Южмаш
Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени А. М. Макарова | |
---|---|
Тип | Государственное предприятие |
Основание | 21 июля 1944 |
Расположение |
Украина, Днепр ул. Криворожская, 1 |
Ключевые фигуры | Сергей Войт (и.о. директора) |
Отрасль |
производство космической техники, автомобильная промышленность (МСОК: 2910 ) |
Число сотрудников | 4800 |
Сайт | www.yuzhmash.com |
Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) — крупное украинское предприятие по производству ракетно-космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в Днепре. Названо в честь Александра Максимовича Макарова, многолетнего директора завода.
История
В 1944 году руководством СССР было принято решение о строительстве новых автомобильных и автосборочных заводов в Кутаиси, Днепропетровске, Одессе, Новосибирске и Иркутске.
После освобождения Днепропетровска, 21 июля 1944 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление о строительстве здесь нового автомобильного завода. Завод был заложен на месте авиамоторного завода, строительство которого было начато перед Великой Отечественной войной, однако не было закончено.
В 1951 году Днепропетровский автозавод вошёл в состав производственного объединения «Южный машиностроительный завод».
Ракета Р-12, созданная на Южмаше, стала самой массовой баллистической ракетой в СССР. Позже началось производство ракеты Р-14, на тот момент она была самой мощной одноступенчатой ракетой в мире.
В 1983—1993 годах на Павлоградском механическом заводе (в Павлограде), входившем в ПО «Южмаш», производились ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для Боевого железнодорожного ракетного комплекса, стоявшего на вооружении РВСН ВС СССР и ВС России[1].
В 1995 году был подписан контракт на производство ракет-носителей «Зенит» для проекта «Морской старт». В 1999 году в рамках реализации этого проекта состоялся первый запуск ракеты «Зенит». В 2008 году с космодрома «Байконур» прошёл первый запуск ракеты «Зенит» по программе «Наземный старт».[2]
В 2012 году средняя численность сотрудников составляла 10 тыс. человек[3].
13 февраля 2012 года был осуществлён первый запуск ракеты-носителя «Вега», один из двигателей для которой (РД-843) изготавливается на «Южмаше». 12 сентября 2013 года состоялся первый успешный запуск американской ракеты-носителя «Антарес», для которой на «Южмаше» производится часть агрегатов 1-й ступени.[2].
В 2014 году производство РН «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено[4], это нанесло тяжёлый удар по предприятию, которому выпуск «Зенитов» приносил около 80 % выручки. По словам представителя «Южмаша», «два-три заказа на ракеты-носители Зенит в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам».[5][6]. Также прекратилась закупка Россией титановых шар-баллонов[7].
21 января 2015 на заводе произошла забастовка сотрудников. На следующий день заместитель генерального директора заявил, что появились заказы на 20 тракторов и есть средства, после отмены земельного налога для завода. С 25 января 2015 заводские проходные, приказом генерального директора, были закрыты до 2 марта[8]. В июле 2015 помощник гендиректора «Южмаша» Владимир Ткаченко сообщал, что на заводе уже две недели отключена техническая вода, не работают санузлы, имеются задержки с выплатами зарплат работникам предприятия и т. п.[9], долг за электроэнергию достиг 200 млн гривен и «Днепрооблэнерго» ограничила её поставку обесточив 3 из 4 линий электропередачи[10]. 20 ноября делегация НАСА посетила «Южмаш» и обсудила варианты двустороннего сотрудничества[11].
По итогам 2015 года объём реализации продукции «Южмаша» составил всего 585 млн гривен (около $25 млн) (для сравнения — в 2011 году выручка завода равнялась 1,9 млрд гривен или $240 млн)[12][13].
В 2016 году «Южмаш» и «Лирен» заключили два соглашения на поставку стали на сумму 44,60 млн гривен[14]. «Южмаш» в полтора раза увеличил загрузку предприятия[15], однако завод оставался в кризисной ситуации. В частности, сохранялись проблемы с оплатой счетов за электроэнергию, а также с выплатой зарплат[16][17]. Также, в 2016 году Бразилия отказалась от программы по созданию ракеты «Циклон-4», которая осуществлялась с участием «Южмаша» — после этого, по словам директора предприятия Сергея Войта, у «Южмаша» «не осталось ни одной реально действующей национальной космической программы».[18] В декабре 2016 две основные конструкции первой ступени РН Антарес были отгружены для отправки в США[19].
