Южмаш

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени А. М. Макарова
Тип Государственное предприятие
Основание 21 июля 1944
Расположение  Украина, Днепр (город) Днепр
ул. Криворожская, 1
Ключевые фигуры Украина Сергей Войт (и.о. директора)
Отрасль производство космической техники,
автомобильная промышленность (МСОК2910)
Число сотрудников 4800
Сайт www.yuzhmash.com
2001, правительства России и Украины на Южмаше
«Зенит-2» на старте 10 декабря 2001. Байконур
Ракета-носитель «Вега» (23 июня 2015), для которой «Южмаш» осуществляет производство двигателя РД-843

Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) — крупное украинское предприятие по производству ракетно-космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в Днепре. Названо в честь Александра Максимовича Макарова, многолетнего директора завода.

История

В 1944 году руководством СССР было принято решение о строительстве новых автомобильных и автосборочных заводов в Кутаиси, Днепропетровске, Одессе, Новосибирске и Иркутске.

После освобождения Днепропетровска, 21 июля 1944 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление о строительстве здесь нового автомобильного завода. Завод был заложен на месте авиамоторного завода, строительство которого было начато перед Великой Отечественной войной, однако не было закончено.

В 1951 году Днепропетровский автозавод вошёл в состав производственного объединения «Южный машиностроительный завод».

Ракета Р-12, созданная на Южмаше, стала самой массовой баллистической ракетой в СССР. Позже началось производство ракеты Р-14, на тот момент она была самой мощной одноступенчатой ракетой в мире.

В 1983—1993 годах на Павлоградском механическом заводеПавлограде), входившем в ПО «Южмаш», производились ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для Боевого железнодорожного ракетного комплекса, стоявшего на вооружении РВСН ВС СССР и ВС России[1].

В 1995 году был подписан контракт на производство ракет-носителей «Зенит» для проекта «Морской старт». В 1999 году в рамках реализации этого проекта состоялся первый запуск ракеты «Зенит». В 2008 году с космодрома «Байконур» прошёл первый запуск ракеты «Зенит» по программе «Наземный старт».[2]

В 2012 году средняя численность сотрудников составляла 10 тыс. человек[3].

13 февраля 2012 года был осуществлён первый запуск ракеты-носителя «Вега», один из двигателей для которой (РД-843) изготавливается на «Южмаше». 12 сентября 2013 года состоялся первый успешный запуск американской ракеты-носителя «Антарес», для которой на «Южмаше» производится часть агрегатов 1-й ступени.[2].

В 2014 году производство РН «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено[4], это нанесло тяжёлый удар по предприятию, которому выпуск «Зенитов» приносил около 80 % выручки. По словам представителя «Южмаша», «два-три заказа на ракеты-носители Зенит в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам».[5][6]. Также прекратилась закупка Россией титановых шар-баллонов[7].

21 января 2015 на заводе произошла забастовка сотрудников. На следующий день заместитель генерального директора заявил, что появились заказы на 20 тракторов и есть средства, после отмены земельного налога для завода. С 25 января 2015 заводские проходные, приказом генерального директора, были закрыты до 2 марта[8]. В июле 2015 помощник гендиректора «Южмаша» Владимир Ткаченко сообщал, что на заводе уже две недели отключена техническая вода, не работают санузлы, имеются задержки с выплатами зарплат работникам предприятия и т. п.[9], долг за электроэнергию достиг 200 млн гривен и «Днепрооблэнерго» ограничила её поставку обесточив 3 из 4 линий электропередачи[10]. 20 ноября делегация НАСА посетила «Южмаш» и обсудила варианты двустороннего сотрудничества[11].

По итогам 2015 года объём реализации продукции «Южмаша» составил всего 585 млн гривен (около $25 млн) (для сравнения — в 2011 году выручка завода равнялась 1,9 млрд гривен или $240 млн)[12][13].

В 2016 году «Южмаш» и «Лирен» заключили два соглашения на поставку стали на сумму 44,60 млн гривен[14]. «Южмаш» в полтора раза увеличил загрузку предприятия[15], однако завод оставался в кризисной ситуации. В частности, сохранялись проблемы с оплатой счетов за электроэнергию, а также с выплатой зарплат[16][17]. Также, в 2016 году Бразилия отказалась от программы по созданию ракеты «Циклон-4», которая осуществлялась с участием «Южмаша» — после этого, по словам директора предприятия Сергея Войта, у «Южмаша» «не осталось ни одной реально действующей национальной космической программы».[18] В декабре 2016 две основные конструкции первой ступени РН Антарес были отгружены для отправки в США[19].

