Автопрокат в Москве

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Каршеринг в Москве»)
Автомобили каршеринга на парковке на Новом Арбате

Каршеринг — вид альтернативного транспорта в Москве. По состоянию на 2019 год в Москве сосредоточен самый большой автопарк автомобилей каршеринга среди других городов в Европе. При этом рынок free-float каршеринга в Москве является самым динамично развивающимся в мире[⇨] (речь о виде каршеринга, когда место начала и окончания аренды разрешены в любом месте в пределах определённой зоны[1]). Среднее количество ежедневных поездок в Москве по состоянию на август 2019 года составляет 140 тыс.,[2] а крупнейшим оператором рынка каршеринга в городе является «Яндекс.Драйв», размер автомобильного парка которого превышает 9000 автомобилей каршеринга.

История

Самый первый оператор free-float каршеринга в Москве и России появился в 2012 году. Им стал оператор Anytime. В наиболее динамичную фазу развития московский рынок каршеринга вошёл в 2015 году и с тех пор развивается наиболее активно. Так в 2015 году на московский рынок каршеринга вышли «Делимобиль», YouDrive и Car5. В 2016 году начала работу компания BelkaCar, а в 2017 году сразу семь компаний: Rentmee, «Карусель», Carlion, Easyride, Carenda, Lifcar, Car4You. В 2018 году в Москве продолжили появляться новые операторы каршеринга. Свою работу начали «Яндекс.Драйв», TimCar, «МатрёшCar» и CheryDrive.[3][4] При этом «Яндекс.Драйву» в том же году, то есть в год своего появления на московском рынке, удалось стать лидером московского рынка каршеринга, обогнав более старые компании по размеру автопарка. Также в 2018 году произошло первое слияние на российском и московском рынке каршеринга: владелец «Делимобиля» приобрёл старейшего оператора каршеринга Anytime, при этом бренд последнего был сохранён.[5]

Первое банкротство на рынке московского каршеринга произошло в конце 2018 года. Первым закрылся каршеринг Easyride, так и не дав объяснений, что стало причиной конца. Следом за ним закрылись такие компании, как TimCar и Carlion. Кроме того, компания Carenda "переехала" в Санкт-Петербург.

Краткосрочная аренда в Москве

Перспективы и развитие

Города по размеру парка прокатных автомобилей в 2018 году[6]
город автомобилей (шт.)
Токио
19,800
Москва
16,500
Пекин
15,400
Шанхай
13,900
Гуанчжоу
4,200
Отдельные операторы автопроката в Москве для удобства пользователей заправляют свои автомобили с помощью собственных служб или заправочных компаний[источник не указан 1897 дней]. Тем не менее автомобиль, как правило, можно заправлять самостоятельно посредством топливных карт операторов автопроката либо за собственные деньги с последующей компенсацией затрат на топливо. У «Яндекс.Драйва» заправка на авторизованных АЗС может производиться за счёт компании через приложение «не выходя из машины», благодаря интеграции в приложение функционала сервиса «Яндекс.Заправки».
На фото — заправка автомобиля оператора BelkaCar на улице Маршала Полубоярова.

В аналитическом отчёте, опубликованном в сентябре 2018 года, инвестиционный банк JPMorgan характеризовал московский рынок автопроката как один из самых быстроразвивающихся в мире. На этот момент в столице было сосредоточено около 85% российского автопарка автопроката — 11,5 тысяч машин от 15 компаний, а число ежедневных поездок составляло 60 тысяч[7]. Для сравнения, по оценке аналитиков банка ING, по состоянию на октябрь 2018 года общий автопарк операторов краткосрочного автопроката в 13 странах Европы вместе взятых составил только 15 тыс. автомобилей[комм. 1].

К концу августа 2019 года число прокатных автомобилей в Москве выросло до более чем 23 тысяч[8]. При этом соотношение числа жителей столицы к количеству автомобилей каршеринга составляло 1082, и по этому параметру Москва вдвое отставала от мировых лидеров в этой сфере — Торонто (один автомобиль на 498 жителей, по оценке на конец второго квартала 2017 года), Мадрида (500), Штутгарта (515) и Нью-Йорка (525)[9][4].

В январе 2020 года, по данным аналитического агентства «Автостат», Москва с 30 тысячами прокатных автомобилей вышла на первое место в мире по размеру городского парка краткосрочной аренды. При этом, если в 2018 году «Делимобиль», BelkaCar, и «Яндекс.Драйв» имели примерно равное количество машин, то к началу 2020 года на «Яндекс.Драйв» пришлось более половины парка автопроката в Москве[7][10].

Год Количество
автомобилей
Число активных
пользователей, тыс.
Количество
поездок, млн
Комментарии Источники
2015 350 15 0,035 [11]
2016 1500 150 1,6 [11]
2017 6,5 [12]
2018 16500 23 [комм. 2][6][12]
2019 23000
(июнь 2019 года)
Прогноз Дептранса Москвы на конец года —
25 тыс. автомобилей каршеринга
[13][14]

Стимулирование роста автопарка и пользователей автопроката

Дорожный знак 8.9.1 «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений» разрешает парковку в Москве прокатным автомобилям, имеющим парковочное разрешение. Парковочное разрешение имеют только автомобили с оранжевым логотипом «Московский каршеринг» на задней двери автомобиля.[15][16]
Эвакуация неправильно припаркованного автомобиля «Яндекс.Драйв» на улице Правды в Москве. Автомобиль был припаркован вне пределов стояночной зоны, обозначенной разметкой и знаком.

