Союз-12
Союз-12 | |
---|---|
Общие сведения | |
Задачи | Испытательный полёт |
Статус | Успех |
Полётные данные корабля | |
Название корабля | Союз-12 |
Ракета-носитель | Союз |
Полёт Союза № | 12 |
Стартовая площадка | Байконур площадка 1 |
Запуск |
27 сентября 1973 12:18:16 UTC |
Посадка корабля |
29 сентября 1973 11:33:48 UTC |
Место посадки | 70 км юго-зап. Караганды |
Длительность полёта | 1 сут 23 ч 15 мин 32 с |
Количество витков | 31 |
Наклонение | 51,61 (51,6)° |
Апогей | 248,6 (347,9) км |
Перигей | 193 (332,9) км |
Период обращения | 88,64 (91,18) мин |
Масса | 6,720 т |
NSSDC ID | 1973-067A |
SCN | 06836 |
Полётные данные экипажа | |
Членов экипажа | 2 |
Позывной | «Урал» |
Посадка | 2 |
Место посадки | 70 км юго-зап. Караганды |
Длительность полёта | 1 сут 23 ч 15 мин 32 с |
Количество витков | 31 |
Фотография экипажа | |
«Союз-12» — советский пилотируемый космический корабль серии «Союз» (регистрационный номер 1973-067A / 06836), испытательный полёт космического корабля Союз 7K-T.
Целью полёта были испытания модифицированного транспортного корабля «Союз» и испытания спасательных скафандров «Сокол», предназначенных для спасения экипажа в случае аварийной разгерметизации. Космонавты использовали скафандры во время взлёта и посадки.
Экипаж
- Основной экипаж
- Командир: Василий Григорьевич Лазарев (1-й космический полёт)
- Бортинженер: Олег Григорьевич Макаров (1-й космический полёт)
- Дублирующий экипаж
- Командир: Алексей Александрович Губарев
- Бортинженер: Георгий Михайлович Гречко
- Резервный экипаж
- Командир: Пётр Ильич Климук
- Бортинженер: Виталий Иванович Севастьянов
Параметры полёта
- Масса аппарата — 6,720 т;
- Наклонение орбиты — 51,61 (51,6)°.
- Период обращения — 88,64 (91,18) мин.
- Перигей — 193 (332,9) км.
- Апогей — 248,6 (347,9) км.
История полёта
Экипажи первых космических кораблей серии «Союз» не надевали скафандров, полёт происходил в обычных лётных костюмах.
30 июня 1971 года экипаж космического корабля «Союз-11» (командир Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель В. И. Пацаев) погиб из-за разгерметизации спускаемого аппарата на этапе возвращения на Землю. Пилотируемые полёты в СССР были приостановлены.
Начиная с полёта «Союз-12» на всех советских и российских космических кораблях космонавты используют лёгкие скафандры, призванные спасти экипаж в случае разгерметизации. На модифицированных КК «Союз 7K-T» экипаж был сокращён с трёх до двух космонавтов, поскольку в тогдашних скафандрах три человека в спускаемый аппарат не помещались и много места заняла система аварийного жизнеобеспечения скафандров. Сегодня размеры скафандров и систем к ним сократились и в спускаемый аппарат снова умещаются три человека (см. далее). Космонавты надевают скафандры во время выведения на орбиту и возвращения на Землю, а также таких потенциально опасных манёвров, как стыковка и расстыковка.
Модифицированные транспортные космические корабли «Союз» лишились солнечных батарей, электропитание бортовых систем происходило только от аккумуляторов. После стыковки с орбитальными станциями «Салют» аккумуляторы корабля заряжались от солнечных батарей станции.
Рождение традиции
После приземления космонавты в шутку говорили, что с ними всё же был третий член экипажа — товарищ Сухов. Начиная с этого полёта экипажи всех советских и российских космических кораблей перед стартом смотрят художественный фильм «Белое солнце пустыни», это стало традицией.
Факты
- На двухместных кораблях типа «Союз» советские космонавты летали до 22 мая 1981 года, последним кораблём этой серии был «Союз-40». На смену пришёл трёхместный «Союз Т». На кораблях «Союз Т» стали использоваться скафандры «Сокол-2».
- Солнечные батареи устанавливались на пилотируемых кораблях «Союз-16», «Союз-19», «Союз-22», и на беспилотных «Союзах» «Космос-638» и «Космос-672», участвовавших в совместной советско-американской программе «Союз — Аполлон».
- На корабле «Союз-13», совершившем автономный полёт, тоже были солнечные батареи.