Украинцы в Китае

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Украинцы в Китае
укр. Українці в Китаї
Численность около 20 тыс.[1]
Расселение Харбин, Шанхай, Сянган, Пекин
Язык украинский, китайский
Религия

в большинстве случаев — христиане:

Украинцы в Китае (укр. Українці в Китаї) — одна из этнических общин на территории Китая[2], которая сформировалась в течение нескольких исторических периодов. Подавляющее большинство украинской диаспоры Китая составляют потомки выходцев с Дальнего Востока (Зеленый Клин), Маньчжурии и политических эмигрантов[3]. Большая часть украинской общины Китая под давлением коммунистических властей впоследствии эмигрировала в Австралию, Канаду и США[3][1]. Современную диаспору составляют в большинстве своем украинские студенты, обучающиеся в Китае и немногочисленные потомки исторических эмигрантов[4].

Украинская диаспора в Китае. Харбин, 1930 год

История

Первые украинско-китайские взаимоотношения

Долгое время украинско-китайские отношения имели опосредованный характер и осуществлялись в рамках отношений России с Китаем, которые были начаты в первой четверти XVII века. Украинцы входили в состав российского посольства, религиозных и торговых миссий[1].

Особый вклад в изучение Китая сделали украинский историк и археограф Н. Бантыш-Каменский, украинский синолог и путешественник Юрий Тимковский и др.

Долгое время императорским послом в Пекине был дипломат Иван Коростовец, родом с Черниговщины, который оставил несколько работ о Китае. С 1819 по 1832 год в Пекине работал украинский врач, выпускник Петербургской медико-хирургической академии Иосиф Войцеховский, который особенно отличился в борьбе с эпидемиями холеры и других болезней. Еще при жизни в Пекине китайцы поставили ему памятник в 1829 году[1].

В конце XIX века в составе российских миссий украинцы начали прибывать в северо-восточную часть Китая — Маньчжурию. Начало этого процесса связано со строительством Китайско-восточной железной дороги, которую, в соответствии с соглашением с Китаем, прокладывала Россия. Возможность хорошего, по тем временам, заработка на строительстве привлекала туда огромную массу населения из Российской империи[1].

Одной из крупнейших по численности этнических групп были украинцы, которые переселялись как с территории нынешней Украины, так и с других территорий Российской империи, в том числе из близкого к Маньчжурии дальневосточного Зеленого Клина[5], большинство жителей которого составляли выходцы с Украины. Наибольшее количество украинских поселенцев осела в городе Харбине[1].

Украинская общественная жизнь в Маньчжурии

В Маньчжурии наладилось украинская общественная жизнь, которое имело культурно-просветительский характер. Она концентрировалось вокруг культурных центров и кружков, которые возникали вдоль Китайско-восточной железной дороги. На базе одного из таких кружков в 1907 году появилась первая в Маньчжурии украинская организация — Украинский клуб. Он имел просветительские цели: пробуждать среди украинского населения интерес к родному краю, способствовать познанию родной истории, литературы, музыки, а также материально помогать его членам. Наиболее активными его деятелями были С. Кукуруза, Ф. Тоцкий, Ю. Юрченко и др.

Украинская национальная жизнь в Маньчжурии развивалось неравномерно. До 1917-го оно имело исключительно культурно-просветительскую направленность и концентрировалось в украинском клубе в Харбине и драматических кружках, которые возникали в украинском поселениях, расположенных вдоль железной дороги. В 1917—1921 гг. культурно-просветительская деятельность: открытие украинской начальной школы, украинской гимназии, украинского православного прихода, строительство украинского национального дома сочеталась с политической: создание и деятельность Маньчжурского окружного совета и украинского консульства в Харбине, налаживание контактов с Киевом, участие в дальневосточных украинских съездах и т.д[1].