В 2017 году глава Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко так характеризовал состояние «Южмаша»: «После остановки проекта Sea Launch у завода нет серьёзных заказов. <…> По большому счёту, помимо серийной ракеты „Зенит“, у завода на сегодняшний день нет другой точки приложения усилий. Есть какие-то незначительные контракты с иностранными заказчиками, по внутренней кооперации. Но они не могут заместить те объёмы производства, под которые был спроектирован завод. Его инфраструктура и мощности позволяют производить десятки ракет ежегодно, однако мы ни одной ракеты за последних три года не сделали.»[20] В прессе широко обсуждалась оказавшаяся в КНДР технология РД-250.

15 января 2019 года «Южмаш» заключил с «Альфа-Металл» договор на поставку металлов на 80 млн рублей для программы Антарес[21]. В 2019 году российская компания S7, пытавшаяся возобновить работу проекта «Морской старт», прекратила сотрудничество с «Южмашем». В результате у завода вновь образовалась задолженность по зарплате перед своими работниками.[18]

В 2019 году американо-украинская космическая компания «Firefly» предложила заводу «Южмаш» контракт на серийное производство ракетных деталей, среди которых 100 камер сгорания, 500 агрегатов автоматики и 40 турбонасосов. Сумма контракта составила 15 млн долларов[22]. 30 октября был подписан приказ о снятии с должности генерального директора «Южмаша» Войта[23], но уже 31 октября приказ был отменён[24].

15 января 2020 года «Южмаш» заключил с «Альфа-Металл» договор на поставку 88,7 т алюминия на 42,9 млн гривен[источник не указан 845 дней]. В 2020 году был предложен план «корпоратизации» (акционирования) завода[25]. Средняя численность сотрудников уменьшилась до 5400[3].

По состоянию на середину 2020 года «Южмаш» оставался в кризисной ситуации. Имелась задолженность по зарплате и налогам в объёме 210 млн гривен, задолженность за электроэнергию в 30 млн гривен[18]. Численность сотрудников на предприятии уменьшилась до 4,8 тыс.[26] (с 7—8 тыс.. в 2014 году и 55 тыс. в советское время[18], 12 тыс. до 2013 года). Средняя зарплата составляла примерно 6-7 тыс. гривен (около $250), средний возраст работников — около 60 лет.[18]

В том же году «Южмаш» подписал меморандум с южнокорейской фирмой «Caris» на производство 5000 электробусов и 7800 зарядных станций на общую сумму почти 850 млн долларов[27].

В июле 2020 года Верховная рада Украины внесла законпроект № 3697 с изменениями в закон О Государственном бюджете на 2020 год, по которым предполагалось выделение Южмашу 2318,228 млн гривен на погашение долгов перед государством (90 млн гривен по налогам и 6,416 млн гривен по кредиту) и работниками (210 млн гривен по зарплате)[28][29][3]. Из резервного фонда Украины выделили 15 млн гривен на утилизацию хранимого гептила[18].

30 апреля 2021 сообщалось о договорённостях с итальянской компанией Avio[англ.] S.p.A на поставку 10 двигателей для РН «Вега»[30]. 16 июля 2021 было подписано соглашение о сотрудничестве с торгующей металлом компанией «National Building & Marketing Co.» из Саудовской Аравии[31].

13 августа 2021 «Южмаш» отправил в США для Firefly Aerospace габаритно-стыковочный макет первой ступени ракеты «Beta»[32]. Долг перед государственным бюджетом Украины составлял 77,3 млн гривен[33]. 22 сентября Кабинет министров Украины распоряжением № 1146-р согласовал начало реорганизации «Южмаш» в акционерное общество[34][33].

Вечером 15 июля 2022 года российские войска нанесли ракетный удар по «Южмашу» уничтожив цеха по производству комплектующих к ракетам «Точка-У» и ремонту реактивных систем залпового огня[35].

30 сентября 2022 года Воздушно-космические силы России нанесли повторный ракетный удар, которым были уничтожены цеха сборки оперативно-тактических ракет «Гром-2» и «Точка-У»[36].

