Православие на Украине

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Православными себя считает большинство населения современной Украины (около 70 %[1]) и подавляющее большинство в центральных, восточных и южных регионах страны. С июня 1992 года на Украине, ставшей вследствие распада СССР независимым государством в административных границах Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), до 15 декабря 2018 года сосуществовали три крупные юрисдикции, называющие себя православными церквями: Украинская православная церковь (Московского патриархата) (УПЦ), «Украинская православная церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП), «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ). Существовали также более мелкие структуры. Кроме того, с 1990 года легально действует Украинская грекокатолическая церковь, которая восходит к Русской униатской церкви, образованной в Речи Посполитой в результате Брестской унии (1596), и приходы которой в отдельные исторические периоды были православными.

Современные состояние

По состоянию на 2022 год на территории Украины действуют следующие церкви, относящиеся к мировому православию:

На Украине действуют также малочисленные юрисдикции, относящие себя к православным, однако находящиеся вне общения со Вселенским православием.

Предыстория

Эпоха средневековой Руси

Вследствие Крещения Руси в 988 году была учреждена Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Однако христианство начало проникать на Русь ещё ранее, во времена Аскольда[2] и Ольги, которая приняла крещение в Константинополе, вероятно, в 957 году (в 955 году, согласно Повести временных лет). Первыми русскими мучениками стали Феодор Варяг и сын его Иоанн, пострадавшие в Киеве в 978 году. Первым киевским митрополитом стал сириец Михаил, а главным собором новой митрополии Десятинная церковь. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни Руси.

Ввиду упадка значения Киева как политического центра после его разгрома татаро-монголами, в 1299 году, после опустошения города татарами, Киевский митрополит Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме[3]. В конце 1325 года, при митрополите Петре местопребыванием Киевских и всея Руси митрополитов де-факто стала Москва[3]. По ходатайству Галицкого князя Юрия Львовича около 1304 года, при императоре Андронике II Палеологе и патриархе Афанасии, была учреждена Галицкая митрополия; первым Галицким митрополитом был Нифонт[3]. Галицкая митрополия включила владения князя Юрия: в её состав вошли Галицкая, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Перемышльская, Туровская епархии[4].

После вхождения Киева в Великое княжество Литовское (1362) произошло его постепенное возрождение как религиозного центра. В то же время в течение XIV — начала XV веков в Киеве и Москве периодически возникали ситуации, когда одновременно действовали два (а то и три) «Митрополита Киевских» одновременно. В 1448 году в Москве Собор восточно-русских епископов «по повелению государя» (князя Василия II) поставил митрополитом Киевским и всея Руси епископа Рязанского Иону[5]. Преемники Ионы в Москве уже не титуловались как «Киевские» и использовали титулование «Митрополит Московский и всея Руси»; произошло окончательное разделение Русской церкви на две митрополии: Московскую и Киевскую.

В 1458 году патриарх Константинопольский Григорий III (Мамма) провёл реорганизацию Киевской митрополии: в неё вошли 11 епархий: Киевская, Брянская, Смоленская, Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимир-Волынская, Брестская, Перемышльская, Галицкая и Холмская. Новому митрополиту Киевскому Григорию II патриарх предоставил новый титул — Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Этот титул главы Киевской митрополии носили вплоть до присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686 году. Эти митрополиты в разное время имели резиденции в Новогрудке, Киеве и Вильно[6].

В Речи Посполитой и Российской империи

В мае 1589 года Московские митрополиты получили достоинство патриархов и признание автокефалии от восточных патриархов[7]. Большая же часть клира Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рагозой в 1596 году приняли Брестскую унию с папством, образовав Русскую униатскую церковь. Православными в Речи Посполитой оставались епископ Львовский и Каменец-Подольский Гедеон Балабан и Перемышльский Михаил Копыстенский, с 1610 года — только Иеремия Тиссаровский.

В 1620 году православная Киевская митрополия была возобновлена усилиями патриарха Иерусалимского Феофана: параллельно униатскому Киевскому митрополиту Иосифу Руцкому был поставлен православный митрополит Иов Борецкий с титулом «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола».

