Доронин, Иван Васильевич
Иван Васильевич Доронин | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||
Дата рождения | 22 апреля (5 мая) 1903 | |||||||||||
Место рождения | с. Каменка, Николаевский уезд, Самарская губерния, Российская империя | |||||||||||
Дата смерти | 2 февраля 1951 (47 лет) | |||||||||||
Место смерти | Москва, СССР | |||||||||||
Принадлежность |
|
|||||||||||
Род войск | ВВС | |||||||||||
Годы службы | 1920—1947 (с перерывом) | |||||||||||
Звание |
полковник |
|||||||||||
Сражения/войны | Великая Отечественная война | |||||||||||
Награды и премии |
|
Ива́н Васи́льевич Доро́нин (22 апреля (5 мая) 1903 — 2 февраля 1951) — советский лётчик полярной авиации, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Участник Великой Отечественной войны. Полковник.
Биография
Детство и юность
Родился 22 апреля (5 мая) 1903 года в селе Каменка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Пугачёвский район, Саратовская область) в семье крестьянина. Русский[1].
В 1906 году вместе с родителями Ваня переехал в Балаково, где закончил школу второй ступени[1].
Как вспоминал Н.П. Каманин, о своём детстве Иван Доронин рассказывал ему так: «Силой меня природа не обидела. Читать, писать научили. А вот на поезде и на пароходе не ездил до шестнадцати лет. Но зато уж когда поехал — жизнь повернулась».
В 1920 году Иван по комсомольской путёвке был направлен ВМФ (Балтийский флот). Поступил на курсы флотских техников. Летом 1921 года служил на миноносце «Уссуриец», затем учился в военно-морском училище.
«Ленинград дал много знаний любознательному юноше, приобщил к культуре, — писал Каманин. — Доронин учился на минёра. Но вдруг он узнал о наборе курсантов в авиацию и, преодолев все преграды, поступил в неё».
В 1924 году подал рапорт о переводе в морскую авиацию. Надежды не было, но рапорт удовлетворили, и Доронин был откомандирован в Егорьевскую авиационно-теоретическую школу. О своём первом опыте полёта он вспоминал так: «Я считаю, что перевод некоторых моряков в морскую авиацию чрезвычайно целесообразен. Моряк всегда с воздуха отлично может определить тип корабля, знает, на что способен этот корабль, куда он может пройти, и определить задачи корабля. Для полетов морская подготовка тоже многое дает. Однако до нас в школе морской авиации не было моряков… Если человек хочет скрыть слёзы, лучше всего ему глядеть вверх. Роста я высокого, и, когда на егорьевском аэродроме я долго стоял и смотрел вверх, никто из окружающих даже не понял, что на глазах у меня в то время были слёзы. Это было после первого полета, в августе 1924 года. Не знаю сейчас, почему случилось так, что первый полет мне пришлось проделать на фигурной машине. Может быть, кто-нибудь хотел надо мной подшутить или произошло это случайно — не знаю. Теперь как опытный летчик я понимаю, что любой самый здоровый человек с трудом может выдержать первый полет на фигурной машине. Тогда же мне казалось, что я совершенно неспособен к лётному делу. При первом полете, большею частью которого был высший пилотаж — фигуры, я потерял землю, все спуталось, я почувствовал себя скверно и подумал: „Летчиком мне не быть никогда“. Товарищи, заметив мое настроение, стали меня утешать, говорили о том, что потом привыкну»[2].
Из Егорьевска Доронин почти сразу, в сентябре 1924 года, по настоянию начальника Василия Константиновича Лаврова был переведён в Севастополь, в Высшую школу красных морских лётчиков Морских сил Черного моря, где «по-настоящему познакомился с авиацией»[2]. Одним из его наставников в школе был Василий Сергеевич Молоков, эту же школу окончили будущие герои челюскинской эпопеи Сигизмунд Леваневский и Анатолий Ляпидевский[3].
По окончании школы в 1926 году служил лётчиком на Черноморском флоте, затем инструктором в школе морской авиации[3].
Полярный лётчик
Получив после демобилизации из РККА направление в общество «Добролёт», Доронин стал работать в экипаже прославленного лётчика Б.Г. Чухновского на авиационной линии, обслуживающей суда Карской экспедиции[4].