В 2017 году глава Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко так характеризовал состояние «Южмаша»: «После остановки проекта Sea Launch у завода нет серьёзных заказов. <…> По большому счёту, помимо серийной ракеты „Зенит“, у завода на сегодняшний день нет другой точки приложения усилий. Есть какие-то незначительные контракты с иностранными заказчиками, по внутренней кооперации. Но они не могут заместить те объёмы производства, под которые был спроектирован завод. Его инфраструктура и мощности позволяют производить десятки ракет ежегодно, однако мы ни одной ракеты за последних три года не сделали.»[20] В прессе широко обсуждалась оказавшаяся в КНДР технология РД-250.
15 января 2019 года «Южмаш» заключил с «Альфа-Металл» договор на поставку металлов на 80 млн рублей для программы Антарес[21]. В 2019 году российская компания S7, пытавшаяся возобновить работу проекта «Морской старт», прекратила сотрудничество с «Южмашем». В результате у завода вновь образовалась задолженность по зарплате перед своими работниками.[18]
В 2019 году американо-украинская космическая компания «Firefly» предложила заводу «Южмаш» контракт на серийное производство ракетных деталей, среди которых 100 камер сгорания, 500 агрегатов автоматики и 40 турбонасосов. Сумма контракта составила 15 млн долларов[22]. 30 октября был подписан приказ о снятии с должности генерального директора «Южмаша» Войта[23], но уже 31 октября приказ был отменён[24].
15 января 2020 года «Южмаш» заключил с «Альфа-Металл» договор на поставку 88,7 т алюминия на 42,9 млн гривен[источник не указан 845 дней]. В 2020 году был предложен план «корпоратизации» (акционирования) завода[25]. Средняя численность сотрудников уменьшилась до 5400[3].
По состоянию на середину 2020 года «Южмаш» оставался в кризисной ситуации. Имелась задолженность по зарплате и налогам в объёме 210 млн гривен, задолженность за электроэнергию в 30 млн гривен[18]. Численность сотрудников на предприятии уменьшилась до 4,8 тыс.[26] (с 7—8 тыс.. в 2014 году и 55 тыс. в советское время[18], 12 тыс. до 2013 года). Средняя зарплата составляла примерно 6-7 тыс. гривен (около $250), средний возраст работников — около 60 лет.[18]
В том же году «Южмаш» подписал меморандум с южнокорейской фирмой «Caris» на производство 5000 электробусов и 7800 зарядных станций на общую сумму почти 850 млн долларов[27].
В июле 2020 года Верховная рада Украины внесла законпроект № 3697 с изменениями в закон О Государственном бюджете на 2020 год, по которым предполагалось выделение Южмашу 2318,228 млн гривен на погашение долгов перед государством (90 млн гривен по налогам и 6,416 млн гривен по кредиту) и работниками (210 млн гривен по зарплате)[28][29][3]. Из резервного фонда Украины выделили 15 млн гривен на утилизацию хранимого гептила[18].
30 апреля 2021 сообщалось о договорённостях с итальянской компанией Avio[англ.] S.p.A на поставку 10 двигателей для РН «Вега»[30]. 16 июля 2021 было подписано соглашение о сотрудничестве с торгующей металлом компанией «National Building & Marketing Co.» из Саудовской Аравии[31].
13 августа 2021 «Южмаш» отправил в США для Firefly Aerospace габаритно-стыковочный макет первой ступени ракеты «Beta»[32]. Долг перед государственным бюджетом Украины составлял 77,3 млн гривен[33]. 22 сентября Кабинет министров Украины распоряжением № 1146-р согласовал начало реорганизации «Южмаш» в акционерное общество[34][33].
Вечером 15 июля 2022 года российские войска нанесли ракетный удар по «Южмашу» уничтожив цеха по производству комплектующих к ракетам «Точка-У» и ремонту реактивных систем залпового огня[35].
30 сентября 2022 года Воздушно-космические силы России нанесли повторный ракетный удар, которым были уничтожены цеха сборки оперативно-тактических ракет «Гром-2» и «Точка-У»[36].
