Болотник (мифология)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Болотник
Мифология восточнославянская
Местность злой дух-хозяин болота
Алексей Саврасов. Лунная ночь. Болото. 1870 год

Боло́тник (белор. балотнік, укр. болотяник) — злой дух-хозяин болота в восточнославянской мифологии. На Русском Севере обычно говорили о женском духе болота, его хозяйке — боло́тнице.[⇨] Внешний вид болотника описывали по-разному: это то неподвижно сидящее на дне болота грязное толстое безглазое существо, то мохнатый человек с длинными руками и хвостом; болотница представлялась как девушка или как старуха.[⇨] В основном считалось, что болотник относится к человеку агрессивно, стремится заманить в трясину и утопить.[⇨] Сведения о болотниках и болотницах немногочисленны, их образы смешивались с образами лесных и водных персонажей и прочей нечистой силы.[⇨] Между тем, болото в представлениях славян выступало местом обитания многочисленной нечисти, прежде всего чертей.[⇨]

Названия

Другие названия: боло́тный[1][2], болотный дедко[2], шут болотный[2], болотный чёрт[1], болотный леший, царь болотный[3], боло́то; а также анцыбал[1][3][4]/анцибул/анцибалка/анциболит/анчибал/анчибол[4], зы́бочник[4], ко́чечный[3], о́мутный[4]; белор. балотнік[5]; укр. болотя́ник[1][2][3][6], анцибол[4][7], нете́ча[3][4][8], очеретяник (от очерет — «тростник»)[6]. Анцыбал — по одной версии является давним заимствованием из балтийских языков, сопоставляемым с лит. ančiabalis — «утиное болото»; по другой версии, это заимствование чешского ančibél, которое могло быть результатом контаминации слов antikrist — «антихрист», и d’abel — «чорт», а сближение концевой части с болотом произошло позднее[4][7]; по третьей версии, это результат стягивания выражений антихрист болотный, антип болотный, антий болотный через промежуточное анциболотник и анциболот[4]. На Русском Севере обычно говорили о женском духе болота, его хозяйке, хозяйке тундры — боло́тнице[1][2][3], болотной бабе[1][3].

Впрочем, сведения о болотниках и болотницах немногочисленны[1]. Нередко обитающего на болоте духа считали всего лишь разновидностью водяного, лешего[1][2][3] или чёрта, а образ болотницы смешивался с образами лешачихи[1], «вольной старухи»[1], русалки[1][9], водянихи и кикиморы болотной[9].

Внешний облик

Образ болотного духа довольно неопределённый и расплывчатый[1]. По представлениям Витебской губернии, болотные духи — это неподвижно сидящие на дне болота угрюмые неповоротливые безглазые толстые существа, покрытые грязью, водорослями, улитками, насекомыми и рыбьей чешуёй[2][10]. По одному из русских описаний, это поросший серой шерстью человек с длинными руками и длинным закрученным хвостом[1][2]. В современных записях из Гомельской области болотника описывают как грязное, маленькое, безглазое существо с гнилыми зубами; как толстого мужчину с большими глазами; как подвижный пень; как студнеобразное существо с красными глазами; как бесформенную живую болотную грязь; как чёрта[5].

В Витебской губернии выделяли несколько видов болотной нечисти. Оржа́виник обитает в богатых железной рудой болотах (оржавинях), это существо с грязно-рыжей шерстью, толстым пузом и тонкими ногами.[2][8][10] Ба́гник живёт в торфяных болотах (багнах), никогда не появляется на поверхности, а только хватает людей за ноги, заметить его можно по поднимающимся из глубины пузырькам и по иногда видимым на болоте бледным огонькам[2][10]. На поверхности в зарослях лозняка[10] живут ло́зники, лозатые, или лозовики[3][10] — маленькие игривые существа цвета лозы, ради забавы запутывающие путников в кустах, а иногда и заводящие их в водяное оконце, после чего сами помогающие им выбраться; в связи с их малым размером и безвредностью, уничтожающие остальную нечисть молнии убивают их разве что случайно[10]. Есть также виро́вник (вир — «глубокое место в болоте, реке»)[3][8] и просто болотник[2][8][10]. В этой губернии считалось, что, в отличие от другой нечистой силы, болотные духи не способны менять свой облик и не боятся молний, так как, соприкасаясь с поверхностью болота, те якобы теряют свою силу[2][10].

В Вологодской губернии болотница могла представляться в виде старухи с головой «что кузов»[1]. Иногда считалось, что болотница любит петь[11]. Современные жители Нижегородской области считают, что болотница косматая, страшная и зелёная, всё время сидит в болоте, выходя только ночью[9].

