Преполовение Пятидесятницы
Преполовение | |
---|---|
![]() | |
Тип | Малый господский |
Иначе | Плавенья, «Сухая серада» (белор.), «Пэрэплавна сэрэда» (полес.), «Рахманський великдень» (укр.) |
Отмечается | Православные и Восточнокатолические церкви византийского обряда |
В 2024 | 16 мая (29 мая) |
В 2025 | 1 мая (14 мая) |
В 2026 | 23 апреля (6 мая) |
Традиции | Освящают воду, освящают друг друга водой. |
Связан с | 25-й день по Пасхе |
Преполове́ние Пятидеся́тницы[1] (Преполове́ние, Преполовение Господне, греч. Μεσοπεντηκοστή)[2] — христианский праздник, отмечаемый на 25-й день по Пасхе. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.
Этимологически рус. пол~, полов~, греч. μεσο~, англ. mid~ и т. п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Пятидесятницей (днём Святой Троицы).
История
Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило № 37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило № 20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века)[3]. Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII—VIII веков.[2][4].
Гимнографические произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий (патриарх Константинопольский))[3]. Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и в настоящее время[3]. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского)[2].
Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения Пятидесятницы был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Константинополя, некогда самого большого христианского храма в мире.
Литургика
Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды по Пасхе и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья — неделя о самаритянке — совмещается со службой попразднества Преполовения Пятидесятницы. Предпразднства этот праздник не имеет[3].
Располагаясь в литургическом календаре между праздниками Пасхи и Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения Пятидесятницы служит некоей связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Пятидесятницы Церковь напоминает и о приближении праздника Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа:
Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа…
Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии[3].
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения Пятидесятницы «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озёрах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
Богослужебные особенности
Накануне Преполовения Пятидесятницы великая вечерня совершается отдельно от утрени. Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не «Блажен муж», как обычно на великой вечерне), но положены:
- вечерний вход с кадилом
- три паремии, подчёркивающие главную литургическую тему праздника — призвание всех людей к воскресшему Христу:
- Мих. 4:2-3, 5 (обращение всех народов к Богу: «И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»), Мих. 5:2-5, 8 (пророчество о рождении Христа в Вифлееме: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных», неточно цитируемое в Мф. 26) — одна из 8 паремий навечерия Рождества Христова.
- Ис. 55:1-3,6-13 (призыв идти к живым водам: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко») — одна из 13 паремий навечерия Богоявления.
- Прит. 9:1-11 (призыв обратиться к Премудрости «И скудоумному она сказала: „идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума“») — одна из 3 паремий Богородичных праздников.
и так далее, как на великой вечерне. Однако стихиры Пасхи не поются[3].
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; тем же Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея[3].
— Преполовение. Кондак, глас 4.
Хотя совершается великая вечерня, на утрене нет полиелея, но только великое славословие. На Преполовение Пятидесятницы поются два праздничных канона — Феофана Исповедника (с воскресными ирмосами 4 гласа) и Андрея Критского. Перед девятой песней канона «Честнейшая» не поётся. Катавасия составлена из ирмосов второго канона.
На литургии совершается рядовое чтение из Деяний Апостольских (Деян. 14:6-18), а евангельское чтение посвящено теме праздника — проповеди Христа в Храме в преполовение праздника кущей (Ин. 7:14-30). В сам день Преполовения задостойником является ирмос девятой песни второго праздничного канона: «Чужде матерем девство», в последующие дни (вплоть до отдание праздника) — ирмос девятой песни пасхального канона «Светися»[3].
Иконография

В иконографии подчёркивается тема Преполовения как праздника Христа-Учителя. Иконописцы отражают содержание праздничного Евангельского чтения Ин. 7:14-30, которое в седальне на утрени пересказывается следующим образом:
Владыка всех во храме стоя, празднику преполовившуся Пятдесятницы честныя, евреем беседуя, обличаше яве в дерзновении мнозе, яко Царь сый и Бог, мучительство тех дерзостное: нам же всем дарует за благоутробие, велию милость[5].
— глас 5.
При этом изображение может также трактоваться как более ранний эпизод из детства Иисуса:
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
В таких изводах появляется изображение Богородицы и Иосифа.
Иисус изображается отроком или юношей, сидящим посреди внимающих Ему старцев. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота указывает «В храме Христос сидит на возвышенном седалище и в одной руке держит неразвернутый свиток, а другую протянул. По обе стороны его сидят книжники и фарисеи и, смотря друг на друга, недоумевают. За седалищем стоят Иосиф и Богородица. Она указывает ему на Христа»[6]. При этом фигура Христа традиционно увеличена по сравнению с ними, подчёркивая его духовное превосходство.
Храмы
Во Пскове есть построенная в XV—XVI веках церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье, переданном в настоящее время Спасо-Елеазаровскому монастырю[7].
Примечания
- ↑ Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Преполовение — греч. Μεσοπεντηκοστή; англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) — малый господский праздник. Православная энциклопедия. Господские праздники . Дата обращения: 7 августа 2010. Архивировано 24 апреля 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Булгаков С. В. Преполовение / Месяцеслов и Триодион православной церкви . Дата обращения: 7 августа 2010. Архивировано 10 марта 2012 года.
- ↑ Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. — Т. T. 1. [Pt. 1.]. — С. 161., ibid. [Pt. 2.] P. 128
- ↑ Текст Богослужения на Преполовение Пятидесятницы. . Дата обращения: 8 августа 2010. Архивировано 9 августа 2011 года.
- ↑ Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом . Дата обращения: 8 августа 2010. Архивировано 19 апреля 2012 года.
- ↑ Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы
Литература
- Преполовение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Текст Богослужения на Преполовение Пятидесятницы Архивная копия от 17 февраля 2013 на Wayback Machine
- Булгаков С. В. Месяцеслов и Триодион православной церкви. — 1898.
- Булгаков С. В. Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. — 1900.
- Глинские чтения: Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы.
Ссылки
- Светлое Христово Воскресение: «Преполовение Пятидесятницы» Архивная копия от 10 марта 2012 на Wayback Machine
- Православный календарь на pravoslavie.ru Архивная копия от 9 августа 2011 на Wayback Machine