Антонов (завод)
Серийный завод «Антонов» Серійний завод «Антонов» | |
---|---|
Тип | государственное предприятие |
Год основания | 1920 |
Прежние названия | см. названия завода |
Основатели | В. Ф. Бобров |
Расположение | Украина, Киев, пр. Победы, д. 100/1 |
Ключевые фигуры |
Д. С. Кива (председатель Совета директоров) Н. С. Подгребельный (вице−Президент – Директор филиала ГП «АНТОНОВ» «Серийный завод «АНТОНОВ») |
Отрасль | 3530 — Производство летательных аппаратов и космических летательных аппаратов |
Продукция | Ан-3Т, Ан-3СХ, Ан-32, Ан-32П, Ан-38, Ан-70, Ан-74, Ан-74Т, Ан-74МП, Aн−124−100 «Руслан», Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-225 «Мрия»[1] |
Материнская компания | Государственное предприятие «Антонов» |
Награды | |
Сайт | www.antonov.com |
Серийный завод «Антонов» — государственное предприятие авиационной промышленности Украины, расположенное в г.Киеве.
В данный момент присоединено к АНТК им. О. К. Антонова и переименовано в Филиал Государственного предприятия АНТК им. О. К. Антонова — серийный завод «АНТОНОВ» (сокращённо: Серийный завод «АНТОНОВ»)
История
1920—1991
Государственный авиационный завод № 12 (ГАЗ-12) был создан 9 сентября 1920 года на базе мелких ремонтных мастерских решением Совета Военной Промышленности № 15178[2]. Первым директором завода и фактически его организатором был профессор В. Ф. Бобров.
В первые годы основными направлениями деятельности завода было выполнение ремонта находившихся на вооружении самолётов зарубежного производства и выпуск запасных частей к ним[2].
В 1923 году при заводе было создано конструкторское бюро, которое возглавил К. А. Калинин[2].
В 1925 году завод освоил производство первого самолёта оригинальной конструкции, которым стал 4-х местный пассажирский самолёт К-1. Кроме того, завод выпускал планеры и глиссеры, а в 1931 году освоил производство автожиров[2].
В 1932-1934 годах на заводе был разработан скоростной шестиместный пассажирский самолёт ХАИ-1 (выпуск которого был освоен в 1934 году)[2].
После 1937 года заводом были выпущены самолёты ОКО-1, ОКО-2 и ОКО-6 конструкции В. К. Таирова[2].
После начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года завод (находившийся по ул. Гарматной) стал целью немецкой бомбардировки, в дальнейшем, в связи с приближением к городу линии фронта заводское оборудование было вывезено на восток[2].
После освобождения Киева 6 ноября 1943 года завод был восстановлен и выполнял ремонт самолётов По-2 и сборку Як-3 и Як-9.
В 1945 году заводу было поручено производство вертолётов конструкции Братухина, но это решение выполнено не было в связи с началом производства в 1946 году Ми-1, (выпуск которых составил всего 5 штук).
23 августа 1948 года завод приступил к освоению серийного производства самолёта Ан-2[2], на который поступил заказ Министерства авиационной промышленности на выпуск 50 штук в 1949 году (2 из них — в первой половине). Сотрудники ОКБ-153 сталкивались со сложностями в отношениях с руководством завода; из письма Антонова министру авиационной промышленности: «Основной причиной невыполнения плана заводом является крайне низкий уровень организации производства. Участвуя в работе завода, я длительное время наблюдал деятельность директора завода М. Г. Миронова и по-прежнему настаиваю на его замене». В 1950 году директором завода был назначен Петр Шелест, который и способствовал началу массового производства Ан-2. Всего на заводе было изготовлено 3320 таких машин.
В 1954—1956 годах завод изготовил опытный образец военно-транспортного самолёта Ан-8[2].
В 1959—1978 годах на заводе был запущен в серийное производство пассажирский самолёт Ан-24[2]. Всего завод изготовил 1028 этих самолётов различных модификаций.
В 1969—1985 годах завод выпустил 1402 самолёта Ан-26.
В 1974 году завод вошёл в состав Киевского авиационного производственного объединения[2].
В 1979—2003 годах завод изготовил 18 самолётов Ан-124 «Руслан».
С 1979 года завод изготавливает самолёт Ан-32 в различных вариантах исполнения.
В конце 1980-х годов завод был привлечён к участию в программе производства военно-транспортного самолёта Ан-70.
После 1991
В 1994 году завод начал освоение производства троллейбуса «Киевский». Производство троллейбуса продолжалось до 2004 года.
В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[3][4][5].
С 2004 года завод «АВИАНТ» включился в выполнение программы производства самолёта Ан-148, с 2006 года эта программа стала основополагающей для завода. 10 августа 2007 завод получил сертификат одобрения производства Ан-148 и начал его серийное производство (всего выпущено 33 самолёта).
14 марта 2007 года был образован Государственный авиастроительный концерн «Авиация Украины», в состав которого был включён завод «АВИАНТ»[6].
