МЗМА-408
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. |
Москвич 408 | |
---|---|
Общие данные | |
Производитель |
МЗМА / АЗЛК Иж |
Годы производства | 1964—1975 |
Сборка |
МЗМА / АЗЛК (Москва, СССР) Иж (Ижевск, СССР) Балкан (Ловеч, НРБ) Scaldia (Брюссель, Бельгия) |
Класс | малый II группы |
Иные обозначения |
Moskvich, Moskvitch Elite, Scaldia 1400 |
Дизайн | |
Тип кузова | 4‑дв. седан (5‑мест.) |
Платформа | МЗМА-408 |
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Двигатель | |
МЗМА-408, карбюраторный, четырёхтактный, верхнеклапанный, l4, объём 1360 см³, мощность 50 л.с. при 4750 об./мин. экспортный вариант: 60,5 л.с. (SAE) |
|
Трансмиссия | |
4-ступ МКПП, с синхронизаторами на II, III и IV передачах | |
Массово-габаритные характеристики | |
Длина | 4090 мм |
Ширина | 1550 мм |
Высота | 1480 мм |
Клиренс | 179 мм |
Колёсная база | 2400 мм |
Масса |
900 кг (сухая); 990 кг (снаряжённая); 1330 кг (полная, с нагрузкой 4 человека) |
Динамические характеристики | |
Разгон до 100 км/ч | 29 с |
Максимальная скорость |
120 км/ ч (по данным производителя) 129 км/ ч (измерения The Motor) |
На рынке | |
Связанные | Москвич-426 |
Похожие модели |
ВАЗ-2101 «Жигули», Opel Kadett A, Ford Cortina Mk I, Datsun Bluebird |
Сегмент | B-сегмент |
Другая информация | |
Расход топлива | 6,5 л/ 100 км в городе |
Объём бака | 46 л |
Дизайнер | Б. С. Иванов |
Предшественник | |
МЗМА-407 МЗМА-403 |
|
Преемник | |
Москвич-412 Москвич-2138 |
МЗМА-408 / Иж-408 „Москви́ч 408“ — советский заднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа «четырёхдверный седан». Существовали связанные модели с кузовами «пятидверный универсал» — «Москвич-426», и фургон — «Москвич-433», а также многочисленные модификации.
Выпускался в Москве на заводе МЗМА (позднее АЗЛК) с августа-сентября 1964 года по декабрь 1975 года. С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске на автомобилестроительном предприятии Иж с 1966 по 1967 год, там было собрано около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412».
До конца шестидесятых годов он пользовался хорошим спросом за границей[источник не указан 1175 дней], и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны, в частности, в 1965 году — около 45 % выпуска, в 1967 — около 51 %, в 1969 — около 64 % (последнее — с учетом модели «412»).
В Скандинавии этот автомобиль продавался как Moskvich Carat[1], во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Англии (выпускалась специальная праворульная версия) — как Moskvich 408, в Германии — как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh, Elite (двухфарный) и Elite de Luxe (четырёхфарный)[2].
В Болгарии автомобиль собирался из советских машинокомплектов под обозначением Рила 1400. В Бельгии сборка осуществлялась фирмой Scaldia-Volga, продававшей автомобили во многих странах Западной Европы, причём иногда под собственной маркой — как Scaldia 408, Scaldia 1360, Scaldia 1400, Scaldia 1433 (трёхдверный универсал), Scaldia 1426 (пятидверный универсал)[Contactgroep Automobiel- en Motorrijwielhistorie] или Scaldia Elita, причём часть автомобилей бельгийской сборки комплектовалась европейскими дизельными двигателями.
До 1969 года «Москвичи» моделей «408» и «412» сохраняли кузов образца 1964 года — с круглыми фарами и вертикальными задними фонарями. С 1967 года он претерпел некоторые конструктивные изменения, так как на часть автомобилей стали устанавливать двигатель модели «412», но сохранил внешнее оформление.
В 1969 году и на М-408, и на М-412 появился кузов нового образца, с прямоугольными фарами производства ГДР, горизонтальными задними фонарями с отдельными треугольными указателями поворотов и улучшенной пассивной безопасностью, после чего в обозначения обеих моделей были добавлены литеры «ИЭ», обозначающие соответствие европейским нормам пассивной безопасности («И») и потенциальную возможность экспортирования («Э»).
История создания
Разработка новой модели базового седана на МЗМА началась в 1959 году (дизайнер — Б. С. Иванов) под условным обозначением «автомобиль 1963 года» — по планируемому времени запуска в производство.
