Су-34
Су-34 | |
---|---|
Тип | Истребитель-бомбардировщик[1] |
Разработчик | / ОКБ Сухого |
Производитель | НАЗ имени В. П. Чкалова |
Главный конструктор | Р. Г. Мартиросов |
Первый полёт | 13 апреля 1990 года (Т-10В-1) |
Начало эксплуатации | 21 марта 2014 года[2] |
Статус | эксплуатируется, производится |
Эксплуатанты | ВВС России |
Годы производства | c 2008 года |
Единиц произведено |
147 (на 2022 год) (из них 7 опытных и предсерийных)[3] |
Базовая модель | Су-27 |
Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback — «Защитник») — советский/российский многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по целям противника в оперативной и тактической глубине с сосредоточением основных усилий на удалении 150—600 км от линии боевого соприкосновения в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника и применения современных средств радиоэлектронной борьбы[4], а также поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях[1].
По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++[5] и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных условиях.
Основная рабочая «лошадь» в СВО.[6] Су-34 стали первыми носителями планирующих бомб с УМПК.
История создания
Самолёт создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, успешно применяемому в вооружённых конфликтах последних лет[7]. Разработка самолёта велась на фоне существования у вероятного противника большого количества современных истребителей четвёртого поколения типа F-15 и F-16 и, соответственно, возникающей необходимости для разрабатываемого самолёта способности ведения оборонительного воздушного боя с равными возможностями для самолётов 4-го поколения[8].
При разработке самолёта была применена аэродинамическая схема «продольный триплан», позволяющая увеличить манёвренные возможности летательного аппарата по сравнению с обычной схемой.
Разработка самолёта началась 19 июня 1986 года под кодовым названием Т-10В (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик»)[9]. В качестве основы для разработки самолёта была взята база проекта успешного истребителя Су-27, по сравнению с ним была увеличена бомбовая нагрузка и запас топлива.
Первый полёт Т-10В-1 — прототипа Су-34 — состоялся 13 апреля 1990 года (пилот — лётчик-испытатель Анатолий Иванов)[10].
18 декабря 1993 года поднялся в воздух предсерийный экземпляр самолёта 10В-2, построенный на Новосибирском АПО имени Чкалова[11]. Пилотировали его лётчики-испытатели Игорь Вотинцев и Е. Г. Ревунов.
Первый публичный показ самолёта под обозначением Су-32ФН состоялся весной 1995 года во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже[12].
Затем были произведены опытные самолёты в количестве двух лётных и одного образца для стенда статических испытаний.
После них последовали предсерийные самолёты в количестве шести лётных и ещё одного образца для стенда статических испытаний (позднее шестой предсерийный самолёт доработан до серийного образца, который теперь базируется в 929-й ГЛИЦ города Ахтубинска).
Первый полёт серийного самолёта Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся 12 октября 2006 года с аэродрома «НАПО им В. П. Чкалова». Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Евгений Рудакас и Рустем Асадуллин[13].
Государственная программа испытаний проходила с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года в несколько этапов, одновременно с производством самолёта[14][15].
20 марта 2014 года Су-34 был принят на вооружение ВВС РФ.
Конструкция
Двухместный самолёт Су-34 с двумя серийными ТРДД АЛ-31Ф имеет свободнонесущее механизированное по передней и задней кромкам адаптивное крыло, двухкилевое вертикальное оперение, переднее горизонтальное оперение (ПГО), цельноповоротный стабилизатор, трёхопорное шасси. Основные опоры имеют двухколёсную тележку с размещением колёс по схеме «тандем». Фюзеляж самолёта выполнен по интегральной схеме, головная часть которого начинается с радиопрозрачного обтекателя, имеющего эллиптическую форму с острыми боковыми кромками. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащённое развитыми наплывами, на которых установлены консоли ПГО, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус, чем обеспечиваются высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъёмной силы самолёта. Бронированная двухместная кабина экипажа выполнена в виде единой бронекапсулы и обеспечивает размещение лётчика и штурмана рядом. Вход в неё осуществляется через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа.
Разработка самолёта велась с учётом современных требований по снижению эффективной площади рассеяния (ЭПР). С этой целью при производстве самолёта применены композитные материалы, позволяющие снизить уровень отражения радиолокационных волн за счёт радиопоглощающих покрытий, при проектировании интегральной аэродинамической схемы исключались аэродинамические гребни (подфюзеляжные кили) и специально рассчитывалась геометрия планера.
Передняя часть самолёта приплюснутой формы, получившей прозвище «Утёнок», оборудована двухместной кабиной, в которой реализованы методы повышения комфортности для экипажа при длительной продолжительности полётов.
По утверждению представителей ОКБ имени Сухого, Су-34 при полётах на малых высотах имеет степень радиолокационной заметности на уровне крылатой ракеты[16]. Сравнительный анализ эффективной поверхности рассеивания:
ЭОП крылатой ракеты | ЭОП самолёта-невидимки типа F-117 | ЭОП фронтового бомбардировщика | ЭОП Бомбардировщика В-52 | ЭОП истребителя |
---|---|---|---|---|
менее 1 | 0,3—0,4 | 7—10 | 100 | 3—12 |
Планер
Самолёт представляет собой продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крыло, трапециевидное в плане, интегрально сопряжено с фюзеляжем и имеет стреловидность по передней кромке — 42 градуса. Перед крылом установлено дополнительное горизонтальное оперение, которое выполнено цельноповоротным. Оперение — вертикальное двухкилевое. Стабилизатор — дифференциально отклоняемый. Силовые установки размещаются в двух гондолах, установленных в центроплане. Носовая часть фюзеляжа в сечении имеет эллипсоидную форму, здесь размещена бортовая радиолокационная станция. В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием[7].
