Новый Уренгой (аэропорт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аэропорт Новый Уренгой
Ягельное
ИАТА: NUXИКАО: USMU (УСМУ)Внутр. кодНУР
Информация
Вид аэропорта гражданский
Страна Россия
Расположение Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ
Дата открытия 1975 год
Владелец Правительство ЯНАО
Оператор ООО «Уренгойаэроинвест»
Высота НУМ 65 м
Часовой пояс UTC+5
Время работы 01:30 — 13:30 UTC
Сайт nux.aero
Карта
NUX (Ямало-Ненецкий автономный округ)Ямальский районТазовская губаОбская губаГыданская губаБайдарацкая губаЕнисейский заливНенецкий автономный округРеспублика КомиХанты-Мансийский автономный округ — ЮграКрасноярский крайКрасноярский крайНадымский районКрасноселькупский районПриуральский районШурышкарский районТазовский районТазовский районТазовский районТазовский районПуровский районКарское море
NUX (Ямало-Ненецкий автономный округ)
Точка
NUX
Расположение аэропорта на карте Ямало-Ненецкого автономного округа
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
09/27 2550х46 железобетон
Статистика (2018)
Годовой пассажиропоток 972 668[1]
Годовой грузопоток 4 167,8
Источник: Росавиация[2]

Новый Уренгой (IATA: NUX, ICAO: USMU, ранее Ягельное) — аэропорт в Ямало-Ненецком автономном округе России, расположенный в 5 км юго-западнее от одноимённого города. Аэропорт имеет одну взлётно-посадочную полосу с искусственным покрытием (железобетон) и вертодром. Эксплуатантом аэропорта является ООО «Уренгойаэроинвест», входящее в холдинг «Аэропорты Регионов», а собственником — Правительство ЯНАО.

Принимаемые типы ВС

Ан-12, Ан-24, Ан-72, Ан-74, Ан-148, Ил-76, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, ATR 42, Boeing 737, Boeing 757, Bombardier CRJ 100/200, Sukhoi Superjet 100 и более лёгкие, вертолёты всех типов. Классификационное число ВПП (PCN) 33/R/B/X/T[3].

Запасной аэропорт

Запасным для Нового Уренгоя, где на ВПП часто дует боковой ветер, является Надымский аэропорт[4].

Авиакомпании и направления

Авиакомпания Пункты назначения
Флаг России Аэрофлот Москва (Шереметьево)
Флаг России Газпромавиа Чартерные: Москва (Внуково), Сабетта, Самара, Уфа
Флаг России ЮВТ Аэро Казань, Красноярск (Емельяново), Сургут, Челябинск
Флаг России ЮТэйр Санкт-Петербург, Уфа
Сезонные: Краснодар
Чартерные: Уфа
Флаг России Ямал Екатеринбург, Москва (Домодедово), Красноярск (Емельяново), Новосибирск, Тюмень, Уфа
Сезонные: Салехард
Чартерные: Тюмень
Вертолётное сообщение: Красноселькуп, Толька
Флаг России S7 Airlines Москва (Домодедово)

Характеристики аэродрома

Аэропорт имеет одну ВПП с искусственным покрытием (железобетон) размерами 2550×46 м, являясь запасным аэродромом для воздушных судов категорий А, В, С, D, Е[3]. Общая площадь пассажирского перрона составляет 8,9 га, оборудовано 14 стоянок для самолётов. Вертодром занимает 7,2 га и имеет 20 стоянок для вертолётов.

Ми-8М в Новоуренгойском аэропорту

Аэропорт обеспечивает медицинское обслуживание авиакомпаний. На территории аэропорта имеется профилакторий предполётного отдыха лётного состава. В аэропорту также работает цех бортового питания ООО «Ямалавиасервис»[5].

История

Аэропорт Ягельное

В начале 1970-х годов население Нового Уренгоя составляло 520 человек. В населённом пункте не было ни больницы, ни школы. В 1975 году для приема важных грузов на месте современного аэропорта был открыт небольшой аэропорт Ягельное, аэровокзал которого располагался в маленьком деревянном здании, но уже тогда он имел огромное значение для обустройства Уренгойского газоконденсатного месторождения.

Маршрут Нижневартовск — Ягельное (более 16 тыс. тонн) стал в конце 1970-х гг. самой грузонапряженной воздушной линией СССР, уступив только маршруту Тюмень — Надым (более 30 тыс. тонн в год)[6].

