Симонов день
Симонов день | |
---|---|
Тип | народно-христианский |
Иначе | Именины Земли, Симон-гулимон, Симон посев |
Также | Симон Зилот (церк.) |
Значение | Почитание Земли |
Отмечается | славянами |
Дата | 10 (23) мая |
Традиции | отбивали поклон матушке земле, просили у неё прощения; собирали лекарственные травы; в спорах клали землю на голову и произносили клятву |
Связан с | Николой вешним |
Симо́нов день (Симон Зилот, Именины Земли) — день народного календаря славян, приходящийся на 10 (23) мая. Название дня происходит от имени апостола Симона Кананита. Считалось, что в этот, как и в Духов день, Земля — именинница, «отдыхает», и «грех пахать», но рекомендовалось сеять пшеницу[1][2][3][4].
Другие названия
рус. Именины Земли, Именины Матери Сырой Земли[5], Симон-гулимон[6]; укр. Семеново зіло[3], укр. и белор. Царьград, Целаград[3]; белор. Сымон, Кіпрыян, Анісім, Эразм, Сідар, Таіса, апостал Зілот[7]; полес. Миколин батько, Микольник, Симоново золото[8].
Обряды и поверья
По народным представлениям в этот день земля-матушка именинница[1][2][3][4]. Не тревожили землю ни бороной, ни лопатой, даже кольев не вбивали. Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что Симон в этот день даёт травам особую чудодейственную силу[9].
В Симонов день русские крестьяне первый раз собирали лекарственные травы. Говорили: «На Зилота собирай зелье у болота». Запасались древесной корой, соцветьями деревьев и трав, копали молодые коренья[9].
«Именины земли» в народном сознании связываются с образом Николы и называются иногда «Николин батька»[10].
На Украине также собирали лекарственные травы (зелье), за что этот день называли «Симонове зело»[11]. В этот день, когда срывали или выкапывали зелье, то произносили[12]:
Миколин батько велів,
Щоб ти, зілля, було лікарством
Од всякої хвороби!
В этот день искали клады. Народные кладоискатели были уверены в том, что святой Симон Зилот всегда им поможет. Считали, что между словами «Зилот» и «золото» есть какая-то магическая связь[13].
Поговорки и приметы
- На Симона Зилота земля — именинница: грех пахать[1][2][3][4]. ==
- Сей пшеницу на Симона Зилота — родится, аки золото (Запад.)[1].
- На Апостола Симона копают коренья на зелье (Южн.)[1][14][15].
- В этот день Земля поглощает клятвопреступников и клеветников[14].
См. также
- Духов день (Именины Земли)
- Ивановские травы
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Месяцеслов // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — М., 1879. — Т. 2. — С. 505.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Имя : Именинщина // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — С. 505.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Агапкина и др., 2004, с. 168.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Максимов С. В. Мать — Сыра Земля // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 266.
- ↑ Мельников, 1875, с. 3.
- ↑ СРНГ:37, 2003, с. 319.
- ↑ Васілевіч, 1992, с. 573.
- ↑ Толстая, 2005, с. 293.
- ↑ 9,0 9,1 Юдин, 1992, с. 133.
- ↑ Болонев, 2005, с. 56.
- ↑ Воропай, 1993, с. 326.
- ↑ Наукові записки = Wissenschaftliche mitteilungen — Мюнхен: Український технологїчно-господарський інститу, 1968 — С. 33
- ↑ Котович, Крук, 2010, с. 162.
- ↑ 14,0 14,1 Некрылова, 1991, с. 196.
- ↑ Ермолов, 1901, с. 268.
Литература
- Май / Агапкина Т. А., Валенцова М. М., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 166–170. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Класть // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный месяцеслов. — 691 с.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
- Мельников-Печёрский П. И. В лесах. Книга вторая. — М., 1875.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Проблемы трансмиссии и бытования этнокультурных традиций славянского населения Сибири XVIII–XX вв. / Под ред. Ф. Ф. Болонева. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2005. — 156 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-86089-086-9.
- Словарь русских народных говоров. Выпуск 37. Свято-Скимяга. — СПб.: Наука, 2003. — 416 с. — ISBN 5-02-028551-X.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
- Юдин В. Н. Дни величальные: страницы народного христианского календаря. — Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1992. — 318 с. — ISBN 5-7633-0479-9.
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
- Воропай О.[укр.]. Звичаї нашого народу. — К.: АВПТ «Оберіг», 1993. — 507 с. (укр.)
- Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)