Освоение автомобиля проходило в три этапа. На первом этапе были освоены в массовом производстве основные агрегаты шасси: передняя подвеска с двумя шаровыми шарнирами с каждой стороны (у М-402 и М-407 подвеска имела с каждой стороны один шаровой шарнир и один цилиндрический палец), тормоза с автоматической регулировкой зазора («самоподводящиеся»), рулевое управление с новой рулевой колонкой и приводом коробки передач (как и у М-407 от подрулевого рычага, но с трубчатым валом привода, концентричным рулевому, а не соосным) — которые временно устанавливались на пошедшую в серию в 1963 году «переходную» модель «Москвич-403», ещё имевшую старый («425-й»; по практике того времени кузова имели отдельные от шасси номера) кузов образца 1956 года. На втором этапе был освоен модернизированный двигатель (также через «переходный» модели «407Д1»), а на третьем — оригинальный «408-й» кузов.
Первые серийные экземпляры «Москвича-408» в полной комплектации сошли с конвейера 1 августа 1964 года, а в 1966 году уже был выпущен стотысячный автомобиль этой модели (он был экспортной модификации «408Э» с улучшенным внешним оформлением). Таких сроков освоения в советском автопроме не было ни до, ни после[3].
Производство и модернизации
Вплоть до конца 1960-х годов автомобиль выпускался без существенных модернизаций, изменения в конструкции в основном сводились к устранению «детских болезней» и подтягиванию автомобиля к новым стандартам безопасности — так, в 1966 году «408-й» получил мягкую травмобезопасную накладку на панель приборов, а в 1967 — появились жёлтые секции поворотников в задних фонарях, улучшившие заметность сигнала поворота.
После появления в 1967 году модели «Москвич-412» модернизация «Москвича-408» в основном сводилась к унификации с этой более новой и совершенной моделью, модернизация которой, как базовой для завода и составлявшей основу экспортной программы, велась в первую очередь.
Изначально «Москвич-408» и «412» выпускались в разных вариантах «408-го» кузова — на модели «Москвич-412» он был несколько видоизменён для обеспечения возможности установки нового 1,5-литрового 75-сильного двигателя. После 17 октября 1967 года, начиная с кузова № 199 706, обе модели стали собирать в так называемом «унифицированном» кузове, приспособленном для установки обоих вариантов силового агрегата без каких либо переделок. Внешних отличий ранний «408-й», не унифицированный «412-й» и унифицированный кузова не имели.
С декабря 1969 года и «Москвич-408», и «Москвич-412» стали собираться в модернизированном кузове с изменённым внешним оформлением передка — прямоугольные фары, новые подфарники и решётка радиатора — и задка — прямоугольные задние фонари с треугольными указателями поворота — также унифицированном на обеих моделях. Обозначения при этом были изменены с «408» и «412» на «408ИЭ» и «412ИЭ». Буквы «ИЭ» изначально обозначали соответствие модернизированного автомобиля европейским требованиям к безопасности.
В дальнейшем заметные изменения в конструкцию «М-408» были внесены на протяжении 1971 года, когда появилась новая панель приборов, полностью закрытая пластиковой мягкой накладкой, и в мае (или июле) 1973 года, когда автомобиль получил новый механизм переключения передач с напольным рычагом и короткой подпольной кулисой.
Остальные модернизации не оказали столь существенного влияния на внешний вид и потребительские свойства автомобиля.
«Москвич-408ИЭ» был заменен моделью «Москвич-2138» в 1976 году. По сути он представлял собой вариант всё того же «М-408» с модернизациями, аналогичным полученным базовой моделью М-2140 относительно М-412. Переход к модели 2138 осуществлялся постепенно: в декабре 1975 года автомобили получили новое оформление задней части, а в январе 1976 года, незадолго до смены индекса модели, начали выпускаться с новым передом.
