Минский завод колёсных тягачей
Минский завод колёсных тягачей | |
---|---|
![]() | |
Основание |
1954 (как СКБ); 1991 (как самостоятельное предприятие) |
Расположение |
|
Ключевые фигуры |
Римашевский Алексей Иванович (генеральный директор) |
Отрасль | автомобилестроение |
Продукция | колёсные тягачи большой грузоподъёмности |
Оборот | |
Чистая прибыль | |
Активы | |
Число сотрудников |
|
Дочерние компании | Нёман |
Сайт | mzkt.by |
Ми́нский заво́д колёсных тягаче́й, МЗКТ (белор. Мінскі завод колавых цягачоў) — предприятие, специализирующееся на выпуске дорожных и внедорожных автомобилей большой грузоподъёмности, прицепной техники, специальных колёсных шасси под монтаж оборудования для предприятий строительного, нефтегазового и машиностроительного комплексов; государственное предприятие в ведении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь. Форма собственности — открытое акционерное общество. До 1991 года предприятие находилось в составе Минского автомобильного завода (МАЗ).
История
СКБ-1
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%82%D1%8F%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B9.jpg&width=280)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=MZKT_inside_p04.jpg&width=280)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=MZKT_p03.jpg&width=280)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=MZKT_equipment_%28laser_cutting_machine%29_p07.jpg&width=280)
23 июля 1954 постановлением Совета министров СССР на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро (СКБ-1) по разработке многоосных автомобилей высокой проходимости для нужд Министерства обороны страны. Инициатива создания СКБ-1 ошибочно приписывают маршалу Жукову Г.К. Однако в это время он только один год был в должности 1-го заместителя министра обороны СССР, после возвращения с должности командующего Уральским ВО и не мог существенно влиять на процесс создания СКБ -1. Формально это произошло во время руководства министерством обороны СССР Булганиным Н.А., который имел непосредственное отношение к ракетной технике. Теоретиками и инициаторами создания такой техники считают маршала артиллерии Воронова Н.Н., а также маршала артиллерии Неделина М.И.
В течение почти трёх десятилетий главным конструктором СКБ-1 был Борис Шапошник. СКБ-1 в 1950—1980-е годы создало большое количество многоосных шасси специального назначения для танковозов, ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М», С-300 а также для специальных аэродромных пожарных автомобилей. Производство некоторых автомобилей в дальнейшем было перенесено на другие предприятия страны, такие как: Могилёвский автомобильный завод (МоАЗ) и Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ).
МЗКТ
Минский завод колёсных тягачей был создан в 1991 году на базе производства колёсной техники специального назначения МАЗа — РК «Тополь-М», ЗРК «Печора», С-300П. Тогда же, в связи нуждами на гражданском рынке, завод освоил на базе военных шасси гражданские машины: многоосные тягачи, самосвалы, шасси для кранов и прочей спецтехники, получившие собственную торговую марку «Волат».
В 2005 году на техническое перевооружение предприятия планировалось затратить 2,65 млрд белорусских рублей (около 1,2 млн долл.), из них 1,7 млрд рублей были получены предприятием в виде субсидий согласно Указу президента Белоруссии «О мерах государственной поддержки Производственного республиканского унитарного предприятия „Минский завод колёсных тягачей“». Был разработан и утверждён план технического перевооружения предприятия на 2006—2010 годы, предусматривающий закупку нового высокоэффективного технологического оборудования. Общая сумма средств, вложенных в переоснащение предприятия, составила 150 млн долларов[3].
На предприятии используются прессы с давлением до 2000 тонн производства фирмы LVD (Бельгия). Также запущен комплекс лазерного раскроя LVD Impuls 12030, позволяющий резать листовой металл с высокой скоростью.
Численность работающих на предприятии — более 4,5 тысяч человек. Протяжённость подземных дорог под цехами — около 15 км. В наличии — действующее бомбоубежище.
Продукция
Продукция предприятия выпускается под торговой маркой «Volat» (белор. Волат — «Богатырь»).
В настоящее время предприятие разрабатывает и производит автотранспортные средства внедорожного и дорожного типов с колёсной формулой 4 × 4, 6 × 4, 6 × 6, 8 × 4, 8 × 8, 10 × 4, 10 × 6, 10 × 8, 10 × 10, 12 × 12, 16 × 16:
- шасси для монтажа специального сервисного оборудования для нефтяных и газовых месторождений;
- шасси для монтажа различного специального оборудования;
- шасси для монтажа подъёмного оборудования грузоподъёмностью до 160 т;
- седельные тягачи и автопоезда грузоподъёмностью до 130 т;
- балластные тягачи для транспортировки грузов до 400 т;
- прицепы и полуприцепы грузоподъёмностью до 75 т;
- самосвалы грузоподъёмностью до 45 т.
Шасси широко применяются в составе различных образцов вооружения и военной техники[4]. В российских войсках используется более 60 образцов вооружений, установленных на шасси и тягачах МЗКТ[5], включая РСЗО «Смерч», ракетные комплексы «Тополь» (шасси МАЗ-7912/МАЗ-7917) и «Тополь-М» (шасси МЗКТ-79221), ЗРК «Печора» (шасси МЗКТ-8021), колёсные средства ЗРК «Бук-М2» (шасси МЗКТ-6922).
МЗКТ-7930 является шасси для пусковых установок и ТЗМ комплекса Искандер-М, всевысотного обнаружителя ЗРК С-300, С-400 «Триумф» и пусковые установки С-300ПМУ-2, С-400; береговые ракетные комплексы Бал, «Бастион», «Берег», «Рубеж» и «Калибр»; берегового комплекса разведки надводной и воздушной обстановки Монолит-Б.