Кабина самолёта
Двухместная кабина с расположением сидений в ряд. Лётчик и штурман-оператор размещаются рядом. Такая компоновка кабины позволила избавиться от дублирования некоторых приборов и органов управления, а также облегчила взаимодействие членов экипажа и обеспечила приемлемые эргономические и санитарные нормы, возможность для отдыха и питания в ходе многочасового полёта. Габариты кабины позволяют одному из членов экипажа встать в полный рост[11].
С целью повышения живучести самолёта и защищённости экипажа внешний корпус кабины самолёта выполнен из бронированной оболочки из титанового сплава. При её разработке учитывались недостатки, выявленные в ходе боевого применения самолётов Су-25[4]. Толщина брони Су-34 — 17 мм[17]. Масса бронирования Су-34 составляет 1480 кг, что почти в 1,5 раза больше, чем у Су-25[4]. Отличительной особенностью бронирования Су-34 от Су-25 является выполнение брони полностью из титанового сплава, без алюминиевых и стальных плит. Кабина имеет бронированное остекление[18].
Кабина самолёта оборудована двумя катапультными креслами К-36ДМ, позволяющими выполнять катапультирование во всём диапазоне высот и скоростей полёта, а также с земли (включая руление)[4]. Вход в кабину выполнен через нижний люк по ступенькам. Люк расположен вблизи передней стойки шасси.
- Системы обеспечения жизнедеятельности экипажа
Для обеспечения эффективной работы экипажа при полётах на максимальную дальность и продолжительность (с дополнительными подвесными топливными баками на дальность до 7000 км[19]) Су-34 оборудован следующими системами обеспечивания жизнедеятельности, повышающими комфортность:
- ассенизационное устройство — биотуалет[4];
- герметичная кабина с кислородной системой, обеспечивающей выполнение полётов без кислородных масок до высоты 10 000 м[4];
- система кондиционирования и отопления кабины[4];
- кухонный отсек (мини-кухня), устройство для разогрева еды и термосы для хранения пайков и воды[4];
- пространство, расположенное за креслами, позволяющее выпрямиться в полный рост[4];
- Центральная вычислительная управляющая система
Включает в себя:
- рабочее место штурмана-оператора с двумя многофункциональными цветными индикаторами
- центральный компьютер
- мультиплексная шина передачи данных[11]
Гидравлическая система состоит из двух автономных систем: первой и второй ГС.
Шасси
Схема шасси разрабатывалась с учётом возможности применения самолёта Су-34 с грунтовых аэродромов. На самолёте применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колёс на основных опорах, что обеспечивает самолёту хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам. Передняя стойка шасси полурычажного типа усилена и оснащена двумя колёсами. Основные опоры убираются в ниши на центроплане с разворотом тележек. Задние стойки оснащены тормозными системами.
Для дополнительного торможения при посадке применяется тормозной парашют, размещённый в контейнере на верхней части фюзеляжа. Перед выпуском парашютов контейнер выдвигается из фюзеляжа[20].
Двигатель
Самолёт оборудован двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31Ф, имеющими 12500 кгс тяги каждый и позволяющими развивать скорость до 1900 км/ч.
Самолёт оснащён вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, позволяющей осуществлять автономный запуск двигателей без использования наземных средств запуска[21]. Наличие автономного источника питания позволяет использовать самолёт с неподготовленных аэродромов, не имеющих оборудования для запуска, что существенно расширяет радиус боевого действия[21]
Топливная система
Топливо размещено на самолёте в трёх фюзеляжных баках, в одном баке в центроплане и двух баках в консолях крыла. Топливная система оснащена насосами, которые поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения самолёта в воздухе. На перегонах устанавливаются дополнительные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полёта. Самолёт оснащён убирающейся топливоприемной штангой, что позволяет производить дозаправку топливом в полёте. Дозаправку можно осуществлять с танкеров типа Ил-78[20].
Топливная система самолёта обеспечивает подачу топлива к двигателям из баков с заданной очерёдностью их выработки на всех режимах работы двигателей. Кроме того, на топливную систему возложена вспомогательная функция, связанная с использованием хладоресурса топлива — охлаждение рабочих тел системы кондиционирования, гидросистем и системы охлаждения генераторов электрического тока. Топливная система эксплуатируется на топливах Т-1, ТС-1, РТ (ГОСТ 10227-86), а также на их смеси в любой пропорции. Топливо на самолёте размещено: в баке № 1, расположенном ШП№ 18-28; в баках № 2 и № 5, расположенных в центроплане; в баке № 2Ц, расположенном над центропланом, в баке № 3, состоящем из двух отсеков, расположенных в правом и левом крыльях; в баке № 4, расположенных в хвостовой части фюзеляжа, между правым и левым двигательными отсеками; в баке № 6, состоящем из двух отсеков, расположенных в правой и левой хвостовых балках и в подвесных баках, два из которых расположены под крыльями и один под центропланом.
Топливные баки № 1, 2, 2С, 3, 4, 5, 6 представляют собой герметизированные отсеки планера самолёта. Бак № 5 является расходным баком. Бак № 5 стенкой № 2 делится на передний предрасходный отсек (5ПРО) и задний — расходный отсек (5РО).
