Антонов (завод)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Киевский авиационный завод»)
Серийный завод «Антонов»
Серійний завод «Антонов»
Тип государственное предприятие
Год основания 1920
Прежние названия см. названия завода
Основатели В. Ф. Бобров
Расположение  Украина, Киев, пр. Победы, д. 100/1
Ключевые фигуры Д. С. Кива (председатель Совета директоров)
Н. С. Подгребельный (вице−Президент – Директор филиала ГП «АНТОНОВ» «Серийный завод «АНТОНОВ»)
Отрасль 3530 — Производство летательных аппаратов и космических летательных аппаратов
Продукция Ан-3Т, Ан-3СХ, Ан-32, Ан-32П, Ан-38, Ан-70, Ан-74, Ан-74Т, Ан-74МП, Aн−124−100 «Руслан», Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-225 «Мрия»[1]
Материнская компания Государственное предприятие «Антонов»
Награды Орден Трудового Красного Знамени
Сайт www.antonov.com

Серийный завод «Антонов» — государственное предприятие авиационной промышленности Украины, расположенное в г.Киеве.

В данный момент присоединено к АНТК им. О. К. Антонова и переименовано в Филиал Государственного предприятия АНТК им. О. К. Антонова — серийный завод «АНТОНОВ» (сокращённо: Серийный завод «АНТОНОВ»)

История

Административное здание завода

1920—1991

Государственный авиационный завод № 12 (ГАЗ-12) был создан 9 сентября 1920 года на базе мелких ремонтных мастерских решением Совета Военной Промышленности № 15178[2]. Первым директором завода и фактически его организатором был профессор В. Ф. Бобров.

В первые годы основными направлениями деятельности завода было выполнение ремонта находившихся на вооружении самолётов зарубежного производства и выпуск запасных частей к ним[2].

В 1923 году при заводе было создано конструкторское бюро, которое возглавил К. А. Калинин[2].

В 1925 году завод освоил производство первого самолёта оригинальной конструкции, которым стал 4-х местный пассажирский самолёт К-1. Кроме того, завод выпускал планеры и глиссеры, а в 1931 году освоил производство автожиров[2].

В 1932-1934 годах на заводе был разработан скоростной шестиместный пассажирский самолёт ХАИ-1 (выпуск которого был освоен в 1934 году)[2].

После 1937 года заводом были выпущены самолёты ОКО-1, ОКО-2 и ОКО-6 конструкции В. К. Таирова[2].

После начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года завод (находившийся по ул. Гарматной) стал целью немецкой бомбардировки, в дальнейшем, в связи с приближением к городу линии фронта заводское оборудование было вывезено на восток[2].

После освобождения Киева 6 ноября 1943 года завод был восстановлен и выполнял ремонт самолётов По-2 и сборку Як-3 и Як-9.

В 1945 году заводу было поручено производство вертолётов конструкции Братухина, но это решение выполнено не было в связи с началом производства в 1946 году Ми-1, (выпуск которых составил всего 5 штук).

23 августа 1948 года завод приступил к освоению серийного производства самолёта Ан-2[2], на который поступил заказ Министерства авиационной промышленности на выпуск 50 штук в 1949 году (2 из них — в первой половине). Сотрудники ОКБ-153 сталкивались со сложностями в отношениях с руководством завода; из письма Антонова министру авиационной промышленности: «Основной причиной невыполнения плана заводом является крайне низкий уровень организации производства. Участвуя в работе завода, я длительное время наблюдал деятельность директора завода М. Г. Миронова и по-прежнему настаиваю на его замене». В 1950 году директором завода был назначен Петр Шелест, который и способствовал началу массового производства Ан-2. Всего на заводе было изготовлено 3320 таких машин.

В 1954—1956 годах завод изготовил опытный образец военно-транспортного самолёта Ан-8[2].

В 1959—1978 годах на заводе был запущен в серийное производство пассажирский самолёт Ан-24[2]. Всего завод изготовил 1028 этих самолётов различных модификаций.

В 1969—1985 годах завод выпустил 1402 самолёта Ан-26.

В 1974 году завод вошёл в состав Киевского авиационного производственного объединения[2].

В 1979—2003 годах завод изготовил 18 самолётов Ан-124 «Руслан».

С 1979 года завод изготавливает самолёт Ан-32 в различных вариантах исполнения.

В конце 1980-х годов завод был привлечён к участию в программе производства военно-транспортного самолёта Ан-70.

После 1991

В 1994 году завод начал освоение производства троллейбуса «Киевский». Производство троллейбуса продолжалось до 2004 года.

