Ученик (христианство)
Ученик в христианстве — верный последователь Иисуса Христа. Термин встречается в том числе в Новом Завете.
В античные времена учеником считался приверженец своего учителя, который активно подражал жизни и учению мастера и целью которого стать «живой копией» наставника[1]. Ученичество не являлось чем-то подобным студенчеству в современном понимании; ученичество было добровольным[2].
Новый Завет содержит повествование о ранних последователях Иисуса, которые были с Ним во время Его служения. Христос наставил их на апостольское служение: служение двенадцати, служение семидесяти, Великое поручение, провозглашение Благой Вести по всему миру. А также учить народы и делать учеников Христу[3][4][5].
Иисус отметил, что ученичество обойдётся в высокую цену[6][7].
История термина
Термин «ученик» в греческом койне является «mathētḗs» (μαθητής)[8]; означает «тот, кто обучается, за счёт наставления другого»[9] или в библейском контексте, «тот, кто постоянно связан с кем-то, кто имеет признание в наставничестве или общие взгляды»[9].
Апостолы в отличие от учеников, являются «посланниками с особым статусом или посланные самим Богом»[10]. В Новом Завете термин преимущественно используется для «верующих последователей, деятельность которых определил Иисус Христос»[10][11].
Ученики не только являются частью библейских повествований. Так, например, у древнегреческих философов ученики обучались «подражая образу жизни» наставника, не просто запоминая сказанные ими рассуждения.
Философ I века Сенеки, так описывает отношение между учениками и учителями различных философов:
Клеанф не сумел бы стать подобным Зенону, если бы просто слушал его лекции; он все заимствовал в свою жизнь, видел скрытые мотивы и следил за ним, чтобы увидеть, живет ли он сам по его правилам. Платон, Аристотель и вся толпа мудрецов, которым было суждено пойти разными путями, извлекли куда больше пользы из характера, чем просто из слов Сократа[12].
В христианстве, ученики также следуют жизненным примерам своего наставника — Иисуса Христа.
Новые последователи в свою очередь проходят рождение свыше, и уже ставят Иисуса в «центр своей жизни», исполняя заповеди Христа[13][14]. Согласно апостолу Павлу, частью ученичества является концепция подражание Христу; переняв «образ Христа», ученики сами становятся примером для других (1 Коринфянам. 11:1; 1 Коринфянам. 4:16, 17). Преуспевающий последователь также начинает изъяснять другим учение Христа, впоследствии уже оба учатся и подражают Христу (2 Тимофею. 2:2)[15].
Особый вид передачи ученичества называется апостольским преемством. Важно отметить, что на ученичество может наставить и сам Христос. В случае, как это было с Павлом[16].
«Множество учеников»
Помимо двенадцати апостолов, существовала группа из большего количества людей, названых учениками[17]. Семьдесят (или семьдесят два) из них были отправлены Иисусом, в различные поселение, куда Христос хотел пойти[18]. В их задачи входило: исцелять больных, изгонять бесов и распространять весть о приближении Царства Небесного. Им также дозволялось принимать любую пищу[18].
Ученичество
«Любите друг друга»
Перед распятием, Христос объяснил ученикам, как они должны поступать друг с другом. Он сказал:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
К выше сказанному, Иисус приводит важное пояснение в Евангелии от Луки: фарисеи неоднократно пытались «поймать» Его относительно соблюдения субботы, Иисус использует эту возможность, и в противовес религиозности своих противников, приводит собственное учение. Учение которое призвано смотреть не на «чистоту рук», а на «чистоту сердца», что вызывает шокирующую реакцию у священства тех времён. В то же время показывает любовь Христа[19].
«Изменение»
Новый Завет призывает учеников подражать Христу. Быть в послушании, брать пример и моральные качества у Христа[20]. Ученичество неизбежно влечёт за собой «изменение», в поведении человека, восприятии мира и требует отказ от грехов[21][22][23].
Апостол Павел указывал на изменение, как на необходимое условие; ученик не должен «соответствовать этому миру», но «обновлять разум», чтобы «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам. 12:2). Следовательно, ученик — это не просто «запоминающий», но «исполняющий» учение Иисуса Христа[24].
