Перейти к содержанию

Челюскин (пароход)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Челюскин»
«Лена» (11.3.1933—19.6.1933)
летом 1933 года в Ленинграделетом 1933 года в Ленинграде
 СССР
Класс и тип судна грузовой пароход для плавания в арктических водах
Ледовый класс ✠100 A1 (strengthened for navigation in ice)
Порт приписки Владивосток
Номер ИМО 5607600
Организация ГУ Севморпути
Изготовитель Burmeister & Wain[дат.](B&W, Copenhagen) Дания
Спущен на воду 11 марта 1933 года
Введён в эксплуатацию 3 июня 1933 года
Статус Затонул 13 февраля 1934 года
Основные характеристики
Водоизмещение 7500 т
Длина 94,5 м
Ширина 16,6 м
Высота 22 фута (по борту)
Осадка 6,5 м
Двигатели двойной составной паровой
Мощность 2450 л. с.
Движитель 1 винт (~2,9 м диаметром, 4 лопасти)
Скорость хода 12,5 узлов
Экипаж 52 чел.
Пассажировместимость 60 чел.
Регистровый тоннаж 4594 м³

«Челю́скин» — советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain[дат.] (B&W, Copenhagen) по заказу Наркомата водного транспорта СССР[1].

Пароход и его функция

Пароход был предназначен для хождения по части Северного морского пути и в Тихом океане между устьем Лены (отсюда и первоначальное название судна «Лена») и Владивостоком[2], для обслуживания Восточных Ленских экспедиций[1].

По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём. Он был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах» (англ. ✠100 A1 strengthened for navigation in ice): он имел форштевень специальной конструкции, усиленную обшивку в районе ватерлинии и некоторые другие особенности[1]. В пресс-релизе фирмы B&W пароход был отнесён к судам ледокольного типа (the ice breaking type) для специальных целей или для специального торгового мореплавания (арктической торговли), однако ледоколом не являлся[1]. Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн. При его осмотре полярный капитан Владимир Воронин указал: «Набор корпуса был слаб, шпангоуты редкие, и прочность их не соответствовала для ледокольного судна, да еще предназначенного для работы в Арктике»[1].

Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательный поход — 6 мая 1933 года. В первый поход в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 года под названием «Лена». Надзирал за постройкой и командовал судном капитан Торгфлота СССР Петерис Биезайс[3][4]. В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 года. Пароход «Лена» переименовали 19 июня 1933 года. Он получил новое название — «Челюскин» в честь русского мореплавателя и исследователя Севера С. И. Челюскина и был выделен для первой сквозной экспедиции по Северному морскому пути на обычном грузовом судне[2].

Комиссия во главе с главным инженером Судопроекта Н. К. Дормидонтовым и кораблестроителем, академиком А. Н. Крыловым, производившая осмотр судна 5 июля 1933 года в Ленинграде, отметила: «Челюскин» не отвечает требованиям, предъявляемым к ледокольному пароходу[5], однако из имевшихся в наличии судов это было наиболее пригодным для плавания в ледовых условиях[1].

Пароход «Лена» в период постройки на датской верфи.

Объясняя идею экспедиции в интервью газете «Известия», Отто Шмидт говорил: «На ледоколе Великий Северный путь уже пройден. Наша задача освоить путь, и найти, комбинируя теорию и практический опыт, тот тип грузового корабля, по которому мы будем строить северную грузовую флотилию. Объединить в одном корабле свойства ледокола и грузового судна невозможно, так как ледокол всегда должен иметь очень мощную машину по сравнению со своей величиной. Вместе с тем мощная машина требует много топлива, так что при длительном рейсе не остается места для груза»[1].

Признавая, что «Челюскин» «для сквозного плавания не предназначался и этим условиям не вполне удовлетворяет», Отто Юльевич рассчитывал выявить в походе, как нужно изменить проект при постройке будущих судов и в случае попадания во льды на помощь грузовому судну должны были прийти ледоколы[1].

Таким образом, поход «Челюскина» задумывался не как автономное плавание, а работа во взаимодействии с Ленской, а в Восточном секторе — с Северо-Восточной экспедицией Наркомвода, при использовании их ледоколов и авиации[1].

Плавание

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием первого капитана Петериса Биезайса[6] и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя на верфь компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько из более чем 70 выявленных дефектов.

В Дании 27 июля 1933 года капитан Биезайс по причине загруженности работой с технической документацией, связанной с произвёденным ремонтом, временно передал командование опытному полярному капитану В. И. Воронину, который был на судне пассажиром. Однако в Мурманске Биезайс сошел с корабля и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина»[7].

Отто Шмидт и Владимир Воронин на борту «Челюскина». Фото, вероятно, сделал П.Новицкий.

Начало пути

2 августа 1933 года на борт корабля взошли 112 человек: 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 участников зимовки на острове Врангеля и 12 строителей, которые должны были поставить дома на этом острове. В багажные отсеки было нагружено 2 995 т угля, 500 т воды, 26 коров и 4 поросят, провизия с расчетом на полтора года зимовки[2].

Пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов[1]. Ледовую разведку обеспечивал гидроплан лётчика Михаила Бабушкина[8].

Первые льды встретились пароходу в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. 15 августа ледокол «Красин» пробил для него путь во льдах[8], но следуя за ним, «Челюскин» получил массу мелких повреждений (вмятины в корпусе, деформацию шпангоутов и потерю многих заклепок). 21 августа «Челюскину» пришлось расстаться с «Красиным» — ледокол отправился сопровождать караван судов на пути к реке Лене[9]. 29 августа в Карском море во время проводки судов Ленской экспедиции на ледоколе сломался левый гребной вал с винтом и он вышел из строя[1].

1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В этот же день по судовому радио парохода прозвучало объявление: «Товарищи! Поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции! Теперь нас 113 человек — жена геодезиста Васильева родила дочку». На пароходе был ещё один малолетний ребёнок: радист Петр Буйко следовал на зимовку на остров Врангеля с женой и полуторагодовалой дочкой Аллой. Этот остров — самое суровое место в восточной Арктике, его называют самым большим в мире роддомом белых медведей[5]. Четыре года там работала экспедиция, к которой не мог пробиться ни один корабль. «Челюскин» должен был доставить новых полярников им на смену[8].

При прохождении Карского моря учёные скорректировали положение острова Уединения на 50 миль восточнее на морских картах[9].

В сентябре, выводя суда Северо-Восточной экспедиции Наркомвода, вышел из строя ледорез «Литке». Таким образом, «Челюскин» лишился ледокольной поддержки и продолжал путь на восток самостоятельно[1].

Дрейф

Войдя в Восточно-Сибирское море с его тяжёлыми льдами, экипаж обнаружил очередные повреждения судна. «Как трудно идти среди льдов на слабом „Челюскине“, к тому же плохо слушающемся руля…» — отметил в дневнике капитан Воронин[9].

В Чукотском море, куда пароход вошел проливом Лонга в середине сентября, воздушная разведка обнаружила тяжёлые льды. Стало ясно: остров Врангеля экспедиция посетить не сможет[9]. 23 сентября «Челюскин» оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков», в результате которой тот потерял гребной вал и дальнейший путь проделал под парусами из угольных брезентов[10]. Надо сказать, что судоводители «Челюскина» в критический момент оказались на высоте — в тех «заколдованных» местах, где «Сибиряков» в свое время лишился винта, состояние «Челюскина» не казалось столь безнадёжным[9].

Лёд, сковавший «Челюскин», пробовали взрывать, но торосы сдавливали корпус судна так сильно, что заклепки из обшивки вылетали со звуком выстрела. У Колючинской губы к дрейфующему пароходу на собачьих упряжках 3 октября подъехали чукчи[5].