21 ноября 2024 года в ответ на эскалацию[37][38] по заводу был нанесён удар российской БРСД «Орешник»[39]. Со слов очевидцев были уничтожены цеха изготавливавшие ОТРК «Гром-2» и дальние БПЛА, а также пробиты три подземных этажа по 6 метров каждый, на которых складировались детали и оснастка для баллистических ракет малой дальности стран НАТО, «которые можно было выдать за украинские»[40]. Министерство обороны России выпустило сообщение «Цель пуска ракеты достигнута, все боевые блоки достигли объекта поражения»[41].
Направления деятельности
Первая ступень ракеты «Антарес»
«Южмаш» осуществляет производство основной конструкции 1-й ступени американской ракеты-носителя «Антарес»[43]
Двигатель РД-843 для ракеты «Вега»
«Южмаш» осуществляет производство двигателя РД-843 для 4-й ступени ракеты-носителя «Вега». Масса двигателя составляет 16,5 кг, тяга — 0,25 тс.[44]
Сборка троллейбусов МАЗ
На «Южмаше» ведётся сборка троллейбусов белорусского завода МАЗ.[45]
Выпускавшаяся ранее техника
Ракета-носитель «Зенит»
До 2014 года «Южмаш» осуществлял выпуск ракет-носителей «Зенит» для программ «Морской старт» и «Наземный старт». В 2014 году производство «Зенитов» было приостановлено.[13][4]
В июне 2017 года «Южмаш» объявил о подписании контракта с российской компанией S7 на поставку ракет «Зенит» для проекта «Морской старт»[4]. В марте 2019 года СМИ сообщили, что руководство компании S7 Space проинформировало завод «Южмаш» о приостановке и планируемом в дальнейшем расторжении данного контракта[46][47].
Тракторы
В конце 1950-х годов для сокрытия секретного производства ракет и прочей военно-космической продукции, а также в связи с потребностью увеличения производства сельскохозяйственной техники в СССР Минским тракторным заводом Южному машиностроительному заводу была предоставлена документация для производства универсального колёсного трактора МТЗ-5. Его производство на Южмаше началось в 1958 году и продолжалось до 1972 года.
В 1960-е годы на Южмаше было разработано более совершенное семейство колёсных тракторов ЮМЗ-6, которое производилось с 1970 по 2001 годы. Тракторы ЮМЗ-6 стали наиболее массовыми, особенно в строительной отрасли. На них в 1970—1980-е годы устанавливались навесные экскаваторные установки типа ЭО-2621А и ЭО-2621В. Эти тракторы можно было легко отличить от минских по наличию двухцветной окраски.
- МТЗ-2 (1953—1958), МТЗ-5: МТЗ-5М (1958—1961), МТЗ-5МС (1958—1972), МТЗ-5ЛС (1958—1972)
- ЮМЗ-6: ЮМЗ-6Л/ЮМЗ-6М (1971—1979), ЮМЗ-6АЛ (1979—1985), ЮМЗ-6АМ (1979—1986), ЮМЗ-6СТЛ (1990), ЮМЗ-6КЛН/ЮМЗ-6КЛМ (1986), ЮМЗ-6Л/ЮМЗ-6М (1975), ЮМЗ-6АКЛ/ЮМЗ-6АКМ (1992), ЮМЗ-6ДЛ/ЮМЗ-6ДМ (1993), ЮМЗ-611 (1985—1990), ЮМЗ-611КЛН/ЮМЗ-611КЛМ (1991)
- ЮМЗ-615 (2003), ЮМЗ-650 (1991—2000), ЮМЗ-652 (1991—2000), ЮМЗ-6002/СЭШ-6002 (1996)
- ЗТМ-60Л/ЗТМ-60ЛД (1993), ЗТМ-60ГД (1994), ЗТМ-62 (1993), ЗТМ-62Л/ЗТМ-62М (1995), ЗТМ-82Л/ЗТМ-82М (1994)
- ЮМЗ-8271 (1998), ЮМЗ-8280 (1998), ЮМЗ-10280 (2000), ЮМЗ-10244 (2003), ЮМЗ-8085 (2003), ЮМЗ-8285 (2003), ЮМЗ 8040, ЮМЗ 8244, ЮМЗ 8080
Прочее
Ракета-носитель «Циклон»[48], спутники («Днепропетровский спутник»), ракетные двигатели, ветряные турбины, оборудование для пищевой промышленности, агрегаты шасси самолетов Ан-140, Ан-148, Ан-158 и др. В июле «Южмаш», по тендеру от «Антонова», заключил контракт стоимостью 294,4 млн гривен на изготовление 15 стоек для самолёта Ан-178-100Р со 2 сентября 2021 до 30 июня 2024 года.[49][50]
Также завод выпускал троллейбусы ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2 и ЮМЗ Е186, Днепр-Т103, Днепр-Т203; автобус А186.