В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[3][4][5].

С 2004 года завод «АВИАНТ» включился в выполнение программы производства самолёта Ан-148, с 2006 года эта программа стала основополагающей для завода. 10 августа 2007 завод получил сертификат одобрения производства Ан-148 и начал его серийное производство (всего выпущено 33 самолёта).

14 марта 2007 года был образован Государственный авиастроительный концерн «Авиация Украины», в состав которого был включён завод «АВИАНТ»[6].

Начавшийся в 2008 году экономический кризис и вступление Украины в ВТО осложнили положение завода. 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошёл в состав Государственного предприятия «Антонов»[7]. Для обеспечения финансирования инвестиционных проектов завода и обеспечения выполнения работ по импортным контрактам 22 апреля 2009 года заводу выделили 90 млн гривен из средств Стабилизационного фонда Украины[8], а 17 июля 2009 года правительство Украины разрешило заводу выпустить облигации на сумму 858 млн гривен[9]. Процесс объединения был окончательно завершён в декабре 2009 года, в 2010 году долги предприятия были погашены[10].

9 июня 2010 года Кабинет министров Украины принял постановление № 405, в соответствии с которым завод вошёл в перечень предприятий авиапромышленности Украины, получающих государственную поддержку[11].

В 2011 году завод начал серийное производство самолёта Ан-158.

Уже в 2016 году «Антонов» не выпустил ни одного самолёта, причиной является разрыв украинской стороной кооперации с Россией и прекращение закупки российских комплектующих[12].

Отсутствие опыта создания самолётов большой грузоподъёмности, и потребность в таковых, побудили КНР заключить контракт с КБ «Антонов» и «Мотор Сич». В провинции Шэньси строятся производственные цеха и жильё для сотрудников украинской компании, где они будут жить вместе с семьями[13]. Покупка технологий позволит ВВС НОАК полностью избавиться от зависимости от закупок иностранных самолётов, как например, при создании самолёта ДРЛО KJ-2000.

С 2010 года "Антонов" произвёл лишь 12 самолётов, причём с 2014 года лишь две единицы, которые фактически были собраны в 2014 году. [14]

Названия завода

  • 9 сентября 1920 года завод получил название «Киевский государственный авиазавод № 12» (ГАЗ-12).
  • В 1922 году завод был переименован в «РЕМВОЗДУХ-6».
  • В 1931 году завод был переименован в «Завод № 43».
  • В 1944 году завод был переименован в «Завод № 473» (Организация п/я 11).
  • В 1967 году завод был переименован в «Киевский авиационный завод».
  • 30 апреля 1974 года завод был переименован в «Киевское авиационное производственное объединение».
  • 5 августа 1992 года завод был переименован в "Государственное предприятие «Киевский авиационный завод».
  • 27 сентября 1995 года завод был переименован в "Киевский государственный авиационный завод «АВИАНТ».
  • 11 января 2005 года завод был переименован в Государственное предприятие "Киевский авиационный завод «АВИАНТ».
  • 11 января 2010 года в связи с присоединением к АНТК им. О. К. Антонова завод был переименован в Филиал государственного предприятия «Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова» — серийный завод «АНТОНОВ».

Продукция

Название Описание Годы производства Единиц произведено
К-1 Первый в СССР серийный пассажирский самолёт 1925 1 (опытный образец)
Гриф Планёр 1929 1
4-ЭА Автожир 1932 1
ХАИ-1 Скоростной шестиместный пассажирский самолёт 1932—1934 43
ОКО-1 Пассажирский самолёт конструкции В. К. Таирова. 1937 1 (опытный образец)
ОКО-6 Тяжёлый истребитель сопровождения конструкции В. К. Таирова. 1939 1 (опытный образец)
Та-1 Тяжёлый истребитель сопровождения конструкции В. К. Таирова. 1940 1 (Опытный образец)
Та-3 Тяжёлый истребитель сопровождения конструкции В. К. Таирова. 1941 1 (опытный образец)
Як-9 Истребитель 19441945 Порядка 300 (агрегатная сборка)
Як-3 Истребитель 1944—1945 Порядка 150 (агрегатная сборка)
Г-3 Многоцелевой вертолёт 19461947 7 (Опытная партия)
Г-4 Многоцелевой вертолёт 1946—1948 4 (Опытная партия)
Ми-1 Многоцелевой вертолёт 1947—1948 5 (Опытная партия)
Ан-2 Лёгкий многоцелевой самолёт 1948—1963 3320
Ан-8 Военно-транспортный самолёт 19541956 1 (Опытный образец)
Ан-24 Пассажирский турбовинтовой самолёт 19591978 1028
Ан-12 Военно-транспортный самолёт 1959-1962 154
Ан-26 Военно-транспортный самолёт 19691985 1402
Ан-30 Самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки 19731979 123
Ан-72 Многоцелевой транспортный самолёт 1976—1979 5 (Опытная партия)
Ан-124 «Руслан» Крупнейший серийный грузовой самолёт в мире 1979—2003 18
Ан-225 «Мрия» Крупнейший самолёт в мире 19882001 1
Ан-32 Военно-транспортный многоцелевой самолёт С 1979 года по настоящее время 361
Ан-70 Среднемагистральный грузовой самолёт С конца 1980-х годов до настоящего времени 1
Ту-334 Ближнемагистральный пассажирский самолёт 1999—2003 2
Ан-148 Ближнемагистральный пассажирский самолёт С 2007 года по настоящее время 4[15]
Ан-158 Ближнемагистральный пассажирский самолёт С 2011 года по настоящее время 7
Ан-178 Ближнемагистральный транспортный самолёт С 2015 года по настоящее время 1 (4 в стадии строительства)

