Перейти к содержанию

Михеев, Иван Васильевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михеев Иван Васильевич
Дата рождения 1898(1898)
Дата смерти 18 мая 1935(1935-05-18)
Принадлежность  Российская империя
 СССР
Род войск Авиация
Сражения/войны Гражданская война в России
Награды и премии Орден Ленина Орден Красного Знамени
АНТ-20 в сопровождении двух И-5 над Красной площадью

Иван Васильевич Михеев (18981935) — советский лётчик-испытатель. Погиб при катастрофе самолёта АНТ-20 «Максим Горький».

Биография

Родился в 1898 году в деревне Наволок Песчанской волости (ныне Карелия) в семье сапожника. До 1914 года семья переехала в Москву.

Закончил начальное училище, потом работал в кузнице на гвоздильном заводе. В годы Первой мировой войны служил в армии телефонистом и шофером. В Красной Армии — со дня её создания.

С детства мечтал об авиации. Поступив на Центральный аэродром, Иван стал мотористом. В Московской авиационной школе воздушного боя и бомбометания он собрал аэроплан из обломков потерпевших аварии и списанных аппаратов и начал тайком самостоятельно летать. Таким образом совершил около 200 полетов, прежде чем об этом узнало начальство.

В 1923 году Михеев перешел из военной авиации в гражданскую — в только что созданный «Добролёт». В 1925 году принял участие в групповом перелете «Москва-Пекин» в качестве бортмеханика Ю-13 «Правда» (пилот — И. К. Поляков). По возвращении из перелета, награждённый орденом Красного Знамени, он получил разрешение переучиться на пилота, специальностью которого овладел за три месяца вместо двух-трех лет. За десять лет своей пилотской деятельности Михеев достиг вершин профессионализма. В числе первых полярных летчиков он вёл разведку тюленьих пастбищ в Белом море, выполнял полеты высочайшего класса сложности.

6-12 июня 1929 года М. М. Громов и И. В. Михеев на АНТ-9 «Крылья Советов» выполнили перелет Москва-Севастополь-Москва.

В июле-августе этот же экипаж на АНТ-9 выполнил международный перелет Москва—Травемюнде—Берлин—Париж—Рим—Марсель—Лондон—Париж—Берлин—Варшава—Москва.

25 сентября 1929 года Михеев поднял в воздух первый советский винтокрылый аппарат КАСКР-1.

С 31 января по 6 марта 1931 года Михеев с механиком В. И. Монаховым на АНТ-9 выполнил перелет из Москвы в Обдорск и обратно для вывозки пушнины, предназначенной для международного аукциона в Ленинграде[1].

18 августа 1933 года СССР впервые отмечал День авиации и Советское правительство наградило орденами группу работников гражданской авиации. Высшей Награды Родины — ордена Ленина был удостоен один пилот Аэрофлота — Иван Васильевич Михеев. Именно ему было доверено управлять АНТ-14 «Правда» — флагманом Особой сводной авиационно-воздухоплавательной эскадрильи имени М. Горького, созданной 17 марта 1933 года при Главном управлении ГВФ.

Погиб Иван Васильевич 18 мая 1935 года при выполнении полета на АНТ-20 «Максим Горький», приуроченного к открытию первой линии московского метро. «Максим Горький» был выделен для экскурсионных полетов над Москвой для почётных гостей, в том числе 36 ударников Центрального аэрогидродинамического института и членов их семей[2].