Директора завода
- 1961—1986 — Александр Макаров
- 1986—1992 — Леонид Кучма
- 1992—2005 — Юрий Алексеев
- 2005—2014 — Виктор Щёголь
- 2014 — настоящее время — Сергей Войт
См. также
Примечания
- ↑ «Молодец» прятался в поезде стратегического назначения (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 октября 2012. Архивировано 30 декабря 2012 года.
- ↑ 2,0 2,1 [1] Архивная копия от 2 мая 2018 на Wayback Machine // Южный Машиностроительный Завод
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Рада отсрочила долги «Южмаша» перед бюджетом и нашла 300 миллионов гривень на долги по зарплате . www.unian.net (14 июля 2020). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Космическому контракту не подходят двигатели Архивная копия от 8 мая 2018 на Wayback Machine // Коммерсантъ № 99 (6093) от 06.06.2017
- ↑ Южмаш теряет 80 % дохода из-за отказа Роскосмоса от ракет Зенит — Korrespondent.net . Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 9 мая 2018 года.
- ↑ Южмаш потеряет 80 % выручки из-за отказа России от «Зенитов» . Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
- ↑ Производство составляющих для ракетных двигателей переедет с Украины в Россию . lenta.ru (26 августа 2014). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ «Южмаш» закрыт: всем спасибо, все свободны . svpressa.ru (26 января 2015). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Падение Южмаша: на заводе не работают даже туалеты Архивная копия от 8 мая 2018 на Wayback Machine // Korrespondent.net
- ↑ «Южмаш» отключают от электроснабжения // «День». — 2015. — 28 июля (№ 132). Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Делегація nasa уперше відвідала кб «Південне» і Південмаш (укр.) (20 ноября 2015). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Кто распространяет слухи о банкротстве «Южмаша»? Архивная копия от 8 мая 2018 на Wayback Machine | Днепровский городской сайт
- ↑ 13,0 13,1 «Южмаш» застыл в ожидании гособоронзаказа. На сайте компании опубликовали и сразу удалили документы, проясняющие ситуацию на предприятии Архивная копия от 6 февраля 2018 на Wayback Machine // Днепр | ВЕСТИ
- ↑ «Південмаш» замовив сталь для будівництва ракет у запорізького підприємства (укр.) (21 апреля 2021). Дата обращения: 6 октября 2021.
- ↑ С. Н. Войт. Южмаш: что было и что будет (5 января 2017). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 12 января 2017 года.
- ↑ Из-за долгов Южмаша без света могут остаться несколько микрорайонов Днепра . Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
- ↑ В Днепропетровске около 150 сотрудников «Южмаша» требовали погашения долгов по зарплате Архивная копия от 21 февраля 2019 на Wayback Machine // Интерфакс
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 Ю. Корзун, С. Крюкова. Директор "Южмаша" Сергей Войт: "Европа хочет от нас одного – чтоб мы передали чертежи разработок" (рус.), Страна.ua (1 июня 2020). Архивировано 15 июня 2020 года. Дата обращения 6 октября 2021.
- ↑ "Южмаш" отправляет в США основные конструкции для ракеты-носителя "Antares" . inform-ua.info (4 декабря 2016). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ И. о. главы ГКАУ: реформа украинской космической отрасли — не дань моде, наша главная задача — выйти на максимально широкое международное сотрудничество Архивная копия от 21 февраля 2019 на Wayback Machine // Интерфакс-Украина
- ↑ Южмаш купил российского алюминия на 80 миллионов (25 января 2019). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ «Южмаш» получил заказ от Firefly Aerospace. Его оценили в $15 млн . Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано 13 июля 2020 года.