Концепция «подражание Христу» в ранней Церкви исходит от апостолов. Так, Павел пишет: «подражайте мне, как я Христу» (1 Коринфянам. 11:1)[25].
«Кто не несет креста своего…»
В Евангелии от Луки, Иисус сказал:
Кто не несет креста своего и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.
Согласно Григорию Палама, крест заключается в «распятие плоти» со страстями и похотьями, то есть положить конец греху и жить в святости[26].
Ещё до того как Иисус произнёс эти слова, один зелот по имени Иуда собрал отряд повстанцев против римской оккупации Иудеи. Мятеж был быстро подавлен, и в качестве наказания римский военачальник Вар приказал распять 2000 иудеев. В те времена ученики и ранние христиане ясно понимали что Иисус имеет ввиду. Они осознавали что должны безоговорочно подчиниться Господу, даже если цена — собственная жизнь[27]. На это Христос даёт понять чего стоит Его ученичество. Ученики Иисуса должны быть готовы пройти любое испытание и искушение, и сохранить верность Господу[28].
Иисус Христос не призывает к самоубийству[28].
Семья и богатство
Иисус призвал отказаться от богатства и родовых зависимостей.
В тот период, родословие определяло личность человека, отказ от неё означало «стать никем»[29].
если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником
Христос указывал на богатство, как на препятствие к достижению Царства Небесного. Жизнь не должна зависеть от изобилия[30]. Он также призывал богатым раздавать своё имущество[30]. В диалоге с богатым юношей, Христос сказал ему, что если он хочет стать совершенным, то должен раздать своё имение и пойти за Ним[30].
Также Господь указывал ученикам, что стремиться к обогащению и служению Богу невозможно[31]:
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Великое поручение
В христианстве распространена практика прозелитизма, то есть воспитания новых учеников. В начале служения, Иисус сам призывал учеников, первыми из которых были Андрей и Симон; Иисус сказал им: «Следуйте за Мною, и я сделаю вас ловцами человеков» (Матфея. 4:19). Однако, в конце служения, Иисус установил ученикам Великое поручение, повелевая: «научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матфея. 28:19).
Ученическое движение
После Вознесение Христа, на день пятидесятницы, Пётр вместе с другими апостолами начали провозглашать покаяние и воскресение Христа. Согласно Евангелию, в тот день прибавилось около 3 тысяч человек[32]. С того момента началось распространение ученического движения, «спасённые прибавлялись», а учение Христа достигала все большего количества людей[33][34]. Также были и женщины-ученицы (что было необычным в тот период)[35]. Апостолы и «наставленные» христиане формировали последователей из иудеев и язычников[36]. Раннее христианство распространялось за счёт новых учеников[36].
Согласно Новому Завету, у Павла были от 24 учеников, такие как Тимофей, Лука, Марк и другие.
Ученичество в XXI веке
В начале 1980-х возникло так называемое «Ученическое Движение», которое стало зарождаться в некоторых британских и американских общинах[37]. Движение призвано было создать личное наставничество, где христиане собирались в группы и обучали новых учеников. Целью было утвердить новых людей в учении Христа[38].
Сегодня ученичество не распространено, как это было в древности. Однако некоторые христианские церкви начали переходить к ученической практике[39][40]. Целью ученичества является создание таких же учеников которые следуют и подражают Христу. Чтобы впоследствии и они вели новых учеников[41][42].
См. также
Примечание
- ↑ Sri (2018). «In the Dust of the Rabbi: Clarifying Discipleship for Faith Formation Today». The Catechetical Review Issue #4.2: online edition.
- ↑ Köstenberger (1998). «Jesus as Rabbi in the Fourth Gospel». Bulletin for Biblical Research 8: 97–128.
- ↑ Baham, M. (2020). The Vision and Challenge of Discipleship.
- ↑ Коломийцев А. Великое поручение: делайте учеников . Слово Благодати (04.04.2011). Дата обращения: 28 февраля 2021. Архивировано 7 сентября 2017 года.
