Перейти к содержанию

Слепнёв, Маврикий Трофимович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Маврикий Слепнёв»)
Маврикий Трофимович Слепнёв
Место рождения дер. Ямсковицы, Ямбургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя
Принадлежность  Российская империя
 СССР
Род войск ВВС
Годы службы 19181946
Звание Полковник ВВС СССР
Сражения/войны Первая мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная война
Награды и премии
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «За победу над Японией»

Маври́кий Трофи́мович Слепнёв (15 (27) июня 1896 — 19 декабря 1965) — русский и советский лётчик, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Участник Великой Отечественной войны. Полковник.

Биография

Ранние годы

Родился 15 (27) июня 1896 года в деревне Ямсковицы Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Кингисеппского района Ленинградской области) в семье крестьянина. Русский.

Первоначальное образование — неполное среднее.

В книге «Как мы спасали челюскинцев» Маврикий Трофимович вспоминал, что в десять лет решил стать военным: «С упоением, поражавшим моих родителей, я штудировал книжку «Учебник унтер-офицера», с особенной яростью изучая главу о разборе винтовки. Всем домашним я заявлял, что буду военным, чего бы мне это ни стоило. Отец мой смеялся. «Молодо-зелено, – говорил он. – Мы с тобой, Маврик, мужики. Нашему брату попасть в офицеры – дело не шуточное». Мать моя, женщина душевная и добрая, разделяла мои честолюбивые стремления. «Будешь, Маврик, офицером, будешь, – говорила она, гладя меня по голове. – Вот только учись лучше»[1].

В РИА

В начале Первой мировой войны был призван в Русскую императорскую армию: 31 октября 1914 года. Закончил 2-ю Петергофскую школу прапорщиков, произведен в прапорщики армейской пехоты из унтер-офицеров 3-го пехотного запасного батальона приказом главного начальника Петроградского военного округа от 15 февраля 1915 года (утверждено Высочайшим повелением 13 января 1916)[2].

Назначен в 3-й Сибирский стрелковый запасный батальон младшим офицером 3-й роты. После убытия в действующую армию с 29-й маршевой ротой 5 мая 1915 года назначен в 10-й стрелковый полк[2].

Был ранен 5 июля 1915 у д. Свитаржув. Вернулся в строй, 9 марта 1916 года контужен, но остался в строю. Произведен в подпоручики Высочайшим повелением 31 октября 1916 года, 14 ноября того же года в поручики[2].

Путь в авиацию

В 1917 году Слепнёв был направлен обучаться новому делу. «Я прибыл в Гатчину и стал учеником-летчиком. Школой командовал тогда полковник Борейко. В ту пору авиация только что начинала развиваться. Никакого опыта еще в сущности не было, опыт возникал из нашей же непосредственной практики... Тогда самолёты, в сущности, не имели никакой кабины. Лётчик сидел на жердочках, привязанный ремнями. Ветер свистел со всех четырех сторон, ноги упирались в рычаги для поворотов, а между ног можно было обозревать окрестности Гатчины. Очков в то время летчики тоже не носили, и через одну минуту после взлета мои глаза были полны слез... Я брал высоту примерно в 10 метров, делал несколько кругов, а потом выключал мотор и шлепался на землю. Таков был метод обучения. Окончил школу я на тяжелой машине «Альбатрос», получив звание летчика. Летчик Маврикий Слепнев! Мне казалось, что я достиг предела счастья»[1].

Слепнёв окончил Гатчинскую лётную школу в 1917 году (по документам 10 мая 1918 года), штабс-капитан[2]. В РККА с 1918 года. В Гражданскую войну был военным инженером 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

В 1923 году Слепнёв окончил Высшую школу военных лётчиков.

С 1925 года — лётчик Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота (ГВФ). Уехал в Среднюю Азию в качестве лётчика «Добролета» на пассажирских линиях Бухара — Хива, Бухара — Дюшамбе. За четыре с половиной года налетал в Средней Азии 425 тысяч километров. В 1930 году Управлением гражданской авиации переведён для работы на линию Иркутск — Якутск[3].

Челюскинская эпопея

В феврале 1934 года вместе с Г. А. Ушаковым и С. А. Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов Consolidated Fleetster для спасения челюскинцев. Вылеты совершались с Аляски, где обслуживались самолёты[4].

7 апреля М. Слепнёв на «Флистере» совершил первый рейс к лагерю челюскинцев, но неудачно приземлился.

Маврикий Слепнёв, Герой Советского Союза.

Комендант аэродрома челюскинцев Сандро Погосов так описал прибытие спасателей: «Слепнёвская быстроходная „американка“ — нарядненькая, чистенькая и кокетливая — три раза пыталась идти на посадку и, наконец, при попытке сесть наискось против ветра, заковыляла по ропакам и перевалилась на бок. На аэродроме воцарилось гробовое молчание… Слепнёв вышел из кабины, осмотрел повреждения, а Ушаков стоял рядом с ним. Оба были целы и невредимы… Через два часа появились два самолета Р-5. Раза два прицелившись к небольшой полосе аэродрома, обе машины благополучно сели одна за другой. Настроение, заметно упавшее при неудачной посадке „американки“, быстро поднялось. Наши родные, советские машины показали лучшие качества при этой рискованной посадке. Через полчаса, забрав пять человек, они улетели в Ванкарем. Слепнёв остался ждать запасных частей»[4].

