Царствие Божие

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Икона «Царство Небесное». Первая половина XIX в.

Ца́рствие Бо́жие (Ца́рствие Небе́сное, Ца́рство Небе́сное, Ца́рство Христо́во, Ца́рство спасе́ния; ивр.‏‎מלכות השמים, Malkuth haShamayim, др.-греч. ή βασιλεία τῶν οὐρανών) — богословское эсхатологическое понятие в христианстве, относящееся прежде всего к состоянию мира, которое Иисус Христос установит при Своём втором пришествии[1][2].

В семитском выражении Царство Небесное слово «небеса» заменяют имя Бога иудеев (Лк. 15:18). Известно по Евангелию от Матфея, в котором встречается тридцать два раза[3]. В других книгах Нового Завета, включая также и Евангелие от Матфея, оно передаётся выражением Царствие Божие, Царство Христово, или просто словом Царство[4].

Условия вступление в Царство Божие

Близость людей к Царству Божиему определяется не их возрастом или полом, не имущественным или общественным положением, а исключительно внутренним духовным состоянием. Царство Божие требует от человека всецелой преданности Богу, беззаветной любви к Нему и к людям[5].

По учению Иисуса Христа, оно принадлежит только тем, кто нищ духом, то есть сознающим свою нравственную беспомощность (Мф. 5:2), изгнан за правду (Мф. 5:10), готов терпеть гонение за неё. Для вступления в Царство Божие необходимо покаяние (Мф. 4:17), вера и крещение: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3)[6].

Согласно Евангелию, Царство Божие приблизилось к людям с явлением в мир Иисуса Христа, но, чтобы войти в него, необходимы труды и усилия со стороны человека: «От дней Иоанна Крестителя Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12)[6].

В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Также в Евангелие от Матфея Иисус Христос говорит: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3)[6].

Согласно Евангелию, чтобы войти в Царство Божие, человек не должен сожалеть о мирских вещах[5]. Он не должен быть богат, то есть не должен привязываться к богатству: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 17:25).

Апостол Павел говорил: «или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9).

Трактовки Царства Божия

В настоящее время в христианстве Царство Божие понимается в разных смыслах[6][7]:

  1. область обитания ангелов и скончавшихся святых людей;
  2. Церковь Христова;
  3. действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке; Царство Небесное, «которое внутри вас есть» (Лк. 17:20, 21) — это Царство благодати, которое принёс людям Иисус Христос. Это Царство, в котором здесь, на земле, Дух Святой исполняет и освящает всего человека. Именно это Царство проповедовал Иоанн Креститель (Мф. 3:2), Иисус Христос (Мф. 4:17) и Его апостолы (Деян. 28:31). Этого Царства Иисус Христос желает искать людям более всего, так как всё остальное приложится (Мф. 6:33, Лк. 12:31).
  4. весь мир, как находящийся под властью Бога (иногда);
  5. в ряде христианских направлений Царство Небесное — это земная область, предуготованная праведникам для пребывания в ней в эпоху 1000-летнего Царства[8];

Иисус Христос говорил, что Царство Божие явится не в законченном и совершенном виде. Ему предстоит продолжительный процесс развития, который закончится лишь тогда, когда «Евангелие Царствия Божия будет проповедано по всей вселенной» (Мф. 24:14)[6].

Апостол Павел говорил: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Притчи о Царстве Божиим

В Евангелиях Иисус Христос приводит притчи о Царстве Божием.

Царство Небесное и иудейская традиция

В иудейской традиции Царству Небесному соответствует гмар тиккун («конечное исправление») — конечное состояние всего мироздания, когда самая низшая точка творения достигает того же состояния, что и самая высшая. Полное исправление всех свойств материи и человека и полное слияние с Творцом.

…Будет мир в мире! Никаких войн не будет! Будет у всех всё, что нужно. Больше не будет зависти, ненависти. Все плохие качества исчезнут.[9]

Берл Лазар, главный раввин России

Царство Небесное как рай на земле

Царство Небесное, понимаемое как рай на земле, который будет построен в будущем, исповедуется:

и следующими религиозными течениями христианского толка:

Проповедниками идеи также были русские религиозные философы Серебряного века в начале XX века: Д. Мережковский, 3. Гиппиус и др.

См. также

Примечания

  1. Царство Божие / Протоиерей Вадим Леонов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Царство Небесное // Исторический словарь
  3. Лудд Дж. Э. Теология Нового Завета.
  4. Царство Небесное // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  5. 5,0 5,1 5,2 Протоиерей Александр Ветелев. Царство Божие.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Царство Божие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Царство Божие (Небесное)
  8. Царство Небесное // «Религия». Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск : Книжный Дом, 2007. — 960 с. — (Мир энциклопедий).
  9. Интервью Берла Лазара в телепередаче «Школа Злословия» 6 июня 2011 года (на 35 мин. из 37).

Литература

Ссылки