- ↑ MATTHEW 28:18-20 (New Revised Standard Version)
- ↑ Becoming a Disciple of Jesus: He Demands Our All - Single-Page Full Article | C.S. Lewis Institute . www.cslewisinstitute.org. Дата обращения: 15 февраля 2021. Архивировано 18 февраля 2020 года.
- ↑ Thabiti Anyabwile. The Costs of Following Jesus (англ.). The Gospel Coalition. Дата обращения: 15 февраля 2021. Архивировано 27 августа 2021 года.
- ↑ King James Bible. Strong’s Greek Dictionary: 3101 Архивная копия от 19 апреля 2021 на Wayback Machine
- ↑ 9,0 9,1 Danker, Arndt, W., W., Bauer, W., & Gingrich, F. W. (2000). A Greek-English lexicon of the New Testament and other early Christian literature (3rd ed)
- ↑ 10,0 10,1 A Greek-English lexicon of the New Testament and other early Christian literature., p. 122.
- ↑ Christian History: The Twelve Apostles . Дата обращения: 19 ноября 2007. Архивировано 13 ноября 2007 года.
- ↑ Seneca. Epistles 1-65. — Trans Richard M Gummere, Loeb Classical Library 75. — P. Epist. 6.5–6.6, p. 27–28.
- ↑ Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа - святитель Иустин (Полянский) . azbyka.ru. Дата обращения: 26 февраля 2021. Архивировано 23 января 2021 года.
- ↑ «Из слов Господа видно, что надо так изучить Евангельские заповеди, чтобы они сделались достоянием — имуществом ума, чтобы они всегда предстояли в памяти и — чтобы на каждом нравственном шагу, для каждой мысли, для каждаго чувства и желания, для каждаго поступка — иметь в памяти своей готовое Евангельское наставление в них. Тогда только возможно будет точное, постоянное исполнение их, — такое исполнение, какого требует Господь. Такое изучение Евангельских заповедей и жизнь по ним есть первая существеннейшая потребность и священнейший долг каждаго истиннаго христианина, желающаго спастися» — Игнатий Брянчанинов.
- ↑ Спраул, Роберт Чарльз. We’re Called to Make Disciples, not Simply Converts (англ.). Ligonier Ministries (2019). Архивировано 28 февраля 2021 года.
- ↑ Рудольф Брокгауз. Размышления над Посланием к Галатам .
- ↑ Луки. 6:17
- ↑ 18,0 18,1 Серебрякова, Юлия Владимировна. 2.3.5. // Четвероевангелие. Миссия Семидесяти апостолов. — Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013.
- ↑ Luke 14 - The Pulpit Commentaries - Bible Commentaries (англ.). StudyLight.org. Дата обращения: 17 февраля 2021. Архивировано 28 июля 2021 года.
- ↑ Richard N. Longenecker, ed., Patterns of Discipleship in the New Testament (Eerdman’s, 1996) 1, 5, 141.
- ↑ Peter K. Nelson. Spiritual Formation: Ever Forming, Never Formed. — 2012.
- ↑ Why did Jesus say to go and sin no more, if that's impossible? . ActiveChristianity (14 ноября 2014). Дата обращения: 28 февраля 2021. Архивировано 5 марта 2021 года.
- ↑ Jesus Said Do |Comments Off on Jesus Said Cut Sin Out of Your Life. The Jesus Said Project – A Disciple's Guide to Jesus' Teachings – Jesus Said Cut Sin Out of Your Life (англ.). Дата обращения: 17 февраля 2021. Архивировано 23 октября 2021 года.
- ↑ Tyndale Bible Dictionary (Tyndale House, 2001), s.v. «Disciple.»
- ↑ The Westminster Dictionary of Christian Theology by Alan Richardson, John Bowden 1983 ISBN 978-0-664-22748-7 s.v. "Imitation of Christ, The, " 285—286.
- ↑ Омилия XXV., Омилии - святитель Григорий Палама . azbyka.ru. Дата обращения: 26 февраля 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
- ↑ Комментарии Библии МакАртура, Матфея 10 глава. . Дата обращения: 26 февраля 2021. Архивировано 20 октября 2020 года.