Модификации
Базовой модели
- Москвич-408 — базовый седан (1964—1976)
- Москвич-408Э — экспортный седан с двухфарной облицовкой радиатора, отвечающий европейским нормам безопасности
- Москвич-408И — экспортный седан с четырёхфарной облицовкой радиатора, отвечающий европейским нормам безопасности
- Москвич-408ИЭ — экспортный седан, поздний М-408 в кузове М-412, отвечающий европейским нормам безопасности
- Москвич-408П — экспортный седан с правосторонним расположением руля, отвечающий европейским нормам безопасности
- Москвич-408Ю — экспортный седан для стран с жарким климатом
- Москвич-408К — экспортный машинокомплект для крупноузловой сборки седана
- Москвич-408М — седан медслужбы
- Москвич-408Т — седан такси
- Москвич-408Б — седан с ручным управлением
- Москвич-408У — учебный седан с дополнительными педалями и рулём
Кроме того, до 1969 года существовало два варианта оформления передка автомобиля: с двумя круглыми фарами большого диаметра или с четырьмя меньшего. Последний чаще встречался на автомобилях, поставлявшихся на экспорт, но использовался не только на них.
После 1969 года также существовало два варианта оформления передка — с решёткой в мелкую и в крупную клетку, причём второй также чаще встречается на экспортных автомобилях, чем на выпущенных для внутреннего рынка.
Москвич-433
Заднеприводный грузопассажирский фургон, выпускавшийся на МЗМА (позже АЗЛК) с 1966 до 1976 года на базе «Москвича-408». Форма кузова соответствовала универсалу «Москвич-426», который разрабатывался одновременно с фургоном. Задние боковые двери были или заварены или отсутствовали, вместо боковых задних окон стояли гофрированные металлические панели. У ранних автомобилей не было и окна на задней двери. До 1972 года задняя дверь разделялась на две створки — одна поднималась вверх, другая откидывалась вниз, позже дверь стала цельной и поднималась вверх. В 1970 году автомобиль получил переднюю маску с прямоугольными фарами.
- «Москвич-433Э» — экспортный вариант
- «Москвич-433П» — праворульный вариант
Варианты фар и решёток радиатора
-
АЗЛК до 1969 года и все М-408 производства Иж (двухфарная; ижевский вариант отличался иной эмблемой)
-
АЗЛК до 1969 года (четырёхфарная; не только, но, как правило, на экспортных)
-
АЗЛК после 1969 (основной вариант рестайлинговой с мелкой клеткой)
-
АЗЛК в 1971 и 1973 (вариант рестайлинговой с крупной клеткой, ставился на часть выпуска)
На базе 408 с другими кузовами
- Москвич-426 — базовый универсал (1967—1976)
- Москвич-426Э — экспортный универсал со стандартной облицовкой радиатора, соответствующий европейским нормам безопасности
- Москвич-426И — экспортный универсал с четырёхфарной облицовкой радиатора, соответствующий европейским нормам безопасности
- Москвич-426ИЭ — экспортный универсал, поздний М-426 в модернизированным кузове, соответствующий европейским нормам безопасности
- Москвич-426П — экспортный универсал, с правосторонним расположением руля, соответствующий европейским нормам безопасности
- Москвич-426Ю — экспортный универсал для стран с жарким климатом
- Москвич-426К — экспортный машинокомплект для крупноузловой сборки универсала
- Москвич-426М — универсал медслужбы
- Москвич-426Т — универсал такси
- Москвич-433 — фургон (1967—1976)
Автомобиль «Москвич-433» имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты «Москвича-433» имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь появилась возможность подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель.
Опытные и несерийные модификации
- Москвич-408 «Турист» — 2-дверный кабриолет со съёмным жёстким верхом (2 экземпляра)
- Пикап — переделывались на заводе кустарными методами для внутренних нужд.
На этапе разработки «Москвича-408» наряду с кузовами «седан», «универсал» и «фургон» предусматривалось освоение в малосерийном производстве (с планом порядка 150 автомобилей в год) варианта с открытым «спортивно-туристическим» кузовом (он же — «гранд-туризм») и съёмной жёсткой крышей, впоследствии получившего обозначение «Турист» и похожего по концепции на европейские спортивные малолитражки на базе серийных моделей, вроде Triumph Herald[англ.] 1200 Convertible или Opel Kadett Coupé.
Ижевские «Москвичи»
С 12 декабря 1966 года автомобиль «Москвич-408» выпускался на вновь построенном автозаводе в Ижевске. Обозначение модели при этом было сохранено, а сами автомобили несли как эмблему «Иж» на решётке радиатора (так называемый «Сатурн») — бывшую их единственным отличием от машин московского выпуска — так и надпись «Москвич» на крышке багажника. Нумерация кузовов и шасси у автомобилей ижевского выпуска пошла с нуля, а двигателей, поставлявшихся с МЗМА — продолжена. В Ижевске «408-ю» модель собирали всего около года, и уже в 1967, выпустив в общей сложности 4196 экземпляров, перешли на более совершенный «Москвич-412» (по другой информации, выпуск М-408 продолжался там и в 1968 году). В дальнейшем ижевские «Москвичи» развивались и модернизировались в целом независимо от московских.