- ↑ За увольнением директора Южмаша стоит КБ "Южное" . Вести (1 ноября 2019). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Кабмин уволил главу ГКАУ после его попытки снять гендиректора "Южмаша" . Интерфакс-Украина (4 ноября 2019). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Предприниматель Владимир Усов станет главой Государственного космического агентства. Что он будет делать в этой должности? Архивная копия от 10 августа 2020 на Wayback Machine // Бабель, 16 декабря 2019
- ↑ Число сотрудников на апрель 2020 составляет 4800, по данным https://strana.today/news/260951-zavod-juzhmash-v-dnepre-na-hrani-bankrotstva-iz-za-otsutstvija-hoszakazov-i-dolhov.html Архивная копия от 16 декабря 2021 на Wayback Machine ; другие данные — 5,5 тыс.
- ↑ Южмаш построит 5 тысяч электроавтобусов совместно с Южной Кореей . Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано 11 июля 2020 года.
- ↑ Уставной капитал Южмаша пополнится на 2,3 млрд грн за счет бюджетных средств . Дата обращения: 7 сентября 2020. Архивировано 6 октября 2020 года.
- ↑ «Південмаш» закуповує метал для виробництва ракетоносіїв Antares (укр.) (16 марта 2021). Дата обращения: 6 октября 2021.
- ↑ Украина поставит Италии 10 двигателей для ракеты-носителя Vega . ТАСС (30 апреля 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Южмаш подписал меморандум о сотрудничестве с саудовской компанией National Building & Marketing Co (23 июля 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Украинский «Южмаш» отгрузил в США первую ступень ракеты Beta . lenta.ru (13 августа 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ 33,0 33,1 С. Филатов. Южмаш переведут в статус акционерного общества. . vesti.ua (22 сентября 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Розпорядження Кабінета Міністрів України від 22 вересня 2021 р. № 1146-р "Про погодження перетворення державних підприємств космічної галузі в акціонерні товариства" (укр.) (22 сентября 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Министерство обороны назвало цель ракетного удара в Днепропетровске . Лента.ру (16 июля 2022).
- ↑ Минобороны заявило об уничтожении цехов по сборке украинских ракет . Лента.ру (30 сентября 2022).
- ↑ Минобороны: ВСУ ударили шестью ракетами ATACMS по объекту в Брянской области . Первый канал (19 ноября 2024).
- ↑ Гиперзвуковой эффект: удар «Орешником» по заводу в Днепропетровске стал ответом на эскалацию . Известия (21 ноября 2024).
- ↑ Заявление Президента Российской Федерации . Kremlin.ru (21 ноября 2024).
- ↑ Выяснилось, какие разрушения «Орешник» нанес «Южмашу» . Московский комсомолец (22 ноября 2024).
- ↑ Минобороны: все боевые блоки «Орешника» достигли цели . Первый канал (22 ноября 2024).
- ↑ КБ Южное разработали ступень для успешно запущенной ракеты Антарес . Дата обращения: 29 августа 2019. Архивировано 29 ноября 2020 года.
- ↑ Южный Машиностроительный Завод . Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 9 мая 2018 года.
- ↑ РД-843 . Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 10 мая 2018 года.
- ↑ Як вмирає «Південмаш»: без Росії не допоміг ні Порошенко, ні Зеленський . Дата обращения: 2 июня 2020. Архивировано 1 июля 2020 года.
- ↑ Владелец "Морского старта" отменил заказ на ракеты "Зенит" . РИА Новости (20190321T0313+0300Z). Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 21 марта 2019 года.
- ↑ СМИ: хозяин «Морского старта» отменил заказ на украинские ракеты Архивная копия от 27 марта 2019 на Wayback Machine // Взгляд, 21.03.2019
- ↑ На старых дрожжах. Со дня запуска первой ракеты семейства «Циклон» исполнилось 50 лет . Дата обращения: 29 августа 2019. Архивировано 29 августа 2019 года.
- ↑ В. Колисниченко. «Южмаш» поставит «Антонову» стойки шасси для Ан-178 на 294,4 млн грн (14 сентября 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Звіт № 2778-1 (договор № 170.009.2021 от 23.07.2021) (укр.). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 15 февраля 2022 года.
Ссылки
- Автомобилестроительные компании Украины
- Компании по алфавиту
- Компании, основанные в 1944 году
- Предприятия Днепра
- Организации по производству ракетного оружия СССР и России
- Южмаш
- Автомобилестроительные предприятия
- Производители автобусов Украины
- Производители троллейбусов Украины
- Автомобилестроительные предприятия Украины
- Ракетно-космические компании Украины