
будущее депо Моранжи
План пересадочного узла на карте Парижа

«Шатле» (фр. Châtelet) — один из крупнейших пересадочных узлов Парижского метрополитена, расположенный в историческом центре Парижа. Вместе со станцией RER «Шатле — Ле-Аль» и соседней на 4 линии станцией «Ле-Аль» образует один из крупнейших подземных пересадочных узлов скоростного внеуличного транспорта в Европе. Также узел примечателен тем, что на нём сходятся четыре из пяти линий Парижского метрополитена на шинном ходу (кроме линии 6).

Описание

Пять залов станции условно делятся на две части, соединённые длинным коридором:

  • Залы линий 7 и 11 располагаются под площадью Шатле.
  • Залы линий 1, 4 и 14 располагаются под рю Сен-Дени и рю де Риволи.

Пересадочный узел соединён длинным подземным коридором с южным торцом станции RER «Шатле — Ле Аль», северный торец которой имеет переход на станцию 4 линии «Ле Аль». Расстояние от наиболее удалённых концов платформ линии 7 и станции RER составляет около 750 м.

История

  • Первым в пересадочном узле открылся зал станции на линии 1, открытие состоялось 6 августа 1900 года, спустя три недели после открытия первого пускового участка данной линии («Порт де Венсен» — «Порт-Майо». Следующим 21 апреля 1908 года открылся зал станции линии 4 в составе пускового участка «Порт де Клиньянкур» — «Шатле». Этот зал оставался конечной станцией линии 4 до открытия участка под Сеной 9 января 1910 года, продлившего линию до станции «Распай».
  • Зал линии 7 изначально открылся 16 апреля 1926 года в составе пускового участка «Пале-Руаяль — Мюзе-дю-Лувр» — «Пон-Мари» под названием «Пон Нотр-Дам — Пон о Чендж», тогда ещё без перехода на «Шатле». 15 апреля 1934 года переход был открыт, и зал линии 7 был переименован под название пересадочного узла. 28 апреля 1935 года открылся первый пусковой участок линии 11 (Шатле — «Порт де Лила»), зал разместился между залами линий 1 и 7.
  • 9 декабря 1977 года открывшийся пересадочный узел RER «Шатле — Ле-Аль» был соединён с метрополитеном переходом.
  • Самым новым залом станции является зал линии 14, расположенный между залами линий 1 и 4. Он открылся 15 октября 1998 год в составе первого пускового участка «Мадлен» — «Библиотек-Франсуа-Миттеран».
  • 7—8 марта 2009 года платформы линии 1 подверглись обновлению в связи с переходом линии на автоматическое управление, были установлены автоматические платформенные ворота.
  • С марта по декабрь 2019 года зал линии 11 временно закрыт в связи с реновацией и подготовкой к продлению линии 11 (по официальным данным), что может быть связано с удлинением оборотного тупика в западной горловине станции[1]
  • Пассажиропоток пересадочного узла по входу в 2009 году оценивался в 14,4 миллиона человек[2]. В 2011 году во все залы пересадочного узла вошли 14 440 964 пассажира[3]. В 2013 году этот показатель снизился до 13 929 657 человек, но, тем не менее, с этим показателем пересадочный узел замыкает первую десятку станций Парижского метро по уровню входного пассажиропотока[4].


Этимология названия

Станция названа по площади Пляс дю Шатле, получившей название по бывшей крепости Гранд Шатле, снесённой в 1802 году по приказу Наполеона I Бонапарта в 1802 году. Также «Шатле» является французским медиевистским термином.[5]

Конструкция и оформление

Большинство залов в пересадочном узле построены по типовому парижскому проекту, применявшемуся до 1952 года — односводчатые станции мелкого заложения с боковыми платформами. Зал линии 11 несколько отличается тем, что имеет островную и боковую платформы и три пути (это связано с конечностью данной станции для данной линии). Зал линии 14 построен по модифицированному для данной линии спецпроекту, в которой односвод опирается на вертикальные стены, а пути отделены от платформы платформенными раздвижными дверьми. Это связано с автоматическим режимом работы линии.

Галерея

См. также

Примечания

  1. [ https://www.ratp.fr/decouvrir/coulisses/modernisation-du-reseau/metro-ligne-11-les-quais-de-votre-station-chatelet]
  2. Le Bilan des déplacements à Paris en 2009 - Paris.fr (фр.) (недоступная ссылка). paris.fr (9 октября 2009). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 9 марта 2015 года.
  3. Entrants annuels provenant de l’extérieur de la station (voie publique, correspondances bus, réseau SNCF, etc.) Архивировано 18 июля 2014 года., sur le site data.ratp.fr. Consulté le 21 juin 2013.
  4. Trafic annuel entrant par station (2013) Архивировано 8 марта 2013 года., sur le site data.ratp.fr, consulté le 31 août 2014.
  5. Jacques Hillairet, Dictionnaire historique des rues de Paris, 8th ed. (Éditions de Minuit, 1985), Vol. 1, pp. 331—334.

Источники

  • Roland, Gérard (2003). Stations de métro: D’Abbesses à Wagram. Éditions Bonneton.