Самуэл Камрджадзореци

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Самуэл Камрджадзореци
Սամւել Կամրջաձորեցի
Научная сфера богослов, музыкант, педагог
Ученики Асохик, Геворг Таричеци

Самуэ́л Камрджадзореци́ (арм. Սամւել Կամրջաձորեցի; около 940—около 1010[1]), — армянский богослов и музыкант X века[2].

Биография

Рукопись «Слово о Праздниках Господних»

Начало X века в Армении ознаменовалось культурным возрождением. Бурно развивается литература, создаются многочисленные школы. Одним из таких учебных заведений был монастырь Камрджадзор в гаваре Аршаруник[3], настоятелем которого и был Самуэл[4]. За время его деятельности монастырь стал одним из культурных центров Армении. Особенно прославился Камрджазор своей музыкальной школой[5]. Из числа учеников Самуэла были известные ученые Геворг Таричеци и Степанос Таронеци[4]. Последний в своих трудах называет Самуэла мудрецом «щедро одаренным разумением священных книг и искусством песнопения»[6].

Согласно своим ученикам и последователям, Самуэл оставил богатое литературное наследие. Упоминания о нём встречаются, в частности, у Мхитара Айриванеци[7], Степаноса Орбеляна[8], Вардана Великого[9]. До наших дней дошла его редакция компилятивного сочинения «Тонапатчар»[10] — сборника трудов с разъяснениями символики и дат церковных праздников и постов, которое он написал по просьбе епископа Анании Аршаруни[11]. В сборнике есть немало и его собственных сочинений — «Слово о Праздниках Господних», «Слово о Первом дне», «Слово о Сретении Господнем», «Слово о Передовом посте», «Слово о Сорокадневном посте», возможно также «Причина поста Арачавор»[10]. Особый интерес представляет также его письмо митрополиту Себастии Теодору Мелитскому, написанную по просьбе католикоса Хачика[12][13], которое сохранилось в «Книге писем»[14].

Примечания

  1. Michael E. Stone. Adam and Eve in the Armenian Traditions, Fifth through Seventeenth Centuries. — Society of Biblical Lit, 2013. — P. 692. — (Early Judaism and its literature, 38). Архивная копия от 18 апреля 2015 на Wayback Machine
  2. Г.П. Хомизури, Армянская Апостольская Церковь: святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры, Москва, 2002. Дата обращения: 4 сентября 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  3. Киракос Гандзакеци. История Армении. — М.: Наука, 1976. Архивная копия от 19 декабря 2009 на Wayback Machine

    И они (монахи и священники) переехали в Армению при Аббасе, сыне Смбата, учредили монастыри — Камрджадзор, Капуткар в гаваре Аршаруник, прославленный монастырь, называемый Оромос, и Дпреванк в Ширакском гаваре; построили также и церковь во имя пресвятой Богородицы при монастыре, называемом Санаин, близ города Лори

  4. 4,0 4,1 Христианская Армения: Энциклопедия / Гл. ред О. М. Айвазян. — Ер., 2002. — С. 160. Архивная копия от 14 апреля 2016 на Wayback Machine
  5. The Armenian Mekhitarist Congregation: THE ARTISTIC EXPRESSION OF THE ARMENIAN PEOPLE Архивная копия от 5 ноября 2013 на Wayback Machine

    At the same time, they began the practical teaching of song and neumatic notation which set the characteristics of Armenian music from the 10th to 13th centuries. Particularly important centres were the monasteries of Tathev in the 9th century, Kamrdjadzor, in the 10th century, and, up until the 12th century, Haghbat, Sanahin and Narek.

  6. Всеобщая история Степаноса Таронскаго Асохьика по прозванию: Писателя 11. стол. / Перевед. с армянскаго и об-яснена Н. Эминым. — М.: Типогр. Лазарев. Инст. восточ. языков, 1864. Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine
  7. Мхитар Айриванеци, Хронографическая история Архивная копия от 18 апреля 2019 на Wayback Machine
  8. Г. М. Григорян, ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СЮНИКА IX-ХVвв., стр. 222 (недоступная ссылка)
  9. Всеобщая история Вардана Великого / пер. Н. Эмина. — М., 1861. Архивная копия от 18 января 2010 на Wayback Machine
  10. 10,0 10,1 Анна Оганджанян, «О ТРУДЕ "ПРИЧИНА ПОСТА АРАЧАВОР"» Архивировано 20 октября 2013 года., Армянский гуманитарный вестник, Ереван, 2012, стр. 189—203
  11. Г. Зарбаналян, Древне-армянская письменность, Венеция, 1897, сс. 569 и 790
  12. G. Deeters, G. R.Solta, V. Inglisian, Armenisch und kaukasische sprachen, Leiden / Köln, 1963, стр. 187
  13. T. W. Greenwood, Armenian neighbours (600–1045)], The Cambridge History of the Byzantium Empire c.500-1492., Cambridge University Press, pp. 333-364

    An exchange between Metropolitan Theodore of Melitene and Samuel of Kamrjadzor, responding at the behest of Catholicos Khachik I (973–92), confirms that confessional tensions were developing at a local level.

  14. Armenian History Attributed to Sebeos / Translation and notes by R. W. Thomson, historical commentary by James Howard-Johnson, with assistance from Tim Greenwood. — Liverpool University Press, 1999. — P. lvii. Архивная копия от 1 августа 2018 на Wayback Machine

    Asolik indicates that the letter he quotes was sent at the command of Khach'ik, the Armenian Catholicos, in response to a letter from the Metropolitan of Sebaste. The letter in the Book of Letters 302-22, states that it was written on Khach'ik's orders by Samuel Kamrjadzor (a noted theologian interested in liturgical questions).