Православная Киевская митрополия была переведена в Московский патриархат грамотой, данной Вселенским патриархом Дионисием и его Синодом в июне 1686 года[8]. Князь Гедеон Четвертинский был первым Киевским митрополитом Московского патриархата; его титул в 1688 году был изменён на «Митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России».

С начала XVIII века малороссийские епархии находились в прямом подчинении российского Синода; Киевские же митрополиты стали обычными епархиальными архиереями, имевшими тем не менее митрополичий титул.

1917—1990

По падении монархии в Российской империи в марте 1917 года в некоторых епархиях Юга России при поддержке Центральной рады оформились автокефалистские устремления, выразившиеся в итогах работы Всеукраинской церковной рады и в учреждении на 1-м Всеукраинском православном церковном соборе в октябре 1921 года Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)[9].

Обновленчество на Украине — Украинская автокефальная православная синодальная церковь во главе с обновленческим митрополитом Харьковским Пименом (Пеговым) — в середине 1920-х годов поддерживалось властями: только у них был свой журнал и богословский институт в Киеве. Были также лубенский раскол и григорианский раскол.

К 1939 году церковные структуры всех ориентаций повсеместно в СССР были практически уничтожены; от епископата Патриаршей церкви остались всего четыре штатных (сохранивших регистрацию в качестве «служителя культа») архиерея, включая патриаршего местоблюстителя, и ни одного в УССР[10]. В сентябре 1939 года в результате присоединения Союзом ССР Западной Украины и Западной Белоруссии на территории Украинской ССР оказались 1300 приходов, действующие монастыри — во главе с пятью православными архиереями Польской автокефальной православной церкви (Московский патриархат считал полученную Польской церковью от Константинопольского престола в 1924 году автокефалию незаконной): Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский), Пинский и Полесский Александр (Иноземцев), Луцкий и Ковельский Поликарп (Сикорский), Острожский Симон (Ивановский), Камень-Каширский Антоний (Марценко)[11]. Епископ Пантелеимон (Рожновский), проживавший на покое в Жировицком монастыре, в октябре 1939 года по его прошению был принят в юрисдикцию Московского патриархата с назначением на Пинско-Новогрудскую кафедру и временно исполняющим обязанности экзарха Московской патриархии в Западной Белоруссии и Украине. Московская патриархия осуществила присоединение западных епархий: все православные архиереи Польской православной церкви должны были войти в Московский патриархат, что и было сделано большинством епископов в июне — июле 1940 года; кроме того, в Москве состоялись и две первые хиротонии новых епископов для западных областей Украины: во епископа Житомирского — Дамаскин (Малюта) в августе 1940 года, Львовского — Пантелеимон (Рудык) в марте 1941 года. В октябре 1940 года экзархом Московской патриархии был назначен архиепископ Николай (Ярушевич)[12].

В Рейхскомиссариате Украина 24 декабря 1941 года митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) (Польская православная церковь) назначил «Временным администратором Православной автокефальной церкви на освобождённых землях Украины» Поликарпа (Сикорского). Кроме того, под возглавлением архиепископа Алексия (Громадского) в ноябре 1941 года была учреждена Украинская автономная православная церковь, номинально в юрисдикции Московского патриархата. Патриарший экзарх всея Украины митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) всё время находился в Москве.

К концу Великой Отечественной войны альтернативные Московскому патриархату православные течения и юрисдикции были ликвидированы. В 1946—1948 годах к Московского патриархату были присоединены Украинская грекокатолическая церковь (Львовский собор (1946)) и Мукачевская грекокатолическая епархия (Ужгородский собор (1948)).

С осени 1989 года, вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с ростом национал-сепаратистских настроений в Украинской ССР, церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась. В частности, среди духовенства и мирян Украинского экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского патриархата. На имя патриарха Пимена и митрополита Киевского, патриаршего экзарха Украины Филарета (Денисенко) поступали послания от клириков из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию экзархату. Архиерейский собор Русской православной церкви 30—31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло Украинскому (а также Белорусскому) экзархатам бо́льшие права в самоуправлении, а также право именоваться Украинской православной церковью (УПЦ)[13].