Шмидт договорился с ними, чтобы они забрали на берег 8 человек, хуже всех переносивших рейс: среди них был корреспондент газеты «Правда», известный поэт Илья Сельвинский. Преодолев трудности пути, они добрались до бухты Провидения, где сели на ледорез «Литке» и в начале января пришли во Владивосток[5].

Одно из сжатий в конце ноября было столь сильным, что Шмидт и Воронин распорядились выгрузить на лед аварийные запасы. Однако вскоре после того как во льду образовались разводья, всё пришлось погрузить обратно. Этот эпизод послужил пробной тренировкой, после чего всех людей закрепили за определёнными участками, чтобы в экстренной ситуации сразу начать выгрузку по утверждённому плану[11].

Мимо Берингова пролива

В течение месяца поврежденный «Челюскин» от мыса Сердце-Камень проталкивался сквозь льды, порой дрейфуя вместе с ними. Северный морской путь был уже пройден в большей своей части и судно настолько приблизилось к Берингову проливу, что капитан Воронин «был уверен, что между мысом Дежнёва и островом Диомида нас выжмет в Берингово море». Тем более, 1 ноября по вскрывшейся прибрежной полынье благополучно миновали Берингов пролив пароходы очередной колымской экспедиции «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт». Такая перспектива выглядела вполне реальной и для «Челюскина», закованного во льды дальше от берега[9].

4 ноября 1933 года до чистой воды оставались считанные мили. Из марсовой бочки капитан Воронин уже видел чистую воду, видел, как в открытом море пускают фонтаны киты[5],

Как отмечал в дневнике капитан Воронин, «Челюскину» «оставалось три четверти мили до чистой воды… В тот же день 4 ноября получили радиограмму от командования Северо-Восточной полярной экспедиции на ледорезе «Литке», предлагавшего нам помощь… Зная крепость окружающих нас льдов, тогдашнее состояние «Литке» (он ежесуточно принимал внутрь корпуса до двухсот тонн воды, с откачкой которой едва справлялись его водоотливные средства), я отказался от помощи»[9].

Из-за перемены течения судно начало относить к северо-западу[12]. Через 10 дней «Челюскин» оказался уже у мыса Хоп на Аляске, откуда всё-таки на «Литке» о помощи. Экипаж ледореза сделал всё возможное — вдоль ледовой кромки удалось подойти к терпящему бедствие пароходу на 25 миль, но они были непреодолимы из-за тяжёлым канадского пакового льда. Он грозил гибелью уже ледорезу, и его решено было отпустить[9].

В преддверии катастрофы

Недалеко от судна была установлена палатка с приборами для наблюдений за подвижками льда. Инженер-физик экспедиции И. Факидов поинтересовался, не лишняя ли это мера, у своего коллеги П. Расса. На что тот ответил: «Ставьте! Может быть, в этой палатке ещё придётся жить»[9].

В дневнике Факидова развитие событий описывалось так[9]:

«3 февраля. Недалеко от судна странный гул и визгливые скрипы. Происходи такие пертурбации близко — уверен, что от «Челюскина» не осталось бы и следа…

6 февраля. Полынья возле кормы расходится. Как бы не унесло мою палатку! Кругом лед трещит. Если ветер усилится — «Челюскин» будет сжат.

12 февраля. Лед сегодня ведет себя беспокойно… Не знаю, что ожидает нас в эту ночь. Жизнь, как на вулкане или открытых позициях».

Тяжелые льды методично подтачивали борт корабля. Положение значительно ухудшилось в феврале. Экипаж начал готовиться к эвакуации на лёд: все важные грузы были извлечены из трюмов и размещены на палубе[8].

Гибель парохода

Ночь на 13 февраля 1934 года выдалась особенно тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда[12].

Воронин вспоминал: «Ко мне подошел инженер Расс: «Капитан, началось торошение льда. Идет высокий вал, прямо на нас». В эту же секунду судно заскрипело. Лед начал сжимать корпус. «Конец!» — сказал я себе. — Теперь все силы на выгрузку…»[5][9].

Штурман Марков вспоминал: «Челюскин» вздрогнул и быстро пошел назад, сопровождаемый скрипом и шорохом льда. Наблюдая движение судна, я ощущал за него боль. Ледяная гряда, меняя профиль, обняла нас полукольцом. Она безжалостно смыкала эти объятья. Так же внезапно «Челюскин» остановился. Град металлических ударов пробежал по корпусу. Где-то ломался металл… Разгрузка корабля развернулась. Одни выгружали радиоаппаратуру; другие — меховую одежду, камельки, трубы, палатки, войлок, третьи — фанеру, кирпич, глину, песок и многое другое. Выгрузка продовольствия шла своим чередом. Судно садится на нос. Сжатие льда прекратилось. Судно заметно уходило из-под ног. Вот-вот вода хлынет на палубу… Последняя команда капитана: «Все на лед! Покинуть судно!..»[9]

В 13:30 внезапным сильным напором разорвало левый борт от носового трюма до машинного отделения, куда хлынула вода. Одновременно лопнули трубы паропровода, обездвижив водооткачивающие помпы. Началась организованная эвакуация на лёд, которая продолжалась до тех пор, пока нос корабля не погрузился в воду[12]. В момент катастрофы снова проявились организаторские способности Шмидта и его умение влиять на людей. «Когда судно погибало, не было никакой паники, криков, ругани, вспоминал позже судовой плотник Кудрявцев. Помню, когда я жил ещё в деревне и там случился пожар, то было больше паники и рёва, чем в такой большой опасности, в которую мы попали»[10].

Гидрограф П. Хмызников описал последние минуты парохода: «Судно сильно дергается носом вниз. На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода. Корма идет вверх… Десятка полтора людей с кормовой части корабля прыгают на лед. Я прыгаю за ними и отбегаю от судна…По трапу на лед спускаются Шмидт и Воронин. Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз. Оголяются руль, винты. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… «Дальше от судна! Сейчас будет водоворот!»Людская волна, хлынувшая было вперед, подалась назад. Белая шапка всплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются… Волна спадает. Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. «Челюскина» нет»[9].

«Челюскин» затонул через 2 часа после прорыва обшивки: координаты места 68°18′05″ с. ш. 172°49′40″ з. д.HGЯO[13]. После сделанной переклички оказалось, что среди спасённых не хватает завхоза экспедиции Бориса Григорьевича Могилевича. Кто-то вспомнил, что из-за резкого крена Могилевич потерял равновесие, и на него покатился находившийся на палубе груз, увлёкший его в воду[9]. Борис Григорьевич стал единственным человеком, погибшим во время экспедиции[5].

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека[14][15]. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, предназначавшиеся для строительства на острове Врангеля, но не доставленные туда. Из них строили бараки[12].

Эвакуация

«Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники А. Шафрана

После высадки на лёд люди разместились в наскоро поставленных палатках, и радист Эрнст Кренкель начал проверять работу радио. Сам Кренкель позднее так описал ту ночь: «В углу палатки на коленях приступаю к сборке радио. Освещение небогатое — фонарь с разбитым стеклом. Приходится работать без рукавиц. Плоскогубцы, нож, провода обжигают руки. Изредка грею одеревеневшие пальцы в рукавах… Начинает не то подсыхать, не то замерзать мокрое от пота белье, затекают колени. Нельзя даже протянуть ноги, так как палатка набита до отказа. Приёмник, наконец, включен. Снимаю шапку, надеваю наушники — жжёт морозом уши. Вожу реостат и по легкому звону ламп слышу: работает… Ирония судьбы: 104 человека находятся на льдине в мороз, в пургу, ночью, никто во всем мире не знает об их судьбе, а первое, что слышит лагерь Шмидта — веселый американский фокстрот»[9].

На следующий день после крушения судна была установлена радиосвязь с Москвой, а затем в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил член Политбюро ЦК Валериан Куйбышев[16]. Вскоре из Москвы по радио поступило сообщение: «Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой… Сталин, Молотов, Ворошилов…»[9]

Для организации эвакуации по железной дороге на Дальний восток были направлены дирижабли, в марте из Ленинграда вышел ледокол «Красин», чтобы, пройдя через Атлантику, Панамский канал и Тихий океан, подойти к Северному морскому пути с восточной стороны. Но основная нагрузка по поискам и эвакуации лагеря легла на полярную авиацию[9].