Также в 1994—2008 гг. «АВИАНТ» изготовил 93 троллейбуса «Киевский».

Директора завода

Удостоверение работника Киевского авиационного завода (конец 60-х — начало 70-х г.г.)

Награды

  • 8 сентября 1970 года за достигнутые успехи в производстве авиационной техники завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[2].
  • 15 октября 1980 года завод был награждён Международной премией «Золотой Меркурий» в знак особого признания вклада в развитие производства и международного сотрудничества.
  • В 1995 году завод награждён Международной наградой «Факел Бирмингема» за успешное экономическое выживание и развитие в условиях социально-экономического кризиса.

См. также

  • Государственная самолётостроительная корпорация «Национальное объединение „Антонов“» (ОКБ-153)

Примечания

  1. Самолеты ГП «АНТОНОВ» (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2012. Архивировано 13 сентября 2012 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Киевское авиационное производственное объединение имени 50-летия Октября // Украинская Советская Энциклопедия. том 5. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр.48-49
  3. Постанова Кабінету міністрів України № 911 вiд 21 серпня 1997 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави». Дата обращения: 3 февраля 2016. Архивировано 26 декабря 2018 года.
  4. Постанова Кабінету міністрів України № 1346 вiд 29 серпня 2000 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави»
  5. Постанова Кабінету міністрів України № 1734 вiд 23 грудня 2004 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави». Дата обращения: 3 февраля 2016. Архивировано 12 апреля 2017 года.
  6. Постанова Кабінету міністрів України № 428 вiд 14 березня 2007 р. «Про утворення державного авіабудівного концерну „Авіація України“»
  7. Постанова Кабінету міністрів України № 1014 вiд 30 жовтня 2008 р. «Питання державного авіабудівного концерну „Авіація України“». Дата обращения: 3 февраля 2016. Архивировано 1 августа 2017 года.
  8. Кабмин выделит из стабфонда 260 млн грн. авиапредприятиям (недоступная ссылка) // еженедельник «2000» от 25 апреля 2009
  9. Два авиазавода выпустят облигаций почти на 2,5 млрд грн. (недоступная ссылка) // еженедельник «2000» от 19 июля 2009
  10. Сергей Александров. О «крыльях Родины» без эмоций (недоступная ссылка) // еженедельник «2000» № 45 (533) от 12-18 ноября 2010
  11. Кабмин утвердил перечень самолётостроительных предприятий, которым будет предоставлена господдержка Архивная копия от 26 июня 2015 на Wayback Machine // РБК — Украина, 10 июня 2010
  12. «Антонов» прекратил выпуск самолётов из-за разрыва кооперации с РФ Архивная копия от 29 апреля 2018 на Wayback Machine // РГ, 9 сентября 2016
  13. Максим Казанин. Заробитчане в Поднебесной. www.vpk-news.ru. Ассоциация Военно-промышленных компаний (26 июля 2017). Дата обращения: 20 августа 2017. Архивировано 20 августа 2017 года.
  14. За останні 10 років «Антонов» побудував 12 літаків. Керівник пояснює, чому так мало | Громадське телебачення (укр.). hromadske.ua. Дата обращения: 12 сентября 2021. Архивировано 12 сентября 2021 года.
  15. [1] Архивная копия от 19 октября 2012 на Wayback Machine // avianews.com

Ссылки