21 ноября 2024 года в ответ на эскалацию[37][38] по заводу был нанесён удар российской БРСД «Орешник»[39]. Со слов очевидцев были уничтожены цеха изготавливавшие ОТРК «Гром-2» и дальние БПЛА, а также пробиты три подземных этажа по 6 метров каждый, на которых складировались детали и оснастка для баллистических ракет малой дальности стран НАТО, «которые можно было выдать за украинские»[40]. Министерство обороны России выпустило сообщение «Цель пуска ракеты достигнута, все боевые блоки достигли объекта поражения»[41].

Направления деятельности

Первая ступень ракеты «Антарес»

Американская ракета-носитель «Антарес»[42], изготовленная с участием «Южмаша». 16 апреля 2013, Среднеатлантический региональный космопорт, США

«Южмаш» осуществляет производство основной конструкции 1-й ступени американской ракеты-носителя «Антарес»[43]

Двигатель РД-843 для ракеты «Вега»

«Южмаш» осуществляет производство двигателя РД-843 для 4-й ступени ракеты-носителя «Вега». Масса двигателя составляет 16,5 кг, тяга — 0,25 тс.[44]

Сборка троллейбусов МАЗ

На «Южмаше» ведётся сборка троллейбусов белорусского завода МАЗ.[45]

Выпускавшаяся ранее техника

Ракета-носитель «Зенит»

До 2014 года «Южмаш» осуществлял выпуск ракет-носителей «Зенит» для программ «Морской старт» и «Наземный старт». В 2014 году производство «Зенитов» было приостановлено.[13][4]

В июне 2017 года «Южмаш» объявил о подписании контракта с российской компанией S7 на поставку ракет «Зенит» для проекта «Морской старт»[4]. В марте 2019 года СМИ сообщили, что руководство компании S7 Space проинформировало завод «Южмаш» о приостановке и планируемом в дальнейшем расторжении данного контракта[46][47].

Тракторы

В конце 1950-х годов для сокрытия секретного производства ракет и прочей военно-космической продукции, а также в связи с потребностью увеличения производства сельскохозяйственной техники в СССР Минским тракторным заводом Южному машиностроительному заводу была предоставлена документация для производства универсального колёсного трактора МТЗ-5. Его производство на Южмаше началось в 1958 году и продолжалось до 1972 года.

В 1960-е годы на Южмаше было разработано более совершенное семейство колёсных тракторов ЮМЗ-6, которое производилось с 1970 по 2001 годы. Тракторы ЮМЗ-6 стали наиболее массовыми, особенно в строительной отрасли. На них в 1970—1980-е годы устанавливались навесные экскаваторные установки типа ЭО-2621А и ЭО-2621В. Эти тракторы можно было легко отличить от минских по наличию двухцветной окраски.

  • МТЗ-2 (1953—1958), МТЗ-5: МТЗ-5М (1958—1961), МТЗ-5МС (1958—1972), МТЗ-5ЛС (1958—1972)
  • ЮМЗ-6: ЮМЗ-6Л/ЮМЗ-6М (1971—1979), ЮМЗ-6АЛ (1979—1985), ЮМЗ-6АМ (1979—1986), ЮМЗ-6СТЛ (1990), ЮМЗ-6КЛН/ЮМЗ-6КЛМ (1986), ЮМЗ-6Л/ЮМЗ-6М (1975), ЮМЗ-6АКЛ/ЮМЗ-6АКМ (1992), ЮМЗ-6ДЛ/ЮМЗ-6ДМ (1993), ЮМЗ-611 (1985—1990), ЮМЗ-611КЛН/ЮМЗ-611КЛМ (1991)
  • ЮМЗ-615 (2003), ЮМЗ-650 (1991—2000), ЮМЗ-652 (1991—2000), ЮМЗ-6002/СЭШ-6002 (1996)
  • ЗТМ-60Л/ЗТМ-60ЛД (1993), ЗТМ-60ГД (1994), ЗТМ-62 (1993), ЗТМ-62Л/ЗТМ-62М (1995), ЗТМ-82Л/ЗТМ-82М (1994)
  • ЮМЗ-8271 (1998), ЮМЗ-8280 (1998), ЮМЗ-10280 (2000), ЮМЗ-10244 (2003), ЮМЗ-8085 (2003), ЮМЗ-8285 (2003), ЮМЗ 8040, ЮМЗ 8244, ЮМЗ 8080