Ледовый быт

Шмидт сразу отверг идею пешего перехода до берега Чукотки, находившегося примерно в 150 километрах. Женщинам, детям, да и многим мужчинам это было не под силу. Опыт полярных экспедиций не однажды показывал, что переход по дрейфующим льдам даже для подготовленных и снабженных спецснаряжением и питанием людей — предприятие крайне рискованное. Самым настойчивым ходокам Отто Юльевич без обиняков пообещал — буду стрелять… Зачатки паники и сомнений необходимо было подавить сразу. Шмидт решил ждать помощи с материка[9].

Плотники соорудили из спасённой древесины барак, куда поместилась половина «челюскинцев», выстроили камбуз под крышей и сигнальную вышку. Много работы предстояло на аэродроме, который то и дело разрушался подвижками льда[9].

Каждый день челюскинцев в ледовом лагере был наполнен тяжёлой работой ремонтировали и утепляли палатки, строили из подручных средств барак и камбуз, готовили еду на сто с лишним человек. При этом продолжались научные исследования и чтение лекций специалистами, включая Шмидта. Обитатели льдины даже выпускали стенгазету «Не сдадимся!», публикуя информацию о скорости дрейфа, сведениях с Большой земли, остатках запасов. В газете были юмористические заметки и карикатуры о быте челюскинцев. На одной из них Шмидта изобразили выглядывающим из палатки с бородой, примёрзшей ко льду[10].

Статья в газете «Правда» за 15 марта 1934 года.

Челюскинцы вручную расчистили среди льдов взлётно-посадочную полосу для приёма самолётов[5].

Лётчики ищут лагерь

Тем временем полярные лётчики упорно пытались найти среди ледяных просторов лагерь Шмидта. Сначала это вообще было невозможно: по воспоминаниям лётчика Ляпидевского, бушевала такая пурга, что «чукчи глубоко зарылись в свои пологи и шкуры. Даже на собаках ехать нельзя — не то, что лететь. Так до 18-20-го числа»[17].

18 февраля небо прояснилось, температура воздуха составляла минус 19 градусов. «Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и всё безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались – стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало», — вспоминал Ляпидевский о том, как он и его товарищи долгих две недели искали челюскинцев[17].

Полёты проходили над местностью, на которой не было метеостанций, для которой не существовало хоть сколько-нибудь надёжных карт. Штурман Шелыганов «набрал десятки карт, но среди них не было ни одной, достаточно пригодной для самолетовождения. Многие противоречили друг другу…» Молодой пилот Каманин вспоминал свои сомнения: «Как толст слой облачности? Продолжаются ли облака до земли или между облаками и землей есть свободная от облачности прослойка? Чем заполнена эта прослойка — пургой, туманом..?»[9].

Ф.П. Решетников, 1976 г. Первые Герои Советского Союза. Слева направо: А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков, С.А. Леваневский, М.В. Водопьянов, Н.М. Каманин, И.В. Доронин, М.Т. Слепнёв.

5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю: «Мы прямо уперлись в лагерь… Отчетливо видели теперь стоянку Шмидта: вышку, палатки, барак. Потом увидали во льду трещину, которая отделяла лагерь от аэродрома, около трещины — скопище народа, пытавшегося перебраться… Кричали что-то, бросали шапки вверх. Я сделал два круга над аэродромом. Впервые я видел такую маленькую площадку: она была 450 на 150 метров. Все подходы к ней были заставлены высокими ропаками… Сел все-таки очень удачно… Челюскинцы все обросшие, бородатые, одетые в меха… Окружили потом меня, обнимают, а у меня мысль: как бы отсюда вылететь?..» А. Ляпидевский на своей тяжелой машине АНТ-4 ювелирно приземлился на площадке, которая не соответствовала даже минимуму для такого самолёта: 650 х 150 метров[9]. Храбрый лётчик взял на борт сразу десять женщин и двоих детей[18], доставив их в Уэлен[9]. Потом погода испортилась и при следующей попытке пробиться к лагерю Ляпидевский потерпел аварию[5].

Не зная об этом, в лагере сочинили частушку[5]:

Я на льдине сижу –
Льдина вертится.
Ляпидевский не летит –
Только треплется.

Из Владивостока и Хабаровска на Чукотку были командированы пилоты Водопьянов, Доронин, Галышев, Каманин, Пивенштейн, Молоков, Слепнев и Леваневский. В факторию Ванкарем из Владивостока пароходами «Смоленск», «Сталинград» и «Совет» были отправлены самолёты[5]. Из-за льда самолёты и экипажи были выгружены со «Смоленска» и «Совета» у мыса Олюторский, откуда они перелетели к Ванкарему[9]. Из Хабаровска вдоль Охотского побережья на север вылетел отряд М.В. Водопьянова на трёх машинах, но до Ванкарема добрались лишь две Водопьянова и И.В. Доронина. В США были закуплены два самолёта для пилотов М.Т. Слепнева и С.А. Леваневского, которые действовали с Аляски[9].

Спасение

Следующий рейс был совершён только 7 апреля. М. Слепнёв на «Флистере» неудачно приземлился и не смог вылететь обратно. Н. Каманин и В. Молоков на своих Р-5 смогли вывезти в Ванкарем 5 человек. Затем, чтобы взять хотя бы ещё одного пассажира, Молоков стал использовать на своём компактном самолёте парашютный ящик под фюзеляжем, куда человека заталкивали головой вперёд с руками, вытянутыми по швам, а затем за ноги вытаскивали[9].

Весь день 7 февраля Отто Шмидт провел на ледовом аэродроме на пронизывающем ветру при температуре минус 16 градусов и на следующий день слёг с высокой температурой. Воспаление лёгких наложилось на то, что они были ранее повреждены туберкулёзом, но он категорически отказывался эвакуироваться до тех пор, пока со льдины не снимут последнего челюскинца[10].

«Положение Отто Юльевича с каждым часом ухудшается, — вспоминал уполномоченный правительственной комиссии, опытный полярник Георгий Ушаков. — Он часто впадает в бредовое состояние. Температура выше 39°. Давно зная Шмидта, я не мог ждать момента, когда Шмидт потеряет сознание… Поэтому на следующий день… я с первой машиной возвращаюсь в Ванкарем и немедленно даю телеграмму т. Куйбышеву о состоянии здоровья Шмидта… Утром 11-го я получаю соответствующее распоряжение и даю поручение т. Молокову вывезти Шмидта из лагеря. Вечером Шмидт вместе с врачом Никитиным уже в Ванкареме»[10]. По решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске[5].

За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолётах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолёте «Консолидейтед-Флитстер» 17AF и Иван Доронин на «Юнкерсе» W 33 вывезли на материк остальных челюскинцев[19] в деревянных ящиках, закреплённых под крыльями самолётов[8]. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года, им лётчик Молоков вывез со льдины собак[8]. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки[9]. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно перелетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки (см. Записки летчика М. С. Бабушкина, 1941)[20].

К вечеру 12 апреля на льдине оставались капитан Воронин, заместитель начальника экспедиции Алексей Бобров[21], радист и комендант аэродрома Сандро Погосов. «Когда пришли в лагерь, какая-то необъяснимая радость и веселье напали на нас, — вспоминал потом Бобров, — и мы в пустом лагере пустились в пляс. Картина, очевидно, со стороны была жуткая: два уже не совсем молодых человека… пустились откалывать трепака, потом обнялись и расцеловались. И только тут я увидал удивленную физиономию Кренкеля, который оказался свидетелем этой непонятной для него сцены». Воронин, почувствовав неловкость за такое бурное проявление чувств, взял с товарищей слово забыть о проявленной им слабости[9].