Образ жизни

Фёдор Васильев. Болото в лесу. 1872 год

Считалось, что болотник и болотница заманивают человека или животное в трясину, где тот погибает[1][2][3][5]. Болотнику приписывали любые звуки болота: чтобы заманить человека, он крякает как утка, булькает как тетерев, ревёт как корова (голос выпи), стонет или хохочет (голоса белой куропатки и бекаса на току)[2][5][10][12]. Также болотник с целью заманить путника зажигает на болоте огни по ночам (Новгородская губерния)[1], выращивает цветы с манящим ароматом (Гомельская область)[5]. Когда человек уже окажется в трясине, болотник хватает его за ноги и медленно, но неотвратимо утаскивает на глубину[2][10]. Чтобы не привлечь болотника, украинцы старались по ночам не играть на сопелке[2][6]. В Витебской губернии предполагали, что болотники выращивают дурманящий багульник, пробивают болотные оконца, скрывая их растительностью, загоняют в них рыбу как приманку[10]. Особенно опасен болотник для пьяных[5][10]. В Череповецком уезде Новгородской губернии считалось, что болотные черти портят брёвна для постройки дома, когда их перевозят через болото, если из них построить дом, то в нём будут происходить несчастья[1].

Украинцы Воронежской губернии и современные белорусы Гомельской области рассказывали, что болотник приглашает к себе прохожих, заводит их в прекрасные комнаты, в которых играет музыка, угощает их, танцует с ними, дарит им подарки, однако, когда они приходят в себя, оказывается, что они всё это время сидели в болоте, а вместо подарков у них какой-то мусор[5][6]. В истории из Лубенского уезда Полтавской губернии мужчина увидел издалека болотника, сидящего в глубокой луже на дороге, тот мял кожу и пел, а после начал шить ботинки; когда же человек подошёл поближе, болотник нырнул в болото и запретил человеку приближаться, если тот не хочет, чтобы с ним приключилась беда[6].

В Витебской губернии считалось, что у болотника нет семьи[2][10], а в Лубенском уезде Полтавской губернии напротив рассказывали о повитухах, помогавших при родах болотнице и щедро вознаграждённых за это[6]. Происхождение болотников, согласно народным легендам, то же, что и у остальной нечистой силы: это скинутые Богом с неба падшие ангелы или создания Сатаны[2]. Болотники погибают при замерзании болота зимой и при его осушении[2][10].

Другие болотные персонажи

Архип Куинджи. Лесное болото. 1898—1908 годы

Восточные и западные славяне относились к болотам как к опасным и «нечистым» местам, где обитают черти, бесы и другие демоны[1][2][4][8]. Само происхождение болот в Витебской губернии связывали с землёй, которую во время создания Богом суши чёрт спрятал себе в рот, а потом выплюнул[8]. В мифологических рассказах, на болота, в топи, человека заводят чёрт, болотные, водяные, лесные духи, заложные покойники, блуждающие огоньки и др.[8].

C болотом как местом обитания нечистой силы связаны такие славянские пословицы и поговорки: русские — «Было бы болото, а черти будут»[1][2][4][8], «Не ходи при болоте — чёрт уши обколотит»[1][2][8], «Всякий чёрт своё болото хвалит»[1][4], «Всякому чёрту вольно в своём болоте бродить»[3], «В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся»[1][3][4][8], «Навели на беса, как бес на болото», «Ходит чёрт по мхам, по борам, по болотам», «Иной ворочает в доме, как чёрт в болоте»[4]; украинские — «Сидит как чёрт на деньгах в болоте», «Правит, как чёрт болотом», «Ганя (бегает), як чорт по болоту», «Как в болоте не без чёрта, так в селе не без водки»; белорусские — «Одного болота черти», «Вытаращился как чёрт болотный»; польские — «Болото без чёрта не обойдётся», «Зачем, чёрт, в болоте сидишь? — Привык». Болото часто фигурирует в проклятьях и брани: белорусские — «Чтоб тебя унесло в болото», «Чорт (ты) балотны!», «Собака с горелого болота!», «Чёрт палёный с бурого болота», «Иди ты в омут, в болото», «Иди ты к цмоку[белор.], к болотнику»; украинские — «Чтоб тебя понесло по дебрям, та по болотам!»; польские — «Иди, чёрт, иди за леса, за горы, на болото, на перекрёстки». На болота в заговорах отсылали нечистую силу[2][8]: белорусские — «Куры-кураницы, возьмите Йванковы начницы, несите на мха, на болота», «…на моховом болоте перебывайте»; украинские — «Иди себе на камыши, на болота», «Пускай плохое идёт на леса, на болота»[8].

Новгородская Кормчая книга XIII века упоминает, что восточные славяне — язычники приносили жертвы болотам[2][8]. В XIX веке восточные славяне в ритуальных целях выбрасывали на болота «нечистые» предметы: старый веник, святочный мусор, вещи покойника, горшок с водой, которой его обмывали. На болотах в некоторых местах хоронили самоубийц и других заложных покойников, а на место могилы складывали ветки и камни[8].

