Рублёво-Успенское шоссе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автодорога
Рублёво-Успенское шоссе
А106
Развилка на Рублёво-Успенском шоссе, 2015Развилка на Рублёво-Успенском шоссе, 2015
Основная информация
Страны  Россия
Регион Московская область
Статус Федерального значения
Управляется Росавтодор
Длина 30 км
Начало Москва
Дорожное покрытие Асфальт

Рублёво-Успенское шоссе А106 (также — Рублёвка, в прошлом — Звенигородский тракт, Царская дорога или дорога царей богоизбранных[1]) — современная трасса федерального значения в направлении МоскваЗвенигород[2]. Начинается отделением от Рублёвского шоссе на пересечении с МКАД, проходит вдоль Москвы-реки и заканчивается недалеко от Звенигорода.

Трасса А106 — автодорога с усовершенствованным покрытием[3][4]. Является одной из самых коротких федеральных трасс — её длина составляет примерно 30 км. Практически на всём протяжении трасса имеет две полосы движения и ограничение скорости в 50-60 км/ч. Дорогу обслуживает 7-й отдел ГИБДД[5][6].

Исторически дорога именовалась «Царской», так как служила русским царям главным путём на богомолье в Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь[1][7].

География

Рублёво-Успенское шоссе берет начало от Рублёвского шоссе у пересечения с улицей Академика Чазова в Москве, за 500 метров до МКАД, и следует по Одинцовскому городскому округу вдоль Москва-реки в направлении Звенигорода. Заканчивается на правом берегу в районе пансионатов «Лесные дали» и «Поляны», недалеко от Звенигорода. Напрямую со Звенигородом трасса не связана.

История

Один из участков Рублёво-Успенского шоссе

Возраст дороги составляет около 700 лет — по ней ездили ещё со времен Ивана Калиты. Современное Рублёво-Успенское шоссе является частью исторического пути из Руси на запад. В 1398 году в Звенигороде был заложен Саввино-Сторожевский монастырь и с этого момента дорога к нему из Москвы получила новое значение. В Рождественском соборе монастыря преподобный Савва благословлял на царство будущих правителей. Старца называли покровителем царей богоизбранных — он поддерживал только тех наследников, чьё право на престол было истинным. Так путь из Москвы на Звенигород стал называться «дорогой царей богоизбранных», или «Царской дорогой». Со времён правления Алексея Михайловича к мощам преподобного Саввы на богомолье ездил каждый будущий русский государь, традиция сохранилась на несколько столетий[8][6][9].

Трасса Звенигородского тракта менялась с развитием Москвы. При Борисе Годунове она двигалась вдоль русла Москвы-реки. В более позднюю эпоху дорогу спрямили на участке нынешних Кунцево и Филей[1].

На протяжении практически всей своей истории дорога называлась разными производными от точки назначения — Звенигородский путь, тракт, шоссе. Рублёво-Успенской она стала только в XX веке. Примечательно, что село Рублёво, от которого пошло современное название, находится в стороне от трассы[10][8].

Согласно археологическим данным, верховья поймы Москвы-реки были заселены ещё в бронзовом веке[11]. В средние века земли вдоль Звенигородского тракта покупали бояре и состоятельные придворные, которые хотели первыми приветствовать царские процессии на пути с богомолья в Москву. Например, при Алексее Михайловиче большое имение на тракте принадлежало Морозовым. Выезды Феодосии Морозовой по масштабам превосходили царские — за её личной упряжкой из 12 лошадей следовали не менее ста слуг[8].

В книгах Николая Карамзина встречаются описания окрестностей дороги. Их называли самыми живописными местами Подмосковья, русской Америкой — подразумевая нетронутую человеком природу и вековые леса[8][12].

В резиденции на Рублёво-Успенском шоссе в марте 1922 года Владимир Ленин написал в Политбюро известное письмо с призывом к «тотальному расстрелу духовенства»[8].

После революции вдоль трассы располагались санаторий Совета министров СССР, дачи партийных руководителей. В последние годы перед распадом СССР и в последующее десятилетие здесь имели дачи Михаил Горбачёв и Борис Ельцин[6].