Украинское консульство в Харбине возглавлял П. Твардовский, который весной 1918 года, как командир украинских военных частей, прибыл из Харбина в Киев, а осенью того же года вернулся, получив от украинского Министерства иностранных дел полномочия представлять интересы Украины в Маньчжурии. Эти полномочия признал народный комиссар иностранных дел большевистской России Г. Чичерин[1].

По прибытии в Харбин П. Твардовский вел переговоры с представителями командования Антанты о создании украинских военных частей на Дальнем Востоке[5][6], принимал постоянное участие в украинской общественной жизни, начал регистрацию украинцев, желающих получить украинское гражданство. Деятельность П. Твардовского встречала враждебное отношение со стороны российских дипломатов, многие из которых работали в Китае еще в царские времена. Они обратились к управляющему КВЖД генералу Д. Хорвату с требованием арестовать «самозванца-консула» и устранить его из Маньчжурии. До ареста не дошло, но П. Твардовский вынужден был оставить Харбин[1].

В июле 1917 года в Харбине на волне общего подъема национально-освободительной борьбы народов после свержения монархии в России была основана Маньчжурская окружная рада- центральная общественно-политическая организация украинцев в Маньчжурии. В ее состав входили 9 украинских организаций и ряд кружков. Эта организация получила из Киева право на регистрацию украинцев и выдачу удостоверений об их украинском гражданстве. В 1921 году Рада прекратила существование[1].

В 1920-х гг. количество украинцев в Харбине увеличилось за счёт политических эмигрантов с Украины, Сибири и Дальнего Востока[5][6], которые стремились войти в контакт с украинцами, которые уже проживали в Маньчжурии, чтобы совместно работать в рамках уже созданных там организаций. Но под влиянием успехов большевиков, поражения УНР и ЗУНР, а также распада сибирской власти большинство деятелей украинского общества охладела к общественному труду. Часть украинцев, чтобы сохранить рабочие места на железной дороге, оформила свои паспорта через советское консульство в Харбине, некоторые приняли китайское гражданство[1].

Ситуацию усугубляли неблагоприятная политическая конъюнктура и крайне недружелюбное отношение китайских властей, которые, учитывая сближение с Москвой, в 1923 году закрыли в Маньчжурии украинские организации, а позже даже конфисковали дом и имущество Украинского клуба. В результате украинская общественная жизнь в Маньчжурии в 1920-х гг. стала приходить в упадок. Однако в сентябре-декабре 1925 году все же выходил еженедельник «Украинская жизнь». Он печатался в японской типографии с целью избежать цензуры и контроля со стороны китайских властей[1].

Во время войны, которую вела Япония на территории Китая, советские граждане постепенно возвращались в СССР, а русские эмигранты выезжали в другие страны. Помимо Маньчжурии в 1920—1940-х гг. украинские общины в Китае были в Шанхае, Тяньцзине и Циндао.

Организованная украинская жизнь в Маньчжурии перестала существовать в 1945 году с вступлением Советской армии, а в других частях Китая — в начале 1949 года, после падения Гоминдана и установления коммунистической власти. Большинство украинцев в Маньчжурии была арестована и вывезена в СССР. Члены украинских общин Тянцзиня, Циндао и Шанхая тремя группами были эвакуированы на остров Формоза (Тайвань) и на Филиппины. Вскоре они переехали оттуда в Австралию, Аргентину, Канаду и США[1].

1948 год был последним в жизни организованного украинства в Китае, потому что в январе-марте 1949 года происходила эвакуация всех украинцев, выехавших тремя группами на Филиппины (на о. Самар), где должны были найти временное пристанище более 7 тыс. беженцев из Китая. В Шанхае осталось к тому времени всего около 20 украинцев, которые по разным причинам не могли или не хотели отправляться в неведомые края. Это были, в основном, старые и больные люди[1].

Украинская диаспора в КНР

В связи с политикой сближения между СССР и Китаем после провозглашения КНР в 1949 году роль УССР становится системной и целенаправленной, что проявлялось в обучении в высших школах Украины китайских студентов, обмене научными, писательскими и художественными делегациями, помощи со стороны Украины в развитии экономики Китая[1].

