Можайское шоссе (Москва)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Можайское шоссе
Пересечение Можайского шоссе и улицы БагрицкогоПересечение Можайского шоссе и улицы Багрицкого
Общая информация
Координаты 55°43′11″ с. ш. 37°25′31″ в. д.HGЯO
Страна Россия
Город Москва
Округ ЗАО
Район Можайский
Протяжённость 4,1 км
Метро Арбатско-Покровская линияФилёвская линия Кунцевская (900 м)
Большая кольцевая линия Кунцевская (900 м)
МЦД-1 Кунцевская (МЦД)
МЦД-1 Рабочий Посёлок (МЦД)
МЦД-1 Сетунь (МЦД)
МЦД-1 Немчиновка (МЦД)
Почтовый индекс

121374 (№ 2-14), 121357 (№ 3, 5), 121471 (№ 7-33, 7 и 16-28), 121354 (№ 30-46, 58 и 39, 41, 55),

121353 (№ 45), 121596 (№ 48, 50, 54, 165) [1]
Номера телефонов +7(495)ХХХ-хх-хх
Классификатор ОМК УМ

Можа́йское шоссе́ — автотрасса в Москве, на территории Можайского района Западного административного округа, часть магистрали M1 Москва — Минск — Брест.

Нумерация домов начинается от Кутузовского проспекта.

Шоссе на всём протяжении в черте Москвы имеет по четыре полосы движения в каждую сторону, а также разделительную полосу посередине, используемую для движения правительственных кортежей.

Происхождение названия

Шоссе названо по старинной Можайской дороге, ведшей в город Можайск, который с XIII века охранял западные подступы к Москве[2].

История

Можайское шоссе существовало как историческая дорога из Москвы на запад с XV века. С середины XVIII века начиналась от Дорогомиловской заставы Камер-Коллежского вала. Во второй половине XIX века названо шоссе. В 1925 году был образован город Кунцево, для которого шоссе стало одновременно главной улицей и дорогой, связывающей с Москвой.

В годы Великой Отечественной войны Можайское шоссе было важнейшей транспортной артерией Западного фронта. В послевоенные годы (особенно после включения территории в состав Москвы в августе 1960 года) ведётся массовая застройка примыкающих к шоссе территорий — Кунцево и Сетуни.

В 1957 году часть шоссе от площади Дорогомиловская Застава до нынешней площади Победы вошла в состав Кутузовского проспекта.

В конце 1960-х, начале 1970-х шоссе было спрямлено и расширено до 4-полосного в обе стороны на участке от Кременчугской улицы до МКАД, участок старого шоссе в настоящее время сохранился между Витебской и Вяземской улицей.

В 1976 году часть шоссе от площади Победы до Аминьевского шоссе переименована в проспект Маршала Гречко, который в 1992 году вошёл в состав Кутузовского проспекта.

В результате административной реформы 1991 года шоссе в полном составе было включено в территорию муниципального округа «Можайский» (позднее Можайский район), дав ему имя и став основной транспортной магистралью.

Расположение

Развязка на пересечении Можайского шоссе и МКАД после реконструкции

Шоссе является продолжением Кутузовского проспекта, проходит от пересечения Рублёвского и Аминьевского шоссе до МКАД. С севера примыкают улицы: Багрицкого, Гвардейская, Гришина, Кутузова, Кубинка, Толбухина, Говорова и Барвихинская; с юга улицы: Вересаева, Багрицкого, Петра Алексеева, Рябиновая, Витебская и Вяземская; проезд Загорского, 2-й переулок Петра Алексеева.

Улицы Кубинка, Толбухина, Вяземская и Витебская войдут в состав одной из крупнейших магистралей Москвы — Северо-Западной хорды. В процессе создания 4 (южного) участка трассы намечено строительство новых тоннелей под Можайским шоссе:

В связи со строительством автодорожной эстакады вдоль Можайского шоссе от МКАД до улицы Петра Алексеева были ликвидированы подземные переходы от улицы Кубинка к Витебской улице и от улицы Толбухина к Вяземской улице[3]. После реконструкции движение по Можайскому шоссе стало бессветофорным[4], кроме дублёров Можайского шоссе, где передвигается наземный городской общественный транспорт и мост на Аминьевском шоссе, где сотрудники ДПС перекрывают трассу для проезда VIP-кортежей — там светофоры остались.

Примечательные здания и сооружения

«Серп и молот» на стене ДК «Заветы Ильича».
Вид со стороны Можайского шоссе

По нечётной стороне:

  • № 5 — Бывший кинотеатр «Бородино»;
  • № 7с2 — Спортивный центр «Кунцево»
  • № 13 — дом культуры «Заветы Ильича». ДК принадлежит ОАО «Камвольное объединение „Октябрь“». Здание построено на рубеже 1920-30-х годов, в 1970-е годы его реконструировали, изменив декор и украсив серпом и молотом[5];
  • № 25 — бывшая типография ПЭМ;
  • № 31к2 — Ломоносовская школа.

По чётной стороне:

Транспорт

Наземный транспорт

С 13 июня 1926 года по современной трассе Можайского шоссе начал ходить автобусный маршрут № 2 (Курский вокзал — Кунцево)[7], с 1928 года продлённый до посёлка Сетунь. Маршрут ходил до Сетуни вплоть до 1941 года (а также весной 1942)[7].

Через некоторое время после войны[источник не указан 4847 дней] были проложены маршруты № 45 и 67[источник не указан 4847 дней] (затем 267, позднее 567, ныне 867). Маршрут № 45 частично повторял трассу отменённого № 2 и проходил от платформы Сетунь по улице Толбухина, Можайскому шоссе и Кутузовскому проспекту до Киевского вокзала[8]. Во время общегородской кампании по реорганизации маршрутов общественного транспорта в конце 1980-х годов был запущен автобусный маршрут № 45к и он стал ходить до метро «Кунцевская», а основной маршрут отменён в 1992 году, вместе с тем в том же 1992 году 45к перенумерован в 45. Исторический маршрут был восстановлен с 1 октября 2010 года под новым номером 840[9].

Сейчас по шоссе ходят автобусы:

Ближайшие станции метро

Железнодорожный транспорт

Населённые пункты

Примечания

  1. Индексы Москвы. Можайское шосссе. Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 10 марта 2016 года.
  2. Можайское шоссе // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0. (нерабочая ссылка)
  3. В Можайском районе Москвы ликвидируют 5 подземных пешеходных переходов. Дата обращения: 24 декабря 2012. Архивировано 3 декабря 2012 года.
  4. Началось строительство эстакады на Можайском шоссе. Дата обращения: 17 сентября 2013. Архивировано 2 ноября 2013 года.
  5. ДК «Заветы Ильича» (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 7 марта 2009 года.
  6. ГКБ № 71. Дата обращения: 17 марта 2014. Архивировано 17 марта 2014 года.
  7. 7,0 7,1 История автобусного маршрута № 2 // Сайт «Московский автобус». Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 1 апреля 2012 года.
  8. Справочник «Улицы Москвы» по состоянию на 1 сентября 1963 г. Составители: Л. С. Ерохина и М. Н. Шуринова, Ответственный редактор: М. П. Лавочкин. «Московский рабочий», 1964. Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 6 февраля 2009 года.
  9. C 1 октября 2010 года изменение маршрутов движения (недоступная ссылка). ГУП «Мосгортранс». Дата обращения: 14 июля 2011. Архивировано 14 июля 2011 года.

Литература

  • Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.

Ссылки