Затем он написал в мемуарах: «В палатке горел фонарь. Я зажег примус. Вскипятил чаю, вымыл посуду и все аккуратно прибрал, оставив в палатке по поморскому обычаю запас продовольствия и вещей, необходимых человеку, который бы оказался заброшенным на эти льдины… С рассветом вышел на воздух. Было ясно. Кругом царило безмолвие»[9].

Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы[22]. Больше других отличились пилоты Молоков и Каманин, совершившие по 9 рейсов: первый вывез 39 человек, второй — 34. Водопьянов сделал 3 рейса, эвакуировав 10 человек, остальных же на Большую землю доставили Слепнёв и Доронин[9].

Чествования

Во Владивосток

С Чукотки (бухта Провидения, 21 мая 1934 года) на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку (28 мая), далее, во Владивосток (7—9 июня). Вся бухта Владивостока была заполнена людьми, ожидавшими прибытия героев. Когда из-за мыса Чуркина показался «Смоленск», в 16.25 прозвучала команда «смирно», и в наступившей тишине раздались торжественные гудки предприятий и стоявших в бухте судов. При заходе парохода в бухту с берега ударил артиллерийский салют из 15 залпов. С пролетавших над палубой парохода самолётов сыпались цветы и листовки[5].

Сошедших на берег челюскинцев встретили руководители Дальневосточного края и Тихоокеанского флота. На митинге от имени челюскинцев выступили заместитель руководителя экспедиции Бобров и капитан Воронин, от лётчиков — Маврикий Слепнёв. После этого челюскинцев вместе со встречавшими их родными разместили в гостинице «Версаль» (в 1935 году в честь этого события гостиница была переименована в «Челюскин»), а прибывших гостей —  в гостинице «Золотой Рог». В 19.00 в городском театре прошла торжественная встреча, на которую пригласили лучших ударников труда[5].

Дорога славы

Из Владивостока на специальном литерном поезде (специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности) челюскинцы отправились в Хабаровск (10 июня) и до Москвы[23].

По пути следования поезд с челюскинцами сопровождали митинги, празднества, чествования. На каждой крупной станции их ждали тысячи местных жителей[5].

«Помню, в Хабаровске местные кондитеры принесли к поезду торт «Челюскин во льдах». Весил он тридцать килограммов, — рассказывал лётчик Анатолий Ляпидевский. — Читинцы преподнесли невероятно вкусное сооружение из крема, шоколада, орехов и прочего под названием «В ледовом лагере», размером и весом превышающее творение хабаровчан. Узнав об этом, иркутяне испекли «Аэродром в Ванкареме», но тогда красноярцы соорудили «Карту Севера страны», и уже этот торт не только не поддавался взвешиванию, но его просто было невозможно нести. Пришлось резать прямо на перроне, хотя было очень жаль»[24].

19 июня 1934 года в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград.

Награждение

Проведение операции по спасению челюскинцев побудило советское правительство учредить особое звание и высшую награду страны — Герой Советского Союза. В положении о присвоении этого звания отмечалось: оно является высшей степенью отличия, связанного с совершением геройского подвига[25].

Лётчики, снявшие челюскинцев со льдины, — Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин — стали первыми Героями Советского Союза[26] и были награждены высшей наградой СССР — орденами Ленина[27]. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учреждённый знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Одновременно с ними звания Героя Советского Союза был удостоен также лётчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолёта до лагеря он не долетел и ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца.

За помощь при спасении челюскинцев орденом Ленина были награждены и двое американских бортмехаников, Клайд Армстед (англ. Clyde Armistead) и Уильям Левери (англ. William Lavery), 20 апреля 1934 года[27][28].

Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденами Красной Звезды (103 человека, включая погибшего Б. Могилевича)[29].

«За выдающееся участие в организации и проведении спасения челюскинцев и сохранении научных материалов экспедиции» постановлением от 15 июня 1934 года начальник полярной станции Мыс Северный и председатель Чрезвычайной тройки Г. Г. Петров, командир самолёта «СССР-Н4» Ф. К. Куканов были награждены орденами Красной Звезды; ордена Трудового Красного Знамени были вручены радистам Т. Х. Хаапалайнену, Л. Н. Шрадер, Е. Н. Силову, механику рации мыса Северного С. И. Семёнову, начальнику полярной станции Уэлен Н. Н. Хворостянскому и члену Чрезвычайной тройки Я. В. Погорелову[30].

В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов.

За спасательную операцию челюскинцев (5 марта — 13 апреля 1934 года) семь лётчиков стали первыми Героями Советского Союза[31]

Очередность в Указе о присвоении звания Героя Герой Особенности полётов Спасение, чел. Рейсы, колич. Самолёт
1

[Звезда Героя № 1]

Анатолий Ляпидевский первым обнаружил лагерь челюскинцев 5 марта 1934 года 12 1 АНТ-4, № 1
2

[Звезда Героя № 4[32]]

Сигизмунд Леваневский в лагерь Шмидта не долетел, потерпел аварию у мыса Онман, в 30 км от пос. Ванкарем 0 0 «Флитстер» (17АF Fleetster), бортовой USSR-SL — СССР-Сигизмунд Леваневский
3 Василий Молоков внеплановым рейсом, 11 апреля 1934 г. эвакуировал больного Шмидта со льдины в Ванкарем 39 9 Р-5
4

[Звезда Героя № 2]

Николай Каманин 34 9 Р-5
5 Маврикий Слепнёв внеплановым рейсом, 12 апреля 1934 г. вывез Шмидта на лечение в США, на Аляску, в г. Ном/Nome 6 1 «Флитстер» (17АF Fleetster) бортовой USSR-MS — СССР-Маврикий Слепнёв/CCCP H55
6 Михаил Водопьянов 10 3 Р-5
7 Иван Доронин 2 1 ПС-4[33][3]/Юнкерс W33, бортовой № Л-735

Список награждённых[34]

Звание «Герой Советского Союза»

Орден Ленина

Лётчики
  • Ляпидевский А. В.
  • Леваневский С. А.
  • Молоков В. С.
  • Каманин Н. П.
  • Слепнёв М. Т.
  • Водопьянов М. В.
  • Доронин И. В.
  • Петров Л. В.
Обслуживающий персонал
  • Руковский М. А., бортмеханик
  • Левари Уильям, бортмеханик, гражданин США
  • Пилютов П. А., бортмеханик
  • Девятников И. Г., техник
  • Шелыганов М. П., штурман
  • Грибакин Г. В., бортмеханик
  • Клайд Армистед, бортмеханик, гражданин США
  • Александров В. А., бортмеханик
  • Ратушкин М. Л., бортмеханик
  • Разин А. К., ст. техник
  • Савин Я. Г., бортмеханик

Орден Красной Звезды

Штаб спасения челюскинцев и лётчики резерва
  • Ушаков Г. А. — уполномоченный правительственной комиссии по спасению челюскинцев
  • Петров Г. Г. — председатель чрезвычайной тройки по спасению челюскинцев
  • Галышев В. Л. — лётчик
  • Пивенштейн Б. А. — лётчик
  • Бастанжиев Б. В. — лётчик
  • Демиров И. М. — лётчик
  • Куканов Ф. К. — лётчик, командир Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев
Экипаж парохода «Челюскин»
  • Шмидт О. Ю. — начальник экспедиции
  • Воронин В. И. — капитан «Челюскина»
  • Баевский И. Л. — заместитель начальника экспедиции по науке
  • Бобров А. Н. — помощник начальника экспедиции, начальник после эвакуации Шмидта на Аляску[35]
  • Кренкель Э. Т. — старший радист экспедиции
  • Могилевич Б. Г. — завхоз экспедиции, погиб 13 февраля 1934 г. на «Челюскине»
  • Гудин С. В. — ст. помощник капитана «Челюскина»
  • Марков М. Г. — 2-й помощник капитана
  • Виноградов Б. И. — 3-й помощник капитана
  • Павлов В. В. — дублёр ст. помощника капитана
  • Матусевич Н. К. — ст. механик
  • Тоикин Ф. П. — 2-й механик
  • Пионтковский А. И. — 3-й механик
  • Петров П. И. — 4-й механик
  • Колесниченко А. С. — практик-механик
  • Филиппов М. Г. — практик-механик
  • Иванюк В. В. — радист
  • Загорский А. А. — боцман
  • Шуша А. Д. — плотник
  • Дурасов Г. И. — матрос 1-го класса
  • Сергеев Я. В. — матрос 1-го класса
  • Ломоносов Н. М. — матрос 1-го класса
  • Синцов В. М. — матрос 1-го класса
  • Мосолов Г. — матрос 1-го класса
  • Харкевич А. Е. — матрос 2-го класса
  • Миронов А. Е. — матрос 2-го класса
  • Баранов Г. С. — матрос 2-го класса
  • Ткач М. К. — матрос 2-го класса
  • Бармин В. Ф. — машинист 1-го класса
  • Фетин С. Ф. — машинист 1-го класса
  • Мартисов Л. Д. — машинист 1-го класса
  • Нестеров И. С. — машинист 2-го класса
  • Апокин А. П. — машинист 2-го класса
  • Задоров В. А. — кочегар 1-го класса
  • Румянцев И. С. — кочегар 1-го класса
  • Киселёв С. И. — кочегар 1-го класса
  • Марков Е. Л. — кочегар 1-го класса
  • Агафонов А. Н. — кочегар 1-го класса
  • Громов В. И. — кочегар 1-го класса
  • Паршинский В. Л. — кочегар 1-го класса
  • Ульев А. А. — кочегар 1-го класса
  • Бутаков Н. С. — кочегар 1-го класса
  • Кукушкин Б. А. — кочегар 1-го класса
  • Ермилов Г. П. — кочегар 1-го класса
  • Сергеев Ф. С. — кок
  • Морозов Ю. С. — повар
  • Козлов Н. С. — пом. повара
  • Агапитов В. М. — пекарь
  • Горская А. А. — уборщица
  • Буркова Е. Н. — уборщица
  • Милославская Т. А. — уборщица
  • Рудас А. И. — уборщица
  • Лепихин В. С. — уборщик
  • Мальховский И. И. — кочегар 2-го класса
  • Лесков А. Е. — матрос 1-го класса
  • Копусов И. А. — зам. нач. экспедиции
  • Гаккель Я. Я. — геодезист
  • Лобза П. Г. — гидрохимик
  • Стаханов В. С. — зоолог
  • Шпаковский Н. Н. — аэролог
  • Ширшов П. П. — гидробиолог
  • Факидов И. Г. — инженер-физик
  • Хмызников П. К. — гидрограф
  • Новицкий П. К. — фотограф
  • Иванов А. М. — моторист
  • Решетников Ф. П. — художник
  • Шафран А. М. — кинооператор
  • Громов Б. В. — корреспондент «Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК»
  • Семёнов С. А. — секретарь экспедиции
  • Канцель А. А. [Канцин] — зав. буфетом [зам. заведующего хозяйством]
  • Гордеев В. Р. — подрывник
  • Бабушкин М. С. — пилот
  • Валавин Г. С. — бортмеханик
  • Расс П. Г. — инженер
  • Шульман И. П. — студент-исследователь[36]
  • Буйко П. С. — начальник станции на о. Врангеля
  • Буйко (Кожина) Л. Ф.
  • Васильев В. Г. — геодезист
  • Васильева (Дорфман) Д. И.
  • Комов Н. Н. — ст. метеоролог
  • Комова О. Н. — метеоролог
  • Белопольский Л. О. — биолог
  • Сушкина А. П. — ихтиолог
  • Никитин К. А. — врач
  • Погосов А. Е. — ст. механик
  • Гуревич В. Е. — кладовщик
  • Прокопович Е. С. — зав. факторией
  • Иванов С. А. — радист
  • Зверев А. И. — кок
  • Кожин К. Ф. — служитель
  • Рыцк В. И. — геолог
  • Рыцк З. А.
  • Ремов В. А. — главн. инженер
  • Николаев И. К. — печник
  • Березин М. И. — печник
  • Березин Д. И. — печник
  • Сорокин П. Н. — плотник
  • Скворцов Ф. Я. — плотник
  • Баранов В. М. — плотник
  • Кулин Н. Н. — плотник
  • Кудрявцев Д. И. — плотник
  • Воронин П. И. — плотник
  • Голубев В. С. — плотник
  • Юганов А. И. — плотник

Орден Трудового Красного Знамени[30]

  • Силов Е. Н. — радист фактории Ванкарем
  • Шрадер Л. Н. — радистка станции Уэллен
  • Хаапалайнен Т. Х. — радист станции мыс Северный
  • Семёнов С. И. — механик рации станции мыс Северный
  • Небольсин А. В. — уполномоченный ОГПУ
  • Погорелов Я. В. — уполномоченный ОГПУ
  • Аникин Н. В. — бортмеханик, комендант аэродрома фактории Ванкарем
  • Бассейн Ф. И.— бортмеханик
  • Конкин Е. М. — второй пилот самолёта «АНТ-4»
  • Шоломов Ф. А. — начальник станции Уэллен
  • Хворостянский Н. Н. — метеоролог станции мыс Северный, заместитель начальника станции Уэллен

Звание «Почётный чекист»

Значение

Продолжение арктической эпопеи

Несмотря на гибель парохода, была доказана возможность навигации грузовых судов по Северному морскому пути при условии их обязательного сопровождения ледоколами. На основании этого в СССР было принято решение о строительстве новых ледоколов типа «Сталин»[38] и новых грузовых судов типа «Дежнёв»[9].

В системе Главного управления Северного морского пути стало развиваться Управление полярной авиации[9].

Экспедиция подтолкнула советских учёных к созданию на льдах Арктики дрейфующих станций. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая советская станция «Северный полюс» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина начала свою работу 21 мая 1937 г[2].

Образ героев-полярников

Челюскинская эпопея, широко освещавшаяся в прессе, стала основой для появления особого «полярного» фольклора и массовому увлечению полярной романтикой. Затем так же были увековечены подвиги В. Чкалова, папанинцев и дрейф корабля «Георгий Седов». По популярности с арктическими сюжетами в Советском Союзе 1930-х годов может сравниться только тема Красной армии[25].

Государство умело использовало это искреннее чувство: ведь герой придает смысл существования «простому» человеку, пример для подражания. И образы покорителей Арктики полностью вписывались в архетип советского героя 1930-х годов[25]:

  • Герой молод. Образы «молодых капитанов» и «комсомольцев-моряков» были неотъемлемой частью художественной культуры СССР 1930-х годов.
  • Герой совершает подвиг в борьбе. Полярники борются не с врагом, а с тяжёлыми природными условиями. Необходимость освоения огромных природных ресурсов Арктики для строительства социализма позиционировалась как главная цель страны, в отличие от «погони за рекордами» и «спортивного состязания» капиталистических стран.
  • Герою помогает средство передвижения (конь или ладья в древнерусском фольклоре), зачастую магическое. «Советский Союз стал единственной в мире страной, где культ техники. неизмеримо высок. Техническая культура, став культурой социализма, переживает небывалый подъем, расцвет», - отмечалось в созданном в 1930-е годы молодёжном техническом журнале[39]. Так в СССР сложился культ авиации, символизирующей всё новое, и героев-лётчиков[25].

