Жемина

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жемина
Žemyna
Современный истукан ЖеминыСовременный истукан Жемины
Мифология литовская
Тип богиня земли
Толкование имени от лит. «zeme» — «земля»
Занятие богиня земли и плодородия
Отец Менес
Мать Сауле
Братья и сёстры Земникас
Супруг Перкунас
Связанные персонажи Велю мате, Лайма
Связанные события ритуал плодородия žemyneliauti
Упоминания Ян Ласицкий (1582), Микалоюс Даукша (1653), Матфей Преторий, Яков Бродовский (1740)

Жеми́на или Жямина (лит. Žemyna: от «zeme» — «земля») — в литовской мифологии богиня земли; персонификация земли[1]. Нередко ее называли Zemele — «землица», в то же время, слово zemyna употреблялось по отношению к самой земле[2].

Жемину упоминали Ян Ласицкий (1582), Микалоюс Даукша (1653), Матфей Преторий, Яков Бродовский (1740), а также описания мифов, легенд, молитв[3].

Пантеон

Жемина является дочерью солнечной богини Сауле и Луны (лит. Mėnuo/Mēness). Её братом-близнецом считается Земникас (лит. Žemėpatis), который руководит садами, а Жемина — полями. В фольклоре выступает как жена громовержца Перкунаса и занимает в пантеоне второе место после него.[1] Они составляли типичную индоевропейскую пару матери-земли и отца-неба[4].

Функции

Жемина считалась богиней плодородия, всего живого, сельскохозяйственных культур и всей растительности. Жемина также имела власть над змеями. К земле часто обращались в заговорах, в частности, от укуса змей.[1]

Считалось, что всё рождённое землёй туда и возвратится, поэтому Жемина принимала мёртвых, разделяя обязанности с повелительницей мира мёртвых Велю мате. В ряде текстов указывается, что Жемина вместе с богиней судьбы Лаймой определяет дату рождения человека[5]. Земля - родительница всего живого, и из ее чрева выходят все порождения живого хтонического мира, основная функция Жемины - давать жизнь. [2]

После христианизации Литвы функции Жемины перенял культ Девы Марии[3].

Обрядовость

Матфей Преторий описал ритуал žemyneliauti, справляемый на свадьбах или после сбора урожая. Окропив почву со словами «Дорогая Земля, ты даёшь мне, и я даю тебе», глава дома выпивал кружку пива и клал в борозду хлеб.[1] Затем он резал курицу или петуха, которого готовили и съедали семьёй за праздничным столом. Каждый член семьи получал в руку ломоть хлеба со словами молитвы и благодарности. Остатки еды и кости посвящались богини (закапывались или сжигались)[3]. Такой обряд совершали в важные этапы жизни человека: рождение, свадьба, смерть.

Другой записанный обряд говорит о предании земле в поле чёрного поросёнка и хлеба, испечённого из последней муки предыдущего сезона, перед посевом нового урожая. Землю целовали, приговаривая молитву: «Что пришло из земли, в землю и вернётся!». Такой обряд сохранялся вплоть до начала XX века[5][6].

Праздник Жемины отмечали весной перед посадкой или осенью после жатвы.

Целование земли присутствовало на свадебном торжестве, когда невеста прощалась с родным домом. Также землю целовал человек, собирающийся в дальнюю дорогу: считалось, что тогда он вернётся домой в целости. Старики перед сном целовали землю со словами: «Земля, моя мать, я произошёл от тебя, ты кормишь меня, ты носишь меня и после смерти ты похоронишь меня».[1]

Культ целования земли остался в Литве и после внедрения христианства. Говорили: "Землю поцелуешь или распятие, одинаково будет отпущение грехов". В некоторых литовских деревнях землю целовали после молитв, особенно взрослые настаивали на том, чтобы это делали дети. Около Видукле было принято целовать землю семь или двенадцать раз в день.[2]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Балтийская мифология / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — Мифологический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 736 с. — ISBN 5-85270-068-1. Архивная копия от 16 августа 2017 на Wayback Machine
  2. 2,0 2,1 2,2 Лауринкене Н. Земля-Мать в литовской народной традиции // Балто-славянские исследования. XVIII: Сборник научных трудов. — 2009. — С. 487. Архивировано 3 мая 2019 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Rimantas Balsys. Lietuvių ir prūsų dievai, deivės, dvasios: nuo apeigos iki prietaro. — Klaipėdos universitetas, 2010. — С. 103–114. — ISBN 978-9955-18-462-1.
  4. Dainius Sirutis. Žemyna // Of Gods & Holidays. The Baltic Heritage / Jonas Trinkūnas. — Vilnius: Tvermė, 1999. — С. 80–83.
  5. 5,0 5,1 Marija Gimbutas. The living goddesses. — University of California Press, 2001. — С. 208–209. — ISBN 978-0-520-22915-0.
  6. Pranė Dundulienė. Pagonybė Lietuvoje. Moteriškosios dievybės. — Vilnius: Mokslo in enciklopedijų leidybos institutas, 2008. — С. 111–115. — ISBN 978-5-420-01638-1.

Литература

Ссылки