Катастрофа

18 мая 1935 года Н. С. Журов[3] и пилот агитационной эскадрильи И. В. Михеев[4] выполняли демонстрационный и одновременно приёмо-сдаточный полёт самолёта АНТ-20 «Максим Горький». Сопровождавший полёт на истребителе И-5 лётчик Н. П. Благин, по неустановленным причинам начавший выполнять рядом с крылом АНТ-20 фигуры высшего пилотажа, совершил ошибку пилотирования и при попытке описать петлю вокруг самолета потерял скорость в верхней точке и его неуправляемый самолет зацепил крыло «Максима Горького»[5]. На борту, кроме экипажа в 11 человек, находилось 38[6] пассажиров, большинство — работники ЦАГИ и их дети, все они погибли. Второй самолёт сопровождения, Р-5, пилотируемый В. В. Рыбушкиным, нёс кинооператора, запечатлевшего полёт и катастрофу. По официальной версии (сообщение ТАСС):

Несмотря на категорическое запрещение делать какие-то ни было фигуры высшего пилотажа во время сопровождения самолёта, летчик Благин нарушил этот приказ и стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близи от самолета «Максим Горький» на высоте 700 м. При выходе из мертвой петли летчик Благин своим самолетом ударил в крыло самолета «Максим Горький». Самолёт «Максим Горький» вследствие полученных повреждений от удара тренировочного самолёта стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке «Сокол», в районе аэропорта… При столкновении в воздухе также погиб летчик Благин, пилотировавший тренировочный самолет.[7]

Интересный факт

14-16 февраля 1929 года Михеев спас жизнь учительнице Канзанаволокской начальной школы — Александре Громцовой, которой требовалась срочная операция в клинике. Вылетев из Москвы, в сплошном снегопаде Михеев отыскал в лесном массиве городок Пудож, удаленный от столицы на 850 км, и вовремя сумел доставить больную в Ленинград.

В те дни в Пудоже проходила районная партийная конференция. Когда в президиуме стало известно о несчастном случае с Громцовой, было решено незамедлительно обратиться за помощью в соответствующие учреждения СССР. В Москву, в наркоматы здравоохранения и просвещения, а также в авиационное общество «Добролет» ушли телеграммы следующего содержания: «Трудящиеся Пудожа просят выслать самолет для оказания медицинской помощи тяжело больной учительнице…» Ответ не заставил себя долго ждать: «Самолет вылетит во вторник через Ленинград». Выбор пал на пилота гражданской авиации Ивана Васильевича Михеева. Его крылатая машина, совершила посадку на снежную пойму излучины реки Водлы, лежащей между деревнями Заречье и Соборная Гора.[8]

Информация об этом полете Михеева в Пудож была опубликована в журнале «Вестник воздушного флота» № 4 за 1929 год:

«Полет этот как в техническом отношении, так и по метеорологическим условиям и самой цели своей был чрезвычайно труден. Однако летчик Михеев вследствие своей выдержки и опытности с честью вышел из всех трудностей и отлично выполнил возложенное на него задание, тем самым вписав ещё одну страницу в книгу достижений нашей молодой советской гражданской авиации».

Память

  • Имя Ивана Михеева было присвоено первому серийному АИР-6, входившему в состав агитэскадрильи им. Максима Горького.
  • Имя Ивана Михеева было присвоено судоверфи в Горьковской области (ныне не существует) и посёлку Михеева в Воскресенском районе ныне Нижегородской области

Награды

  • Награждён орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

См. также

Литература

  • Самолёты гиганты будут реять над страной // Знание-сила. — М., 1935. — № 6. — С. 7.

Ссылки

Примечания

  1. Юрий Морозов. Земля отпускает в небо. В этом году исполнилось 80 лет с момента начала регулярных полётов в Салехард. Полярный Круг (интернет-портал газеты) (12 марта 2015).
  2. Михеев Иван Васильевич (1898-1935). Полярная почта (12 октября 2015).
  3. Краткая биография Н. С. Журова. Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано 16 октября 2007 года.
  4. Краткая биография И. В. Михеева. Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано 19 декабря 2013 года.
  5. выдержки из книги Н. С. Боброва, Лётчик Михеев, «Молодая гвардия», М., 1936. Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано 10 января 2008 года.
  6. По сообщению ТАСС от 19 мая 1935 — 36 пассажиров
  7. Сообщение ТАСС от 19 мая 1935. Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано 26 октября 2007 года.
  8. Летчик Иван Михеев из Тубозера. Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.