Союз-11
Союз-11 | |
---|---|
Общие сведения | |
Задачи | Экспедиция на орбитальную станцию «Салют-1» |
Статус | Экипаж погиб при посадке |
Полётные данные корабля | |
Название корабля | Союз-11 |
Ракета-носитель | Союз |
Полёт Союза № | 11 |
Стартовая площадка | Байконур площадка 1 |
Запуск |
6 июня 1971 04:55:09 UTC |
Стыковка | Салют-1 |
Посадка корабля |
29 июня 1971 23:17 UTC |
Место посадки | Казахстан 47°21′24″ с. ш. 70°07′17″ в. д.HGЯO[1][2] |
Длительность полёта | 23 сут 18 ч 21 мин 43 с |
Количество витков | 384 |
Пройденное расстояние | 15,932 млн км |
Наклонение | 51,64° (51,6°) |
Апогей | 220,5 (249,6) км |
Перигей | 191,5 (211,7) км |
Период обращения | 88,43 (88,82) мин. |
Масса | 6,790 т |
NSSDC ID | 1971-053A |
SCN | 05283 |
Полётные данные экипажа | |
Членов экипажа | 3 |
Позывной | «Янтарь» |
Посадка | 3 |
Место посадки | Казахстан |
Длительность полёта | 23 сут 18 ч 21 мин 43 с |
Количество витков | 384 |
Перестыковки | |
Стыковка | 7 июня 1971 |
Расстыковка |
29 июня 1971 18:25:15 UTC |
Фотография экипажа | |
«Союз-11» — пилотируемый космический корабль серии «Союз» (регистрационный номер 1971-053A/05283), доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1» (предыдущий космический корабль «Союз-10» неудачно состыковался с орбитальной станцией, из-за повреждения стыковочного узла экипаж не смог перейти на борт станции). Космонавты погибли при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте. Конструкция корабля не предусматривала скафандров для экипажа.
В его честь названы холмы Союз на Плутоне (название пока не утверждено Международным астрономическим союзом).
Экипаж
Экипаж Георгия Добровольского готовился как дублирующий для экипажа Алексея Леонова. За два дня до старта медицинская комиссия отстранила Валерия Кубасова, в связи с чем и была произведена полная замена экипажей. 4 июня 1971 решением Государственной комиссии основной экипаж отстранён от полёта из-за обнаруженного у В. Н. Кубасова затемнения в лёгких (позже выяснилось, что это лёгкая форма аллергии на цветение одного из растений на местности)[3].
- В результате замены полёт совершил дублирующий экипаж
- Командир: подполковник Георгий Добровольский
- Бортинженер: Владислав Волков
- Инженер-исследователь: Виктор Пацаев
- Основной экипаж (заменённый)
- Командир: Алексей Леонов
- Бортинженер: Валерий Кубасов
- Инженер-исследователь: Пётр Колодин
- Резервный экипаж
- Командир: Алексей Губарев
- Бортинженер: Виталий Севастьянов
- Инженер-исследователь: Анатолий Воронов
История полёта
Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите.
Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.
После этого экипаж приступил к запланированным работам. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. В связи с этим было отменено наблюдение с орбиты за взлётом ракеты Н-1.
По окончании срока работ, 29 июня 1971 года, «Союз-11» стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжал светиться транспарант «Люк открыт». ЦУП предположил поломку датчика на обрезе люка, экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке.
29 июня в 21:25:15 ДМВ «Союз-11» отделился от станции. Командир корабля доложил об этом в ЦУП.
30 июня в 01:35:24 ДМВ двигатель корабля был включён на торможение и отработал заданное время.
01:47:28 ДМВ произошло разделение отсеков корабля, прервалась связь с экипажем.
01:54 ДМВ станции слежения ПВО обнаружили спускаемый аппарат в 2200 км от расчётного места посадки.
02:02:54 ДМВ на высоте около 7 км раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, вскоре он был обнаружен встречающими вертолётами, экипаж на связь не выходил.