Заправка топливом
Самолёт может быть заправлен топливом двумя способами: открытым — через заливные горловины и закрытым — под давлением. Открытая заправка производится через заливные горловины, установленные соответственно на баках № 1,4 и на правом и левом баках № 3.
Бак № 6 открытым способом не заправляется. Баки № 2 и № 5 заправляются из бака № 1 самотёком.
Количество топлива при открытой заправке проверяется визуально по уровню через заливные горловины и по показаниям указателя расходомера топливозаправщика. Заправка открытым способом применяется только при отсутствии специализированных топливозаправщиков.
При установке подвесных баков ФПБ и КПБ, заправка их осуществляется только открытым способом пистолетом через заливные горловины каждого ПТБ.
Заправка закрытым способом является основной и применяется во всех случаях нормальной эксплуатации самолёта. Заправка закрытым способом осуществляется путём подсоединения наконечника топливозаправщика к бортовому штуцеру заправки.
Система автоматического пожаротушения
Для повышения живучести самолёт оборудован системой автоматического пожаротушения, а также средствами дублирования и экранирования всех систем[4]. Топливные баки защищены от пожара и взрыва за счёт заполнения пенополиуретаном с открытыми ячейками[22][23], технология применения которого базируется на изоляции топлива от воздуха за счёт эффекта «капсулирования», что препятствует образованию горючей паровоздушной смеси при повреждении топливных баков[24].
Пилотажно-навигационный комплекс
Включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приёмником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Для управления самолётом используется цифровая многоканальная система дистанционного управления «СДУ». Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО (Переднее горизонтальное оперение), обеспечивая гашение колебаний самолёта в плоскости тангажа.
Система активной безопасности, внедрённая на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полётные режимы и столкновение с землёй при маловысотном полёте. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора[11].
Радиолокационная станция
- РЛС переднего обзора
Радиолокационная станция самолёта Су-34 Ш-141 предназначена для обнаружения наземных и воздушных целей. Дальность обнаружения:
- крупных наземных целей до 200—250 км[5],
- типовых наземных целей до 150 км[5],
- с идентификацией типа цели как «потенциальные танки и БМП на гусеничном ходу» до 75 км[5],
- крупных воздушных целей без стелс-технологий типа «транспортные самолёты» составляет до 250 км[25],
- малых воздушных целей типа «истребитель» до 90 км.[5].
РЛС поддерживает сопровождение до 10 целей (одновременно) и обстрел до 4 целей (одновременно), а также рассчитана на ассистирование наведению ракет «воздух-воздух» с собственными радарами путём «подсветки цели» для РВВ-АЕ и Р-27. Для ракеты ближнего боя Р-73 c инфракрасной ГСН РЛС обеспечивает выдачу первоначальных координат цели.
РЛС имеет функцию для выполнения полёта на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности TFR[5].
- РЛС заднего обзора
В ходе разработки и постановки в серию неоднократно декларировалось наличие на самолёте РЛС обзора задней полусферы, расположенной в хвостовой балке.[26][17][27]. Известно, что именно из-за планов об установке данной системы была значительно увеличена хвостовая балка самолёта[28]. Кроме того, известно наименование РЛС — Н012[28].
Впрочем, официально о наличии либо отсутствии данной РЛС информации нет; по данным российского историка авиации Николая Якубовича, РЛС Н012 не вошла в итоговый состав радиоэлектронного вооружения Су-34[28] и не устанавливается на серийных самолётах по состоянию на 2018 год, а отсек РЛС занимает вспомогательная силовая установка мощностью 100 кВт[29]. Тем не менее, эксперт упоминает, что в теории возможна замена ВСУ, расположенной в данный момент в законцовке хвостовой балки, на Н012 в ходе глубокой модернизации проекта[30].
Подвесное разведывательное оборудование
В варианте использования Су-34 как самолёта разведки предусмотрено использование подвесного оборудования — подвесного универсального контейнера разведки (УКР) «Сыч»[31], который разработан в трёх вариантах, в зависимости от вида разведки:
Средства радиоэлектронной борьбы и подавления комплексов ПВО
Для активного противодействия радиолокационным станциям наведения противника в случае своего обнаружения Су-34 оборудован комплексом радиоэлектронной борьбы, который уменьшает вероятность поражения Су-34 системами с радиолокационным наведением примерно в 30 раз[32][33]. Оснащение комплекса самолёта близко к оснащению специализированных самолётов РЭБ. Мощность комплекса РЭБ на Су-34 по оценке западных экспертов примерно аналогична уровню оборудования самолётов EF-111A и EA-18G[8].
Комплекс РЭБ Су-34 имеет приёмники облучения внешней РЛС и может использовать модули РЭБ Хибины (изделие Л-175В) или Л005-С Сорбция-С[8][34].
Для огневого поражения РЛС систем ПВО противника Су-34 может использовать ракеты Х-58, X-15П, Х-31П[35] на дальностях до 120—160 км и Х-31ПД на дальностях 180—250 км[36].
Практическая эффективность комплекса РЭБ была проверена во время военного конфликта в Грузии, где Су-34 использовался как самолёт радиоэлектронной борьбы.