В 1958 году Украина поставляла оборудование для строительства почти 100 промышленных предприятий в КНР. В 1957 году в Киеве был открыт интернат с китайским языком обучения, а в 1958 г. начало соответствующую специализацию во Львовском университете.

В это время в китайских переводах появились поэзия Т. Шевченко (еще в 1912 году в газете «Минсинь Жибао» писатель Чжоу Цзожень рассказал о жизни и творчестве великого Кобзаря, в 1934 году в Китае впервые были опубликованы произведения Т. Шевченко), И. Франко, Л. Украинки. В 1956 года в Китае широко отмечалось 100-летие со дня рождения И. Франко, а в 1961-м — 100-летие со дня смерти Т. Шевченко. В период резкого ухудшения советско-китайских отношений в конце 1960-х — середине 1980-х гг. в Китае были переведены и опубликованы труд И. Дзюбы «Интернационализм или русификация?» (1972) и книга П. Шелеста «Украина наша Советская» (1974). В 1979 году, после визита в Китай трех украинских ученых из западной диаспоры — Богдана Боцюркова, Бориса Левицкого и Петра Потичного — завязались контакты китайских ученых с украиноведами Запада[1].

С провозглашением государственной независимости Украины и установлением украинско-китайских дипломатических отношений в Китае заметно возрос интерес к украиноведчеству. После перерыва возобновил работу Центр изучения Украины Уханьского университета, который был создан в 1960-х годах.

Институт лексикографии Хэйлунцзянского университета в Харбине с помощью Канадского института подготовил и издал в Пекине украинско-китайский словарь. В будущих планах этого вуза — выпуск китайско-украинского учебного словаря, грамматики украинского языка, самоучителя украинского языка для китайцев, книги о выдающихся деятелях украинской культуры[1].

К концу XX в. в Китае проживало около 20 тыс. человек украинского происхождения, все они вполне интегрировались в общественную жизнь этой страны[1][7].

Религиозная жизнь

В Харбине действовал, по крайней мере, один приход Украинской православной церкви[8].

Украинцы греко-католики неоднократно обращались с просьбами иметь своего священника, об этом свидетельствует переписка митрополита Андрея Шептицкого[9]. Здесь же упоминаются имена председетелей общины: Паславский и П. Марчишин, а также секретарь Й. Свит.

Большинство служивших в Харбинском экзархате клириков было рукоположено архиереем Украинской Греко-католической церкви владыкой Николаем Чарнецким[10],[11].

Митрополит Андрей Шептицкий состоял в большой близости с Экзархом архимандритом Фабианом Абрантовичем[12].

Украинские организации в Китае

В Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Харбине и других крупных городах КНР, а также в Сянгане (Гонконг) образованы ряд украинских ассоциаций, которые не имеют формальной структуры и не зарегистрированы как организации, а представляют собой добровольные объединения, направленные как на решение текущих проблем, так и на удовлетворение национально-патриотических нужд украинской диаспоры. Указанные объединения поддерживаются Посольством Украины и активно участвуют в организации и проведении информационных, патриотических и культурных мероприятий[4].

С целью содействия формированию украинской общины в Китае начата системная работа с украинским студенчеством и деловыми кругами, проводятся совместные мероприятия, в том числе, благотворительные[4].

По инициативе украинских студентов пекинских университетов и при активной поддержке Посольства Украины в КНР в апреле 2014 года создана Ассоциация украинских студентов и выпускников китайских университетов[4].

Задачей этой Ассоциации является объединение и налаживание контактов между украинскими студентами. Кроме этого, не только между самими студентами, обучающимися в различных университетах и городах Китая, а также между ними и университетами, профессиональными союзами, китайскими и украинскими компаниями и другими важными организациями и центрами[4].