02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки, полёт завершился в заданном районе.
Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия, не увенчавшиеся успехом: повреждения тканей из-за декомпрессионной болезни оказались несовместимы с жизнью. Последующее вскрытие показало наличие пузырьков воздуха по всей кровеносной системе космонавтов, воздух в камерах сердца, а также лопнувшие барабанные перепонки.
В кабине «Союза-11» были включены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны, и застёгнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан штатно открывался при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в спускаемом аппарате. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили[3].
Причины гибели
Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша[3].
Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал открытому вентиляционному клапану. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, что привело к гибели космонавтов.
Данный вентиляционный клапан штатно открывался на небольшой высоте посредством подрыва пиропатрона. Предположительной причиной преждевременного срабатывания пиропатрона открытия клапана, согласно мемуарам Б. Чертока, стала ударная волна, распространяющаяся по металлу корпуса спускаемого аппарата. Ударная волна порождалась подрывом пиропатронов, разделяющих отсеки космического аппарата «Союз». Впрочем, при последующих наземных испытаниях не удалось воспроизвести эту версию. Многочисленные подрывы пиропатронов не вызывали детонацию данного пиропатрона, открывающего вентиляционные клапаны. Поэтому происшествие предлагалось считать трудновоспроизводимым и маловероятным событием. Тем не менее конструкция вентиляционных клапанов впоследствии была доработана.
Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку воздуха, однако в экстремальных условиях тумана, который заполнил кабину после разгерметизации, сильных болей по всему телу из-за острой декомпрессионной болезни и быстро пропавшего слуха из-за лопнувших барабанных перепонок космонавты закрыли не тот клапан и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский (по другим данным, Виктор Пацаев) обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её.
Кроме того, расположение клапана и ручек управления было таким, что для работы с ними необходимо было покинуть кресло. На этот недостаток указывали лётчики-испытатели, для которых подобное недопустимо.
Последствия
После катастрофы последовал 27-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз» (следующий пилотируемый корабль «Союз-12» был запущен 27 сентября 1973 года). За это время были пересмотрены многие концепции: компоновка органов управления корабля была сделана более эргономичной; операции выведения на орбиту и спуска на Землю стали проводить только в скафандрах «Сокол», экипаж стал состоять из двух человек (частично место третьего члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности лёгких скафандров, в составе которой заметный объём занимали баллоны с запасом сжатого кислорода)[3].
Память
- В 1973 году на месте приземления «Союз-11» был установлен мемориальный знак. В 1974 году — монумент памяти. В 2008 году разрушен вандалами. В 2013 году установлена мемориальная доска с подписью «Жезказган помнит». Открытие восстановленного памятника «Трём Героям» состоялось 7 июля 2016 года.[4]
- В честь погибших космонавтов названы астероиды (1789) Добровольский, (1790) Волков и (1791) Пацаев и кратеры на обратной стороне Луны. Также в память о «Союзе-11» названы холмы на Плутоне (название, предложенное программой «Новые горизонты», пока не утверждено Международным астрономическим союзом).
- Именами космонавтов названы научно исследовательские суда 9-го Отдельного морского измерительного комплекса. В настоящее время существует только НИС «Космонавт Виктор Пацаев».
- Улица Пацаева в г. Актобе (Казахстан).
- Улица Космонавта Волкова (Москва).
- Проспект Пацаева (Долгопрудный).
- Улицы Пацаева, Волкова и Добровольского в Орске.
- Улицы Пацаева, Волкова и Добровольского в Шепетовке (Украина).
- Улицы Пацаева, Волкова и Добровольского в Кировограде (Украина).
- Улица Космонавта Волкова (Киров).
- Улицы Добровольского, Волкова и Пацаева во Владивостоке.
- Квартал Волкова в Луганске.
- Проспект Добровольского (Одесса).
- Улица Космонавта Пацаева[5] (Калининград).
- Улицы Добровольского, Космонавта Волкова и Космонавта Пацаева, сквер имени Волкова (Калуга).
