Можайское шоссе (Москва)
Можайское шоссе | |
---|---|
Общая информация | |
Координаты | 55°43′11″ с. ш. 37°25′31″ в. д.HGЯO |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Округ | ЗАО |
Район | Можайский |
Протяжённость | 4,1 км |
Метро |
Кунцевская (900 м) Кунцевская (900 м) Кунцевская (МЦД) Рабочий Посёлок (МЦД) Сетунь (МЦД) Немчиновка (МЦД) |
Почтовый индекс |
121374 (№ 2-14), 121357 (№ 3, 5), 121471 (№ 7-33, 7 и 16-28), 121354 (№ 30-46, 58 и 39, 41, 55), 121353 (№ 45), 121596 (№ 48, 50, 54, 165) [1] |
Номера телефонов | +7(495)ХХХ-хх-хх |
Классификатор | ОМК УМ |
Можа́йское шоссе́ — автотрасса в Москве, на территории Можайского района Западного административного округа, часть магистрали M1 Москва — Минск — Брест.
Нумерация домов начинается от Кутузовского проспекта.
Шоссе на всём протяжении в черте Москвы имеет по четыре полосы движения в каждую сторону, а также разделительную полосу посередине, используемую для движения правительственных кортежей.
Происхождение названия
Шоссе названо по старинной Можайской дороге, ведшей в город Можайск, который с XIII века охранял западные подступы к Москве[2].
История
Можайское шоссе существовало как историческая дорога из Москвы на запад с XV века. С середины XVIII века начиналась от Дорогомиловской заставы Камер-Коллежского вала. Во второй половине XIX века названо шоссе. В 1925 году был образован город Кунцево, для которого шоссе стало одновременно главной улицей и дорогой, связывающей с Москвой.
В годы Великой Отечественной войны Можайское шоссе было важнейшей транспортной артерией Западного фронта. В послевоенные годы (особенно после включения территории в состав Москвы в августе 1960 года) ведётся массовая застройка примыкающих к шоссе территорий — Кунцево и Сетуни.
В 1957 году часть шоссе от площади Дорогомиловская Застава до нынешней площади Победы вошла в состав Кутузовского проспекта.
В конце 1960-х, начале 1970-х шоссе было спрямлено и расширено до 4-полосного в обе стороны на участке от Кременчугской улицы до МКАД, участок старого шоссе в настоящее время сохранился между Витебской и Вяземской улицей.
В 1976 году часть шоссе от площади Победы до Аминьевского шоссе переименована в проспект Маршала Гречко, который в 1992 году вошёл в состав Кутузовского проспекта.
В результате административной реформы 1991 года шоссе в полном составе было включено в территорию муниципального округа «Можайский» (позднее Можайский район), дав ему имя и став основной транспортной магистралью.
Расположение
Шоссе является продолжением Кутузовского проспекта, проходит от пересечения Рублёвского и Аминьевского шоссе до МКАД. С севера примыкают улицы: Багрицкого, Гвардейская, Гришина, Кутузова, Кубинка, Толбухина, Говорова и Барвихинская; с юга улицы: Вересаева, Багрицкого, Петра Алексеева, Рябиновая, Витебская и Вяземская; проезд Загорского, 2-й переулок Петра Алексеева.
Улицы Кубинка, Толбухина, Вяземская и Витебская войдут в состав одной из крупнейших магистралей Москвы — Северо-Западной хорды. В процессе создания 4 (южного) участка трассы намечено строительство новых тоннелей под Можайским шоссе:
В связи со строительством автодорожной эстакады вдоль Можайского шоссе от МКАД до улицы Петра Алексеева были ликвидированы подземные переходы от улицы Кубинка к Витебской улице и от улицы Толбухина к Вяземской улице[3]. После реконструкции движение по Можайскому шоссе стало бессветофорным[4], кроме дублёров Можайского шоссе, где передвигается наземный городской общественный транспорт и мост на Аминьевском шоссе, где сотрудники ДПС перекрывают трассу для проезда VIP-кортежей — там светофоры остались.
Примечательные здания и сооружения
По нечётной стороне:
- № 5 — Бывший кинотеатр «Бородино»;
- № 7с2 — Спортивный центр «Кунцево»
- № 13 — дом культуры «Заветы Ильича». ДК принадлежит ОАО «Камвольное объединение „Октябрь“». Здание построено на рубеже 1920-30-х годов, в 1970-е годы его реконструировали, изменив декор и украсив серпом и молотом[5];
- № 25 — бывшая типография ПЭМ;
- № 31к2 — Ломоносовская школа.
По чётной стороне:
- № 2 — жилой комплекс «Кунцево»
- № 4к2 — Детский сад при школе № 587.
- № 14 — Городская клиническая больница имени М. Е. Жадкевича[6]
- № 36 — Высотный жилой комплекс «Редан»
- № 38к5 — Детский сад № 803.
- № 38к6 — Детский сад № 200.
- № 38к7 — школа № 1400.
- № 50 — Средняя школа № 809;
- № 54 — Кинотеатр «Минск»
Транспорт
Наземный транспорт
С 13 июня 1926 года по современной трассе Можайского шоссе начал ходить автобусный маршрут № 2 (Курский вокзал — Кунцево)[7], с 1928 года продлённый до посёлка Сетунь. Маршрут ходил до Сетуни вплоть до 1941 года (а также весной 1942)[7].
Через некоторое время после войны[источник не указан 4847 дней] были проложены маршруты № 45 и 67[источник не указан 4847 дней] (затем 267, позднее 567, ныне 867). Маршрут № 45 частично повторял трассу отменённого № 2 и проходил от платформы Сетунь по улице Толбухина, Можайскому шоссе и Кутузовскому проспекту до Киевского вокзала[8]. Во время общегородской кампании по реорганизации маршрутов общественного транспорта в конце 1980-х годов был запущен автобусный маршрут № 45к и он стал ходить до метро «Кунцевская», а основной маршрут отменён в 1992 году, вместе с тем в том же 1992 году 45к перенумерован в 45. Исторический маршрут был восстановлен с 1 октября 2010 года под новым номером 840[9].
Сейчас по шоссе ходят автобусы:
- до станции метро «Кунцевская»:
- № 45 (66-й квартал Кунцева — Метро «Кунцевская») (2-я колонна филиала «Центральный»)
- № 190 (Беловежская улица — Метро «Молодёжная») («Трансавтолиз»)
- № 610 (Улица Герасима Курина — Метро «Юго-Западная») (5-я колонна филиала Центральный)
- № 612 (Улица Герасима Курина — Троекуровское кладбище) (1-я колонна филиала «Центральный»)
- № 733 (Аминьево — Крылатское) (только к метро «Кунцевская») (7-я колонна филиала Западный)
- до метро «Славянский бульвар»:
- № 103 (23-й квартал Новых Черёмушек — Улица Генерала Дорохова) (3-я колонна филиала Юго-Западный)
- № 139 (Метро «Филёвский парк» — микрорайон «Новая Трёхгорка») (ООО Стартранс)
- № 157 (Беловежская улица — Киевский вокзал) (3-я колонна филиала «Центральный»)
- № 157к (Беловежская улица — Минская улица (Парк Победы) (3-я колонна филиала «Центральный»)
- № 231 (Беловежская улица — Метро Филёвский парк (1-я колонна филиала «Центральный»)
- № 818 (Международный университет — Метро «Филёвский парк») (ООО Стартранс)
- № 840 (66-й квартал Кунцева — Киевский вокзал) (2-я колонна филиала «Центральный»)
- а также:
- в соседние районы города:
- № 104 (Метро «Филёвский парк» — Платформа «Рабочий посёлок») (только в сторону платформы «Рабочий посёлок») (5-я колонна филиала Центральный)
- № 198 (66-й квартал Кунцева — Матвеевское) (2-я колонна филиала «Центральный»)
- № 609 (Беловежская улица — Станция «Кунцево») (3-я колонна филиала «Центральный»)
- № 732 (Крылатское — Метро «Славянский бульвар») (7-я колонна филиала Западный)
- № 779 (Улица Федосьино — Платформа «Рабочий посёлок») (только в сторону платформы «Рабочий посёлок») (10-я колонна филиала Юго-Западный)
Ближайшие станции метро
- Кунцевская (радиальная) и Кунцевская (кольцевая) (~ 900 м от начала шоссе)
Железнодорожный транспорт
- Платформа «Кунцево» Смоленского направления Московской железной дороги (~ 350 м)
- Платформа «Немчиновка» Смоленского направления Московской железной дороги (~ 420 м)
- Платформа «Рабочий Посёлок» Смоленского направления Московской железной дороги (~ 850 м)
- Платформа «Сетунь» Смоленского направления Московской железной дороги (~ 900 м)
Населённые пункты
Примечания
- ↑ Индексы Москвы. Можайское шосссе . Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 10 марта 2016 года.
- ↑ Можайское шоссе // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0. (нерабочая ссылка)
- ↑ В Можайском районе Москвы ликвидируют 5 подземных пешеходных переходов . Дата обращения: 24 декабря 2012. Архивировано 3 декабря 2012 года.
- ↑ Началось строительство эстакады на Можайском шоссе . Дата обращения: 17 сентября 2013. Архивировано 2 ноября 2013 года.
- ↑ ДК «Заветы Ильича» (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 7 марта 2009 года.
- ↑ ГКБ № 71 . Дата обращения: 17 марта 2014. Архивировано 17 марта 2014 года.
- ↑ 7,0 7,1 История автобусного маршрута № 2 // Сайт «Московский автобус» . Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 1 апреля 2012 года.
- ↑ Справочник «Улицы Москвы» по состоянию на 1 сентября 1963 г. Составители: Л. С. Ерохина и М. Н. Шуринова, Ответственный редактор: М. П. Лавочкин. «Московский рабочий», 1964 . Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 6 февраля 2009 года.
- ↑ C 1 октября 2010 года изменение маршрутов движения (недоступная ссылка). ГУП «Мосгортранс». Дата обращения: 14 июля 2011. Архивировано 14 июля 2011 года.
Литература
- Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.