Православие в Латвии

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Христорождественский кафедральный собор в Риге

Православие в Латвии — одна из трёх крупнейших религиозных конфессий, наряду с католицизмом и лютеранством. Численность православных составляет около 320 тысяч (около 16 % населения)[1][2].

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей и ведётся служба на латышском языке.

История

Русский философ-славянофил Ю. Ф. Самарин считал, что византийский обряд впервые пришёл на земли современной Латвии ещё в XI веке, со стороны псковских земель, и стал исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и Прибалтики в целом[3].

Эту точку зрения поддерживал латышский историк православия Юрис Крейц[4]. Комментируя версии о происхождении Ерсикского евангелия 1270 года, он писал: «наши историки уже единогласно признали, что православие в то время уже довольно глубоко вошло в латышскую среду. В Ерсике и в Кокнесе уже есть православные храмы. У латышей в то время есть уже своя, хоть и под влиянием славянского языка возникшая, терминология для церковных нужд»[5].

К началу XIII века на востоке страны существовали удельные княжества, подчинённые Полоцку, при этом в Герцике, по свидетельству «Хроники Ливонии», имелись «церкви» (количество не уточняется) с иконами и колоколами. Хотя к 1215 году эти вассальные княжества и их храмы прекратили существование, православные священники продолжали свою службу, что подтверждает Ерсикское евангелие 1270 года[4].

После 1212 года, когда между Ригой и Псковом было заключено соглашение, «чтобы дорога для купцов всегда была открытой», началось формирование в Риге русской фактории, примыкавшей к оборонительной стене с внешней стороны (вошло в городскую черту около 1230 года) — её обитателями в основном были купцы, прибывавшие с верховьев Даугавы, а также священнослужители. По этому поводу рижский архиепископ Альберт фон Буксгевден в 1222 году жаловался папе Гонорию III, сетуя на отрицательное влияние православных священников на обращённых в католичество местных жителей[6].

В 1229 году смоленский князь Мстислав Давыдович отправил в Ригу посольство, состоявшее из «лучшаго попа Пантелея и умна мужа Еремея» для того, чтобы упрочить торговые соглашения и подвести базу для будущих коммерческих отношений между рижанами и купцами из приграничных русских княжеств. В результате их активной дипломатической деятельности возник комплексный торгово-политический договор, получивший название «Мстиславова правда». Этот существенно повлиял на укрепление позиций Русского подворья в Риге, придал ему более официальный статус и дал стимул для развития самостоятельной русской торговой фактории в колонизированной немцами Ливонии[6].

Православная церковь при русском подворье в Риге имела посвящение святому Николаю Чудотворцу. Эта церковь впервые упоминается в документах 1297 года, когда она находилась в подчинении полоцкого архиепископа[7]. При храме на подворье имелся также церковный приют (богадельня для бедных).

Начиная с конца XII века, под влиянием крестоносцев (орден меченосцев), большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство. На востоке страны (Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки.

Во второй половине XVII века православные храмы появляются в Якобштадте (ныне Екабпилс). Вскоре здесь был основан православный Свято-Духовский монастырь, возобновлённый в 1996 году.

Широкое распространение православия в латвийских землях началось после присоединения Лифляндии к России в 1721 году.

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое с 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию. В этот период отмечался и массовый переход латышей в православие. Инициировал его разочаровавшийся гернгутерский проповедник Давид Баллод, который в марте 1845 года вместе с 11 другими единоверцами (крестьянами и отставными солдатами) обратился к епископу Филарету I с прошением о присоединении к православию и об открытии богослужения на латышском языке. Это прошение, переданное на высочайшее имя, возымело политические последствия: император Николай I отозвал губернатора Палена и на его место назначил бывшего главу отдельного Кавказского корпуса генерала Головина. Прошение гернгутеров было удовлетворено, все они были присоединены к православию, а Давид Баллод рукоположен сначала в дьяконы Рижской Покровской церкви, а с 10 февраля 1846 года назначен настоятелем Ляудонской Иоанно-Предтеченской церкви[8].

В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян обратилась за помощью к епископу Иринарху, первому рижскому викарию Псковской епархии. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в православие от нескольких тысяч крестьян[9]. Подобные действия вызвали недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов. Генерал-губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

Даугавпилсский Борисоглебский кафедральный собор — самый большой православный храм Латвии
Рижская Гребенщиковская старообрядческая община

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики[10]. Помимо этого, ещё с конца XVII века на востоке страны и в Риге появились и старообрядческие общины русских переселенцев.

В современной Латвии, с 1991 года независимом государстве, православие представлено Латвийской православной церковью, входящей в юрисдикцию Московского патриархата, и несколькими десятками старообрядческих общин, преимущественно принадлежащими к поморскому согласию. Крупнейшей старообрядческой общиной в Латвии является Рижская Гребенщиковская община.

В октябре 2019 года органами государственной власти была зарегистрирована Латвийская православная автономная церковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Autonomā Baznīca Konstantinopoles Patriarhāta jurisdikcijā)[11][12], которая рассматривает себя как преемницу Латвийской православной церкви, бывшей на момент присоединения к Советскому Союзу в 1940 году в юрисдикции Константинопольского патриархата.

См. также

Литература

Примечания

  1. Table: Christian Population in Numbers by Country. Архивная копия от 14 декабря 2015 на Wayback Machine. Pew Research Center
  2. Latvia. Religions. Архивная копия от 7 марта 2020 на Wayback Machine // CIA. The World Factbook
  3. Самарин Ю. Ф. Сочинения. — Т.7. — Письма из Риги и История Риги. — М., 1889. — С. 4.
  4. 4,0 4,1 Вента Коцере. Евангелие Георгия из Ерсики 1270 года // Святое Евангелие, апракос полный 1270 года : Материалы научной конференции. — Латвийская Православная церковь, 2016. — С. 35-41.
  5. Juris Kreics. Pareizticības izplatīšanās pie senajiem latviešiem. /Распространение православия у древних латышей (латыш.) // Ticība un Dzīve : христианский журнал. — 1938. — Num. 11. — L. 164—165.
  6. 6,0 6,1 Гусев, Игорь Николаевич. XIII. Русская деревня // История Риги и окрестностей / Эрик Адольфович Жагарс (научный консультант). — Рига: Zoriks, 2022. — С. 168-175. — 480 с. — ISBN 978-9984-39-489-3.
  7. Павел Кампе. Православная церковь Св. Николая Чудотворца въ гор. Риге. Периодика ЛНБ. Рига: Вера и жизнь: Духовный журнал, Nr.6 (1 июня 1938).
  8. Заметка о Давиде Баллоде. www.periodika.lv. Рижский вестникъ № 146 (6 июля 1883). Дата обращения: 8 июня 2022. Архивировано 8 февраля 2022 года.
  9. Самарин Ю. Ф. Сочинения. — Т.7. — Письма из Риги и История Риги. — М., 1889. — С. 5—8, 150—153
  10. Православие в Латвии. Дата обращения: 24 сентября 2009. Архивировано 1 января 2008 года.
  11. Latvijas Pareizticīgā Autonomā Baznīca, Konstantinopoles Patriarhāta jurisdikcijā, 40801052674 | Uzņēmumi | Firmas.lv. Дата обращения: 31 октября 2019. Архивировано 1 августа 2021 года.
  12. Latvijas Pareizticīgā Autonomā Baznīca, Konstantinopoles Patriarhāta jurisdikcijā, 40801052674 - par uzņēmumu. Дата обращения: 31 октября 2019. Архивировано 23 февраля 2021 года.

Ссылки