Сибирь (ледокол, 1938)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сибирь
Сибирь
Почтовая марка СССР, 1977 годПочтовая марка СССР, 1977 год
Флаг СССР
Класс и тип судна Пароход-ледокол
Изготовитель Балтийский судостроительный завод № 189 имени С. Орджоникидзе, Ленинград
Спущен на воду 14 августа 1937
Введён в эксплуатацию 1938
Выведен из состава флота 1973
Статус разобран на металл в 1973 году
Награды и почести Орден Ленина
Основные характеристики
Водоизмещение 11 000 тонн
Длина 106,9 метров
Ширина 23,1 метр
Осадка 8,8 метра
Валовая вместимость 4866 брт
Двигатели ГЭУ котломашинная, 3 х 3800 л.с.
Мощность 10 000 л.с.
Движитель 3 винта
Скорость хода 15,5 узлов
Экипаж 142

Сибирь (построен как И. Сталин) — первый линейный ледокол[неизвестный термин] построенный в СССР. Головной корабль проекта 51 в серии из четырёх ледоколов.

История

Конверт с фото ледокола «И. Сталин» (на марке — ледокол «Красин»)
Почтовая марка СССР, 1940 год: Михаил Белоусов и Иван Папанин

Проект № 51, разработка петроградского «Судопроекта», руководитель К. И. Боханевич. В качестве прототипа использован хорошо зарекомендовавший себя ледокол «Красин». Проект использовал проверенные решения и учитывал накопленный при эксплуатации «Красина» опыт. Паровые машины строились по британским чертежам, котлы — угольные. «И. Сталин» — головной корабль в серии. Следующими кораблями серии были «В. Молотов» («Адмирал Макаров»), тоже ленинградской постройки, затем «Л. Каганович» («Адмирал Лазарев») и «О. Шмидт» («А. Микоян») николаевской постройки.[1]

Назван в честь советского государственного деятеляИ. В. Сталина. Вышел в свой первый рейс 23 августа 1938 года под командованием И. П. Воронина.

На самой первой странице судового журнала № 1 была сделана запись:

23 августа 1938 года в 7.00 построенный на отечественном заводе ледокол „Сталин“ принят от представителей верфи и вступил в ведение ГУСМП под командованием капитана дальнего плавания В. И. Воронина, о чём составлен генеральный приемо-сдаточный акт. В 8.00 поднят кормовой флаг СССР и объявлены морские вахты.

В 1939—1940 гг. капитаном ледокола был Белоусов М. П., совершивший за одну навигацию два сквозных рейса по Северному морскому пути.

Впервые подробно о флагмане Арктического флота ледоколе «И.Сталин» было написано в журнале «Техника — молодёжи» № 5 за 1939 год.

19 марта 1940 года награждён орденом Ленина (номер 6015).[2]

В годы Великой Отечественной войны ледокол был под командованием капитана советского ледокольного флота Воронина В. И..

В начале 1942 года во время налета немецкой авиации «И. Сталин» получил повреждения и был направлен на ремонт в Сиэтл (США).
В 1943 году ледокол работал в Охотском море на проводке судов, следующих из американского Портленда с грузами ленд-лиза, а также в Восточном секторе Арктики.

Ледокол был капитально перестроен в 1958 году во Владивостоке, позднее переименован в «Сибирь».
В 1972—1973 участвовал в дальневосточной нефтеразведочной экспедиции.
В 1973 году ледокол был сдан на слом.

Капитаны

См. также

Ссылки

Примечания

  1. «Техника — молодёжи» №5, 1995 г. [1] Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  2. ОРДЕНСКАЯ КНИЖКА — Тип 10. Дата обращения: 17 апреля 2010. Архивировано 7 февраля 2009 года.