В 2019 году около 84 % выпускаемой продукции поставлялось на экспорт[6] в 20 стран[7], основная часть продукции экспортируется в Россию. Предприятие успешно развивает связи и со странами «дальнего зарубежья»: в Китае создано совместное предприятие, собирающее грузовые автомобили из машинокомплектов завода, поставляет продукцию в Турцию, ОАЭ, Египет и другие страны.
Одна из самых свежих разработок предприятия, по состоянию на 2019 — бронеавтомобиль МЗКТ-490100 (Volat V1)[4]. В 2010-х годах по заказу Государственного пограничного комитета Республики Беларусь был разработан 4-колёсный многоцелевой армейский грузовик МЗКТ-500200, частично унифицированный с 6-колёсным МЗКТ-600103 и 8-колёсным МЗКТ-600203[8]. В 2016 году был представлен седельный тягач нового поколения МЗКТ-750440 (8 × 8)[9]. В 2019 году были представлены терминальный (портовый) тягач МЗКТ-730240, крановые шасси МЗКТ-750002 и МЗКТ-750003[3], а также гражданская версия тяжёлого автопоезда МЗКТ-741351 грузоподъёмностью 136 т[10].
Галерея
-
Транспортировка танка Т-72 тягачом МЗКТ-74135.
-
Транспортировка БМП-2 тягачом МЗКТ-74295.
-
ЗРК «Тор-МК» на шасси МЗКТ-6922.
-
ПУ 9П78-1 ракетного комплекса «Искандер-М» на шасси МЗКТ-7930.
-
Самосвал 8 × 8 МЗКТ-65151
-
Колёсное шасси 10 × 8 МЗКТ-7004
-
Седельный тягач 8 × 8 МЗКТ-7401
-
Ураган-1М 8 × 8 МЗКТ-7930
-
ТММ-6 8 × 8 МЗКТ-7930
-
Бал 8 × 8 МЗКТ-7930
-
Тяжёлый тягач МЗКТ-741351
-
Тактический автомобиль МЗКТ-500200 (4 × 4)
-
Тактический автомобиль МЗКТ-600103 (6 × 6)
-
Тактический автомобиль МЗКТ-600203 (8 × 8)
-
Шасси МЗКТ-79221 (16 × 16)
-
Корпусное шасси МЗКТ-692210-110
-
Седельный тягач МЗКТ-750440 (8 × 8)
-
Шасси МЗКТ-700300 (12 × 12)
-
МЗКТ-490101-010
-
Volat V2 (МЗКТ-690003)
См. также
- Автомобильная промышленность Белоруссии
- Брянский автомобильный завод (БАЗ)
- Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ)
- Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Отчетность за 2020 год . Дата обращения: 12 июня 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
- ↑ Бухгалтерский баланс 2020 год . Дата обращения: 12 июня 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
- ↑ 3,0 3,1 Минский завод колесных тягачей презентовал ряд новых образцов автотехники . Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
- ↑ 4,0 4,1 Станислав Иванейко. Заезд на броневике и 42-метровый автопоезд: чем удивил МЗКТ на свой день рождения - Технологии Onliner . Onliner (24 июля 2019). Дата обращения: 25 июля 2019. Архивировано 25 июля 2019 года.
- ↑ Назван срок ликвидации зависимости ядерных сил России от Белоруссии Архивная копия от 12 сентября 2018 на Wayback Machine // Взгляд, 12 сентября 2018
- ↑ Юбилейная пресс-конференция МЗКТ 23 июля 2019 . БелТА (24 июля 2019). — «"МЗКТ обладает двумя брендами, работает на территории двух стран на трех заводах. У нас 32 дилера и агента, которые сконцентрированы в 15 странах. [. . .] 84% поставок осуществляется на экспорт", - Екатерина Сташук, замгендиректора по коммерческим вопросам.». Дата обращения: 17 августа 2020. Архивировано 14 августа 2020 года.
- ↑ Что нового, VOLAT? | Журнал СпецТехника и Коммерческий Транспорт . st-kt.ru. — «В настоящий момент продукция под брендом VOLAT поставляется в два десятка стран. Традиционно один из крупнейших потребителей – Россия.». Дата обращения: 17 августа 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.
- ↑ Новый облик армейского МЗКТ-500200 . Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
- ↑ МЗКТ представил седельный тягач нового поколения . Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
- ↑ В Минске разработали гражданскую версию танковоза МЗКТ-741351. Что он будет перевозить? . Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
Ссылки
- Официальный сайт
- Обзор истории и современного положения МЗКТ в журнале «Грузовик-Пресс»
- Статья о сотрудничестве предприятия с Россией
- Модернизация ЗРК Печора на шасси МЗКТ
Для улучшения этой статьи желательно: |
- Компании по алфавиту
- Компании, основанные в 1991 году
- Минский завод колёсных тягачей
- Минский автомобильный завод
- Санкции ЕС против Белоруссии
- Производители грузовых автомобилей Белоруссии
- Санкции Японии против Белоруссии
- Санкции Канады против Белоруссии
- Санкции Швейцарии против Белоруссии
- Санкции Великобритании против Белоруссии
- Санкции США против Белоруссии
- Статьи с эдитнотисом об осторожности при редактировании
- Компании, подвергнутые санкциям в связи с вторжением России на Украину
- Санкции Украины против Белоруссии