Салехард (аэропорт)
Аэропорт Салехард | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||
ИАТА: SLY – ИКАО: USDD – Внутр. код: СХД | |||||||
Информация | |||||||
Вид аэропорта | гражданский | ||||||
Страна |
|
||||||
Расположение |
|
||||||
Оператор | АО «Аэропорт Салехард» | ||||||
Узловой аэропорт для | |||||||
Часовой пояс | UTC+5 | ||||||
Сайт | airshd.ru | ||||||
Карта | |||||||
аэропорт на карте Ямало-Ненецкого автономного округа |
|||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
|||||||
Статистика (2017) | |||||||
Годовой пассажиропоток | ▲ 298 104 | ||||||
Источники: Статистика[1] |
Салехард (IATA: SLY, ICAO: USDD, до 1933 года Обдорск) — аэропорт федерального значения[2] в окружном центре Ямало-Ненецкого автономного округа России, расположенный в 7 км к северу от Салехарда. Это гражданский аэродром, обслуживающий пассажирские лайнеры среднего размера.
Аэропорт имеет одну взлетно-посадочную полосу и вертодром. Также он используется как аварийный аэродром для лайнеров, выполняющих коммерческие трансполярные рейсы.
История
Ямало-Ненецкий национальный округ был образован решением Президиума ВЦИК СССР от 10 декабря 1930 года. Его столицей был утверждён приполярный Обдорск[3].
17 декабря 1932 г. было принято постановление СНК СССР № 1873 о создании при Совете народных комиссаров Союза ССР Главного управления Северного морского пути. В его ведение фактически была переданы все работы по освоению Арктики к северу от 62-го градуса северной широты на побережье и островах Северного Ледовитого океана[4].
Начало полётов

Авиационная история Ямала началась в 1930 году, когда потребовалось срочно вывезти на Международный пушной аукцион в Ленинград заготовленную на складах Обдорска пушнину. Это задание партии и Советского правительства выполнил экипаж в составе лётчика Ивана Михеева и механика В. И. Монахова на легендарном самолёте АНТ-9. С 31 января по 6 марта 1931 года он выполнил перелёты по маршруту Москва – Тобольск – Берёзово – Обдорск и обратно[5].
В 1932—1933 гг. начали действовать воздушные трассы Свердловск—Обдорск, Тюмень—Обдорск. 12 июля 1934 г. они были переданы Главному управлению Северного Морского пути и с осени 1934 г. стали регулярными. Полёты на линии около 2 тыс. км выполнялись на советских самолетах АНТ-7, Ф-17, АИР-6 в северных условиях до 15 апреля. План зимних полетов 1934 г. был выполнен на 185%. Общее полётное время составило 600 часов, за которые было преодолено расстояние 180 тыс. км. Лучшими лётчиками были: Антюшев, Задков, Щитков[3].
С 15 июня 1934 г. на линии вышли новые восьмиместные гидросамолёты МПС-1[3].
В зимнее время самолёты садились на лёд вблизи Обдорска, летом приземлялись на берег речки Шайтанки, где до середины 1950-х годов действовал сухопутный аэродром[5]. В Салехарде рядом с аэродромом построили дом с комнатами для лётчиков и пассажиров, где подавалась горячая пища. Пассажиры в летнее время доставлялись из города на аэродром катерами. С открытием навигации на Север первым рейсом забрасывали запас горючего и продовольствие для рабочих, лётчиков и пассажиров[3].
Регулярное сообщение
8 февраля 1935 года первый регулярный рейс по маршруту Тюмень – Салехард выполнил пилот ГУСМП Николай Целибеев, начальник управления воздушной линии Тобольск – Салехард[5].
В 1936 году начались полёты в северные посёлки Яр-Сале – Новый Порт – Тамбей, Ныда – Хальмер-Седе (Тазовский). Полёты выполнялись между 22 августа и 5 октября на самолёте Н-154, экипажем в составе командира С. Антюшева (погиб в 1943 году в Карском море) и бортмеханика Каратаева. Самолётами возили грузы и редких пассажиров, а также врачей, больных и геологов[5].
Принимаемые типы ВС
Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, NJ-222, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Л-410, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Airbus A319, Airbus A320, ATR 42, ATR 72, Boeing 737, BAe 146, Bombardier CRJ 100/200, Embraer EMB 120 Brasilia, Sukhoi Superjet 100, Pilatus PC-12 и более лёгкие, вертолёты всех типов. Классификационное число ВПП (PCN) 39/R/B/X/T.
Запасной аэродром
Запасным для Салехарда, где из-за близости Обской губы бывают туманы, является Надымский аэропорт[6].
Показатели деятельности
Пассажиропоток: | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2022 | |||||||||||||||
тыс. пассажиров | 363,8 | 284,2 | 293,4 | 298,1 | 411[7] | |||||||||||||||
Источники:[8][9][10] |
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Москва (Шереметьево)
(ныне не летает) | |
Екатеринбург, Москва (Домодедово),Санкт-Петербург (Пулково), Надым, Новосибирск, Новый Уренгой, Ноябрьск, Омск, Тарко-Сале, Тюмень, Уфа, Москва (Шереметьево)
Сезонные:Сочи Вертолётное сообщение: Азовы, Восях, Горки, Казым-Мыс, Кутопьюган, Лопхари, Мужи, Мыс-Каменный, Новый Порт, Овгорт, Панаевск, Питляр, Салемал, Сеяха, Шурышкары, Яр-Сале | |
Пермь, Самара, Казань | |
Челябинск |
Примечания
- ↑ Годовой отчёт аэропорта Салехард за 2013 год . Архивировано 2 мая 2014 года.
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»[1] Архивная копия от 8 мая 2016 на Wayback Machine
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Л.В. Алексеева. 2.5. Местная и кустарная промышленность, строительство, связь и транспорт // ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ (декабрь 1930 г. — июнь 1941 г.). — Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2011. — С. 147-149. — 245 с. — ISBN 978–5–89988–835–9.
- ↑ Алексеева, Любовь Васильевна. Становление полярного земледелия в СССР (на материалах Ямала) // Вестник Нижневартоского государственного университета. — 2017. — № 2.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 Юрий Морозов. Земля отпускает в небо. В этом году исполнилось 80 лет с момента начала регулярных полётов в Салехард . Полярный Круг (интернет-портал газеты) (12 марта 2015).
- ↑ Андрей Онохов. Воздушные ворота Надыма . Наша история. Надымский рабочий (21 августа 2022).
- ↑ Интерфакс. Аэропорт Салехарда в 2022г увеличил пассажиропоток на 5,7% . Новости (20 января 2023).
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2014-2015 гг. . Росавиация. Дата обращения: 16 января 2018. Архивировано 17 июля 2016 года.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2015-2016 гг. . Росавиация. Дата обращения: 16 января 2018. Архивировано 21 февраля 2017 года.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2016-2017 гг. (недоступная ссылка). Росавиация. Дата обращения: 28 марта 2018. Архивировано 28 марта 2018 года.