Описание дизайна и конструкции
«Москвич-408» выпускался в вариантах с кузовами «четырёхдверный седан», «пятидверный универсал» и «трёхдверный фургон». На его базе также был разработан спортивный вариант с кузовом «купе-кабриолет» (открытый с отъёмным жёстким верхом), однако в серийном производстве он освоен не был. Не выпускался автомобиль и в кузове «двухдверный седан», в то время едва ли не основном для европейских моделей этого размерного класса (прототип с таким кузовом был создан на Ижевском заводе под маркой ЗИМА, однако в серию не пошёл).
Экстерьер
Кузов
Кузов автомобиля «Москвич-408» — несущий, цельнометаллический, типа четырёхдверный седан (у модели М-426 — пятидверный универсал, у М-433 — трёхдверный фургон).
Общая компоновка «Москвича-408» по сравнению с предшествовавшим ему семейством «402-407-403» не претерпела радикальных изменений: габаритные размеры кузова, взаимное расположение агрегатов и общая планировка салона у них практически идентичны. Однако условия размещения водителя и пассажиров в кузове новой модели были значительно улучшены, кроме того, новый кузов представлял собой большой шаг вперёд с конструктивной и технологической точек зрения — в частности, для его производства была освоена новая для завода технология сварки токами высокой частоты, для чего был создан специальный производственный участок, значительно повысилось качество штамповки и сопряжения кузовных панелей.
Силовой агрегат
Двигатель
Двигатель «Москвича-408» существенно не отличался от предшествовавших ему моторов «Москвичей» моделей «403» и, в меньшей степени, «407», хотя и получил множество модернизаций и улучшений. Блок цилиндров, в частности, всё ещё сохранял технологическую преемственность с двигателем «Москвича-400» / Opel Kadett модели 1938 года (изготавливался из той же самой литой заготовки).
Ранее, ещё при освоении «Москвича-407», его рабочий объём был доведён за счёт увеличения диаметра цилиндров до 1358 см³, появилась полностью новая алюминиевая головка блока с верхним расположением клапанов, что дало повышение мощности до 45 л. с. На «Москвиче-408» же использовалась ещё более форсированная (50 л. с.) версия, вобравшая в себя также все улучшения, внесённые в своё время в конструкцию двигателей модернизированного варианта «407Д» и «переходной» модели «407Д1» («Москвич-403»).
Трансмиссия
Коробка передач — трёхходовая, трёхвальная, четырёхступенчатая, с синхронизаторами на II, III и IV передачах, аналогична устанавливавшейся на модели М−407 за вычетом задней опоры, которая была штампованной и помещалась на задней поверхности картера, а не в конце удлинителя. Незначительно изменился рычаг переключателя передач на валике боковой крышки — он стал литым и чуть более длинным. На боковом лючке, прикрывавшем блок шестерен заднего хода с его вилкой, стоял включатель света заднего хода. Радикально переработан был лишь механизм управления переключателем передач — вал механизма стал трубчатым, концентричным рулевому валу, что позволило значительно уменьшить уровень вибрации рычага по сравнению с отдельным валиком, стоявшим на М-407. Этот же механизм использовался на переходной модели М-403.
До мая (или июня) 1972 года управление коробкой передач осуществлялось при помощи рычага на рулевой колонке (кроме праворульных модификаций), позднее — напольного рычага.
Передаточные числа трансмиссии даны в таблице ниже.
Передача | I | II | III | IV | R | Главная передача |
---|---|---|---|---|---|---|
Передаточное число | 3,81:1 | 2,42:1 | 1,45:1 | прямая | 4,71:1 | 4.22:1 |
Эксперты журнала The Motor отмечали[источник не указан 1175 дней] слегка излишнюю по европейским стандартам шумность трансмиссии на всех передачах, кроме прямой четвёртой — на второй и третьей передачах механизм переключения передавал в салон небольшой шум, который, впрочем, на тестовом автомобиле удалось устранить простым утяжелением рычага; некоторое недоумение у англичан вызывала также несинхронизированная первая передача, однако, здесь их недоумение не вполне понятно, так как в этом «Москвич» вовсе не был одинок среди европейских автомобилей своих лет. Отмечалось также, что последний недостаток компенсировался весьма редкой необходимостью включения первой передачи — по мнению английских экспертов, при вождении в обычных условиях для трогания с места вполне достаточно второй передачи, а также в целом удачно подобранными передаточными числами трансмиссии.