В 1930 году его перевели в Управление Сибирских воздушных линий, командиром транспортного самолёта на линии Иркутск — Якутск — Бодайбо[4].
Молодой лётчик принимал участие в экспедиции по исследованию Карского моря. Первым пролетел над Верхоянским хребтом, в 1932 году проложил линию Иркутск — Канск, а в 1933 году ещё более протяжённую Иркутск — Усть-Среднекан (на Колыме). За это достижение был награждён ценным подарком — охотничьим ружьем с гравировкой «За первый исторический перелет». Этот полет реально был историческим: без карты, над горящей тайгой, над высоким Верхоянским хребтом Доронин провёл свой самолёт. Летал, по словам его товарища Н.П. Каманина, в места, где до него никто не приземлялся[3].
К моменту начала операции по спасению экспедиции на пароходе «Челюскин» за плечами Доронина было 9 лет пилотского стажа и 300 000 километров безаварийных полётов.
Челюскинская эпопея

Впоследствии И.В. Доронин рассказывал Михаилу Водопьянову: «Работал я на трассе Иркутск — Якутск — Бодайбо вместе с Галышевым. Прибываю как-то в Иркутск и узнаю, что Галышеву дано указание отправиться во Владивосток, а оттуда лететь на помощь челюскинцам. Вот, думаю, мне бы полететь. Я чувствовал, что участие в спасении мне по силам... Но, знаешь, неудобно как-то надоедать, писать рапорты, Если сочтут нужным, и так вызовут...»[4]
Назначение в спасательную операцию пришло Доронину 28 февраля[3].
Совершив перелёт длиной 5 тысяч километров из Хабаровска до Ванкарема по маршруту Нижняя Тамбовка — Аян — Охотск — бухта Ногаево — Гижита — Каменское, Доронин прибыл в лагерь челюскинцев только 11 апреля, когда спасательная операция уже завершалась. При взлёте с ледового аэродрома его самолёт был повреждён. Его удалось отремонтировать силами зимовщиков и, взяв на борт 2 человек вместо четырёх, Доронин благополучно доставил их на базу. Однако условия ледовой взлётной площадки для тяжёлого «Юнкерса» были недостаточны, поэтому в дальнейшем Доронин доставлял спасённых из Ванкарема в Уэлен и бухту Провидения. За 7 таких рейсов он перевёз 30 человек[4].
За проявленные при спасении челюскинцев мужество и отвагу И.В. Доронину 20.4.1934 присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1934 году Иван Васильевич вступил в ВКП(б).
Авиационный инженер
После окончания челюскинской эпопеи Иван Васильевич поступил и в 1939 году окончил Военно-воздушную инженерную академию[4].
Был назначен начальником Лётно-испытательной станции Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле. При его непосредственном участии проходили испытания многих советских новых самолётов[4].
Великая Отечественная война
В октябре 1941 года Московский авиазавод № 1 был эвакуирован в Куйбышев, где возобновил выпуск боевых самолётов. Доронин остался в Москве, а потом при его участии из мастерских, оставшихся на Ходынском поле,был организован ремонт самолётов. Мастерские стали авиазаводом № 30. Его рабочими стали 14-летние подростки, выпускники ремесленных училищ, для которых у станков даже ставили деревянные ящики-подставки. Их усилиями возвращались в строй израненные в боях транспортные самолёты. Пропуск на фронт им давала лётно-испытательная станция, которой руководил Иван Доронин[4].
Затем его перевели начальником аналогичной станции на Авиазаводе № 301, в подмосковные Химки, где выпускались конструктивно сложные истребители А.С. Яковлева, требовавшие тщательных испытаний и доводок. Иван Васильевич Доронин отвечал за их боеготовность[4].
В запасе

После войны 44-летний лётчик и инженер был уволен в запас по болезни. В отличие от других товарищей-челюскинцев, он не удостоился ни общественных поручений, ни увековечивания памяти при жизни[4].
Умер 2 февраля 1951 года на 48-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (4-й участок).
Улица Ивана Доронина появилась в Москве только в 1964 году[4].