Средства наведения бомб и ракет по наземным целям
Для применения авиационных средств поражения самолёт оборудован прицельным комплексом, который позволяет производить поиск и поражение целей с помощью радиолокационной системы. Одной из систем комплекса является оптическая система «Платан», с помощью которой происходит наведение на цель ракет «воздух-земля» типа Х-29Л, управляемых бомб КАБ-500-Л[37] и КАБ-1500-Л[38] с лазерными ГСН, требующими подсветки цели. Версии ракеты Х-29Т и бомб КАБ-500Кр[37] не требуют дальнейшего наведения комплексом Су-34 после получения начальных координат цели, наведение на цель далее происходит через распознавание ТВ-камерой в ГСН.
Применяемый для поражения обычными средствами поражения (обычные (неуправляемые) бомбы, неуправляемые ракеты) прицельный комплекс самолёта обеспечивает точность, сопоставимую с применением дорогостоящего высокоточного оружия[39][40]. Такая эффективность применения обычных средств поражения отмечена экспертами НАТО на основе опыта применения Су-34 в Сирии. При этом экспертами НАТО отмечается сравнительно низкая стоимость бомбардировок по сравнению с использованием управляемых бомб (Стоимость бомб типа BGL составляет около $100 000 за единицу, их российский аналог КАБ-500С стоит около 3 миллионов рублей, что в среднем в 3 раза дороже обычной бомбы[41]. Скопившиеся в РФ большие запасы обычных бомб, оставшиеся в наследство от СССР, позволяют снизить стоимость высокоточного боевого применения Су-34.
Возможности самолёта позволяют применять бомбы и ракеты номенклатуры НАТО с использованием производимого ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Яламова (УОМЗ) по лицензии французской Thales Group модуля Damocles[42][43]. Данный модуль позволяет применять высокоточные системы поражения стандартов НАТО. Разработка данного модуля в сотрудничестве с Thales Group по Damocles была вызвана необходимостью исполнения контракта с Малайзией на поставку самолётов Су-30[44][45], но впоследствии предусмотрено для применения на Су-34[42][43]. Модуль, выполненный в варианте подвесного контейнера, позволяет применять управляемые бомбы серии BGL, обнаруживать оптическими средствами бронированную технику на дальности до 27 км, управлять наведением по лазерному каналу управляемых бомб и ракет на дальности до 16 км[45]. Помимо использования номенклатуры боеприпасов НАТО технологии Damocles приспособлены к применению российских боеприпасов.
Производство и поставки
Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе 20 апреля 2005 года[46].
Первые два серийных Су-34 по первому контракту 2005 года (на 5 серийных самолётов) были получены 18 декабря 2006 года[47]. Дальнейшая поставка Су-34 Министерству обороны проводилась по подписанным контрактам 2008 года стоимостью 33,6 млрд рублей[48] на поставку 32 самолётов[49][50][51], 2012 года — на поставку до 2020 года 92 самолётов Су-34[52][53][54][55].
В перспективе дальнейшая поставка Су-34 Министерству обороны будет проводиться по контракту 2020 года на поставку 24 самолётов[56].
В 2019 году Алжир заключил контракт на поставку 14 самолётов Су-34[57].
В 2020 году было поставлено 4[58] Су-34, в 2021 году — 6 самолётов. Снижение поставок было связано с переходом на выпуск новых моделей и модификаций.[59]
К лету 2023 года выпуск Су-30, Су-34 и Су-35 был увеличен в два раза.[60]
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Су-32 | Экспортная модификация. |
Су-34М / Су-34НВО | Модификация базовой версии, полученная в результате выполнения ОКР «Сыч». Заключён предварительный контракт с МО РФ на производство 76 самолётов до 2027 года[61][62] |
На вооружении
- ВКС России — 147 единиц по состоянию на 2022 год[3]
- 47-й бомбардировочный авиационный полк 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (аэродром Балтимор, Воронежская область) — 24 единицы (2 эскадрильи);
- 277-й бомбардировочный авиационный полк 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (аэродром Хурба, Хабаровский край) — 24 единицы (2 эскадрильи)[63][64];
- 559-й бомбардировочный авиационный полк 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (аэродром Морозовск, Ростовская область) — 36 единиц (3 эскадрильи);
- 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк 21-й смешанной авиационной дивизии 14-й Смоленской Краснознамённой армии ВВС и ПВО Центрального военного округа (аэродром Шагол, Челябинская область) — 24 единиц (2 эскадрильи)[65][66][67][68];
- В центрах боевого применения и НИИ:
- Авиационная группа ВВС России в Сирии (аэродром Хмеймим, Латакия) 4 самолёта Су-34 из различных формирований ВКС России.
Оценка боевых возможностей
Су-34 несёт вдвое большую бомбовую нагрузку, чем Су-24М[69]. Су-34 обладает манёвренностью, как у истребителя, что позволяет ему быстро менять положение в воздухе для более удобной позиции в атаке или уклонении от неё.
Немаловажным фактом являются большой боевой радиус (600—1130 км)[70].
РЛС Су-34 позволяет эффективно обнаруживать цели типа «танк», что позволяет ему эффективно выполнять задачу по уничтожению небольших целей, с которой большинство других типов бомбардировщиков с трудом справляется. Таким образом, самолёт может выполнять функцию штурмовика Су-25. Самолёт способен использовать противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и авиационные ракеты Х-59[71][72]. В дополнение к данному вооружению возможно использовать противорадиолокационные ракеты Х-31А[73].
Взаимозаменяемость многих агрегатов с семейством самолётов Су-27 упрощает производство, обслуживание, ремонт и уменьшает стоимость фронтового бомбардировщика.