- ↑ 28,0 28,1 Толкования Блаженного Феофилакта Болгарского . Дата обращения: 26 февраля 2021. Архивировано 9 августа 2020 года.
- ↑ Sakari Häkkinen. Poverty in the first-century Galilee (англ.) // University of Pretoria. — 2016. Архивировано 7 февраля 2021 года.
- ↑ 30,0 30,1 30,2 Иларион (Алфеев). Глава 8 Богатство земное и небесное // Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II. Нагорная проповедь. — Издательский дом «Познание», 2017.
- ↑ Долженко А.Г. Нагорная проповедь. Архивная копия от 24 июля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Деян. 2:41
- ↑ Ученичество во Христе - Буравец Валерий . www.foru.ru. Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 30 октября 2020 года.
- ↑ Ученик, ученичество – Словарь библейских образов, Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. . azbyka.ru. Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 18 июня 2022 года.
- ↑ Ричард Бокэм. Иисус и женщины. Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве. — Litres, 2017-09-05. — 495 с. — ISBN 978-5-457-81567-4.
- ↑ 36,0 36,1 Линда Стромсмое. MAKING DISCIPLES:A FOUNDATION FOR AN INTEGRATED MISSION PROGRAM (англ.) // University of Calgary. — 1979. — P. 43—58.
- ↑ Movements | Shepherding Movement | Timeline | The Association of Religion Data Archives . www.thearda.com. Дата обращения: 27 февраля 2021. Архивировано 21 апреля 2021 года.
- ↑ Brother Maynard. The Shepherding Movement | Subversive Influence (англ.) (2008). Дата обращения: 27 февраля 2021. Архивировано 2 марта 2021 года.
- ↑ Kenneth B. Winter. Leading Auburn Presbyterian Church to Make Disciples (англ.) // Fuller Theological Seminary. — 2009.
- ↑ Andrew E. Jung. Discipleship as Adoption: A Model for Late Adolescent Faith Development at Trinity Baptist Church, Raleigh (англ.) // FULLER THEOLOGICAL SEMINARY. — 2014.
- ↑ Якуб аль-Хасан. THE PAULINE CONCEPT OF DISCIPLESHIP AS A MODEL FOR ADDRESSING THE YOUTH DROPOUT IN THE TWENTY-FIRST ADDRESSING THE YOUTH DROPOUT IN THE TWENTY-FIRST CENTURY UNITED STATES OF AMERICA CHURCH. CENTURY UNITED STATES OF AMERICA CHURCH. (англ.) // Southeastern University. — 2020.
- ↑ LAP YAN KUNG. CHRISTIAN DISCIPLESHIP TODAY: A STUDY OFTHE ETHICS OF THE KINGDOM INTHE THEOLOGIES OF STANLEY HAUERWAS AND JON SOBRINO (англ.) // University of Glasgow. — Шотландия, 1994. — Август. Архивировано 29 мая 2020 года.
Литература
- Бартон Стефан. Discipleship and Family Ties in Mark and Matthew. — Сambridge University Press. — 2005. — ISBN 978-0-521-01882-1.978-0-521-01882-1
- Mattes (2012). «Discipleship in Lutheran perspective». Lutheran Quarterly 26.
- Стассен, Глен Х. и Дэвид П. Гуши. Kingdom Ethics: Following Jesus in Contemporary Context. — InterVarsity Press. — 2003. . — ISBN 0-8308-2668-8.
- Cтассен, Глен Х. Living the Sermon on the Mount: A Practical Hope for Grace and Deliverance. — Джосси-Басс. — 2006. — ISBN 0-7879-7736-5.
- Уэдделл, Шерри. Forming Intentional Disciples: The Path to Knowing and Following Jesus.. — 2012. — ISBN 978-1-61278-590-5.
- Уилкинс, М. Дж. Unique discipleship to a unique master: Discipleship in the Gospel according to Mark. — Южный баптистский богословский журнал. — 2004.
- Вааге (2009). «An Other Home: Discipleship in Mark as Domestic Asceticism». Catholic Biblical Quarterly 71: 741–761.