Спасение челюскинцев
Когда 13 февраля 1934 года попавший в ледяной плен при прохождении Северного морского пути пароход «Челюскин» затонул и вся экспедиция высадилась на лёд, созданная в Москве правительственная комиссия по спасению челюскинцев командировала на Чукотку несколько авиационных групп. 30-летний Иван Васильевич Доронин был включён в группу во главе с ветераном якутской авиации В.Л. Галышевым[5][6].

1 марта 1934 года Доронин с двумя механиками направился во Владивосток, чтобы там присоединиться к отряду Н. Каманина и вместе с ними отплыть на Чукотку. Однако Каманин не стал дожидаться якутских авиаторов и улетел на Чукотку раньше. Из Москвы поступило распоряжение перехватить в Хабаровске самолёты, двигающиеся по железной дороге, и лететь на Чукотку самостоятельно. В Хабаровске к Доронину и Галышеву присоединился прибывший из Москвы со своим самолётом экипаж Михаила Водопьянова. Этому небольшому отряду предстояло преодолеть наиболее длинный воздушный путь до Ванкарема — около 5 тысяч километров. К тому же и стартовал он позже всех — только 17 марта, через 2 недели после того, как Анатолий Ляпидевский впервые обнаружил в ледяной пустыне лагерь челюскинцев[5].
Из 24 суток на пути из Хабаровска 16 ушло на ожидание погоды: 5 суток в бухте Нагаева, 6 суток в Анадыре.
«Летим с Галышевым из Охотска, — впоследствии рассказывал И.В. Доронин, — снегопад густой, местами туман. Чтобы обойти их, подались в море. Держу я штурвал и смотрю — подо мной вода чистая, кое-где льдины матово поблескивают. До берега 30 километров. А мотор-то один. Вот сейчас чихнет он раз, другой и остановится и... все. Жить останется ровно столько, сколько будет планировать самолет. И так бывало не раз...»[3].
При посадке на базе Каменской посадочную площадку сильно занесло снегом, и кому-то нужно было рискнуть приземлиться первым, чтобы обеспечить безопасную посадку остальным. Первым приземлился Доронин: ударился о снежный наддув, дал газ, рванул штурвал на себя, снова сел и налетел на другой бугор. Снесло шасси, самолёт лёг на фюзеляж… Выскочив из машины, Доронин с механиками легли на лёд, изобразив запрещающий знак. Галышев и Водопьянов приземлились удачно в километре от места аварии Доронина[4].
Иван Васильевич уговаривал товарищей лететь дальше, но те помогли в ремонте стоек шасси. Пока их меняли, началась пурга, продолжавшаяся 5 суток. Летчики жили в фюзеляжах, постоянно откапывая их из снега. Только 4 апреля им удалось стартовать в Анадырь, откуда группа вылетела только 11 апреля. И сразу пришлось снова садиться, так как вышла из строя бензиновая помпа на двигателе самолёта Галышева. Галышев убедил товарищей лететь дальше без него[4].
Водопьянов с Дорониным выбрали маршрут не вдоль побережья, но короткий, неизведанный и более опасный маршрут через Ванкаремский хребет. Первым вылетел Доронин, погрузивший на борт сварочный аппарат для ремонта машины Ляпидевского, потерпевшей аварию в устье Колючинской губы после попытки пробиться к челюскинцам после первого удачного рейса 5 марта[5]. В 35-градусный мороз он успешно преодолел маршрут и достиг фактории в Ванкареме. Приземлившись и выгрузив сварочный аппарат и механиков, Иван Васильевич сразу же отправился к ледовому лагерю, куда уже вылетели Каманин и Молоков[4].
Доронин успешно обнаружил челюскинцев, приземлился на крошечном аэродроме, составлявшем в дину всего 400 метров вместо 600, и взял на борт четырёх человек. Но при взлёте у самолёта снова подломилась поврежденная ранее стойка шасси: для тяжёлого доронинского «Юнкерса» взлётная полоса была маловата.
