Саак Дзоропореци
Саак Дзоропореци | |
---|---|
Սահակ Ձորափորեցի | |
Дата рождения | VII век |
Место рождения | с. Аркунашен, область Дзоропор, провинции Гугарк |
Дата смерти | 703 |
Место смерти | Харран |
Научная сфера | поэт, музыкант |
Саак Дзоропореци (арм. Սահակ Ձորափորեցի), также Дзорапореци, Дзоропорци, Дзорапорци — армянский поэт и музыкант VII—VIII вв, 32-й Католикос всех армян (677—703)[1][2][3].
Биография
Родился в деревне Аркунашен, гавара Дзоропор провинции Гугарк[2]. Обучение прошёл у видного вардапета Теодора Кртенавора. Был епископом гавара Ротпациан провинции Утик. С 677 года — Католикос всех армян. Во время его правления обострились армяно-византийские отношения с одной, и армяно-арабские отношения с другой стороны. Был взят в плен императором Юстинианом, во время похода последнего в Армению в 692—693 годах[4]. Жил в Константинополе в качестве заложника до свержения Юстиниана в 695 году, после чего возвращается в Армению. Занимается восстановлением отношений с Алуанской церковью, содействует проповеданию христианства среди гуннов[3]. В 702 году, вместе с армянскими князьями, был арестован арабским наместником Абдаллахом и отправлен в Дамаск[5][6]. После разгрома арабских войск армянскими повстанцами в битве при Варданакерте, отправляется в Харран, чтобы переубедить полководца Мухаммеда ибн Укба совершить карательную экспедицию в Армению[2]. Там же умирает, успевая, однако, отправить Мухаммеду ибн Укба своё послание. Последний внял мольбам погибшего католикоса, и отменил поход[7]. Это письмо-завещание Саака Дзоропорци сохранилось в историческом сочинении Гевонда[2]. Преемником на престоле католикоса стал Елия Арчишеци[3].
Творчество
Является автором большого количества церковных стихов и речей[8]. Самое известное из его сочинений — «Слово о Пальмовом воскресенье» (арм. «Ճառ Արմավենյաց»)[9][2]. Продолжает дело Комитаса Ахцеци и, вместе с Грзиком и Сюнеци, становится одним из реформаторов армянской церковной музыки в конце VII века. Автор первых шараканов, посвящённых Кресту и Церкви[10]. До наших дней дошли порядка 60-и его авторских песен, среди которых особое место занимает «Единородный от Отца» (арм. «Էջ Միածինն ի Հօրէ»)[4][3]. В этом шаракане Саак сообщает о происхождении Эчмиадзинского монастыря[11]. Из других песен стоит отметить — «Радуйся, священная церковь» (арм. «Ուրախ լեր, սուրբ եկեղեցի»)[3], «Со знаком всепобеждающим» (арм. «Որ նշանաւ ամենայաղթ»)[3], «О святом Кресте» (арм. «Ի Սուրբ Խաչն»)[9][4][3], «Радуйтесь сегодня» (арм. «Այսօր ուրախացեալ»)[3], «Безупречный святой Крест» (арм. «Անապական Սուրբ զԽաչն»)[4], «Возвышение святого Креста» (арм. «Վերացման Սրբո Խաչին»)[12][4], «Обнаружение Креста» (арм. «Գյուտ Խաչին»)[4]. В сочинениях Дзоропорци «Крест» представляется как источник жизни на земле, вселенская сила, непобедимый символ. В некоторых стихах посвященных Армянской церкви, Саак называет её "дочерью Сиона", а Эчмиадзин — "священным алтарём света"[4].
В сборнике «Книга писем» сохранилось также одно из писем Саака теологического характера (691 г.)[13][14].
Ссылки
- песня «Единородный от Отца», на сайте youtube.com
- песня «Единородный от Отца», на сайте youtube.com
- песня «Единородный от Отца», на сайте youtube.com
- песня «Радуйся, священная Церковь», на сайте youtube.com
- песня «Радуйся, священная Церковь», на сайте youtube.com
- песня «Со знаком всепобеждающим», на сайте youtube.com
- Шараканы Саака Дзоропореци на рус. , в переводе С. Зольяна
Примечания
- ↑ Г.П. Хомизури (2002), Армянская Апостольская Церковь: святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine, Москва
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Армянская Советская Энциклопедия, Սահակ Գ Ձորոփորցի, Ереван, 1984, том 10, стр. 135
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Энциклопедия Христианская Армения, Սահակ Գ Ձորոփորեցի,Ереван, 2002, стр. 878
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 A. J. Hacikyan, G. Basmajian, E. S. Franchuk, N. Ouzounian: The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century, Literary Collections, 2002, pp. 1108
- ↑ Andrew G. Bostom, Ibn Warraq, The Legacy of Jihad: Islamic Holy War and the Fate of Non-Muslims, Prometheus Books, 2008, 759 pp, стр. 407
- ↑ Antranig Chalabian, Armenia after the coming of Islam, Ереван, 1999, pp 608, стр. 53
- ↑ The Armenian Review, vol. 36, Hairenik Association, 1983, стр. 62-66
- ↑ Н. Тагмизян,Теория музыки в древней Армении, Изд-во АН Армянской ССР, 1977, 318 pp, стр. 51
- ↑ 9,0 9,1 H. G. O. Dwight, Catalogue of all works known to exist in the Armenian language, of a date earlier than the seventeenth century. Journal of the American Oriental Society, Vol. 3, 1853, p. 254
- ↑ R. Greene, S. Cushman, C. Cavanagh, J. Ramazani, P. F. Rouzer, H. Feinsod, The Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics Архивная копия от 28 декабря 2018 на Wayback Machine, Princeton University Press, 2012, pp 1639, стр. 83
- ↑ Хроника Эчмиадзина, Мухни, 2003, 867 pp, стр. 45
- ↑ Artak Manukean, The Armenian church feasts, Nairi Pub., 2000, 109 pp, стр. 101
- ↑ Wolfgang A. Bienert, Uwe Kühneweg, Dictionnaire birman-français. Fasc. 15., Peeters Publishers, 1999, 848 pp, стр. 660
- ↑ Esbroeck M. Van, Citations apollinaristes conservées en arménien dans la Lettre de Sahak III Dzoroporetsi (691), Orientalia Christiana Periodica, 60, 1994, стр. 41-67.