Святость

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Свя́тость (праслав. svętъ, svętъjь[1]) — одно из наиболее фундаментальных понятий авраамических религий, а также буддизма и индуизма. Святое — являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвящённое Ему в служение и отделённое от всего сотворённого и мирского. Понятие «святость» используется также в других религиях, в частности, для выражения высокой степени духовного совершенства аскетов и монахов.

Святость и святое в христианстве

Корни понятия «святость» в христианстве уходят в ветхозаветную религию. Так, известный библейский стих Ветхого Завета «Освящайте себя и будьте святы, потому что Я, Господь Бог ваш, свят» (Лев. 20:7) прямо цитируется в 1-м Соборном Послании Апостола Петра: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16). В христианском употреблении можно выделить несколько частично перекрывающихся значений понятий «святость» и «святое».

Богословие святости

В православном христианстве святость — это онтологическая характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, для людей также восстановление Образа Божия, обожение. Понятие святости связано с учением о спасении. Падший мир будет спасён и преображён в результате Второго пришествия Иисуса Христа, однако отдельные предметы и люди могут при помощи Божественной Благодати, понимаемой как нетварная энергия Бога, приобретать аспект преображённой, прославленной материальности будущего века уже в настоящую эпоху. «Святость есть чистота сердечная, стяжание благодати»[2]. Атрибут святое применительно к предметам частично перекрывается со священное, однако последнее выражает в большей степени функциональность предметов и их религиозное назначение, в то время как понятие святое подчёркивает их особые внутренние свойства.

В западно-христианской традиции акцент ставится не на онтологическом, а на нравственном характере святости. Для католического богословия характерно понимание святости человека как морального совершенства, которое проявляется в героических добродетелях. Наличие таких добродетелей требуется для канонизации, то есть церковного прославления христианина как святого[3]. Католическое богословие подчёркивает важность совместного действия благодати и личных усилий человека для достижения святости. Святость предметов понимается как их посвящённость Богу, в связи с чем для предметов исчезает грань между понятиями святое и священное.

Понимание святости в протестантизме в целом соответствует употреблению этого термина в Новом Завете. Святость относится в основном к людям и понимается как нравственная цель общего характера[4]. Человек стремится подражать нравственному совершенству Бога согласно евангельскому «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Библейские корни понятия святость

Современный смысл понятия был в значительной мере предопределён его использованием при переводах Библии на славянские языки. В Ветхом Завете святое переводит древнееврейское «кадош» (קדוש, qadoš), которое обозначало отделение сферы Божественного от этого мира. В Новом Завете термин «святое» соответствует трём древнегреческим прилагательным: ἱερός (иерос), ἅγιος (агиос) и οςιος (осиос). ἅγιος обозначает святость самого Бога, а также предназначенный Богу, очищенный для этого; ἱερός означает священный, принадлежащий Богу и связано с понятиями храм (ἱερόν) и священник (Ιερέας). Οςιος применяется как нравственная характеристика людей, означает морально чистый, преданный и переводится также как благочестивый[4]. В русском языке слово святость происходит от слова свет — символ освящающей всё Благодати Божией.

В буддизме

В буддизме понятию «святой» соответствует «архат» (букв. — «достойный», «святой», санскр., пали). Личность архата описывается как личность человека, преодолевшего личностные привязанности и предпочтения, дружественно настроенного ко всем живым существам, прозревающего Высшую истину — Дхарму.

См. также

Примечания

  1. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Русский язык, 1999. — Т. 2. — 560 с. — ISBN 5-200-02684-9.
  2. Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. — Посад, 1994. — С. 27.
  3. Santità // Dizionario sintetico di theologia / O’Collins, G.;Farrugia E.. — Vatican, 1995. — P. 330.
  4. 4,0 4,1 Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета. Словарь-справочник. Изд-во «Герменевт», Спб, 1996, с. 127—128

Литература

Ссылки