Кроме того, начался выход из подполья униатства (УГКЦ) и автокефалистских религиозных общин («УАПЦ»). Происходил массовый переход (часто через захват) приходов экзархата на западе республики в УГКЦ и «УАПЦ»; в мае 1990 года Совет по делам религий при Совете министров УССР принял решение о регистрации приходов «УАПЦ», 7 июня был зарегистрирован устав «УАПЦ»[14]. Православные епархии в западных регионах были разгромлены униатами и автокефалистами[15].

После 1991 года

После распада СССР и образования независимого государства, с июня 1992 года на Украине сосуществовали три юрисдикции, называющих себя православными церквями: Украинская православная церковь (Московского патриархата), «Украинская православная церковь Киевского патриархата», «Украинская автокефальная православная церковь»; существовали также более мелкие структуры. Признанный канонический статус имеют Украинская православная церковь в составе Русской православной церкви и Бессарабская митрополия Румынской православной церкви[16]. Кроме того, в начале 2016 года Константинопольская православная церковь заявила, что признаёт своё «историческое и каноническое право отвечать на обращения или вопросы православных верующих в Украине как „дочерней церкви“ Константинополя»[17].

Учреждение «Православной церкви Украины» (2018)

20 апреля 2018 года Синод Константинопольского патриархата принял решение «приступить к предпринятию шагов, потребных для дарования автокефалии православным христианам Украины»[18]. Летом 2018 года Константинопольский патриархат публично заявил, что полагает Украину своей канонической ответственностью, а притязания Московского патриархата неправомочными<[19]. 7 сентября Константинопольский патриархат назначил архиепископа Памфилийского Даниила (Зелинского) и епископа Эдмонтонского Илариона (Рудника) экзархами Константинопольского патриархата в Киеве[20]. 11 октября Синод Константинопольского патриархата создал ставропигию Константинопольского патриархата в Киеве, принял ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича, отменил юридическую силу синодального письма 1686 года[21].

5 января 2019 года в Стамбуле патриарх Варфоломей подписал грамоту (томос) об автокефалии «Православной церкви Украины» (ПЦУ), которая была учреждена 15 декабря 2018 года в ходе «Объединительного собора» с участием епископата, представителей клира и мирян «УПЦ КП» и «УАПЦ» (самораспустились перед началом собора, были представлены всем епископатом)[22].

Большинство поместных православных церквей не признают ПЦУ канонической церковью. Из 15 поместных церквей ПЦУ признали Константинопольская, Элладская, Кипрская и Александрийская церкви.

Комментарии

Примечания

  1. Украина / Баранчиков Е. В. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.
  2. Первое Аскольдово крещение Руси. Дата обращения: 27 августа 2012. Архивировано 9 сентября 2012 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Карташёв А. В. Часть 11: Московский период // Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. — 1959. Архивная копия от 5 октября 2018 на Wayback Machine
  4. Галицкая епархия // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. X : «Второзаконие — Георгий». — С. 322—328. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1.
  5. Голубинский Е. Е. История русской церкви: Т. 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно / 1-я половина тома: период второй, Московский. — М.: Университетская типография, 1900. — С. 484.
  6. Западнорусская митрополия // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX : «Ефесянам послание — Зверев». — С. 612—615. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  7. Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата // РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. Ед. хр. 5.
  8. Ченцова В. Г. СИНОДАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ 1686 г. О КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ Архивная копия от 20 сентября 2018 на Wayback Machine
  9. Всеукраинская православная церковная рада // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 694—695. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  10. Владислав Цыпин. Гл. VI. Русская Православная Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии (1936—1943) // История Русской Церкви 1917—1997. Архивная копия от 26 апреля 2012 на Wayback Machine
  11. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве — М., 2005. — С. 102.
  12. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве — М., 2005. — С. 105.
  13. Журнал Московской Патриархии. — М., 1990. — № 5. — С. 4—12.
  14. АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25-27 ОКТЯБРЯ 1990 г.. Дата обращения: 19 ноября 2018. Архивировано 7 июля 2012 года.
  15. Петрушко В. И. Денисенко Михаил Антонович // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 391—403. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  16. Заява Священного Синоду Української Православної Церкви з приводу дій Священного Синоду Румунської Православної Церкви (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 февраля 2016. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  17. Константинополь не согласился с интерпретацией Москвой его позиции по Украине Архивная копия от 15 сентября 2018 на Wayback Machine Религия в Украине, 03.02.2016.
  18. Regarding the granting of Autocephaly to the Church of Ukraine Архивная копия от 30 сентября 2018 на Wayback Machine Greek Orthodox Archdiocese of America, 28.09.2018.
  19. Ecumenical Patriarch Bartholomew: «As the Mother Church, it is reasonable to desire the restoration of unity for the divided ecclesiastical body in Ukraine» Архивная копия от 5 сентября 2018 на Wayback Machine Официальный сайт Константинопольского патриархата, 02.07.2018.
  20. Константинопольский патриархат назначил своих экзархов на Украину Архивная копия от 8 сентября 2018 на Wayback Machine. Интерфакс, 07.09.2018.
  21. Announcement (11/10/2018). Архивная копия от 11 октября 2018 на Wayback Machine patriarchate.org, 11.10.2018.
  22. Киевский патриархат и УАПЦ самораспустились перед Собором Архивная копия от 23 марта 2019 на Wayback Machine. РБК-Украина, 15.12.2018.