Новый аэровокзальный комплекс Новый Уренгой начал строиться в 1977 году, а летом 1980 года были введены в строй железобетонная ВПП, средства системы посадки 1-го направления, служебно-пассажирское здание на 50 пассажиров в час, часть перрона и места стоянок для вертолетов (вертодром №1)[7]. Уже в июле 1980 года из нового аэропорта был осуществлен первый технический рейс Ту-134. К концу 1980-х в аэропорту были построены ремонтная база для вертолётов, система посадки 2-го направления, спецавтобаза и вертодром №2.

1990-е годы не помешали развитию инфраструктуры аэропорта: были возведены котельная, новое служебно-пассажирское здание с пропускной способностью 300 пассажиров в час, гараж-стоянка, производственный комплекс базы ГСМ и аварийно-спасательная станция[8].

В феврале 2012 года аэропорт был передан из федеральной собственности в региональную[9]. В период с 2012 по 2014 годы терминал аэропорта подвергся реконструкции: были произведены работы по обшивке здания, соединению зданий вылета и прилёта. Также в планах было строительство нового терминала, удлинение и расширение ВПП и перрона, однако в 2015 году в связи с финансовыми трудностями было принято решение лишь об удлинении и расширении ВПП и рулёжных дорожек.

25 июля 2017 года был объявлен конкурс для инвесторов, готовых произвести масштабную реконструкцию аэропорта[10]. 7 сентября 2018 года аэропорт перешёл под операционное управление холдинга «Аэропорты Регионов»[11][12], который планирует до конца 2021 года возвести современный терминал с тремя телескопическими трапами и с пропускной способностью до 1,45 миллионов пассажиров в год, построить новые парковки на привокзальной площади, произвести реконструкцию перрона, ВПП и рулёжных дорожек[13].

Показатели деятельности

Пассажиропоток
год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
тыс. пассажиров 732,5 815,7 870,7 896,6 937,6 937,4 973,7 698,9 954,7[14]
Грузопоток
тонн н/д 3 183,4 3 803,7 3 843,5 4 167,8
Источник: Росавиация[2][15][16][17]

Примечания

  1. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г.. Дата обращения: 1 декабря 2019. Архивировано 7 мая 2019 года.
  2. 2,0 2,1 Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2016-2017 гг. (недоступная ссылка). Росавиация. Дата обращения: 18 января 2019. Архивировано 16 мая 2018 года.
  3. 3,0 3,1 Характеристики аэродрома. Аэропорт Новый Уренгой. Дата обращения: 22 января 2019. Архивировано 23 января 2019 года.
  4. Андрей Онохов. Воздушные ворота Надыма. Наша история. Надымский рабочий (21 августа 2022).
  5. Цех бортового питания ООО «Ямалавиасервис». ООО «Ямалавиасервис». Дата обращения: 18 мая 2016. Архивировано 27 марта 2016 года.
  6. Исмагилов Артур Аскарович. Применение авиации в народном хозяйстве Тюменской области в 1960-1980-ее гг // Вестник ВятГУ. — 2016. — № 5.
  7. Одно из первых предприятий города отмечает юбилей. Официальный сайт муниципального образования город Новый Уренгой. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 2 марта 2021 года.
  8. История авиации Нового Уренгоя. Telspr.narod.ru. Дата обращения: 6 августа 2017. Архивировано 6 августа 2017 года.
  9. Аэропорт Нового Уренгоя передан в собственность ЯНАО. УралИнформБюро. Дата обращения: 6 августа 2017. Архивировано 23 января 2019 года.
  10. «Аэропорты Регионов», «Новапорт» и «Базэл» претендуют на модернизацию аэропорта в Новом Уренгое, Aviation Explorer. Архивировано 6 августа 2017 года. Дата обращения 6 августа 2017.
  11. Новый Уренгой. Холдинг «Аэропорты Регионов». Дата обращения: 22 января 2019. Архивировано 23 января 2019 года.
  12. Аэропорт Нового Уренгоя, из которого сделают «большой чум», перешел под контроль Вексельберга. Преображение впечатлит всех, Ura.ru. Архивировано 23 января 2019 года. Дата обращения 22 января 2019.
  13. Власти Ямала подписали соглашение с подрядчиком модернизации аэропорта Нового Уренгоя, Znak.com. Архивировано 9 августа 2020 года. Дата обращения 22 января 2019.
  14. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2021 г.. Росавиация. Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.
  15. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2014-2015 гг.. Росавиация. Дата обращения: 18 января 2019. Архивировано 17 июля 2016 года.
  16. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2013-2014 гг. (с пассажиропотоком более 100 тысяч человек в год). Росавиация. Дата обращения: 18 января 2019. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  17. Объёмы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2019 года. Росавиация. Дата обращения: 27 октября 2020. Архивировано 30 октября 2020 года.