Починив машину, Маврикий Трофимович вывез со льдины первым рейсом 5 человек, а 11 апреля по приказу руководителя правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева эвакуировал больного О. Ю. Шмидта на лечение в США[2].

Командир авиации

В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию.

В 1937 году в течение трёх месяцев занимал должность командира Эскадры дирижаблей Гражданского воздушного флота[5].

С 1939 года — начальник Академии ГВФ.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1942, был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.

С сентября 1946 года в запасе[2]. Своими силами построил дачу в подмосковной Валентиновке, посадил там сад[1].

Умер 19 декабря 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Общественная деятельность

Член ВКП(б)/КПСС с 1934 года. Член ЦИК СССР в 1935—1938 годах.

Семья

  • Первая жена (1919 г.) — Русина Евгения Александровна, погибла в 1942 году в Ленинграде от голода, похоронена на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге.
    • Дочь от первого брака — Зоя Маврикиевна Слепнёва (19.04.1920 — 28.11.2003), похоронена на Кунцевском кладбище в Москве.
      • Дети Зои: Ирина Александровна Климова (Яковлева) (11.08.1947 г.р. — н.вр.), Виктор Александрович Яковлев (23.06.1958 — 2011), похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
  • Вторая жена — Мержанова Людмила Владимировна (17.8.1918 — 17.4.2008) заслуженная артистка РСФСР, солистка балета ГАБТ Союза ССР, похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.
    • Дочь от второго брака: Слепнёва Светлана Маврикиевна (7.11.1941 г. — н/вр), бывшая артистка Театра мимики и жеста.
      • Дети Светланы: Валерия Викторовна Ковалевская (Слепнёва) (31.10.1964 г. — н/вр.), Маврикий Геннадьевич Слепнёв (15.08.1969 г. — 1.09.2017 г.), первый московский тату-мастер, бывший шоумен группы «Мистер Твистер».

Могила Слепнёва на Новодевичьем кладбище Москвы

Награды

  • Орден Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (ПАФ 25.03.1917 - утв. пожалование командующим 5-й армией).
  • Св. Анны 4-й ст. с надписью «за храбрость» (ПАФ 25.03.1917 - утв. пожалование командующим 5-й армией).
  • За борьбу с басмачеством в Средней Азии в середине 1920-х гг. был награжден знаком Таджикской АССР.
  • В конце 20-х гг. награжден знаком отличия - «Добролет 100000 км» (налета).
  • За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, Слепнёву Маврикию Трофимовичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (4 ноября 1939 года ему была вручёна медаль «Золотая Звезда» № 5).
  • Награждён ещё одним орденом Ленина, орденом Красного Знамени, пятью медалями.

Память

  • В честь Слепнёва была выпущена почтовая марка СССР и почтовый конверт России.
  • Именем лётчика названы улицы:
    • в России: в Москве, Кингисеппе, Гатчине, Ростове-на-Дону, Ярославле, Севастополе, Королёве (платформа Валентиновка).
    • на Украине: в Донецке, Каменец-Подольском, Кривом Роге, Одессе.
    • Улица в микрорайоне «Аэродром» города Гатчины, в этом же микрорайоне установлена мемориальная доска.
    • Самолёт «Ил-76ТД» МЧС России[6].

Места

После челюскинской эпопеи Слепнёву с семьей был предоставлен дом в «аэрофлотовских дачах» возле подмосковной платформы Валентиновка[1].

После Великой Отечественной войны Маврикий Трофимович переехал во вновь создаваемый неподалёку «Генеральский поселок» и принял в его устройстве самое деятельное участие: в частности, лично размечал участки. Около 30 лет Слепнёв проводил на даче большую часть своего времени. Сохранились оба дома, где он жил[1].

Литература

  • Слепнёв М. Война, жизнь и полёты // Как мы спасали челюскинцев. — М.: Правда, 1934. — С. 180—182.
  • Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику).
  • Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвящённых 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»).
  • Пронякин К. А. Первые лётчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: ООО «МедиаМост»; РГО, 2019—160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 95.

Источники

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
  • В снегах Сибири. М., 1930.
  • Первые Герои Советского Союза. М., 1955.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Марина Зайцева. К 125-летию со дня рождения Слепнёва Маврикия Трофимовича. История Королёва (25 июля 2021). Дата обращения: 15 октября 2024.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Слепнев Маврикий Трофимович — Офицеры русской императорской армии. ria1914.info. Дата обращения: 15 октября 2024.
  3. Маврикий Слепнев. Война, жизнь и полеты
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Владислав Корякин. Долгое эхо рокового рейса: трагическая история парохода «Челюскин». Истории. Вокруг света (журнал) (1 июля 2004). Дата обращения: 1 апреля 2022.
  5. Белокрыс А. Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР-В6». — М.: Паулсен, 2017. — С. 190.
  6. Ministry of Emergency Situations of Russia planes.

Ссылки