Ростов-Главный
Станция | |
Ростов-Главный | |
---|---|
Москва-Казанская — Ростов-Главный Хапры — Первомайская | |
Северо-Кавказская железная дорога | |
ДЦС | ДЦС-1 Ростовский |
Регион ж. д. | Ростовский |
Оператор | ОАО «Российские железные дороги» |
Дата открытия | 1869[1] |
Тип | пассажирская |
Количество платформ | 3 основных и 3 пригородных |
Тип платформ |
1 боковая и 2 островных; пригородные: 1 боковая и 2 островных |
Форма платформ | прямая |
Ток | переменный, 25 КV |
Выход к | Привокзальная площадь, главный автовокзал, проспект Сиверса, улицы: Большая Садовая, Локомотивная, Красноармейская, Привокзальная, Никитина, переулки: Вагонный, Моторный |
Расположение | Ростов-на-Дону, Ростовская область |
Пересадка на | А: 3, 3а, 7, 21, 31, 33, 39, 70, 80; Тб: 1, 5, 9, 22; Тм: 1, 4 |
Расстояние до Батайска | 10 км |
Расстояние до Кизитеринки | 21 км |
Расстояние до Хапров | 19 км |
Тарифная зона | 0 (Ростов-Главный) |
Код станции | 510204 |
Код в «Экспресс-3» | 2064001 |
Росто́в-Гла́вный — узловая железнодорожная станция Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги, находящаяся в городе Ростове-на-Дону, административном центре Ростовской области. Станция включает в себя два вокзала — Главный и Пригородный, открытый в 1962 году. В 2009 году завершена коренная реконструкция и ремонт здания Пригородного вокзала[2]. Адрес вокзала: 344001, Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Привокзальная площадь, д. 1/2.
Предыстория
Первоначально предполагалось возвести железнодорожный вокзал не в Ростове-на-Дону, а в более крупном и экономически развитом соседнем Нахичеване-на-Дону. Однако в 1873 году нахичеванская дума отклонила предложение построить в городе вокзал и мост через реку Дон. Отказ был мотивирован опасениями в связи с возможным наплывом в город неармянского населения и ассимиляцией[3].
История
Датой основания ростовского вокзала можно считать январь 1876 года, когда он принял первый поезд. Именно тогда он стал общим для трёх железных дорог, существовавших в те годы, в том числе одной из крупнейших в России Ростовско-Владикавказской. Годом ранее был также открыт для движения поездов железнодорожный мост через Дон, построенный по проекту инженера Э. М. Зубова. Мост был одноколейным и включал в себя пять пролетов. Ростовский вокзал того времени был огромным трёхэтажным зданием, построенным явно «на вырост» с учётом перспектив развития города и транспортного узла. Его проект был прислан из Министерства путей сообщения. Имя архитектора вокзала неизвестно[4].
Появление железнодорожного вокзала послужило сильным толчком к развитию экономики города. Ростов-на-Дону стал крупным торгово-промышленным центром юга России, отняв пальму первенства у Нахичевани-на-Дону, обогнав его в экономическом росте. Именно после постройки железнодорожного вокзала в Ростов переселилось большинство известных нахичеванских купцов. К началу XX века в Ростове имелось большое количество доходных домов, магазинов, заводов и даже кинотеатров принадлежащих нахичеванским армянам[3].
Железная дорога Ростов — Краснодар всегда была одной из самых востребованных пассажирских магистралей страны. Уже в конце 1930-х годов на черноморских курортах и курортах Кавказских Минеральных Вод отдыхали сотни тысяч человек, число пассажиров возрастало.
Осенью 1941 года ростовский вокзал был разрушен после ожесточённого воздушного налёта фашистской авиации.
Здание не раз подвергалось достройкам, восстановлению и реконструкциям. Первый «большой» ростовский вокзал простоял более ста лет. В конце 1970-х годов здание разобрали по частям для того, чтобы освободить место новому вокзалу с гостиницей-«высоткой»[4].
Современность
Последняя реконструкция вокзала была завершена в 2004 году. Зал ожидания вмещает 600 посадочных мест, на первом перроне установлены скамейки и цветочные клумбы. Цветы высажены и на Привокзальной площади.
В 2006 году через ростовский вокзал было отправлено более 1,5 миллиона пассажиров. Выручка от продажи проездных документов составила около 606,5 миллиона рублей. В 2006 году несколько поездов дальнего следования, чтобы разгрузить станцию Ростов-Главный, были переведены на станцию Ростов-Первомайский в западной части города, где был открыт новый вокзал вместимостью 100 пассажиров[5].
В летний сезон 2013 года через станцию Ростов-Главный начались регулярные рейсы скорых поездов 101/102, 103/104 и 19/20 с новым двухсистемным пассажирским электровозом ЭП20. Электровозы при этом идут без смены от Москвы до Адлера и от Москвы до Ростова и обратно.
В 2018 году завершилась модернизация вокзала Ростов-Главный.[6].
Сообщение по станции
По состоянию на 2018 год по станции курсируют следующие поезда пригородного сообщения:
Дальнее
По состоянию на июнь 2021 года по станции курсируют следующие поезда дальнего следования:
Галерея
-
Старое здание вокзала в 1875 году
-
Вид на здание вокзала с улицы
-
Панорама станции
-
Северный въезд-выезд станции
-
Электровоз ЭП20-003 с поездом 104С Адлер-Москва на станции
-
Станция Ростов-Главный летним вечером
-
Фирменный поезд «Тихий Дон» на станции
Ссылки
Примечания
- ↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М. : Транспорт, 1981.
- ↑ Южный Регион: В Ростове завершена реконструкция пригородного вокзала.
- ↑ 3,0 3,1 Почему Нахичевань осталась без вокзала и моста . Ростовское отделение ВООПИК. Дата обращения: 16 апреля 2017. Архивировано 1 апреля 2017 года.
- ↑ 4,0 4,1 Здание главного железнодорожного вокзала г.Ростова-на-Дону . Памятники Дона. Дата обращения: 16 апреля 2017. Архивировано 16 апреля 2017 года.
- ↑ Спектр-инфо — портал юга России . Дата обращения: 6 сентября 2010. Архивировано 21 июля 2011 года.
- ↑ Модернизация вокзала «Ростов-Главный» будет завершена в первом квартале 2018 года . Дата обращения: 9 января 2018. Архивировано 10 января 2018 года.