Боевое применение
Вооружённый конфликт в Южной Осетии
Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе боевых действий в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО при помощи станции помех «Хибины»[74]. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех[75], принимал участие в обеспечении вылета, в котором Су-24М противорадиолокационной ракетой Х-58у уничтожил ключевую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори[76].
Военная операция России в Сирии
Во время военной операции России в Сирии шесть самолётов Су-34 в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии применяются с 30 сентября 2015 года. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористической группировки ИГИЛ в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка; в результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены[77][78][79].
С 16 августа 2016 года по договорённости с правительством Ирана Авиационной группой стал использоваться аэродром Хамадан, на который были перебазированы Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договорённости с правительствами Ирана и Ирака группа выполняет боевые вылеты с аэродрома Хамадан через территорию Ирака для нанесения ударов по объектам ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Прикрытие самолётов группы выполняли истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии[80][81][82].
СВО
Опыт применения в СВО показал, что самолёт нуждается в бронированном фонаре для защиты от осколков и птиц. Бронированный фонарь был разработан, но не устанавливается. Установка тяжелого фонаря, практически не скажется на массе самолёта, поскольку в носу для центровки размещены десятки килограмм стальных плит.[83]
4 сентября 2023 года ТАСС сообщил, что Су-34 впервые применил гиперзвуковую ракету «Кинжал».[84] До этого времени применение «Кинжалов» обеспечивали специально переоборудованные МиГ-31И.
Применение для хозяйственных нужд
Самолёты были задействованы весной 2016 года для бомбометания по ледовым заторам в Вологодской области[85][86][87].
Аварии и лётные происшествия
- 4 июня 2015 года при заходе на посадку на аэродром Бутурлиновка (Воронежская область) после выполнения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию Су-34 из состава 47-го отдельного смешанного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 1-го командования ВВС и ПВО России. Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и перевернулся. Экипаж самолёта не пострадал. Впоследствии самолёт был восстановлен на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова и передан Сибирскому научно-исследовательскому институту авиации имени Чаплыгина[89].
- 31 июля 2018 года при посадке на аэродроме Хурба (Хабаровский край) после выполнения штатных учебных полётов Су-34 из 277-го бомбардировочного авиационного полка 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО выкатился на 500 м за пределы ВПП. Воздушное судно повреждений не получило, пострадавших не было[90]. Причиной происшествия стал отказ системы выпуска тормозного парашюта.
- 18 января 2019 года при выполнении планового тренировочного полёта над акваторией Японского моря над Татарским проливом в 35 км от берега при отработке маневрирования произошло столкновение в воздухе двух самолётов Су-34 из 277-го бомбардировочного авиационного полка 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО; самолёты выполняли полёт в сложных метеорологических условиях и без боекомплекта. Экипажи обоих самолётов, четверо лётчиков, катапультировались[91][92][93][94][95], но в ходе поисково-спасательной операции спасти удалось лишь штурмана одного из экипажей[96].
- 6 сентября 2019 года во время проведения учебно-тренировочных полётов в Липецкой области в результате ошибок пилотов произошло столкновение двух Су-34. Самолёты совершили благополучную посадку. Экипажи не пострадали.
- 21 октября 2020 года во время проведения учебно-тренировочного полёта в Хабаровском крае в результате технической неисправности потерпел аварию Су-34 277-го бомбардировочного авиационного полка 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (аэродром Хурба, Хабаровский край). Экипаж катапультировался и не пострадал[97].
- 17 октября 2022 года при наборе высоты с военного аэродрома ЮВО для выполнения учебно-тренировочного полета в г. Ейске потерпел крушение самолет Су-34[98] RF-81726. Оба летчика катапультировались и не получили повреждений; со слов экипажа, авария произошла из-за возгорания двигателей. Самолет рухнул на многоквартирный жилой дом по адресу Коммунистическаяулица, 20/1. Из-за возгорания топлива самолёта возник сильный пожар, которому присвоили 4-ю категорию; огнём было охвачено сразу несколько этажей. Общее число погибших составило 14 человек, в том числе трое детей; 19 человек пострадали[99].
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 23,3 м
- Размах крыла: 14,7 м
- Высота: 6,09 м
- Площадь крыла: 62 м²
- Угол стреловидности: 42°
- Коэффициент удлинения крыла: 3,5
- База шасси: 6,63
- Колея шасси: 4,4 м
- Масса:
- снаряжённого (с заряженной пушкой и экипажем): 22 500 кг
- нормальная взлётная: 39 000 кг
- максимальная взлётная: 45 000 кг
- топливо: 12 100 кг
- максимальная нагрузка со 100 % топлива: 10 400 кг
- нормальная нагрузка со 100 % топлива: 4 400 кг
- максимально допустимая нагрузка: 12 500 кг
- Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1
- Тяга:
- Степень двухконтурности: 0,571
- Масса двигателя: 2 × 1520 кг
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7G
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- у земли: 1400 км/ч
- на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 М)
- Перегоночная дальность: 4500 км (7000 км с ПТБ)[103]
- Скорость отрыва: н/д
- Посадочная скорость: н/д
- Боевой радиус: 600—1130 км[70]
- Практический потолок: 14650[103] — 17 000 м[104]
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе: 0,71
- при максимальной взлётной массе: 0,6
Вооружение
- Пушечное вооружение: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1
- Узлов подвески вооружения: 12
- Наибольшая дальность применяемых боеприпасов — 250 км.[104]
- Максимальная боевая нагрузка: 8000 кг[105] 12 000 кг при боевом радиусе 1000 км[106](4000 кг при полной загрузке топлива)[107].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Истребитель-бомбардировщик Су-34 . Дата обращения: 25 августа 2013. Архивировано 3 апреля 2015 года.
