Мать — сыра земля

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мать-Сыра Земля»)
Мать — сыра земля
«Все травы пошли в рост»«Все травы пошли в рост»
мать всего живого
Мифология славянская
Имя на других языках белор. Маці-Зямля, укр. Земля — свята мати, серб. Маjка земља
Дети все живые существа
В иных культурах Теллус, Земес-мате, Жемина, Гея, Ёрд, Притхви

Мать — сыра́ земля́ (укр. Земля — свята мати; серб. Маjка земља[1]) — персонифицированный образ земли в славянской мифологии. Земля считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия. Противопоставлялась персонифицированному Небу (или богу-Громовержцу)[2]. Архаические представления о небе и земле как супружеской паре сохранились в польском фольклоре. По болгарским представлениям, месяц является сыном неба и земли. В русском фольклоре выражение «Мать — сыра земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворённую небесной влагой и готовую родить[3].

Образ Матери-Земли

Образ Матери-Земли восходит к глубокой древности[4] — по меньшей мере к праиндоевропейской эпохе[5]. Об этом свидетельствуют многочисленные параллели данному персонажу в мифологиях индоевропейских народов: Деметра (лингвистически прямой аналог др.-рус. Земь-матерь) в греческой, Анахита в иранской, Жемина (прямой лингвистический аналог рус. Земля) в литовской и др.

Из земли (глины, праха), согласно Библии, апокрифам и народным легендам, создано тело человека («создал Господь Бог человека из праха земного» Быт. 2:7): душа его после смерти попадает в верхний мир, а тело — в землю (ср. белорусское поверье, что душа окончательно расстаётся с телом, когда на гроб упадёт первая горсть земли).

Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, Земля беременеет и даёт новый урожай; она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мёртвых к себе принимает. В русских загадках Земля соотносится с образом «общей для всех матери». Известное в русских фольклорных текстах и фразеологии выражение «Мать — Сыра Земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворённую небесной влагой. Соответственно, пересохшая, бесплодная Земля сравнивается в русских духовных стихах со вдовой. Перед началом сева крестьяне обращались к святым с просьбой «напоить Мать — Сыру Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его большим колосом» (орлов.)[3].

В загадках и поговорках сохранились архаические представления о небе и земле как супружеской паре: «Высокий отец, низкая мать» (польск. Wysoki tatka, niziutka matka), «Не земля хлеб родит, а небо»[6]. По представлениям болгар, от брака Неба и 3емли родился месяц. Известное в русских фольклорных текстах выражение «Мать — сыра земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворённую небесной влагой и готовую родить[3].

В «Сказании о Мамаевом побоище» перед Куликовской битвой Матерь-Земля проливает слёзы о грядущей гибели своих сыновей — русских и татар[7].

В народном христианстве

Для народно-христианской традиции характерны поверья о том, что Земля закрывается в дни «бабьего лета» и справляет свои «именины», а открывается на Благовещенье. «Именинницей» называли Землю также на Симона Зилота (повсеместно), в Духов день и на Успенье (Обжинки). «На Духов день Земля потому именинница, что в этот день она сотворена» (вят.). В такие дни по отношению к Земле соблюдались многочисленные запреты: нельзя было копать, пахать, бороновать, забивать колья, бить по Земле[8][9].

По мере распространения христианства в народном сознании возник параллелизм образа Матери Земли с образом Богородицы: «На море на Окияне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями; на той берёзе Мать Пресвятая Богородица шёлковые нитки мотает, кровавые раны зашивает… [7]. Так в крестьянском быту России в XIX веке образ Земли, как Земли-кормилицы, Земли рождающей, плодоносящей, приравнивался, а иногда отождествлялся с образом Богородицы[10]. Также Богородица считалась «Защитницей и Покровительницей Земли Русской»[11]. Земля связывается и с образом Параскевы Пятницы: «В пятницу, матушку Прасковью, грешно тревожить Землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение»[12].

В русских и украинских заговорах Землю именуют Татьяной, а воду Ульяной, или наоборот[13][14][15][16][17].

В фольклоре

Пословицы и поговорки

  • Матушка-кормилица, сыра-земля родимица!
  • Не лги — земля слышит.
  • Грех землю бить — она наша мать.
  • Питай — как земля питает, учи — как земля учит, люби — как земля любит.
  • Земля-матушка живых питает, а мёртвых к себе принимает.
  • Пускай будет по-старому, как Мать поставила.

Заговоры-обереги

  • Мать-сыра-земля, ты мать всякому железу, а ты железо поди в свою матерь землю.
  • Встану я рано утренней зарёй, умоюсь холодной водой, утрусь сырой землёй[7]
  • «Здра́ствуй зимля́ Улья́на, вада́ Татья́на и ключ Ива́н, да́йти мене́ вады́ ат фся́кай бяды́»[14].

См. также

Примечания

  1. Дуличенко, 2014, с. 171.
  2. Вей М. (Сен-Клу) К этимологии древнерусского Стрибогъ // Вопросы языкознания. Том 7, Выпуск 3 Архивная копия от 2 июня 2019 на Wayback Machine — С. 96
  3. 3,0 3,1 3,2 Белова и др., 1999, с. 316.
  4. Кологривов, 1961, с. 145.
  5. Тацит, Публий Корнелий Германия. my-talk-hamster.ru (18 июля 2016). — ссылка Тацита на богиню Нерту. — «... ревдигны, авионы, англы, варины, эвдозы, сварины и нуитоны, защищаемые реками и лесами. Каждое из этих племен в отдельности ничем не замечательно, но все они вместе поклоняются Нерте, т. е. Матери-Земле, и думают, что она вмешивается в дела людей и объезжает народы». Дата обращения: 12 декабря 2016. (недоступная ссылка)
  6. Реутов Е. В. Земля как ценность в русских пословицах Архивная копия от 13 ноября 2021 на Wayback Machine // Социологические исследования. — № 11. — Белгород, 2002 — С. 117.
  7. 7,0 7,1 7,2 Грицай Л. А.» «Сопоставление мифологем „мать“ и „отец“ в русской и карельской фольклорной традиции» Архивная копия от 19 июня 2015 на Wayback Machine // [Научно-образовательное электронное периодическое издание «Грани познания»]. — 2013. — № 6. — (26).
  8. Максимов, 1903, с. 266.
  9. Белова и др., 1999, с. 317.
  10. Библейская энциклопедия. — М., 1990. — 902 с. — С. 77
  11. Самохвалова Л. Д. Номинация иконографии Богородицы в русском языке: В аспекте когнитивной лингвистики Архивная копия от 13 ноября 2021 на Wayback Machine
  12. Чичеров, 1957, с. 56.
  13. Топорков, 1995, с. 194.
  14. 14,0 14,1 Хохлова Г. А. Семантика имен собственных в Тамбовских текстах-рецептах народной медицины с заговорно-заклинательной традицией // Ономастика и общество: язык и культура — Тамбов, 2010 — С. 94
  15. Кузнецова Е. П. Символика воды в русских заговорах Архивная копия от 13 ноября 2021 на Wayback Machine — С. 71
  16. Потийко Л. П. Поэтика заговоров с концептом «вода» — С. 89
  17. Заговорный текст. Генезис и структура. — М.: «Индрик», 2005 — 520 с. — ISBN 5-85759-331-X — С. 416

Литература

Дополнительная литература