Переключение передач требовало немного избыточных, по европейским меркам, усилий, особенно на необкатанном автомобиле — при этом педаль имеющего гидравлический привод сцепления оказалась, по оценке англичан, сравнительно «лёгкой» — усилие на ней не превысило 32 фунтов (около 14,5 кг).
Нужно учитывать, что версия для Англии имела напольный рычаг, а не расположенный на рулевой колонке, как у леворульной модификации до весны 1972 года, соответственно — совершенно иной механизм управления с подпольной короткой кулисой.
Шасси
Передняя подвеска — независимая, бесшкворневая, параллелограммного типа, на двойных поперечных рычагах. Оси рычагов были установлены не параллельно продольной оси автомобиля, как обычно, а под достаточно большим углом к ней, что уменьшало раскачивание.
Задняя подвеска — зависимая, рессорная. По сравнению с М-407 были увеличены длина (на 50 мм) и ширина (на 5 мм) листов рессор, а самих листов стало пять вместо девяти. Это улучшило плавность хода и управляемость. Между листами были установлены пластмассовые противоскриповые прокладки, что позволило устранить скрип при работе подвески и избавить владельца от регулярного смазывания рессор графитной смазкой.
Эксперты журнала The Motor по результатам тестов в 1966 году отмечали[источник не указан 1175 дней] достаточно высокую плавность хода «Москвича» и в целом адекватное поведение на дороге.
Рулевой механизм — глобоидальный червяк с двухгребневым роликом. Усилие на руле было сравнительно небольшим, между крайними положениями рулевого колеса оно проделывало 3,6 оборота. По сравнению с М-407 радиус поворота сократился на метр — с 6 до 5 м. Двухспицевый руль имел утопленную для безопасности ступицу и повторял по форме используемый на М-403, но при этом был выполнен не из бежевого пластика («слоновая кость»), а из более стойкого и долговечного чёрного.
Тормоза — барабанные на всех колёсах, с гидравлическим приводом и автоматической регулировкой зазоров в барабанных механизмах. По сравнению с моделью М-407 за счёт увеличения диаметра рабочих цилиндров до 25 мм было существенно увеличено общее передаточное число привода тормозов — с 4,68:1 до 6:1, что позволило снизить усилие на педали тормоза.
Тем не менее, по мнению экспертов английского журнала The Motor (1966 год)[источник не указан 1175 дней], усилие на педали тормоза и её свободный ход были несколько излишни, а эффективность тормозов всё же уступала современным «Москвичу» западноевропейским автомобилям. На более поздних вариантах «Москвича-408» этот недостаток был устранён установкой сначала гидровакуумного усилителя, выпускавшегося по лицензии английской фирмы Girling, а затем («Москвич-2138»)— вакуумного усилителя разработки той же фирмы, работающего совместно с дисковыми тормозными механизмами спереди.
Стояночный тормоз — на задние колёса, с тросовым приводом. До мая 1973 года вытяжная рукоятка стояночного тормоза располагалась под торпедой справа от рулевой колонки, позднее — рычаг — напольно, между передними сидениями.
Шины — размерности 6,00-13" (вместо использовавшихся на моделях семейства «402»-«403» 15-дюймовых), на штампованных стальных колёсах, диагональные, камерные или бескамерные.
Также приведено более детальное сравнение «Москвича-408» с тремя моделями, популярными на рынке Западной Европы в середине шестидесятых годов — Volkswagen 1200 («Жук»), Opel Kadett A и Ford Taunus P4 12m; с фотографиями и сравнительным тестом немецких моделей можно ознакомиться по ссылке (нем.).
М-408 за рубежом
Москвич-408 широко экспортировался во многие страны мира. Международный дебют состоялся в октябре 1964 года на Лондонском автосалоне в Earls Court Arena, а уже на следующий год начался экспорт серийных автомобилей. В таблице ниже даны цифры производства автомобилей «Москвич» с 1964 по 1969 годы (наиболее успешный период), с учетом выпускавшихся до 1965 М-403 и после 1967 М-412.