Прочее

Ракета-носитель «Циклон»[48], спутники («Днепропетровский спутник»), ракетные двигатели, ветряные турбины, оборудование для пищевой промышленности, агрегаты шасси самолетов Ан-140, Ан-148, Ан-158 и др. В июле «Южмаш», по тендеру от «Антонова», заключил контракт стоимостью 294,4 млн гривен на изготовление 15 стоек для самолёта Ан-178-100Р со 2 сентября 2021 до 30 июня 2024 года.[49][50]

Также завод выпускал троллейбусы ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2 и ЮМЗ Е186, Днепр-Т103, Днепр-Т203; автобус А186.

Директора завода

Центральная проходная завода 48°26′18″ с. ш. 34°59′44″ в. д.HGЯO

Шаблон:ЮМЗ map

См. также

Примечания

  1. «Молодец» прятался в поезде стратегического назначения (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 октября 2012. Архивировано 30 декабря 2012 года.
  2. 2,0 2,1 [1] Архивная копия от 2 мая 2018 на Wayback Machine // Южный Машиностроительный Завод
  3. 3,0 3,1 3,2 Рада отсрочила долги «Южмаша» перед бюджетом и нашла 300 миллионов гривень на долги по зарплате. www.unian.net (14 июля 2020). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Космическому контракту не подходят двигатели Архивная копия от 8 мая 2018 на Wayback Machine // Коммерсантъ № 99 (6093) от 06.06.2017
  5. Южмаш теряет 80 % дохода из-за отказа Роскосмоса от ракет Зенит — Korrespondent.net. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 9 мая 2018 года.
  6. Южмаш потеряет 80 % выручки из-за отказа России от «Зенитов». Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
  7. Производство составляющих для ракетных двигателей переедет с Украины в Россию. lenta.ru (26 августа 2014). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  8. «Южмаш» закрыт: всем спасибо, все свободны. svpressa.ru (26 января 2015). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  9. Падение Южмаша: на заводе не работают даже туалеты Архивная копия от 8 мая 2018 на Wayback Machine // Korrespondent.net
  10. «Южмаш» отключают от электроснабжения // «День». — 2015. — 28 июля (№ 132). Архивировано 6 октября 2021 года.
  11. Делегація nasa уперше відвідала кб «Південне» і Південмаш (укр.) (20 ноября 2015). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  12. Кто распространяет слухи о банкротстве «Южмаша»? Архивная копия от 8 мая 2018 на Wayback Machine | Днепровский городской сайт
  13. 13,0 13,1 «Южмаш» застыл в ожидании гособоронзаказа. На сайте компании опубликовали и сразу удалили документы, проясняющие ситуацию на предприятии Архивная копия от 6 февраля 2018 на Wayback Machine // Днепр | ВЕСТИ
  14. «Південмаш» замовив сталь для будівництва ракет у запорізького підприємства (укр.) (21 апреля 2021). Дата обращения: 6 октября 2021.
  15. С. Н. Войт. Южмаш: что было и что будет (5 января 2017). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 12 января 2017 года.
  16. Из-за долгов Южмаша без света могут остаться несколько микрорайонов Днепра. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
  17. В Днепропетровске около 150 сотрудников «Южмаша» требовали погашения долгов по зарплате Архивная копия от 21 февраля 2019 на Wayback Machine // Интерфакс
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 Ю. Корзун, С. Крюкова. Директор "Южмаша" Сергей Войт: "Европа хочет от нас одного – чтоб мы передали чертежи разработок" (рус.), Страна.ua (1 июня 2020). Архивировано 15 июня 2020 года. Дата обращения 6 октября 2021.
  19. "Южмаш" отправляет в США основные конструкции для ракеты-носителя "Antares". inform-ua.info (4 декабря 2016). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  20. И. о. главы ГКАУ: реформа украинской космической отрасли — не дань моде, наша главная задача — выйти на максимально широкое международное сотрудничество Архивная копия от 21 февраля 2019 на Wayback Machine // Интерфакс-Украина
  21. Южмаш купил российского алюминия на 80 миллионов (25 января 2019). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  22. «Южмаш» получил заказ от Firefly Aerospace. Его оценили в $15 млн. Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано 13 июля 2020 года.
