Перейти к содержанию

Неман (автозавод)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автосборочный завод „Неман“
Тип Открытое акционерное общество
Основание 1984; 41 год назад (1984)
Расположение  Белоруссия: Лида
Отрасль автомобилестроение
Продукция автобусы, газогорелочные блоки для водогрейных котлов и др.
Материнская компания Минский завод колёсных тягачей
Сайт nemanbus.ru
Школьный автобус Неман-420238
Неман-52012

Филиал «Автосборочный завод „Неман“» ОАО «Минский завод колёсных тягачей» — белорусский автозавод по производству автобусов, газогорелочных блоков для водогрейных котлов и другой продукции, расположенный в городе Лида Гродненской области.

История

Организация была основана в мае 1984 года[1] как Специальное конструкторско-технологическое бюро с опытным производством «Неман», а в открытой переписке называлась предприятием «п/я Ю-9923»[2]. В 1988 бюро было реорганизовано в Опытный завод «Неман», который был полностью введён в эксплуатацию в декабре 1990 года[1].

Предприятие создавалось Министерством радиопромышленности СССР в составе НПО «Агат» (ныне российский концерн «Моринформсистема-Агат») для сборки, регулировки, испытания, сдачи заказчику и гарантийного обслуживания полевых систем управления и прочей военной техники на колёсных шасси: так, на заводе начиняли спецаппаратурой кунги и бронетранспортёры[3]. Однако с распадом СССР гособоронзаказ кончился, и в 1992 году в рамках трёхлетней программы Госкмпрома РБ завод начал конверсию военного производства, получив льготный кредит и перейдя на газовые горелки, вентиляторы и прочие товары народного потребления[3], а также производственно-техническую продукцию.

Одним из направлений в конверсии завода стало создание автосборочного производства автобусов городского типа по разработкам Ликинского автобусного завода. «Опытный завод «Неман» был определен головным предприятием по освоению и выпуску автобусов марки «ЛиАЗ-5256». В связи с отсутствием в республике предприятий, осуществляющих выпуск автобусов, данное направление было поддержано Министерствами промышленности, транспорта и коммуникаций, финансов Республики Беларусь.

1998 год – год начала работ по созданию белорусского автобуса «Неман-5201». С 2001 года заводом освоен выпуск городских и пригородных автобусов серии «Неман-5201». Автобус, разработанный конструкторским бюро завода совместно с «Национальным дизайн-центром» Республики Беларусь, являлся основным видом продукции завода. С декабря 2010 года ПРУП «ОЗ «Неман» преобразовано в ОАО «Лидские автобусы «Неман». На основании приказа Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, 1 апреля 2014 года ОАО «Лидские автобусы «Неман» реорганизвано путем присоединения к ОАО «МЗКТ» в филиал «Автосборочный завод «Неман» ОАО «МЗКТ».

Продукция

В настоящее время завод выпускает автобусы на шасси Iveco Daily серии «Неман-420234» (туристический), «Неман-420224» (междугородний и пригородный), «Неман 420211» (городской), «Неман 420238» (школьный). Также на предприятии осуществляются работы по ремонту автобусов.

Текущее положение

По состоянию на 2005 год на заводе работают 500 человек. В 2006 «Неман» поставит белорусским заказчикам 120 автобусов, что на 38 % больше, чем в 2005. В 1 квартале 2007 года произведено 53 единицы автобусов что на 82,8 % больше, чем в аналогичном периоде 2006 года. Всего в 2007 году завод планировал выпустить 210 автобусов различных модификаций, в том числе: 200 автобусов большого класса и 10 — малого класса[4].

В марте 2007 «Неман» выпустил юбилейный автобус под заводским номером 700.

В 2006 году на заводе особое внимание было уделено техническому перевооружению. Планируется закупить 13 наименований нового оборудования, в том числе современные станки с программным управлением и покрасочные камеры. Это позволит увеличить объёмы производства и улучшить качество выпускаемой продукции.

В 2014 году в статусе филиала на автосборочном заводе выпустили партию погрузчиков, было налажено производство платформ для колесных тягачей. А в феврале 2015-го, здесь завершили сборку первой бортовой машины для перевозки людей. Эта техника создавалась по заказу Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, один из пилотных экземпляров проходил годовое испытание под Гродно.

Примечания

См. также

Ссылки

Шаблон:Неман