Год | Машин выпущено | Машин экспортировано |
---|---|---|
1964 | 80 168 | 32 052 |
1965 | 76 825 | 34 549 |
1966 | 82 374 | 42 508 |
1967 | 90 303 | 46 315 |
1968 | 97 666 | 53 392 |
1969 | 101 836 | 64 767 |
Экспортные модификации часто (но не всегда) имели четырёхфарную облицовку радиатора, более мощный двигатель (55 л. с.), часто — улучшенную отделку салона. Экспорт шёл, в том числе, и в Западную Европу, преимущественно в Бельгию, Нидерланды, Францию, Скандинавские страны, Финляндию, в меньшей степени — Великобританию и другие страны.
Широко применялся ребрендинг. Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии М-408 продавался под брендом Moskvitch Carat[1].
В датской брошюре 1967 года слоганом «Москвича» была фраза — «Mere værd, end den koster», то есть что-то вроде «дешево и сердито», дословно — «лучше своей цены»[1].
Английский журнал The Motor по результатам тест-драйва в 1966 году характеризовал Moskvitch 408 как «…рациональное, выносливое и комфортабельное средство транспорта… много автомобиля и оборудования за такую цену…», назвал его в целом очень удачно спроектированным автомобилем, а в качестве существенных минусов отмечал несколько излишние по западным меркам уровни шума и вибрации от трансмиссии и не синхронизированную первую передачу в коробке, «тугие» тормоза без усилителя и механизм переключения передач, сравнительно плохую разгонную динамику, а также недостаток внимания к вопросам пассивной безопасности по стандартам второй половины шестидесятых годов[источник не указан 1175 дней].
Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провёл испытания М-408 на живучесть протяжённостью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, которые смог найти, и по итогам которых писал, что[источник не указан 1175 дней]: «Москвич-Элит выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!»
В Бельгии «Москвичи» собирали из машинокомплектов на заводах фирмы Scaldia-Volga S.A., и продавали под маркой Scaldia 408. Часть снабжалась при этом дизельными двигателями иностранного производства (английский Perkins рабочим объёмом 1,5 л., 34 л. с.).
В 1966 году на автосборочном заводе при машиностроительном комбинате «Балкан» в городе Ловеч[4] был освоен выпуск «Москвич-408» (под наименованием «Рила-1400»), в 1969 году — «Москвич-412»[5][6]. Выпуск продолжался до 1976 года, затем там собирались модели −2140 и −2141 «АЛеКо».
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Норвежский сайт о популярных в этой стране в 1950-е — 70-е годы «Москвичах»
- ↑ Финские рекламные медальоны с изображением «Москвича-408» в разных вариантах комплектации. (недоступная ссылка)
- ↑ https://www.kolesa.ru/article/zagadki-indeksov-pochemu-403-j-moskvich-shyol-za-407-m-i-kuda-propali-404-405-406-i-409-nashe-rassledovanie
- ↑ Интеграция — будущее болгарского автомобилестроения // «Болгария», № 6, 1978. стр.7-9
- ↑ Стоян Петров. Автомобили Болгарии // «Техника за рубежом», № 2, 1969. стр.30
- ↑ Сделано в Болгарии . За рулём, №9, 1974 (сентябрь 1974). Дата обращения: 25 июня 2022. Архивировано 11 декабря 2019 года.
Литература
- Знакомьтесь: «Москвич-408» // «За Рулём». — 1964. — № 11 (ноябрь).
- Современно, красиво, удобно // «За Рулём». — 1965. — № 11 (ноябрь).
- Двигатель «Москвича-408» // «За Рулём». — 1965. — № 8 (август).
- Коллектив авторов НИИАТ под ред. Лапшина, В.И. Краткий Автомобильный Справочник НИИАТ. — 10-е изд. — М.: Транспорт, 1983. — С. 30—31. — 220 с.
- Anton Vigovskiy. Москвич 408 Турист . CARakoom.com Россия (16 ноября 2014). Дата обращения: 12 мая 2015.
- Г. Менделевич. «Москвич-408» вышел на дороги страныТехника — молодёжи : журнал. — 1965. — № 1. — С. 19—21. — ISSN 0320-331X. //
Ссылки
Для улучшения этой статьи желательно: |
- Автомобили, представленные в 1964 году
- Автомобили 1960-х годов
- Автомобили 1970-х годов
- Седаны
- Автомобили с переднемоторной, заднеприводной компоновкой
- Колёсная формула 4×2
- Автомобили сегмента B
- Автомобили по алфавиту
- Автомобили «Москвич»
- Автомобили «Иж»
- Классические автомобили
- Ижевский машиностроительный завод