Начавшийся в 2008 году экономический кризис и вступление Украины в ВТО осложнили положение завода. 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошёл в состав Государственного предприятия «Антонов»[7]. Для обеспечения финансирования инвестиционных проектов завода и обеспечения выполнения работ по импортным контрактам 22 апреля 2009 года заводу выделили 90 млн гривен из средств Стабилизационного фонда Украины[8], а 17 июля 2009 года правительство Украины разрешило заводу выпустить облигации на сумму 858 млн гривен[9]. Процесс объединения был окончательно завершён в декабре 2009 года, в 2010 году долги предприятия были погашены[10].
9 июня 2010 года Кабинет министров Украины принял постановление № 405, в соответствии с которым завод вошёл в перечень предприятий авиапромышленности Украины, получающих государственную поддержку[11].
В 2011 году завод начал серийное производство самолёта Ан-158.
Уже в 2016 году «Антонов» не выпустил ни одного самолёта, причиной является разрыв украинской стороной кооперации с Россией и прекращение закупки российских комплектующих[12].
Отсутствие опыта создания самолётов большой грузоподъёмности, и потребность в таковых, побудили КНР заключить контракт с КБ «Антонов» и «Мотор Сич». В провинции Шэньси строятся производственные цеха и жильё для сотрудников украинской компании, где они будут жить вместе с семьями[13]. Покупка технологий позволит ВВС НОАК полностью избавиться от зависимости от закупок иностранных самолётов, как например, при создании самолёта ДРЛО KJ-2000.
С 2010 года "Антонов" произвёл лишь 12 самолётов, причём с 2014 года лишь две единицы, которые фактически были собраны в 2014 году. [14]
Названия завода
- 9 сентября 1920 года завод получил название «Киевский государственный авиазавод № 12» (ГАЗ-12).
- В 1922 году завод был переименован в «РЕМВОЗДУХ-6».
- В 1931 году завод был переименован в «Завод № 43».
- В 1944 году завод был переименован в «Завод № 473» (Организация п/я 11).
- В 1967 году завод был переименован в «Киевский авиационный завод».
- 30 апреля 1974 года завод был переименован в «Киевское авиационное производственное объединение».
- 5 августа 1992 года завод был переименован в "Государственное предприятие «Киевский авиационный завод».
- 27 сентября 1995 года завод был переименован в "Киевский государственный авиационный завод «АВИАНТ».
- 11 января 2005 года завод был переименован в Государственное предприятие "Киевский авиационный завод «АВИАНТ».
- 11 января 2010 года в связи с присоединением к АНТК им. О. К. Антонова завод был переименован в Филиал государственного предприятия «Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова» — серийный завод «АНТОНОВ».
Продукция
Название | Описание | Годы производства | Единиц произведено |
К-1 | Первый в СССР серийный пассажирский самолёт | 1925 | 1 (опытный образец) |
Гриф | Планёр | 1929 | 1 |
4-ЭА | Автожир | 1932 | 1 |
ХАИ-1 | Скоростной шестиместный пассажирский самолёт | 1932—1934 | 43 |
ОКО-1 | Пассажирский самолёт конструкции В. К. Таирова. | 1937 | 1 (опытный образец) |
ОКО-6 | Тяжёлый истребитель сопровождения конструкции В. К. Таирова. | 1939 | 1 (опытный образец) |
Та-1 | Тяжёлый истребитель сопровождения конструкции В. К. Таирова. | 1940 | 1 (Опытный образец) |
Та-3 | Тяжёлый истребитель сопровождения конструкции В. К. Таирова. | 1941 | 1 (опытный образец) |
Як-9 | Истребитель | 1944—1945 | Порядка 300 (агрегатная сборка) |
Як-3 | Истребитель | 1944—1945 | Порядка 150 (агрегатная сборка) |
Г-3 | Многоцелевой вертолёт | 1946—1947 | 7 (Опытная партия) |
Г-4 | Многоцелевой вертолёт | 1946—1948 | 4 (Опытная партия) |
Ми-1 | Многоцелевой вертолёт | 1947—1948 | 5 (Опытная партия) |
Ан-2 | Лёгкий многоцелевой самолёт | 1948—1963 | 3320 |
Ан-8 | Военно-транспортный самолёт | 1954—1956 | 1 (Опытный образец) |
Ан-24 | Пассажирский турбовинтовой самолёт | 1959—1978 | 1028 |
Ан-12 | Военно-транспортный самолёт | 1959-1962 | 154 |
Ан-26 | Военно-транспортный самолёт | 1969—1985 | 1402 |
Ан-30 | Самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки | 1973—1979 | 123 |
Ан-72 | Многоцелевой транспортный самолёт | 1976—1979 | 5 (Опытная партия) |
Ан-124 «Руслан» | Крупнейший серийный грузовой самолёт в мире | 1979—2003 | 18 |
Ан-225 «Мрия» | Крупнейший самолёт в мире | 1988—2001 | 1 |
Ан-32 | Военно-транспортный многоцелевой самолёт | С 1979 года по настоящее время | 361 |
Ан-70 | Среднемагистральный грузовой самолёт | С конца 1980-х годов до настоящего времени | 1 |
Ту-334 | Ближнемагистральный пассажирский самолёт | 1999—2003 | 2 |
Ан-148 | Ближнемагистральный пассажирский самолёт | С 2007 года по настоящее время | 4[15] |
Ан-158 | Ближнемагистральный пассажирский самолёт | С 2011 года по настоящее время | 7 |
Ан-178 | Ближнемагистральный транспортный самолёт | С 2015 года по настоящее время | 1 (4 в стадии строительства) |
Также в 1994—2008 гг. «АВИАНТ» изготовил 93 троллейбуса «Киевский».