Литература

  • Кабузан В. М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века — 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса. Институт российской истории РАН. — Москва: Наука, 2006. — 658 с. ISBN 5-02-033991-1
  • Роман Кухаренко // Українці в Китаї - Інформаційно-аналітична щомісячна газета - Міграція 01.03.2017
  • Галина Саган. УКРАЇНСЬКА ДІАСПОРА В КИТАЇ: ІСТОРІЯ ТА СУЧАСНІ ТЕНДЕНЦІЇ СТАНОВЛЕННЯ.— Науковий журнал № 1 (6) 2018 р. , УДК 325.8(5-11)(=111).
  • Андрусяк M. «Державні змагання українців на Далекому Сході (1917—1920 pp.)». Літопис Червоної Калини. IV. Львів. 1932
  • Колупаев Р. Китай: Католики східного обряду 1928—1949 // ПАТРІАРХАТ. Львів. 2011, № 3. С. 26 — 29.
  • Українці у світі : довідник / авт.-упоряд. В. М. Воронін, С. А. Дроздовська. - К. : Український Центр духовної культури, 2005. - 143 с. - ISBN 966-8039-52-7
  • Зарубіжне українство : інформ. кат. / Укр. Всесвіт. координац. Рада, Т-во зв'язків з українцями за межами України (Т-во "Україна"), Ін-т дослідж. діаспори ; [уклад.: Оксана Малиновська та ін. ; ред. Ігор Винниченко]. - К. : [б. в.], 1997. - 150 с. - ISBN 5-87274-329-7
  • Попок А.А. Українці на Далекому Сході: організації, події, персоналії. — К., 2004. — 245 с

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Українці в Китаї - Міграція. www.migraciya.com.ua. Дата обращения: 13 марта 2017. Архивировано 17 марта 2017 года.
  2. Кабузан В. М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века — 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса. Институт российской истории РАН. — Москва: Наука, 2006. — 658 с. ISBN 5-02-033991-1
  3. 3,0 3,1 Галина Саган. УКРАЇНСЬКА ДІАСПОРА В КИТАЇ: ІСТОРІЯ ТА СУЧАСНІ ТЕНДЕНЦІЇ СТАНОВЛЕННЯ Архивная копия от 13 декабря 2019 на Wayback Machine.— Науковий журнал № 1 (6) 2018 р. , УДК 325.8(5-11)(=111).
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Українці у Китаї - Посольство України в Китайській Народній Республіці та в Монголії (за сумісництвом) (укр.). china.mfa.gov.ua. Дата обращения: 13 марта 2017. Архивировано 19 мая 2017 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Андрусяк M. «Державні змагання українців на Далекому Сході (1917—1920 pp.)». Літопис Червоної Калини. IV. Львів. 1932
  6. 6,0 6,1 Попок А.А. Українці на Далекому Сході: організації, події, персоналії. — К., 2004. — 245 с
  7. Зарубіжне українство : інформ. кат. / Укр. Всесвіт. координац. Рада, Т-во зв'язків з українцями за межами України (Т-во "Україна"), Ін-т дослідж. діаспори ; [уклад.: Оксана Малиновська та ін. ; ред. Ігор Винниченко]. - К. : [б. в.], 1997. - 150 с. - ISBN 5-87274-329-7
  8. Огляди i оцінки // Богословія, 1972. Т. XXXVI. с. 196—197
  9. Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Діяльність. Т. 1. Львів: Свічадо, 1995. с. 182—187.
  10. Колупаев В. Е. Русское церковное присутствие в Китае. Монография. 2013. с. 122. ISBN 978-3-8484-7969-6.
  11. Колупаев Р. Китай: Католики східного обряду 1928—1949 // ПАТРІАРХАТ. Львів. 2011, № 3. С. 26 — 29.
  12. Колупаев В. Католическая миссия в Китае: Епархия католиков византийского обряда в 1928—1949 гг. // РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ И ПИСАТЕЛИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Дата обращения: 1 марта 2018. Архивировано 1 марта 2018 года.