Союз Т-10-1
- Это статья о неудачном космическом полёте. О следующем удачном запуске, известном под тем же номером, см. Союз Т-10
Союз Т-10-1 | |
---|---|
Полётные данные корабля | |
Название корабля | «Союз Т-10-1» (11Ф732) |
Ракета-носитель | «Союз-У» (11A511У) |
Полёт Союза № | 51 |
Стартовая площадка | Байконур, СК-1 |
Запуск | 26 сентября 1983 19:37:49 (UTC) |
Стыковка | «Салют-7» (не состоялась) |
Посадка корабля | 26 сентября 1983 19:43:02 (UTC) |
Место посадки | ~4 км от СК-1 (Байконур) |
Длительность полёта | 5 мин 13 с |
Количество витков | 0 (авария на старте) |
Апогей | 950 м (макс. высота полёта) |
Масса | 6850 кг |
Полётные данные экипажа | |
Членов экипажа | 2 |
Позывной | «Океан-2» |
«Союз Т-10-1» (также упоминающийся как «Союз Т-10А») — советский пилотируемый космический корабль серии «Союз». Целью полёта была стыковка с орбитальной станцией «Салют-7». Из-за пожара носителя на старте 26 сентября 1983 полёт не состоялся. Номер 10 перешёл к следующей миссии.
Экипаж
Экипаж старта
- (СКП) Владимир Титов — командир корабля;
- (СКП) Геннадий Стрекалов — бортинженер;
Экипаж посадки
Дублирующий экипаж
Основные сведения
«Союз Т-10-1» должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя, после чего по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спускаемого аппарата с космонавтами произошёл на стартовом столе (известно также ложное срабатывание САС при испытаниях корабля «Союз» в беспилотном варианте).
Подробности
До происшествия с «Союзом Т-10-1» Владимир Титов и Александр Серебров (в составе экипажа «Союза Т-8») уже пытались произвести стыковку с «Салютом-7», но из-за повреждения антенны сближения им это не удалось.
Неудача с запуском корабля «Союз Т-10-1» также была обусловлена технической неисправностью — во время выполнения предстартовых процедур за 90 секунд до запланированного старта[1] вышел из строя клапан «ВП-5», отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока «В» первой ступени ракеты-носителя. Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива. Дозаправочные мачты ещё не отошли, а весь стартовый стол уже был охвачен огнём.
Взрыв уничтожил часть кабелей, передающих данные о функционировании ракеты, поэтому лишь спустя 20 секунд после возникновения нештатной ситуации технический персонал заметил возгорание, и за 10 секунд до предполагаемого старта была задействована система аварийного спасения[2]. Команду на активацию САС выдали с командного пункта начальник 1 управления космодрома Алексей Шумилин и главный инженер куйбышевского ЦСКБ Александр Солдатенков.
Произошёл отстрел спускаемого аппарата с космонавтами от ракеты, которая через две секунды после отстрела разрушилась, рухнув вниз, в приямок стартового стола. В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, спускаемый аппарат поднялся на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта. Через 5 минут спускаемый аппарат с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Ещё через 15 минут на место приземления прилетел вертолёт с врачами и спасателями.
В это время огонь на стартовом комплексе перекинулся на кабели, ведущие к бункеру управления, и угрожал добраться до ёмкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, локализовала пожар. Полностью его ликвидировать удалось только через 20 часов.
Последствия
Жертв во время аварии не было. Космонавты без последствий для здоровья испытали сильные перегрузки. Была серьёзно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты. Разрушена ракета-носитель. Сгорело 180 тонн горючего. Была сорвана программа запусков к станции «Салют-7». Экипажу «Союза Т-9» пришлось задержаться на орбите дольше, чем было запланировано. На командира 32-й отдельной инженерно-испытательной части Юрия Лукьянова, отвечавшего за подготовку стартового комплекса, завели уголовное дело, которое в апреле 1984 года закрыли. Официальное сообщение ТАСС об инциденте, вышедшее 28 сентября 1983 года[3], не содержало подробностей происшедшего, которые были раскрыты лишь в эпоху гласности.
Спускаемый аппарат корабля, в котором космонавты успешно приземлились после срабатывания САС, не выработал свой ресурс и был повторно использован в космическом корабле «Союз Т-15», совершившем пилотируемый полёт в 1986 году[4].
См. также
- «Союз-18-1»
- «Союз МС-10»
Примечания
- ↑ 'We Were Swearing!' Thirty Years Since Russia's Brush With Disaster . AmericaSpace (28 сентября 2013). Дата обращения: 13 января 2015. Архивировано 11 ноября 2013 года.
- ↑ Космонавт Юрий Батурин: Проблемы в отрасли — частный случай общей деградации Архивная копия от 8 января 2022 на Wayback Machine. Сноб (журнал). 12 октября 2018 года.
- ↑ Сообщение ТАСС. — Известия, 28.09.1983, с. 2.
- ↑ «Салют-7» — «Мир». Экспедиция на две станции [Научно-популярный фильм]. Центрнаучфильм. (1986). Проверено 24 октября 2018. Время от начала источника: 10:10. Архивная копия от 6 апреля 2017 на Wayback Machine