Пинчуки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис


Ой мороз, мороз
Ой мороз, мороз, не зморозь мэне
Ой не так мэне, як коне мого;
Ой помэрзли ручки, коне ведучи,

Ой коне ведучи, сброю несучи.
Хороша сброя государская,
Ой тяжола бо служба солдатская.

Ой, доленька моя, дай несчастная.
Жена мужа зненавидила,
Повела в вышнев сад дай повисыла

На высоком древы дай на яблоны;
Пришшови до дому, сила за столом,
Ой сила за столом дай пыше пэром:

Цепер же мни дай погуршало
Щой дзилонька дай побульшола.
Ой пойдуж я у сад по милого назад:

День добры, милы, чи жив, чи здоров,
Чи жив, чи здоров, чи нависивса,
Вышиевых яблочок дай накушивса,

Солдатских песен дай наслушився.
Одна из песен из сборника Булгаковского[1]

Пинчуки́ (укр. пінчуки; белор. пінчукі) — этнографическая группа, коренные жители пинского Полесья, пинские полещуки.

Генрик Узембло Полещук

Проживая в труднодоступных районах белорусского и украинского Полесья, сохранили свой говор и этнографические особенности. Наречие пинчуков представляет собою нечто промежуточное между украинским и белорусским языками, но также имеет свои особенности. Например: господство звука «у» (рудный — родной, свуй — свой, зулье — зелье и др.) и звука ю (принюс, дрюбный, юмирати и др.), а также опущение звуков (твэю — твоею, еробей — воробей, ладыко — владыка, озьми — возьми и др.). У пинчуков, занимающих промежуточное положение между украинцами и белорусами, кроме самобытных песен, имеется множество песен украинских и белорусских, подвергшихся некоторому изменению в языковом отношении.

Часть коренного населения Полесья заявляет о себе как о представителях отдельного полесского народа, отрицая свою общепринятую белорусскую или украинскую национальную принадлежность. В 1989 г. в Беларуси было создано общественно-культурное общество «Збудинне», с центром в Пинске, которое отстаивало идею существования восточнославянского полесского народа, отличного от белорусов и украинцев[2].

Сохранился богатый фольклор пинчуков, в конце XIX века собранный этнографами и изданный в нескольких сборниках.[источник не указан 709 дней]

Примечания

  1. Булгаковский Д. Г. Пинчуки, этнографический сборник (недоступная ссылка). — СПб., 1890. — С. 130-131.
  2. Shevchenko K. The Identity Crisis and Emergence of Alternative Ethnic Identities among the Eastern Slavs: the Case of the Poleshuks // Parallel Cultures. — 2001. — С. P. 177—208..

См. также

Литература

Ссылки

Пинчуки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.