Союз-23

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Союз-23
Полётные данные корабля
Название корабля Союз-23
Ракета-носитель 11А511 Союз (№ Э15000-35)
Полёт Союза № 23
Стартовая площадка Байконур1
Запуск 14 октября 1976
17:39:18 UTC
Стыковка Салют-5
(стыковка была отменена из-за неисправности системы сближения)
Посадка корабля 16 октября 1976
17:45:53 UTC
Место посадки На озере Тенгиз,
в 140 км юго-восточнее Аркалыка
Длительность полёта 2 сут 00 ч 06 мин 35 c
Количество витков 32
Пройденное расстояние 1,333 млн км
Наклонение 51.63°
Апогей 249,9 км
Перигей 194,2 км
Период обращения 88,65 мин
Масса 6,760 т
NSSDC ID 1976-100A
SCN 09477
Полётные данные экипажа
Членов экипажа 2
Позывной «Радон»
Посадка 2
Место посадки На озере Тенгиз, 140 км юго-восточнее Аркалыка
Длительность полёта 2 сут 00 ч 06 мин
Количество витков 32
Перестыковки
Стыковка Стыковка была отменена из-за неисправности системы сближения
Расстыковка Стыковка была отменена из-за неисправности системы сближения
Фотография экипажа
Почтовая марка СССР посвященная полету космического корабля «Союз-23»Почтовая марка СССР посвященная полету космического корабля «Союз-23»

«Союз-23» — советский пилотируемый космический корабль серии «Союз».

Экипаж

Основной экипаж
Дублирующий экипаж
Резервный экипаж

Сведения о корабле и полёте

  • Дата и время старта — 14.10.1976, 17:39:18 (всемирное время)
  • Место старта — космодром Байконур, площадка № 1
  • Масса аппарата — 6760 кг
  • Наклонение орбиты — 51,63°
  • Период обращения — 88,65 мин
  • Перигей — 194,2 км
  • Апогей — 249,9 км
  • Дата и время посадки — 16.10.1976, 17:45:53 (всемирное время)
  • Место посадки — озеро Тенгиз, в 140 км юго-восточнее Аркалыка
  • Продолжительность полета — 2 сут 00 ч 06 мин 35 с
  • Пройденное расстояние — 1,333 млн км
  • Количество витков вокруг Земли — 32

Описание полёта

«Салют-5»

Планировавшаяся вторая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-5».

При сближении с орбитальной станцией (16.10.1976) отказала система автоматической стыковки «Игла». Выполнение ручного причаливания было возможно с 1200 метров по сигнальным огням. Корабль находился на расстоянии более двух километров. Выполнить стыковку не удалось. Когда стало понятно, что топливо (рабочее тело двигателей) израсходовано на манёвры, было принято решение возвращать корабль на Землю.

Производить посадку необходимо было в короткий срок — прошло уже двое суток полёта, а регенерационные патроны системы жизнеобеспечения космического корабля имели ресурс трое суток. Посадку провели по резервному варианту, в ночное время на третьи сутки.

Корабль произвёл посадку с перелётом от расчётной точки на 121 километр в озеро Тенгиз 16 октября 1976 года. Это было первое (и единственное по состоянию на 2021 год) приводнение советского (российского) пилотируемого космического корабля. Посадка произошла глубокой ночью в снежном буране на озеро Тенгиз в 2 км от берега при температуре −20 °C. Выходной люк оказался в воде, космонавты находились в спускаемом аппарате около 12 часов. Успешно эвакуировать аппарат вместе с экипажем удалось лишь вертолётами.