После челюскинской эпопеи советскую литературу захлестнула волна «полярной» литературы, выходившей по постановлению Политбюро об издании книг «о летчиках-героях и экспедиции "Челюскин", для ознакомления с их подвигом широких масс трудящихся». Уже в 1934-1935 годах был выпущен ряд книг «по горячим следам» событий, в том числе двухтомное собрание воспоминаний самих челюскинцев. Дневники во время экспедиции многие её участники вели по настоянию О.Ю. Шмидта. Двухтомник впоследствии был переведён на несколько иностранных языков[40]. «Полярная» литература стала отдельным направлением советской литературы 1930-х годов, получила свое продолжение и в последующие десятилетия также и в театре и кино[25].

Полярникам и их спасителям посвящали стихи (С. Михалков, Н. Ушакова, М. Цветаева)[25].

Челюскинцы! Звук —
Как сжатые челюсти.
Мороз из них прет,
Медведь из них щерится.
И впрямь челюстьми
— На славу всемирную —
Из льдин челюстей
Товарищей вырвали!
На льдине (не то что —
Черт его — Нобиле!)
Родили дитё,
И псов не угробили...
Советский Союз!
За вас каждым мускулом
Держусь — и горжусь:
Челюскинцы — русские!

В советской прессе спасение челюскинцев представлялось как ответ нового, советского человека, большевика на испытания: он стойко противостоит вызовам природы, и «своих» в беде не бросает. Подчёркивались мужество, отвага и высокий моральный дух полярников и их спасителей[25]. Интересно, что это расходится с российской дореволюционной традицией, которая не создавала «индивидуального героя» среди полярных исследователей: образ героя-мученика английского типа, опиравшийся на прославление личных качеств, не был присущ русским, потому что в православной традиции было принято не возвеличивать силу человека, но постоянно помнить о могуществе Бога[41]. В советском героическом мифе ярко проявляется индивидуальное начало. Шмидт, Кренкель, Ляпидевский и другие летчики-спасатели становятся популярными фигурами не только официальной культуры, но и фольклора. «Бородатый профессор» Шмидт стал одним из любимых советских героев американской прессы 1930-х годов[25].

Реакция за рубежом

В мемуарах посла СССР в Лондоне И.М. Майского упоминается, что бывший премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж в беседе с ним охарактеризовал спасение челюскинцев как «благородное и умелое» мероприятие, оценивая его как дипломатическую победу СССР[42]. Высоко оценили техническую сторону челюскинской эпопеи председатель Королевского географического общества Великобритании П. Кокс, министр авиации лорд Лондондерри, ветеран-полярник Эрнест Джойс[43]. Драматург Бернард Шоу на встрече с советским послом воскликнул: «Что вы за страна! Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество»[5].

На официальный прием в советском посольстве в Вашингтоне, посвященный чествованию О.Ю. Шмидта и Г.А. Ушакова, пришло более пятисот официальных лиц: сенаторов, депутатов, дипломатов, ученых, журналистов. Американская пресса отмечала высокое мастерство пилотов, преодолевших огромные трудности, и мощь советской авиации[25].

В Норвегии заметки о ходе эпопеи регулярно публиковались во влиятельной газете «Aftenposten», в том числе на первой странице[44]. Колоритная фигура Шмидта стала популярной и там. Высокую оценку в том же издании получил фильм А. Шафрана «Герои Арктики. Челюскин»[25].

Память

Топонимика

  • Улица Челюскинцев существует:
в городах России
Архангельск, Асбест, Астрахань, Балахна, Барнаул, Белгород, Брянск, Березники (ранее параллельно ул. Челюскинцев существовал проезд Челюскинцев, переименованный в улицу Сарычева), Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ирбит, Казань, Кимры, Киров, Кисловодск, Ковров, Курск, Кыштым, Москва, Мытищи, Мурманск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новосибирск, Новороссийск, Омск (пять улиц), Оренбург, Орехово-Зуево, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Полевской, Ржев, Рубцовск (проезд), Самара, Саратов, Себеж, Севастополь, Сызрань, Тверь, Троицк, Томск, Тюмень, Якутск, Ялуторовск, Ярославль;
в городах Украины
Киев, Одесса, Павлоград, Сартана, Стаханов, Ужгород, Харьков, Черновцы, Донецк;
Белая Церковь (улица и переулок Челюскинцев, а также улица и переулок С. И. Челюскина);
Мелитополь, Фастов (улица и переулок Челюскинцев);
Изюм (улица Челюскина);
Борисполь, Донецк, Ивано-Франковск, Кременчуг, Луганск, Старобельск (переулок Челюскинцев);
в Белоруссии
Минск (улица, парк и названная по парку станция метро), Могилёв.
  • улица Челюскина в Алма-Ате
  • Площадь Челюскинцев в Ярославле и Туле
  • Челюскинская (платформа), Ярославского направления МЖД
  • Посёлок Челюскинцев в Тюменской области
  • Парк Челюскинцев в Минске и в Санкт-Петербурге (в 1991 году последнему возвращено старое, первоначальное название Удельный парк)
  • «Челюскинцев», дом отдыха в городе Гагра, Абхазия
  • Улица О. Ю. Шмидта в с. Молочное Вологодской области[45]
  • Улица Шмидта и 2-я улица Шмидта в Твери
  • Улица Шмидта в Екатеринбурге
  • Улица Шмидта в Самаре
  • Улица Капитана Воронина в Санкт-Петербурге
  • Сад Челюскинцев в Челябинске
  • Улица Шмидта в Пензе
  • Улица Шмидта в Днепре
  • Проспект Шмидта в Могилёве
  • Проспект и мост имени Челюскинцев в Тбилиси с 1935 до 1991 (в 1991 году переименован в проспект Царицы Тамар)

Именные организации

Техника

Памятник

Подвиг челюскинцев долгие годы не был увековечен в памятнике[46].

В 2022 году потомки героев-челюскинцев обратились с письмом к президенту России В.В. Путину «о создании памятного монумента героям Челюскинской эпопеи в городе Москве». Было принято решение о создании мемориала в Санкт-Петербурге на месте, где в 1930-е годы существовал Парк челюскинцев. Создание памятника поручено Российскому историческому обществу во главе с С.Е. Нарышкиным[47].

Кино

Изобразительное искусство

В середине 1930-х годов тема спасения экспедиции челюскинцев была воплощена в гравировке на моржовых клыках чукотским резчиком Вукволом[48].

Филателия

На шести марках 1935 года под портретами Героев Советского Союза художник В. В. Завьялов нарисовал по две лавровые ветви, но на седьмой марке с портретом Сигизмунда Леваневского нарисована только одна лавровая ветвь, вторая ветвь — пальмовая, траурная[49]. Леваневский не вывез ни одного полярника, был ранен, но проявил необыкновенное мужество и героизм, заслужив высокое звание героя[49].

К 50-летию дрейфа в 1984 году Почтой СССР была выпущена серия почтовых открыток и марок.

Поиски затонувшего судна

Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна в 1936, 1974, 1979, 1980, 1989[50], 2004, 2006[51], 2020[52] годах. Первые из них были безрезультатны.

К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году судно не было обнаружено несмотря на то, что для поиска был задействован автономный телеуправляемый робот (АНПА). Как позднее выяснилось,владелец подводного робота, опасаясь что оптоволоконный кабель, идущий от пункта управления на судне обеспечения к АНПА, запутается в обломках «Челюскина» и есть опасность потери дорогостоящего АНПА, фактически искал затонувшее судно не в тех координатах, которые были указаны начальником экспедиции[53].

В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Водолазы экспедиции осуществили несколько результативных погружений к затонувшему судну. Была проведена акустическая и видео-съемка (сделали водолазы) съемка затонувшего судна, которая дала полную картину объекта. Она представлена на сайте cheliuskin.com. В ходе погружений было поднято более 80 артефактов[2]. Фрагменты корпуса судна, леерного ограждения и фрагмент корпуса судна направили в Копенгаген, в архив музея судостроительной компанию Бурмайстер Эпд Вайн, со стапелей которой сошёл «Челюскин»[54].

