Рюка (жанр)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Исполнитель, играющий на сансине
Памятник стихотворному жанру рюка в городе Наха

Рюка (ру:ка[1]; яп. 琉歌; рю:ка) — рюкюский поэтический жанр, короткий повествовательный стих, обычно имеющий структуру «8-8-8-6» слогов[2][3]. Рюки обычно сочиняли на окинавском языке и исполняли под музыку сансина (предок сямисэна)[4][5][6].

История

На острове Окинава среди фольклорных жанров главенствовал оморо[яп.] длиной от 51 до 75 слогов. В XVI веке от оморо отпали 20—40 слогов, и он трансформировался в рюку («песни Рюкю»)[7]. Это может быть знаком влияния Ямато, где произошла аналогичная трансформация[7]. В XVIII веке Якаби Тёки (яп. 屋嘉比朝寄 Якаби Тё:ки, 1716—1775)[8] изобрёл нотную систему для сансина кункунсий[яп.], которой рюки тоже стали записывать[4]. Рюка сопровождает придворный танец «Кадзядифу» (яп. かじゃでぃふう)[9].

Вариант на 8-8-8-6 слогов назывался «цуранэ» (яп. 長歌, длинная песня), или «кудоки» (яп. 口説, речитатив)[10], а варианты на 7-7, 7-5, 5-5 и 8-6 слогов именовались совокупно словом «накафу» (яп. 仲風 накафу:)[4]2013. Цуранэ со временем стал основным размером.

Окинавовед Мадзикина Анко[яп.] в своей книге «Тысяча лет истории Окинавы» (яп. 沖縄一千年史) называл Ёсию Тиру и Онну Набэ двумя столпами поэзии рюка[11]. Ёсия Тиру[яп.] — поэтесса XVII века, проданная в публичный дом в восьмилетнем возрасте и описывавшая в своих произведениях быт жительниц юкаку[12][13], в 18 лет уморила себя голодом[14]. Онна Набэ[яп.] — поэтесса XVIII века из крестьянской семьи, взявшая название родного села в качестве псевдонима[12][15]. Другие поэты, отмеченные за работу в этом жанре — Сокэй Тюги[яп.], Тамагусуку Тёкун[яп.], Ёнабару Рёку[яп.], Мотобу Тёкю[яп.] и Котинда Тёэй[яп.][11].

Рюка продолжает существовать не только на само́й Окинаве, но и в окинавской диаспоре на Гавайях и в Перу[16].

Сборники рюка

Записывать и составлять сборники рюка стали довольно поздно; кроме того, многие сборники не датированы[4]. Самое старое собрание рюка — 600-страничное Рюка-хякко (яп. 琉歌百控 рю:ка хякко:), составленное в XVIII веке неизвестным автором[17]. Все приведённые в нём стихи — это песни для исполнения под аккомпанемент сансина[4].

  • 1795—1802 «Рюка-хякко» (яп. 琉歌百控 рю:ка хякко:, «сто рюка»), составитель неизвестен.
  • 1897 «Большое собрание рюкюских песен» (яп. 琉球大歌集) — Кобасикава Тёсё (яп. 小橋川朝昇).
  • 1900 «О проблемах жанра рюка; манускрипт Тамаямы» (яп. 琉歌疑問録 玉山稿 рю:ка гимонроку тамаямако:) — Онга Тёю (яп. 恩河朝祐著 онга тё:ю:).
  • 1900 «Избранные рюкюские песни» (яп. 琉球歌選 玉山稿 рю:кю: ута сэн тамаямако:) — Онга Тёю.
  • 1908 «Собрание рюка 45-го года» (яп. 戊申琉歌会 бо:син рю:какай), составитель неизвестен.
  • 1911 «Собрание рюка былых времён» (яп. 古今琉歌集 кокон рю:касю:) — Томикава Сэйбоку (яп. 富川盛睦)
  • 1912 «Собрание рюка» (яп. 琉歌集-琉歌百控乾柔節流 рю:ка сю: — рю:ка кэндзю:сэцурю:), составитель неизвестен.
  • 1917 «Обзор рюка» (яп. 琉歌大観 рю:ка тайкан)Мадзикина Анко.
  • 1938 «Собрание Сасаки» (яп. 佐佐木本琉歌集 сасакибон-рю:касю:), Нобуцуна Сасаки[яп.].
  • ? «Собрание рюка» (яп. 琉歌集 рю:касю:), составитель неизвестен.
  • ? «Собрание рюка и кудоки» (яп. 琉歌集 附口説集 рю:касю: цукэтарикудокисю:) — Хамагава (яп. 浜川).
  • ? «Собрание записей о рюка» (яп. 文書集(琉歌) бунсёсю: рю:ка), составитель неизвестен.

Примечания

  1. 研究センター.
  2. 金城, 2001, p. 791.
  3. 武下, 1996.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 図書館1.
  5. Ryuka. Дата обращения: 5 сентября 2014. Архивировано 4 января 2015 года.
  6. Garifas, 1993.
  7. 7,0 7,1 Ермакова, 1995, с. 34.
  8. Kotobank屋嘉比朝寄.
  9. Constancio, 2003, p. 115.
  10. JLect.
  11. 11,0 11,1 Мадзикина, 1923.
  12. 12,0 12,1 Okinawahistory, 2008.
  13. 国文学, 2006, p. 85.
  14. 吉屋チル. Дата обращения: 5 сентября 2014. Архивировано 5 марта 2016 года.
  15. Kotobank恩納なべ.
  16. Накаходо, 2010.
  17. 図書館2.

Литература