Необходимо было спуститься к аппарату, чтобы оценить возможность эвакуации. Но на борту вертолёта не оказалось плавательных средств. Надувные лодки забыли в Аркалыке. Вертолёт попытался зависнуть в темноте над вспышками сигнальных огней спускаемого аппарата (СА). В условиях снежной метели это ему не удалось. Инструктор Иосиф Викторович Давыдов, одетый в гидрокостюм, находился на обрезе двери вертолёта в подъёмном устройстве-кресле, прикреплённом к лебёдке, готовый спуститься к СА, но выполнить зависание и спуск к СА не удалось. Заканчивалось топливо, вертолёт был вынужден приземлиться на берегу. Выработав горючее, другие вертолёты также садились неподалёку. На одном из этих вертолётов оказались лодки и гидрокостюмы. Спасатели с тремя лодками спустились к озеру. На одной из них был командир вертолёта Николай Чернавский, которому вскоре ночью удалось добраться до спускаемого аппарата. Остальные две лодки застряли в ледяных заторах.

Попавшая в отверстия барометрического блока СА вода привела в действие запасную парашютную систему. Вывалившийся запасной парашют резко увеличил крен СА, что в свою очередь привело к тому, что отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. Прекратилась подача забортного воздуха. Через два часа после отстрела запасного парашюта у экипажа появились первые признаки кислородного голодания, которые переходили в удушье от накапливающегося углекислого газа. Командир корабля Вячеслав Зудов сообщил, что экипаж переоделся в гидрокостюмы и готов покинуть СА. Но это было невозможно, так как при открытии люка, находящегося на две трети в воде, в аппарат хлынул бы поток воды, который космонавты не смогли бы преодолеть.

Утром снежные заряды прекратились, температура снизилась до −22 °C. Рождественский доложил, что от удушья потерял сознание Зудов. В это время прибыл вертолёт из Караганды. Пилотировал его один из опытнейших вертолётчиков-спасателей подполковник Николай Кондратьев — начальник Карагандинского спасательного комплекса. С его вертолёта был произведён осмотр СА сверху. Его положение на воде исключало эвакуацию космонавтов на борт вертолёта. С борта вертолёта опустили толстый капроновый фал, спасатель-водолаз закрепил его за трос стренги парашютной системы. Выход был только один: срочно буксировать спускаемый аппарат вместе с экипажем на берег. Но такая буксировка была запрещена инструкциями по эвакуации экипажей космических кораблей вертолётами. Незадолго до этого в Феодосии проводились испытания по буксировке спускаемого аппарата с экипажем на борту вертолётами и катерами, но рекомендации по результатам испытаний ещё не были внесены в действующие инструкции спасателей. Времени на согласования с руководством полёта не было. Давыдов предложил Кондратьеву начать буксировку. Кондратьев перевёл вертолёт из режима висения в режим медленного движения вперёд со скоростью 7 км/ч. Буксировка едва не закончилась катастрофой из-за того, что вывалившийся запасной парашют внезапно наполнило ветром. Только мастерство пилота спасло экипаж и космонавтов от гибели. На берегу озера группа спасателей помогла космонавтам выбраться из спускаемого аппарата. Позже они были эвакуированы с места посадки.[1]

Николай Чернявский, добравшийся на надувной лодке до СА и находившийся там несколько часов, чуть было не попал под суд за оставление вертолёта, только вмешательство космонавтов, высоко оценивших его моральную поддержку, спасло его. Кроме того, вследствие обморожения он потерял два пальца. По результатам расследования данного происшествия в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина была создана новая служба — самостоятельное отделение испытаний средств аварийного спасения (САС), приземления, поиска, эвакуации и подготовки космонавтов к действиям после вынужденной посадки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон.

Следующее в мировой космонавтике приводнение спускаемого аппарата состоялось более чем через 40 лет, когда 2 августа 2020 года штатно приводнился SpaceX DM-2.

Морская аварийно-спасательная лодка МЛАС-1об в комплекте с гидрокомбинезоном «Форель» размещаемые в спускаемом аппарате «Союзов» в музее

Примечания

  1. Жаднова Т. Спасательная операция на озере Тенгиз. // Морской сборник. — 2016. — № 3. — С.32—35.

Ссылки