Со второй половины XX века недвижимость вдоль Рублёво-Успенского шоссе стала самой дорогой и престижной в Подмосковье. Слово «Рублёвка» в разговорной речи получило ироничное переносное значение, подразумевающее богатство с криминальным оттенком[13].

Современность

Внешние изображения
Схема проекта реконструкции шоссе

С июля 2014 года по октябрь 2016 был обновлён участок шоссе при подъезде к госдачам в районе Усова и Калчуги. В ходе реконструкции дорожное полотно расширили до 4-х полос, было построено два моста, установлены 194 мачты наружного освещения, два светофорных объекта и шумозащитные экраны для уменьшения шумового воздействия на прилегающую территорию[14]. Эти работы позволили разгрузить участок, на котором чаще всего образовывались пробки в часы пик[15].

Следующий этап реконструкции шоссе намечен на 2017—2020 годы. За это время планируется обновить подъезд к Одинцово и создать развязку с Красногорским шоссе[14].

В настоящее время трасса проходит мимо следующих населённых пунктов:

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ковалёв-Случевский К. Другая Рублевка: тайны Царского пути : виртуальное путешествие во времени и пространстве. — Москва: Грифон, 2009. — С. 19. — 464 с. — ISBN 9785988620594. Архивная копия от 27 декабря 2017 на Wayback Machine
  2. Правительство РФ. Постановление Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. №928 “О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения”. Официальный интернет-портал правовой информации. (7 ноября 2010). Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 27 октября 2017 года.
  3. Каталог эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования дорожного хозяйства за 2016 год. Федеральное дорожное агентство Росавтодор (2016). Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 30 июля 2017 года.
  4. Дорожники отремонтировали 80 км федеральных трасс в Подмосковье. ДорИнфо (5 октября 2017). Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 21 октября 2017 года.
  5. Рублёвский курс (недоступная ссылка). Коммерсант Автопилот (20 декабря 2011). Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 19 июня 2010 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 Сингаевский, 2010, с. 35.
  7. Взгляд в историю: Рублевка — Царская дорога или Звенигородский тракт. Дата обращения: 15 ноября 2020. Архивировано 15 ноября 2020 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Гуманова О. Рублевка издавна считалась "дорогой царей богоизбранных". Интерфакс (16 февраля 2010). Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 27 июня 2015 года.
  9. Маневич, 2012, с. 64.
  10. Ковалёв, 2009, с. 19.
  11. Росарх, 2006, с. 176.
  12. Блюмин Г. З. Рублёвка и её обитатели. Романтическое повествование. — Центрполиграф, 2012. — 320 с. — ISBN 978-5-227-03668-1, 978-5-227-03746-6.
  13. Митрофанов А. Современная Рублевка — опухоль, которая пока ведет себя как опухоль злокачественная. Известия (14 сентября 2011). Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  14. 14,0 14,1 После реконструкции введен в эксплуатацию участок трассы А-106 Рублево-Успенское шоссе. Федеральное дорожное агентство Росавтодор (10 мая 2016). Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  15. Участок трассы А-106 Рублево-Успенское шоссе запустили в Подмосковье. Газета “Серп и молот” (5 октября 2016). Дата обращения: 24 октября 2017.

Литература

  1. Сингаевский В. Н. Московская область. Путеводитель / под ред. Голод Е. Л.. — Москва, Москва, Санкт-Петербург: АСТ, Астрель, Полигон, 2010. — С. 35—37. — ISBN 978-5-89173-399-2, 978-5-17-071951-8, 978-5-271-32917-3.
  2. Ковалёв-Случевский К. Другая Рублевка: тайны Царского пути : виртуальное путешествие во времени и пространстве. — Москва: Грифон, 2009. — С. 19. — 464 с. — ISBN 9785988620594.
  3. Маневич И. А., Шахов М. А. Россия. Чудеса архитектуры и природы. — Москва: Белый город, 2012. — С. 64—67. — ISBN 978-5-7793-2181-5.
  4. коллектив авторов. Российская археология. — Институт археологии (Российская академия наук), 2006. — Т. 3—4. — С. 176.

Ссылки