  23. За увольнением директора Южмаша стоит КБ "Южное". Вести (1 ноября 2019). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  24. Кабмин уволил главу ГКАУ после его попытки снять гендиректора "Южмаша". Интерфакс-Украина (4 ноября 2019). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  25. Предприниматель Владимир Усов станет главой Государственного космического агентства. Что он будет делать в этой должности? Архивная копия от 10 августа 2020 на Wayback Machine // Бабель, 16 декабря 2019
  26. Число сотрудников на апрель 2020 составляет 4800, по данным https://strana.today/news/260951-zavod-juzhmash-v-dnepre-na-hrani-bankrotstva-iz-za-otsutstvija-hoszakazov-i-dolhov.html Архивная копия от 16 декабря 2021 на Wayback Machine ; другие данные — 5,5 тыс.
  27. Южмаш построит 5 тысяч электроавтобусов совместно с Южной Кореей. Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано 11 июля 2020 года.
  28. Уставной капитал Южмаша пополнится на 2,3 млрд грн за счет бюджетных средств. Дата обращения: 7 сентября 2020. Архивировано 6 октября 2020 года.
  29. «Південмаш» закуповує метал для виробництва ракетоносіїв Antares (укр.) (16 марта 2021). Дата обращения: 6 октября 2021.
  30. Украина поставит Италии 10 двигателей для ракеты-носителя Vega. ТАСС (30 апреля 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  31. Южмаш подписал меморандум о сотрудничестве с саудовской компанией National Building & Marketing Co (23 июля 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  32. Украинский «Южмаш» отгрузил в США первую ступень ракеты Beta. lenta.ru (13 августа 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  33. 33,0 33,1 С. Филатов. Южмаш переведут в статус акционерного общества.. vesti.ua (22 сентября 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  34. Розпорядження Кабінета Міністрів України від 22 вересня 2021 р. № 1146-р "Про погодження перетворення державних підприємств космічної галузі в акціонерні товариства" (укр.) (22 сентября 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  35. Министерство обороны назвало цель ракетного удара в Днепропетровске. Лента.ру (16 июля 2022).
  36. Минобороны заявило об уничтожении цехов по сборке украинских ракет. Лента.ру (30 сентября 2022).
  37. Минобороны: ВСУ ударили шестью ракетами ATACMS по объекту в Брянской области. Первый канал (19 ноября 2024).
  38. Гиперзвуковой эффект: удар «Орешником» по заводу в Днепропетровске стал ответом на эскалацию. Известия (21 ноября 2024).
  39. Заявление Президента Российской Федерации. Kremlin.ru (21 ноября 2024).
  40. Выяснилось, какие разрушения «Орешник» нанес «Южмашу». Московский комсомолец (22 ноября 2024).
  41. Минобороны: все боевые блоки «Орешника» достигли цели. Первый канал (22 ноября 2024).
  42. КБ Южное разработали ступень для успешно запущенной ракеты Антарес. Дата обращения: 29 августа 2019. Архивировано 29 ноября 2020 года.
  43. Южный Машиностроительный Завод. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 9 мая 2018 года.
  44. РД-843. Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 10 мая 2018 года.
  45. Як вмирає «Південмаш»: без Росії не допоміг ні Порошенко, ні Зеленський. Дата обращения: 2 июня 2020. Архивировано 1 июля 2020 года.
  46. Владелец "Морского старта" отменил заказ на ракеты "Зенит". РИА Новости (20190321T0313+0300Z). Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 21 марта 2019 года.
  47. СМИ: хозяин «Морского старта» отменил заказ на украинские ракеты Архивная копия от 27 марта 2019 на Wayback Machine // Взгляд, 21.03.2019
  48. На старых дрожжах. Со дня запуска первой ракеты семейства «Циклон» исполнилось 50 лет. Дата обращения: 29 августа 2019. Архивировано 29 августа 2019 года.
  49. В. Колисниченко. «Южмаш» поставит «Антонову» стойки шасси для Ан-178 на 294,4 млн грн (14 сентября 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  50. Звіт № 2778-1 (договор № 170.009.2021 от 23.07.2021) (укр.). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 15 февраля 2022 года.

Ссылки