Москвич-415
Москвич-415/-416, Москвич-2150 | |
---|---|
Общие данные | |
Производитель | МЗМА/АЗЛК |
Годы производства | 415 1957—1959, 416 (1960), 2150 (1973) |
Сборка | ИжАвто (Ижевск, СССР) |
Дизайн | |
Тип кузова | фаэтон (415 и 2150-1) и трёхдверный универсал (416 и 2150-2) |
Колёсная формула | 4 × 4 (подключаемый передний мост) |
Двигатель | |
МЗМА-415/-416 — М-407 (1220 см³, 35 л. с.); АЗЛК-2150 — М-412 (1460 см³, 75 л. с.) | |
Трансмиссия | |
Механическая 4-ст. | |
Массово-габаритные характеристики | |
Длина | 4055 мм (415/416); 3615 мм (2150) |
Ширина | 1540 мм (415/416); 1526 мм (2150) |
Высота | 1683 мм (415/416); 1850 мм (2150) |
Клиренс | 220 мм |
Колёсная база | 2030 мм (415/416); 2270 мм (2150) |
Колея задняя | 1220 мм (415/416); 1270 мм (2150) |
Колея передняя | 1220 мм (415/416); 1270 мм (2150) |
Масса | снаряжённая 1098 кг (415); 1158 кг (416); 1050 кг (2150) |
На рынке | |
Связанные | ВАЗ-2121 |
Похожие модели | Willys MB и М38А1, Daihatsu Taft |
Москви́ч-415, -416 — советские легковые автомобили повышенной проходимости малого класса, разрабатывавшиеся на заводе МЗМА в Москве в 1950-е — 1960-е годы с широким применением узлов и деталей от серийных машин «Москвич».
Москви́ч-2150 — советский легковой автомобиль повышенной проходимости малого класса, разрабатывавшийся на заводе АЗЛК в Москве в начале 1970-х годов в качестве продолжения темы 415-416.
Серийно не выпускались.
История создания
В середине 1950-х годов в СССР был создан целый ряд легковых автомобилей с колёсной формулой 4 × 4, которые в целом можно охарактеризовать как «комфортабельные внедорожники». К ним относились ГАЗ-М72 среднего класса на базе Победы ГАЗ-М20 (1955), Москвич-410 (седан) и Москвич-411 (универсал) малого класса на базе Москвича-402/407 (1957).
У этих машин было много общего. Все они были созданы на основе серийных легковых автомобилей с несущим кузовом типа «седан» (точнее, ГАЗ-М72 — «фастбэк-седан», Москвич-411 — универсал). Кузов получил местное усиление и жесткие мосты с зависимой рессорной подвеской. В трансмиссию была добавлена раздаточная коробка — у М72 от серийного ГАЗ-69, у Москвича-410 — вновь разработанная.
По итогам эксплуатации этих машин в реальных условиях конструкторам завода стало ясно, что специализированный полноприводный легковой автомобиль не может быть создан на шасси обычной легковушки. Было решено создавать легковой вездеход на новой платформе.
В середине пятидесятых на МЗМА под руководством инженера И. А. Гладилина был спроектирован автомобиль, получивший обозначение Москвич-4х4, максимально использующий серийные детали.
Основным отличием от предыдущих разработок стало использование отдельной лонжеронной рамы вместо несущего кузова, что позволило создать более легкую, живучую и долговечную конструкцию. Дизайн был выдержан в стилистике американского Willys, как и у большинства вездеходов того времени (например, Toyota Land Cruiser).
Во время постройки второй опытной серии машина получила отраслевый индекс 415. В 1960 году, уже в рамках третьей серии, появился прототип Москвич-416, отличающийся закрытым кузовом и компоновкой салона. Обе машины успешно прошли заводские испытания. Позднее появились версии с двигателем М-408.
Однако из-за отсутствия интереса отраслевого министерства к довольно удачной конструкции, и полной загрузке производственных мощностей завода, серийное производство налажено не было. Более того, модели 410 и 411 были сняты с производства в пользу увеличения выпуска пользовавшихся спросом за рубежом экспортных модификаций.
В начале семидесятых, уже после создания аналогичных автомобилей за рубежом, в СССР на государственном уровне возродился интерес к созданию компактного комфортабельного внедорожника. В рамках этого проекта были созданы несколько конкурирующих конструкций: на ВАЗ — будущая «Нива», на Ижмаше — Иж-14.
На переименованном к этому времени в АЗЛК московском заводе в 1973 году был подготовлен конкурент «Ниве» и Иж-14 на базе старых разработок. Прототип получил обозначение Москвич-2150. Его агрегатная часть была унифицирована с моделью М-2140, планировавшейся в то время к производству. Было создано два прототипа М-2150 с брезентовым и жестким верхом (М-2150-1). Московский внедорожник получился отличным по концепции от «Нивы», более приближенным к «классическим» внедорожникам — с отдельной лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами. В соревновании трех заводов победил ВАЗ, сумевший создать наиболее комфортабельную и конкурентоспособную на мировом рынке, хотя и менее «внедорожную», конструкцию.
Фотогалерея
-
АЗЛК-2150 вид сзади
-
АЗЛК-2150 водительское место
Примечания
Ссылки
- Документальный фильм «Направления вместо дорог» из сериала «Колёса страны Советов» об истории создания советских вездеходов на YouTube
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |