Перейти к содержанию

Классификационное число покрытия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «PCN»)

Классификационное число покрытия или классификационное число прочности покрытия (англ. pavement classification number, PCN) — нормативный параметр Международной организации гражданской авиации (ИКАО), выражающий несущую способность (грузонапряжённость) покрытия взлётно-посадочной полосы аэродрома для эксплуатации без ограничений, используемый совместно с классификационным числом воздушного судна.

Классификационное число содержит информацию о прочности взлётно-посадочной полосы. Например: PCN 44/R/B/X/T, где:

PCN 44
— классификационное число покрытия
/R
— тип покрытия
R — жёсткое покрытие, работающее на изгиб
F — нежёсткое покрытие, работающее на сжатие
/B
— прочность основания[1][2]
A — высокая прочность: k = 150 или CBR = 15
B — средняя прочность: k = 80 или CBR = 10
C — низкая прочность: k = 40 или CBR = 6
D — очень низкая прочность: k = 20 или CBR = 3
/X
— максимально допустимое давление в пневматике[3]
W — высокое, давление более 1,5 МПа
X — среднее, давление не более 1,5 МПа
Y — низкое, давление не более 1,0 МПа
Z — очень низкое, давление не более 0,5 МПа
/T
— метод определения
T — величина определена техническим путём
U — величина определена опытным путём

Классификационные числа искусственных покрытий (PCN) аэродромов определяются по действующей в гражданской авиации «Методике оценки прочности покрытий гражданских аэродромов», а в государственной авиации по «Методике определения классификационных чисел воздушных судов и жестких покрытий аэродромов авиации Вооруженных сил».[4]


Метод ACN-PCN представления данных о прочности искусственных покрытий  приведен в Приложении N 5 к Федеральным авиационным правилам "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" (утверждены приказом Минтранса России от 25.08.2015 N 262)[5]

См. также

Примечания

  1. Для жёсткого покрытия используется коэффициент Вестергарда (k), выражающий реакцию покрытия взлётно-посадочной полосы в меганьютонах на кубический метр (МН/м³).
  2. Для нежёсткого покрытия используется коэффициент грузонапряжённости грунтового покрытия (CBR) (англ. California Bearing Ratio — калифорнийское число), выражающий воздействие нагрузки на грунтовое покрытие по отношению к воздействию на стандартный материал.
  3. Максимально допустимое давление в пневматике.
  4. «Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА)» с поправками № 22 — 25 (по состоянию на 01.10.2005 г.). Москва, Министерство Транспорта РФ, 29.11.1993 г., № ДВ-156/и.
  5. Метод ACN-PCN представления данных о прочности искусственных покрытий  приведен в (Приложение N 5 к Федеральным авиационным правилам "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утверждены приказом Минтранса России от 25.08.2015 N 262). Дата обращения: 7 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.