В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения, фрагмент борта и корпус фонаря, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода «Челюскин»[55].

В сентябре 2020 года в ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота на арктических архипелагах был обследован пароход «Челюскин». Экспедиции предшествовала тщательная подготовка: корабль с частью оборудования, барокамерой, запасами газов преодолел 3 тысячи миль от Владивостока. Команда водолазов, историки и журналисты летели до Анадыря, потом два дня ждали корабль. После  этого поисковики со снаряжением были переброшены вертолётом до посёлка Ванкарем, полёт занял три часа[8].

Участники экспедиции, работающие на ледоколе «Илья Муромец», с помощью многолучевого эхолота провели трёхмерную акустическую съёмку парохода «Челюскин». Удалось произвести видеосъёмку объекта с помощью необитаемого подводного аппарата «Марлин-350». Мутная вода на глубине не дала возможности водолазам произвести качественную фотосъемку, однако сличение полученных данных с трехмерной моделью показало, что это именно «Челюскин»[13].

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Александр Андреев. Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?. Русское географическое общество. Полярная комиссия РГО (13 февраля 2024). Дата обращения: 11 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Атласова Саргылана Серафимовна. 90 ЛЕТ ЭКСПЕДИЦИИ ЧЕЛЮСКИНА: СЛЕДЫ В ЯКУТИИ // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. — 2023. — Вып. 2 (32). — С. 80–82. — ISSN 2310-5453.
  3. Петр Леонардович Безайс (1886—1953)
  4. Безайс был от Дальневосточной конторы Совторгфлота послан в Данию наблюдать за постройкой корабля, после постройки — быть на нём капитаном.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 Сергей Корнилов. Чертова дюжина "Челюскина". Истории. PrimaMedia (5 апреля 2024).
  6. Воронин В. И. Пароход не подходил для ледового плаванья: версия капитана «Челюскина» В. И. Воронина // Источник. — 1996, № 1. С. 16-38.
  7. В судовом журнале парохода «Челюскин» № 1 ст. 63 значится: «Сего числа сдал пароход „Челюскин“ капитану дальнего плавания Воронину В. И. Капитан П. Безайс». «Принял п/х „Челюскин“ от капитана П. Безайс и вступил временно капитаном — капитан Воронин».
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Наталья Мозилова, Екатерина Головина. Что узнали поисковики о пароходе "Челюскин", спустившись на дно Чукотского моря. Русское географическое общество (10 декабря 2020).
  9. 9,00 9,01 9,02 9,03 9,04 9,05 9,06 9,07 9,08 9,09 9,10 9,11 9,12 9,13 9,14 9,15 9,16 9,17 9,18 9,19 9,20 9,21 9,22 9,23 9,24 9,25 9,26 9,27 9,28 9,29 9,30 Владислав Корякин. Долгое эхо рокового рейса: трагическая история парохода «Челюскин». Истории. Вокруг света (журнал) (1 июля 2004). Дата обращения: 1 апреля 2022.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Ольга Ладыгина. Всё знает, всё понимает, всё умеет. Как Отто Шмидт стал супергероем советской Арктики. Русское географическое общество (30 сентября 2021).
  11. Вячеслав Калинин. Иван Доронин – из первых Героев Советского Союза!. Ветеранские вести (15 апреля 2024).
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 PimaMedia. 86 лет назад в Чукотском море затонуло судно «Челюскин». www.sur.ru. Российский профессиональный союз моряков (13 февраля 2020). Дата обращения: 11 октября 2024.
  13. 13,0 13,1 Комплексная экспедиция РГО и Северного флота обследовала в Чукотском море затонувший пароход "Челюскин" | Русское географическое общество. www.rgo.ru. Дата обращения: 25 сентября 2020.
  14. В 2017 году Карина Васильева дала интервью: Последняя из челюскинцев
  15. К. Пронякин. Рождённая на «Челюскине». О легендарной спасательной операции рассказывает Карина Васильевна Васильева // ФСБ: За и Против, № 1 (53), 2018 г., стр.72-79.
  16. Старостин, 1984.
  17. 17,0 17,1 Екатерина Николаева. История первого героя СССР: за что Анатолий Ляпидевский удостоился высшей награды. TechInsider (10 мая 2024).
  18. Пронякин Константин. 84 года назад затонул пароход «Челюскин». Началась героическая челюскинская эпопея. debri-dv.com. Дебри-ДВ (13 февраля 2018). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  19. Пронякин Константин. Как «короб» Павла Гроховского спас челюскинцев. debri-dv.com. Дебри-ДВ (22 февраля 2018). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  20. Записки лётчика М. С. Бабушкина 1893—1938. Подгот. Л. Хват. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1941. — 224 с., ил., стр. 138—139. (в полете из лагеря Шмидта до Ванкарема были 1 ч. 15 мин.)
  21. ББК-10. Бобров, Алексей Николаевич (? - 11.01.1938). Полярная почта (7 января 2016).
  22. Соленый чай для челюскинцев << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ. debri-dv.com. Дата обращения: 29 мая 2017.
  23. Соленый чай для челюскинцев << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ. debri-dv.com. Дата обращения: 10 ноября 2017.
  24. Арсений Александрович Замостьянов. Первый герой СССР. goarctic.ru. Архангельск: GoArctic.ru – Портал о развитии Арктики (22 марта 2019). Дата обращения: 15 октября 2024.
  25. 25,00 25,01 25,02 25,03 25,04 25,05 25,06 25,07 25,08 25,09 25,10 Турков А.А. Челюскинская эпопея 1934 года как ключевой элемент советской пропаганды освоения Арктики // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. — 2017. — Вып. 2 (55). — С. 37–44. — ISSN 0869-6446.
  26. «О присвоении звания Героев Советского Союза лётчикам, осуществившим спасение челюскинцев». — Постановление Центрального исполнительного комитета Союза ССР от 20.04.1934 // Газета «Труд», 21 апреля 1934 года
  27. 27,0 27,1 «О награждении орденом Ленина непосредственных участников спасения челюскинцев». — Постановление Центрального исполнительного комитета Союза ССР от 20.04.1934 // Газета «Труд», 21 апреля 1934 года
  28. Валерий Дуров. Орден Ленина. История учреждения, эволюция и разновидности. Часть II
  29. «О награждении орденом Красной звезды участников полярного похода „Челюскина“ в 1933—1934 году». — Постановление Центрального исполнительного комитета Союза ССР от 20.04.1934 // Газета «Труд», 21 апреля 1934 года
  30. 30,0 30,1 О дополнительных награждениях участников спасения челюскинцев. — Москва, Кремль. 15 июня 1934 г
  31. таблица по книге Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке), стр. 21.
  32. Когда в 1939 году вручали Звезду Героя, то родственникам С. А. Леваневского (1902—1937), который в то время числился пропавшим без вести, выдали медаль за № 4, а № 2 вручили Н. П. Каманину. В наградном Постановлении ЦИК СССР от 1934 года, Леваневский числился в списке за № 2. Он был любимчиком генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина. «За Леваневского и всех Героев Советского Союза», — такой тост произнес Сталин на торжественном приеме в их честь в 1934 году.
  33. присваивалась «четвёрка» после сборки из сломанных машин ПС-3/Юнкерс W33 в Иркутских ремонтных мастерских «Добролета»
  34. газета «ТРУД», 21 апреля 1934 г.
  35. Кренкель Э. Т. RAEM — мои позывные. — М.: Советская Россия, 1973. — 436 с.
  36. Пункт № 8 протокола № 13 заседания Президиума ЦИК СССР от 31 июля 1935 г. о его исключении из списка награждённых, как ошибочно записанного. ГА РФ, фонд Р3316, Оп. 13, д. 23, л. 92.
  37. «За спасение челюскинцев» был представлен к ордену Красной Звезды (донесение ПП ОГПУ ДВК от 10.05.1934 г.). Вместо ордена, присвоено звание «Почётный чекист» и награждён знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» «За участие в спасении челюскинцев» (постановление коллегии ГПУ от 07.07.1934 г., приказ ОГПУ СССР № 131).
  38. Олтаржевский, 2019.
  39. Александров А. Освоение техники и задачи комсомола // Техника - молодёжи. 1933. № 1. С. 4-11.
  40. Буйко П. Записки челюскинца. М.; Л.: Молодая гвардия, 1934. 140 с. ; Как мы спасали челюскинцев / А. Ляпидевский [и др.] ; под общ. ред. О.Ю. Шмидта, И.Л. Баевского, Л.З. Мехлиса. Москва: Изд-во «Правды», 1934. 409 с. ; Поход «Челюскина» : в 2 т. Москва: Изд-во «Правды», 1934.
  41. Светлана Хоркина. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ ПОЛЯРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД. Православие.ру (27 апреля 2005).
  42. Майский И.М. Кто помогал Гитлеру (из воспоминаний советского посла). Москва: Изд-во ин-та междунар. отношений, 1962. 197 с.
  43. Героический поход. «Правда» о полярной экспедиции «Челюскина» (25 июня 1933 года - 18 июня 1934 года). Москва: Правда ; ИЗОГИЗ, 1934. С. 39.
  44. De 103 russere som driver om I polar-isen // Aftenposten. 1934. Febr. 17.
  45. Улица Шмидта | Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н. В. Верещагина (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июня 2010. Архивировано 22 июля 2012 года.
  46. Несостоявшаяся челюскиниада << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ. debri-dv.com. Дата обращения: 10 ноября 2017.
  47. Вячеслав Калинин. Иван Доронин – из первых Героев Советского Союза!. Ветеранские вести (15 апреля 2024).
  48. Митлянская Т. Б. Художники Чукотки / Т. Б. Митлянская. — М. : Изобразительное искусство, 1976. — С. 86—87. — 208 с. — 16 000 экз.
  49. 49,0 49,1 Бухаров, 1982.
  50. Четыре с половиной минуты у «Челюскина» << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ. debri-dv.ru. Дата обращения: 20 апреля 2018.
  51. Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»? << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ. debri-dv.com. Дата обращения: 26 февраля 2017.
  52. Что узнали поисковики о пароходе "Челюскин", спустившись на дно Чукотского моря | Русское географическое общество. www.rgo.ru. Дата обращения: 11 декабря 2020.
  53. Пароход «Челюскин» снова «найден» — заметка на интернет-портале Русской службы Би-би-си 21 сентября 2006 года
  54. В Анадырь вернулись участники археологической подводной экспедиции «Челюскин 70» — заметка на сайте Чукотка.org от 21 сентября 2006 года
  55. В Чукотском море найдены фрагменты «Челюскина» — статья на сайте РИА «Новости»