- ↑ Россия вооружилась бомбардировщиками Су-34 . Дата обращения: 21 марта 2014. Архивировано 28 марта 2014 года.
- ↑ 3,0 3,1 Russian Air Force receives first Su-34M front-line bombers // Aviation Defense News, 05 July 2022.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Фронтовой бомбардировщик Су-34, Front-line bomber Su-34, bastion-karpenko.narod.ru. Архивировано 15 марта 2015 года. Дата обращения 6 января 2016.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Михаил Сырица. В Южный военный округ поступила очередная партия истребителей-бомбардировщиков Су-34, ИТАР-ТАСС. Архивировано 22 мая 2015 года. Дата обращения 22 мая 2015.
- ↑ «Эта машина — основная рабочая лошадь. Делают по четыре, по пять вылетов. Каждый день.», Fighterbomber, 6 октября 2023 года
- ↑ 7,0 7,1 Сухой Су-34 . www.airwar.ru. Дата обращения: 24 декабря 2017. Архивировано 19 января 2015 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Sukhoi Su-34 Fullback; Russia's New Heavy Strike Fighter . www.ausairpower.net. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 29 декабря 2015 года.
- ↑ Су-32 — Историческая справка. ОАО «Компания „Сухой“» Архивная копия от 14 октября 2011 на Wayback Machine
- ↑ Михеев А., Фомин А. Су-34. — М.: Полигон-пресс, 1995. — 55 с. — С. 21.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Всё об авиации: большая энциклопедия / Сост. Л. Е. Сытин. — М.: ООО «АСТ», 2018. — 640 с. ISBN 978-5-17-091175-2.
- ↑ Пресс-служба. Российские лётчики получили первую партию новейших самолётов (недоступная ссылка). ПАО «Компания Сухой» (18 декабря 2006). Дата обращения: 4 августа 2016. Архивировано 18 октября 2017 года.
- ↑ В небе Су-34! . ПАО "Компания Сухой" (12 октября 2006). Архивировано 15 августа 2016 года.
- ↑ Интенсивность государственных совместных испытаний (ГСИ) многоцелевых ударных самолётов Су-34 по сравнению с прошлым годом возросла почти вдвое (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2011. Архивировано 1 января 2014 года.
- ↑ ВВС в 2012 году примут на вооружение бомбардировщики Су-34, Lenta.ru (20 сентября 2011). Архивировано 27 июня 2012 года. Дата обращения 15 октября 2011.
- ↑ Su-34 'Strike Flanker' . www.airbase.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 23 февраля 2018 года.
- ↑ 17,0 17,1 Характеристики бомбардировщика Су-34 . РИА Новости. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 21 ноября 2015 года.
- ↑ Су-34 . www.airbase.ru. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 16 марта 2016 года.
- ↑ Ударный «Утёнок» Cу-34. ВВС РФ получат уникальные бомбардировщики . tvzvezda.ru. Телеканал «Звезда». Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 29 января 2016 года.
- ↑ 20,0 20,1 Сухой Су-34 // Авиационная энциклопедия «Уголок неба».
- ↑ 21,0 21,1 Испытания новых опций для Су-34 завершатся в 2010 году Архивная копия от 11 июня 2010 на Wayback Machine (рус.)
- ↑ На «МАКС-2007» будет представлен новый Су-34 . www.ural.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 26 января 2016 года.
- ↑ Эра Су-34 . AviaPort.Ru. АвиаПорт.Дайджест. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 26 января 2016 года.
- ↑ Пожаровзрывобезопасные топливные баки и взрывобезопасные газовые баллоны . www.arms-expo.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 29 января 2016 года.
- ↑ Сухой Су-34 . www.airwar.ru. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 19 января 2015 года.
- ↑ Н.Якубович, 2018, с. 23.
- ↑ Су-34 официально встал в строй ВВС РФ . Национальная оборона. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 29 января 2016 года.
- ↑ 28,0 28,1 28,2 Н.Якубович, 2018, с. 112.
- ↑ Н.Якубович, 2018, с. 85.
- ↑ Н.Якубович, 2018, с. 34.
- ↑ ВПК "НПО машиностроения" - ТРИБУНА ВПК №41 2011 год . www.npomash.ru. Дата обращения: 14 марта 2016. Архивировано 17 апреля 2016 года.
- ↑ Угроза пятого элемента . nvo.ng.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 27 января 2016 года.
- ↑ Су-34 . nevskii-bastion.ru (24 октября 2012). Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 7 февраля 2016 года.
- ↑ Су-34 превратят в самолёт радиоэлектронной борьбы . Lenta.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 16 января 2016 года.
- ↑ ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» (недоступная ссылка). www.ktrv.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 6 августа 2014 года.
- ↑ АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Ракета Х-31ПД . АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (12 июня 2016). Дата обращения: 12 июня 2016. Архивировано 18 июня 2016 года.
- ↑ 37,0 37,1 ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» . www.ktrv.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 28 января 2016 года.
- ↑ ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» . www.ktrv.ru. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 28 января 2016 года.
- ↑ Бондарев: Су-34 гораздо лучше предшественников . РИА Новости. Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 25 октября 2014 года.
- ↑ «Сирийская» проверка «Утёнка»: как Су-34 наводит ужас на террористов . Телеканал «Звезда». Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано 12 декабря 2015 года.