Директора завода
- Бобров, Викторин Флавианович (1920—1922)
- Герасименко-Ленский В. А. (1922—1927)
- Петров-Горбенко А. В. (1927—1928)
- Бовтуто К. П. (1928—1929)
- Фролов С. И. (1929)
- Пивоварчук А. Х. (1929—1931)
- Чвертко В. М. (1931—1933)
- Исаков И. А. (1933—1939)
- Смирнов В. В. (1939—1940)
- Свердлов К. С. (1940—1941)
- Пенек В. М. (1944—1945)
- Дудник Е. П. (1945—1946)
- Миронов М. Г. (1946—1950)
- Шелест, Пётр Ефимович (1950—1954)
- Степанченко, Василий Алексеевич (1954—1958)
- Ивченко А. Г. (1958—1962)
- Олешко, Василий Григорьевич (1963—1965)
- Степанченко, Василий Алексеевич (1965—1979)
- Донец, Анатолий Дмитриевич (1979—1987)
- Малашин, Анатолий Максимович (1987—1993)
- Харлов, Александр Иванович (1994—1999)
- Пелых, Василий Константинович (2000—2003)
- Шевченко, Олег Степанович (2003—2005)
- Козорезов, Валерий Федорович (2005)
- Шевченко, Олег Степанович (2005—2007)
- Донец, Александр Дмитриевич (2007—2008)
- Козорезов, Валерий Федорович (2008—2009)
- Подгребельный, Николай Семенович (с 2009)
Награды
- 8 сентября 1970 года за достигнутые успехи в производстве авиационной техники завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[2].
- 15 октября 1980 года завод был награждён Международной премией «Золотой Меркурий» в знак особого признания вклада в развитие производства и международного сотрудничества.
- В 1995 году завод награждён Международной наградой «Факел Бирмингема» за успешное экономическое выживание и развитие в условиях социально-экономического кризиса.
См. также
- Государственная самолётостроительная корпорация «Национальное объединение „Антонов“» (ОКБ-153)
Примечания
- ↑ Самолеты ГП «АНТОНОВ» (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2012. Архивировано 13 сентября 2012 года.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Киевское авиационное производственное объединение имени 50-летия Октября // Украинская Советская Энциклопедия. том 5. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр.48-49
- ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 911 вiд 21 серпня 1997 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави» . Дата обращения: 3 февраля 2016. Архивировано 26 декабря 2018 года.
- ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 1346 вiд 29 серпня 2000 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави»
- ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 1734 вiд 23 грудня 2004 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави» . Дата обращения: 3 февраля 2016. Архивировано 12 апреля 2017 года.
- ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 428 вiд 14 березня 2007 р. «Про утворення державного авіабудівного концерну „Авіація України“»
- ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 1014 вiд 30 жовтня 2008 р. «Питання державного авіабудівного концерну „Авіація України“» . Дата обращения: 3 февраля 2016. Архивировано 1 августа 2017 года.
- ↑ Кабмин выделит из стабфонда 260 млн грн. авиапредприятиям (недоступная ссылка) // еженедельник «2000» от 25 апреля 2009
- ↑ Два авиазавода выпустят облигаций почти на 2,5 млрд грн. (недоступная ссылка) // еженедельник «2000» от 19 июля 2009
- ↑ Сергей Александров. О «крыльях Родины» без эмоций (недоступная ссылка) // еженедельник «2000» № 45 (533) от 12-18 ноября 2010
- ↑ Кабмин утвердил перечень самолётостроительных предприятий, которым будет предоставлена господдержка Архивная копия от 26 июня 2015 на Wayback Machine // РБК — Украина, 10 июня 2010
- ↑ «Антонов» прекратил выпуск самолётов из-за разрыва кооперации с РФ Архивная копия от 29 апреля 2018 на Wayback Machine // РГ, 9 сентября 2016
- ↑ Максим Казанин. Заробитчане в Поднебесной . www.vpk-news.ru. Ассоциация Военно-промышленных компаний (26 июля 2017). Дата обращения: 20 августа 2017. Архивировано 20 августа 2017 года.
- ↑ За останні 10 років «Антонов» побудував 12 літаків. Керівник пояснює, чому так мало | Громадське телебачення (укр.). hromadske.ua. Дата обращения: 12 сентября 2021. Архивировано 12 сентября 2021 года.
- ↑ [1] Архивная копия от 19 октября 2012 на Wayback Machine // avianews.com