Генерал Каманин Н.П.:
Утром 12 апреля вылетели. На льдину я сел первым. Вслед за мной вполне благополучно сел и Доронин. Приняли на борт пассажиров, начали взлёт. И тут с машиной Доронина случилось то, чего я каждый раз так опасался: самолёт наскочил на торосы и, поломав шасси, неуклюже остановился посредине аэродрома, разделив пополам и без того узкую взлётную полосу. Для взлёта остался узенький коридор, шириной не более 30 метров. Ни разу в жизни я ещё не взлетал при таких условиях. Машину Доронина с поломанными шасси оттащить в сторону не по силам, а ждать, когда будут отремонтированы шасси,— означало наверняка потерять весь день. Решил взлетать. Была ли в этой аварии вина Доронина? Конечно, нет. На ледяной полосе образовалась заструга, вернее, намёрзший ночью бугор. На пробеге лыжа попала прямо на него и самолёт по инерции круто развернуло, после чего лыжи врезались в другое препятствие. В итоге — поломка. Иван Васильевич остро переживал случившееся. Не раз и не два он мне рассказывал, как всё произошло. Ему, опытному лётчику, эта поломка казалась особенно обидной. А в том, что он был опытнейшим лётчиком, убеждает его лётная биография.
За день при помощи зимовщиков Доронину удалось отремонтировать стойку, но взять на борт он смог только двух человек[4].
Награды
- За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Доронину Ивану Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему вручена медаль «Золотая Звезда» № 7.
- Награждён ещё одним орденом Ленина (1946), орденами Красного Знамени (1945), Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1944), медалями.
Память

- Именем Героя названы улицы в Астрахани, Екатеринбурге, Москве, Ярославле и Севастополе, школа в городе Балаково Саратовской области.
- В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Доронину.
- Один из шести речных теплоходов типа «Леваневский», построенных в 1937 году, носил имя «Доронин». Его можно увидеть в кинофильме «За витриной универмага».
- Мемориальная доска в память о Доронине установлена Российским военно-историческим обществом на здании Березовской средней школы, где он учился.
- В 2022 году потомки героев-челюскинцев обратились с письмом к Президенту России В.В. Путину «о создании памятного монумента героям Челюскинской эпопеи в городе Москве». Было принято решение о создании мемориала, который будет установлен в Санкт-Петербурге, где в 1930-е годы существовал Парк челюскинцев. Создание памятника поручено Российскому историческому обществу во главе с С.Е. Нарышкиным[4].
Семья
- Супруга Доронина Кира Ильинична (?–1978)[7]
- Дочь Доронина Людмила Ивановна (1930–2014)[7]
- Внук Зотиков Иван Алексеевич (1956–2017)[7].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Доронин Иван Васильевич . Память поколений (9 мая 2020). Дата обращения: 15 октября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Pilpav. Доронин Иван Васильевич (1903-1951) . www.polarpost.ru. Полярная Почта (30 ноября 2022). Дата обращения: 15 октября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Кузнецов И.И. Доронин, Иван Васильевич . ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости. «Золотые звёзды иркутян» (1982). Дата обращения: 15 октября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 Вячеслав Калинин. Иван Доронин – из первых Героев Советского Союза! . Ветеранские вести (15 апреля 2024).
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Владислав Корякин. Долгое эхо рокового рейса: трагическая история парохода «Челюскин» . Истории. Вокруг света (журнал) (1 июля 2004). Дата обращения: 1 апреля 2022.
- ↑ Александр Андреев. Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? . Русское географическое общество. Полярная комиссия РГО (13 февраля 2024). Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 Доронин Иван Васильевич . Новодевичий некрополь (2018).
Литература
- Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с.
- Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвященных 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»).
- Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: ООО «МедиаМост»; РГО, 2019—160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 44-45.
- Каманин Н. П. Летчики и космонавты. — М.: Политиздат, 1971.
Источники
Иван Васильевич Доронин . Сайт «Герои страны».
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
Ссылки
- Родившиеся 5 мая
- Родившиеся в 1903 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Николаевском уезде (Самарская губерния)
- Умершие 2 февраля
- Умершие в 1951 году
- Умершие в Москве
- Полковники авиации (СССР)
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые медалью «За оборону Москвы»
- Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
- Награждённые медалью «В память 800-летия Москвы»
- Родившиеся в Пугачёвском районе
- Полярные лётчики
- Челюскинцы
- Лётчики СССР
- Освоение Арктики в СССР
- Лётчики Великой Отечественной войны
- Члены КПСС
- Похороненные на Новодевичьем кладбище