- ↑ Минобороны отказалось от ГЛОНАСС-бомб . Известия. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 5 октября 2012 года.
- ↑ 42,0 42,1 Sukhoi gets contract to build latest lot of Su-34 jet fighter bombers as part of 92-aircraft deal through 2020 . intelligent-aerospace.com. Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.
- ↑ 43,0 43,1 Russian fighters to use Thales Damocles targeting pods (недоступная ссылка) (18 января 2008). Дата обращения: 1 октября 2015. Архивировано 18 января 2008 года.
- ↑ Malaysian Su-30MKM line up . Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.
- ↑ 45,0 45,1 Спецификация на Damocles и указание на Су (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 22 сентября 2015 года.
- ↑ Пресс-служба компании. В Новосибирске началось производство самолёта СУ-34 (недоступная ссылка). Пао "Компания Сухой" (20 апреля 2005). Дата обращения: 4 августа 2016. Архивировано 15 августа 2016 года.
- ↑ Пресс-служба компании. ВВС России получили на вооружение "Су-34" (недоступная ссылка). ПАО "Компания Сухой" (18 декабря 2006). Дата обращения: 4 августа 2016. Архивировано 27 августа 2016 года.
- ↑ Сотый Су-34 поступит в войска в ближайшее время — Телеканал «Звезда» . Дата обращения: 17 августа 2016. Архивировано 18 августа 2016 года.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 марта 2011. Архивировано 1 июня 2011 года.
- ↑ Годовой отчёт 2009 год Архивная копия от 1 июня 2011 на Wayback Machine // НАПО
- ↑ Новости Архивная копия от 7 июня 2011 на Wayback Machine // ОАО «Компания „Сухой“»
- ↑ Компания «Сухой» поставит Минобороны более 90 бомбардировщиков Су-34 Архивная копия от 4 марта 2012 на Wayback Machine // РИА «Новости»
- ↑ ВКС России получили 18 новейших бомбардировщиков Су-34. Архивировано 7 апреля 2016 года. Дата обращения 5 января 2017.
- ↑ bmpd. ВКС России получили четыре фронтовых бомбардировщика Су-34 . bmpd (17 октября 2017). Дата обращения: 18 октября 2017. Архивировано 4 апреля 2019 года.
- ↑ Министр обороны ознакомился с производством многофункциональных истребителей Су-34 на Новосибирском авиазаводе Архивная копия от 22 марта 2017 на Wayback Machine // Министерство обороны Российской Федерации
- ↑ Минфин и «Роскосмос» вступили в публичные препирательства о сокращении расходов — Ведомости . Дата обращения: 29 октября 2020. Архивировано 1 ноября 2020 года.
- ↑ Для российских Су-57 нашли покупателя . lenta.ru. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 28 декабря 2019 года.
- ↑ Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году, bmpd, 20 января 2021
- ↑ Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2021 году, bmpd, 28 января 2022
- ↑ Может ли кто-то противостоять «Кинжалам»?, Ростех, 10 июля 2023 года
- ↑ «Сухой» воздух: Минобороны закупит Су-34 усовершенствованной версии Архивная копия от 30 мая 2020 на Wayback Machine // Известия, 29 мая 2020
- ↑ Для чего и как именно был модифицирован боевой «утёнок» ВКС РФ — Су-34М? Архивная копия от 9 июля 2022 на Wayback Machine // АиФ, 8.07.2022
- ↑ Новые Су-34 прибыли в авиачасть под Комсомольском-на-Амуре 31 августа 2016 . Дата обращения: 2 сентября 2016. Архивировано 28 августа 2018 года.
- ↑ ВКС РФ получили четыре бомбардировщика Су-34, Interfax.ru (23 декабря 2016). Архивировано 24 декабря 2016 года. Дата обращения 23 декабря 2016.
- ↑ Два новых бомбардировщика из Новосибирска переданы ВКС РФ . Дата обращения: 26 января 2018. Архивировано 26 января 2018 года.
- ↑ Первая в новом году партия бомбардировщиков Су-34 передана ВКС . Дата обращения: 26 января 2018. Архивировано 26 января 2018 года.
- ↑ ПАО "Компания "Сухой" . www.sukhoi.org. Дата обращения: 12 января 2018. Архивировано 12 января 2018 года.
- ↑ Авиаполк под Челябинском завершил перевооружение на бомбардировщики Су-34 . ТАСС. Дата обращения: 24 апреля 2020. Архивировано 17 ноября 2019 года.
- ↑ Су 34 фото описание . toparmy.ru. Дата обращения: 7 декабря 2017. Архивировано 27 августа 2018 года.
- ↑ 70,0 70,1 Основные характеристики фронтового бомбардировщика Су-34. Справка . РИА Новости (5 мая 2008).
- ↑ Су-34 - российский истребитель-бомбардировщик, СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК (2 июня 2016). Архивировано 8 декабря 2017 года. Дата обращения 7 декабря 2017.
- ↑ СУ-34 . lemur59.ru. Дата обращения: 7 декабря 2017. Архивировано 8 декабря 2017 года.
- ↑ Сухой Су-34 . avia.pro. Дата обращения: 7 декабря 2017. Архивировано 8 декабря 2017 года.
- ↑ «Сирийская» проверка «Утёнка»: как Су-34 наводит ужас на террористов. Телеканал «Звезда», октябрь 2015 Архивная копия от 10 ноября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Потери авиации в Пятидневной войне . Дата обращения: 28 октября 2010. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Д. Е. Болтенков, А. М. Гайдай, А. А. Карнаухов, А. В. Лавров, В. А. Целуйко. Новая армия России / М. С. Барабанов. — М.: Центр АСТ, 2010. — С. 69. — 168 с. — ISBN 978-5-9902620-1-0.