Литература

  • Героический поход. «Правда» о полярной экспедиции «Челюскина». — М.: Правда, Изогиз, 1934. — 52 с. (Специальный выпуск газеты «Правда»);
  • Слепнёв М. Война, жизнь и полёты // Как мы спасали челюскинцев. — М.: Правда, 1934. — С. 180—182.;
  • Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Поход Челюскина/ В 2 т.т. Т. 1. Северный морской путь. — М.: Правда, 1934. — 422 с.;
  • Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Поход Челюскина/ В 2 т.т. Т. 2. Ледяной лагерь. — М.: Правда, 1934. — 468 с.;
  • Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Как мы спасали челюскинцев [Т.3]: А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Доронин. — М.: Правда, 1934. — 404 с.;
  • Громов Б. Поход «Челюскина» (главы из книги). / Роман-газета № 7. — М.: ГИХЛ, 1935. — 68 с.;
  • Героическая эпопея: Альбом фото-документов. Арктический поход и гибель «Челюскина» — Ледяной лагерь — Советское правительство организует спасение — Летчики — Герои Советского союза — Страна советов встречает героев Арктики. Общ. ред.: Л. Мехлиса, И. Веритэ, И. Богового, И. Баевского. — М.: Изд. ред. Правды Партиздата ЦК ВКП(б), 1935. — 154 с., ил.;
  • Ляпидевский А. В. Пятое марта. — М.: Мол. гвардия, 1935. — 109 с.;
  • Пивенштейн Б. А. Гора Дионисия закрыта. Ред. Е. Цитович. — М.: Мол. гвардия, 1935. — 112 с., ил.;
  • Пивенштейн Б. А. Путь в Уэллен. Ред. Е. Цитович. Рис. Д. Д. Нагишкина. — Хабаровск: Дальгиз, 1936. — 206 с.;
  • Ляпидевский А. В. Челюскинцы. Фото П. Новицкого. — М.; — Л.: Детиздат, 1938. — 40 с., ил.;
  • Записки летчика М. С. Бабушкина 1893—1938. Подгот. Л. Хват. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1941. — 224 с., ил.;
  • Хват Л. Б. Три путешествия к Берингову проливу. Записки журналиста. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1949. — 280 с.;
  • Каманин Н. П. Спасение челюскинцев // Лётчики и космонавты : [арх. 21 декабря 2012]. — М. : Политиздат, 1971.
  • Бухаров О. Н. Героическая эпопея // Марки — свидетели истории. — М.: Радио и связь, 1982. — С. 70. — 80 с.
  • Старостин А. С. Спасение челюскинцев. — М. : Детская литература, 1984. — 158 с. — 100 000 экз.
  • Глухов С. А. Тревожные широты. Документальное повествование о челюскинской эпопее. — Хабаровск : Кн. изд., 1985. — 160 с.
  • Дэвис Р. Е. Г. [Davies R. E. G.], Сальников Ю. П. Эпопея «Челюскина»: История приключений, трагедии и героизма / The Chelyuskin Adventure: Exploration, Tragedy, Heroism. Рис. М. Мачата. Пер. на рус. MultiLingual Solutions. — Вирджиния/Virginia: Палард Пресс/Paladwr Press, 2005. — 96 с., ил.;
  • Записки летчика Бабушкина М. С.. — 2-е изд. — М. : Граница, 2005. — 240 с.
  • Демин А. А. Слава героям-летчикам или… Ода ездовым собакам и чрезвычайным тройкам (забытые страницы челюскинской эпопеи)/ Легенды и мифы авиации. Из истории отечественной и мировой авиации: Сб. статей. Вып. 4. Ред.-сост. А. А. Демин. — М.: Русские витязи, 2012. — 288 с., ил., стр. 93-114;
  • Марченко Н. А. Моря Российской Арктики. Условия навигации и происшествия / N. Marchenko. Russian Arctic Seas. Navigational conditions and accidents. — Norway: Springer-Verlag Berlin Heidelberg; Springer Heidelberg Dordrecht London New York, 2012. — 274 с., ил.;
  • Записки летчика Бабушкина М. С. 1893—1938. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Граница, 2013. — 240 с., ил.;
  • Визе В. Ю. Моря Российской Арктики: В 2-х тт. — Т. II. — М.: Paulsen, 2016. — 340 с.: ил. — Серия «Международный полярный год». — ISBN 978-5-98797-130-7.
  • Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке);
  • Сафонов С., Бурлаков Ю. Спасение челюскинцев: Как погиб пароход и выжили люди во льдах Арктики. Илл. О. Зинюковой. — М.: Паулсен, 2016. — 32 с., ил. (Великие экспедиции);
  • Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвященных 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»);
  • Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: МедиаМост; РГО, 2019—160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 110—119.
  • The voyage of the Chelyuskin by members of the Expedition translated by Alec Brown. Illustrated with Photographs, Drawings and Maps. First edition. — N.Y.: The Macmillan Company, 1935. — 325 р; (англ.)
  • Георгий Олтаржевский. Полярное расстройство: пароход «Челюскин» погиб не зря. Почему Отто Шмидт ожидал смертного приговора. Известия (13 февраля 2019).

Ссылки