- Улица Космонавта Волкова в Киеве.
- В память космонавтов выпущены серии почтовых марок Аджмана[6] и Умм-эль-Кайвайна 1972 года[7], блок Болгарии 1971 года.[8]
- Улицы Добровольского, Волкова и Пацаева в Ростове-на-Дону, Черкассах, Кропивницком.
- Сорт томатов «Космонавт Волков».
- Имена увековечены на табличке рядом со скульптурой «Павший астронавт» на Луне.
- Также именами космонавтов названы улицы в Познани (Польша).
- Улица Волкова в г. Лермонтов, Ставропольский край.
- Улица Добровольского в г. Донецке (Украина).
- Памятник в виде красного бумажного самолётика на улице Волкова в Ростове-на-Дону[9]
- В городе Пенза около школы-гимназии № 39 в честь погибших космонавтов установлена памятная стела со строками из стихотворения поэта Евгения Евтушенко «Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь».
- Улица Волкова, Добровольского и Пацаева в Кишинёве. После выхода Молдавии из СССР улицы были переименованы.
- Улица Космонавтов в Уфе.
- Улицы Волкова, Добровольского, Пацаева (п. Воскресенское, Нижегородская область).
- Улицы Добровольского, Волкова, Пацаева в г. Унеча, Брянская обл.[10]https://mapdata.ru/bryanskaya-oblast/unechskiy-rayon/unecha/ulicy/
Фильмы
Содержание этой статьи представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов либо содержит малозначимую информацию новостного характера. |
- Крутые дороги космоса — СССР, Центрнаучфильм, 1972.
- Добровольский, Волков, Пацаев. Вернуться и умереть — Россия, Первый канал, Тайны века, 2006.
- Гибель «Союза» — Россия, телекомпания «Останкино», ТРК «Петербург — Пятый канал», 2008.
Примечания
- ↑ на карте Google — Союз-11 высадка памятник фотоснимок . Дата обращения: 25 декабря 2010. Архивировано 25 февраля 2012 года.
- ↑ на карте Google — Союз-11 высадка памятник фотоснимок крупный план . Дата обращения: 25 декабря 2010. Архивировано 25 февраля 2012 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Черток Б. Е. Глава. 17. Жаркое лето 1971 года. // Ракеты и люди. В 4 кн. — М. : Машиностроение, 1999. — Кн. 4 : Лунная гонка. — ISBN ISBN 5-217-02942-0.
- ↑ Казахстан. Место приземления космического корабля «Союз-11» . Дата обращения: 30 июня 2016. Архивировано 27 сентября 2016 года.
- ↑ На карте Google — ул. Космонавта Пацаева .
- ↑ Аджман — Почтовые марки 1972 Архивная копия от 25 июня 2016 на Wayback Machine.
- ↑ Умм-эль-Кайвайн — Почтовые марки 1972 Архивная копия от 24 июня 2016 на Wayback Machine.
- ↑ Болгария : Марки [Серия: Death of Soviet Cosmonauts | Год: 1971] . colnect.com. Дата обращения: 23 марта 2019.
- ↑ Диана Правдыченко. В донской столице установили мемориал погибшим членам экипажа «Союз-11» . Московский комсомолец (16 декабря 2017). Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 9 июня 2018 года.
- ↑ Список всех улиц Унечи — MapData.ru . mapdata.ru. Дата обращения: 18 ноября 2020. Архивировано 20 мая 2018 года.
Ссылки
- Полёты космических кораблей «Союз» . РКК «Энергия». Дата обращения: 5 июля 2010.
- Описание полёта (англ.). NASA (23 ноября 2009). Дата обращения: 5 июля 2010. Архивировано 25 февраля 2012 года.
- Добровольский, Волков, Пацаев: последнее интервью . ВЭС ВКС (18 октября 2016). Дата обращения: 12 апреля 2017.
- Памяти экипажа корабля «Союз-11» // Роскосмос