Литература

  • Ашкинази З. Г. Православное движение в Подкарпатской Руси. — Ужгород, 1926. — 40 с.
  • Бандеровцы стали монахами // Карпатская Русь. — 1948. — Нью-Йорк. — № 45. — С. 3
  • Белоус Ф. И. Церкви русския в Галиции и на Буковине. — Коломыя: Черенками и иждивением Мих. Белоуса, 1877. — 184 с.
  • Ваврик В. Р. Справка о русском движении на Галицкой Руси, с библиографией на 1929 год. — Львов, 1930. — 16 с.
  • Воейков Н. Униатство и украинский сепа-фашизм в свете исторической правды // Вече. — 1984. — № 16. — С. 73-82
  • Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676—1686 гг. Исследования и документы. — М.: Православная энциклопедия, 2019. — 912 с. — ISBN 978-5-89572-074-5.
  • Галицкая Голгофа. — Коннектикут, США, 1964. — 720 с.
  • Дмитрук К. Е. С крестом и трезубцем. — М.: Политиздат, 1980. — 224 с.
  • Дмитрук К. Е. Свастика на сутанах. — М.: Политиздат, 1976. — 192 с.
  • Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. — М.: Политиздат, 1988. — 381 с.
  • К истории автокефального и филаретовского расколов: Статьи, свидетельства, документы / Под общ. ред. В. С. Анисимова — Киев, 2002.
  • Крестный путь православной Украины / сост., предисл. А. М. Хитрова. — М.: АЙРИС-пресс, 2015. — 288 с.
  • Мигович И. И. Клерикальный национализм на службе антисоветизма. (На примере униатско-националистического альянса). — М.: Знание, 1987. — 63 с.
  • Милякова Л. Б. Вопрос о признании Православной Церкви на Украине Константинопольским патриархом в период С. Петлюры // XVI ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университете: Материалы. Т. 1. — М.: Издательство ПСТГУ, 2006. — С. 114—116.
  • Мончаловский O. A. Положение и нужды Галицкой Руси. Русская и украинская идея в Австрии / Д. А. Марков. — М.: Прогрессивное изд-во А. С. Дзюбенко, 1915. — 68 с.
  • Петляков П. А. Униатская церковь — орудие антикоммунизма и антисоветизма. — Львов: Вища школа, 1982. — 168 с.
  • Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989—1997 Архивная копия от 13 ноября 2018 на Wayback Machine — М.: Православ. Св.-Тихоновский богословский ин-т, 1998. — 254 c. — ISBN 5-7429-0065-1.
  • Петрушко В. И. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в XX веке — М.: Православ. Св.-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2008. — 408 с. — ISBN 978-5-7429-0348-2. Архивная копия от 13 ноября 2018 на Wayback Machine
  • Плач Лемковщины // Карпатская Русь. — 1946. — Нью-Йорк. — № 35. — С. 2
  • Свистун Ф. Прикарпатская Русь под владением Австрии. — Трумбул: изд. Харди, 1970. — 645 с.

Ссылки