В западнославянской традиции болото считалось местом обитания следующих представителей нечистой силы. В Силезии и Великой Польше болотным духом называли рокиту[польск.], принимавшего облик коня, мужика или блуждающего огня и заманивавшего путников в трясину. По кашубским поверьям, блотник — это злой дух, появляющийся в образе чёрного мужика с фонарём в руках, который, освещая дорогу путникам, сбивал их с пути и заводил в болото. На болоте обитали или скрывались польские богинки[польск.]*, похищающие младенцев[2][8]. На болоте показывался польский latawiec в виде огненного шара. Жители Карпат верили, что заманивать человека в болото и сталкивать его в воду могли стригони. У южных славян мифологическое место болота занимают горы, лес и пустошь[8].

В художественных произведениях

Образы болотника и болотницы появляются в ряде произведений восточнославянской литературы. В романе «В лесах» П. И. Мельникова-Печерского болотница на основе поверий Нижегородской губернии[1] изображена в виде красивой девушки, но вместо ног у неё покрытые чёрным пухом гусиные лапы[1][3], которые она прячет, поджимая под себя, когда сидит на большой кувшинке; у неё бледная кожа и красивые пышные тёмные волосы; завидев путников, болотница приманивает их, изображая утопление и обещая дары за освобождение, а подошедших топит[13]. В цикле сказок «Посолонь» (1907) Алексея Ремизова Болотница — это демон болезни, выскакивающий с болотной кочки[14]. В романе «На берегах Ярыни» (1930) Александра Кондратьева Болотник является повелителем болота в услужении у которого находятся утопленники, это человекообразное пузатое существо с выпученными глазами[15]. В новелле «Времена года» (1970) Владимира Дрозда Болотник не лишён положительных черт, так он помогает своему родичу Домовому[16].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 Власова М. Н. Болотная баба; Болотник; Болотница // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 622 с. — (Русские традиции). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-91181-705-3.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 2,24 Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — С. 153—154, 349—351, 501. — 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-271-00676-X, ISBN 5-17-002811-3.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Новичкова Т. А. Болотник // Русский демонологический словарь. — СПб.: Петербургский писатель, 1995. — С. 59. — 640 с. — 4100 экз. — ISBN 5-265-02803-X.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Зубов М. І. Кілька етимологічних зауважень до назв слов’янських міфологічних персонажів // Мовознавство. — 2010. — № 2—3. — С. 120—121. — ISSN 0027-2833. (укр.)
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июля 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июля 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.  (белор.)
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Гнатюк В. М. Останки передхристиянського релігійного світогляду наших предків: Болотяник (очеретяник) // Етнографічний збірник[укр.]. Т. XXXIII. Знадоби до української демонології, т. II, випуск 1. — Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка, 1912. — С. XXII—XXIII, 182. Архивная копия от 11 апреля 2016 на Wayback Machine  (укр.)
  7. 7,0 7,1 Коротич Ю. П. Лексика на позначення нечистої сили в мовній картині світу українців // Актуальні проблеми української лінгвістики: теорія і практика. — 2005. — Вып. 11. — С. 143.  (укр.)
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 8,12 8,13 8,14 8,15 Болото / Н. И. Толстой // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 228—229. — ISBN 5-7133-0704-2.
  9. 9,0 9,1 9,2 Любова Е. Ю. Мифологема «русалка» в говорах Нижегородской области // Научный диалог. — 2015. — 12 (48). — С. 112. — ISSN 2227-1295. (недоступная ссылка)
  10. 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 10,13 Никифоровский Н. Я. Болотники, багники, оржавеники, лозники // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 80—85.
  11. Brougher V. G. Appendix: Bolotnitsa // Kondratiev A. On the Banks of the Yarin. — Peter Lang, 2004. — P. 214. — 227 p. — (Middlebury Studies in Russian Language and Literature. Vol. 28. ISSN 0888-8752). — ISBN 0-8204-6746-4. Архивная копия от 29 января 2012 на Wayback Machine  (англ.)
  12. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян / Отв. ред. С. М. Толстая. — М.: Индрик, 2000. — С. 128. — 432 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-110-4. Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine
  13. Мельников-Печерский П. И. Книга первая: Глава пятнадцатая // В лесах (1871—1875). — М., 1976. — (Собр. соч. в 8 т.). Архивная копия от 4 августа 2016 на Wayback Machine
  14. Апоненко И. Н. Особенности наименования персонажей в цикле сказок «Посолонь» А. М. Ремизова // Вісник Дніпропетровського університету. Сер.: Мовознавство. — 2014. — Т. 22, вып. 20 (1). — С. 9—17.
  15. Кравцова В. А. Духи водного пространства в демонологическом романе А. А. Кондратьева «На берегах Ярыни» // Славянская мифология и этнолингвистика: сборник научных статей / Редкол.: В. И. Коваль (отв. ред.) и др.. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. — С. 150—153. — ISBN 978-985-577-079-5. Архивная копия от 17 августа 2016 на Wayback Machine
  16. Ясинецька О. Суперечливість образів новели Володимира Дрозда «Пори року» в оригіналі та перекладі // Науковий вісник Східноєвропейського національного університету імені Лесі Українки. Філологічні науки. Літературознавство. — 2014. — № 9. — С. 154.  (укр.)

Литература

Обзорная литература

Подборки мифологических рассказов