- ↑ Подведены итоги работы российской авиагруппы в Сирии за прошедшие сутки . Дата обращения: 2 октября 2015. Архивировано 4 октября 2015 года.
- ↑ Кадры новейшего бомбардировщика Су-34 на боевом задании в Сирии. Телеканал «Звезда», 02.10.2015. Архивная копия от 3 октября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Подведены итоги работы российской авиагруппы в Сирии за прошедшие сутки : Министерство обороны Российской Федерации . Дата обращения: 2 октября 2015. Архивировано 4 октября 2015 года.
- ↑ Двойной удар: Россия и Иран меняют оперативно-стратегическую ситуацию на Ближнем Востоке . Дата обращения: 17 августа 2016. Архивировано 18 августа 2016 года.
- ↑ Взлетевшие с аэродрома в Иране российские Су-34 уничтожили 150 боевиков в Сирии . Дата обращения: 17 августа 2016. Архивировано 18 августа 2016 года.
- ↑ Авиация ВКС РФ нанесла групповой удар по объектам ИГ в сирийской провинции Дейр-эз-Зор . Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
- ↑ Сегодня и в ближайшей перспективе летчика защитит не золотое стекло, а бронированное, Fighterbomber, 10 ноября 2023 года
- ↑ Самолет Су-34 применил в ходе СВО гиперзвуковую ракету «Кинжал», ТАСС, 4 сентября 2023 года
- ↑ На вологодские ледяные заторы сбросили четыре тонны бомб . Дата обращения: 18 апреля 2016. Архивировано 23 мая 2016 года.
- ↑ Су-34 разбомбили Кобылинские перекаты, скованные льдом . Дата обращения: 18 апреля 2016. Архивировано 1 февраля 2017 года.
- ↑ Экипажи бомбардировщиков Су-34 ЗВО выполнили бомбометание по ледяным заторам на реке Сухона в Вологодской области . Дата обращения: 18 апреля 2016. Архивировано 28 апреля 2016 года.
- ↑ 100 лет Военно-воздушным силам . cbr.ru. Дата обращения: 14 июня 2021. Архивировано 14 июня 2021 года.
- ↑ Минобороны подтвердило аварию Су-34 при посадке под Воронежем . РИА Новости (4 июня 2015). Архивировано 19 января 2019 года.
- ↑ В Хабаровском крае бомбардировщик Су-34 выкатился за пределы взлётной полосы . ТАСС (1 августа 2018).
- ↑ Два Су-34 потерпели аварию на Дальнем Востоке . Телеканал «Звезда» u. Дата обращения: 18 января 2019. Архивировано 18 января 2019 года.
- ↑ Один из потерпевших крушение Су-34 смог сесть с отказавшим двигателем, Interfax (18 января 2019). Архивировано 25 января 2019 года.
- ↑ Столкновение двух Су-34 на Дальнем Востоке . ТАСС (18 октября 2019). Архивировано 19 января 2019 года.
- ↑ Крушение Су-34 на Дальнем Востоке . РИА Новости (18 января 2019). Дата обращения: 18 января 2019. Архивировано 19 января 2019 года.
- ↑ Эксперты объяснили столкновение двух Су-34. Взгляд, 18.01.2019. Архивная копия от 19 января 2019 на Wayback Machine
- ↑ Стали известны детали спасения лётчиков Су-34. Взгляд, 19.01.2019 Архивная копия от 23 января 2019 на Wayback Machine
- ↑ В Хабаровском крае разбился бомбардировщик Су-34 / РБК . Дата обращения: 21 октября 2020. Архивировано 23 октября 2020 года.
- ↑ В Ейске потерпел крушение самолет Су-34 . РИА Новости (20221017T1856).
- ↑ В Ейске число погибших в результате падения самолета выросло до 13 . TACC. Дата обращения: 18 октября 2022.
- ↑ http://www.sukhoi.org/planes/military/su32/lth/ (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 августа 2009. Архивировано 5 марта 2012 года.
- ↑ Су-34 летит в войска (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 сентября 2010. Архивировано 22 декабря 2015 года.
- ↑ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ММПП «САЛЮТ» Ю.ЕЛИСЕЕВА . Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано 16 апреля 2013 года.
- ↑ 103,0 103,1 Истребитель-бомбардировщик Су-34 . Минобороны России. Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 12 января 2021 года.
- ↑ 104,0 104,1 Сухой Су-34 . Дата обращения: 18 мая 2006. Архивировано 19 января 2015 года.
- ↑ This cool Infographic says all you need to know about the Sukhoi Su-34 the most advanced Russian plane in Syria (англ.), The Aviationist (4 October 2015). Архивировано 27 сентября 2018 года. Дата обращения 9 мая 2018.
- ↑ Бондарев: Су-34 гораздо лучше предшественников Архивная копия от 25 октября 2014 на Wayback Machine // РИА Новости
- ↑ Su-34/Su-32FN Bomber Russia Архивная копия от 30 сентября 2015 на Wayback Machine // airforceworld.com
Литература
- Николай Якубович. Сирийская премьера. Многоцелевые самолёты Су-30, Су-34 и Су-35. — Москва: ЭКСМО:Яуза, 2018. — 144 с. — ISBN 978-5-04-089924-1.