Активному росту популярности автопроката у пользователей в Москве, наряду с другими факторами, поспособствовало введение платной парковки в Москве, охватившей более тысячи улиц.[17] При этом Правительством Москвы было принято решение стимулировать развитие автопроката дополнительными мерами, так как, по статистике, один прокатный автомобиль заменяет 15 личных, что позволяет разгрузить дороги и улучшить дорожную обстановку в Москве. Одной из первых таких мер Правительства Москвы стало постановление № 289-ПП[18], согласно которому операторы автопроката получили право на льготную парковку в Москве. Сейчас размер платы за каждый прокатный автомобиль, который включён в систему «Московский каршеринг», составляет 27,6 тыс. рублей в год.[12] Обычным автомобилистам такой годовой абонемент на все зоны городской парковки обходится в 250 тыс. руб.[19] Другой мерой поддержки стала инициатива московских властей, утверждённая постановлением № 405-ПП[20], о возмещении части затрат по уплате процентов по кредитным договорам и платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) легковых автомобилей, используемых в системе московского автопроката. По сообщениям СМИ, на 2017 год планировалось выделить 158 млн руб. субсидий.[21]

Долговременный автопрокат в Москве

По состоянию на ноябрь 2018 года основатель оператора P2P-каршеринга Rent-a-Ride оценил предложение его компании на московском рынке в 7000 автомобилей с ежесуточным добавлением в базу проката 100—150 машин. Минимальная цена проката составляла на тот момент 500 рублей в сутки.[22]

Грузовой автопрокат

Грузовой фургон Citroën Jumpy оператора «Яндекс.Драйв»

Крупнейшей компанией на московском рынке грузового каршеринга является «Яндекс.Драйв», который с декабря 2018 года представляет в аренду фургончики Citroën Jumpy в декабре 2018[23]. На первый квартал 2021 года запланирован запуск грузового каршеринга от КамАЗа, пользователям которого будет доступна линейка самосвалов «КамАЗ-65801» грузоподъемностью в 32 тонны[24].

Фотогалерея

См. также

Примечания

Комментарии
  1. В исследовании рассматривались следующие страны: Италия, Испания, Румыния, Франция, Польша, Германия, Австрия, Великобритания, Чехия, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Турция
  2. данные по количеству поездок — на декабрь 2018 года.
Источники
  1. A. Jung, M. Glotz-Richter. Carsharing Services in Emerging Economies (англ.) pp. 5—6. Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ) (2014). Дата обращения: 4 ноября 2018. Архивировано 4 ноября 2018 года.
  2. Более 58 миллионов поездок за четыре года: почему горожане стали чаще пользоваться каршерингом (недоступная ссылка)
  3. Обзор рынка каршеринга в России (PwC), pp. 15—16.
  4. 4,0 4,1 В. Комарова. Аналитики PwC предсказали трехкратный рост парка каршеринга в Москве. РБК (13 сентября 2018). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 29 октября 2018 года.
  5. Р. Рожков. «Делимобиль» и Anytime решили съехаться. На российском рынке каршеринга произошло первое слияние. «Коммерсантъ» (15 мая 2018). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 12 ноября 2019 года.
  6. 6,0 6,1 I. Khrennikov. Here Is the Future of Car Sharing, and Carmakers Should Be Terrified (англ.). Bloomberg (8 февраля 2019). Дата обращения: 6 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  7. 7,0 7,1 А. Посыпкина, Е. Баленко, А. Балашова. Как рынок каршеринга в Москве оказался самым быстрорастущим. РБК (27 сентября 2018). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 20 января 2021 года.
  8. Более 58 миллионов поездок за четыре года: почему горожане стали чаще пользоваться каршерингом (недоступная ссылка — история ). mos.ru (12 ноября 2018). Дата обращения: 12 ноября 2018.
  9. Car sharing unlocked (англ.) p. 6. ING (2018). Дата обращения: 4 ноября 2018. Архивировано 11 ноября 2018 года.
  10. Дмитрий Александров. Московский парк автопроката стал крупнейшим в мире. Autonews (10 января 2020). Дата обращения: 28 января 2021. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  11. 11,0 11,1 Москва занимает первое место в мире по динамике роста автопарка каршеринга. mos.ru (8 августа 2017). Дата обращения: 29 октября 2018.
  12. 12,0 12,1 12,2 А. Посыпкина, К. Сироткин. Эксперты предсказали рост тарифов каршеринга. РБК (21 декабря 2018). Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 21 декабря 2018 года.
  13. Похоже, московский каршеринг стал мировым лидером по автопарку. Почти 24 тысячи машин. Дата обращения: 6 июня 2019. Архивировано 7 июня 2019 года.
  14. Ликсутов: к концу 2019 года Москва станет первой в мире по числу автомобилей каршеринга. govoritmoskva.ru. «Говорит Москва» (13 марта 2019). Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 17 марта 2022 года.
  15. Автомобили каршеринга смогут парковаться на местах для резидентов. РБК (14 марта 2016). Дата обращения: 5 ноября 2018. Архивировано 5 ноября 2018 года.
  16. Парковочные места для владельцев парковочных разрешений. www.parking.mos.ru. «Московский паркинг». Дата обращения: 5 ноября 2018.
  17. Я. Поддубчак. Отвечаем на главные вопросы о бесплатных парковках. www.truesharing.ru (1 ноября 2017). Дата обращения: 4 ноября 2018. Архивировано 4 ноября 2018 года.
  18. Постановление № 289-ПП от 17.05.2013 «Об организации платных городских парковок в городе Москве». «Гарант» (17 мая 2013). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 4 ноября 2018 года.
  19. Дешевле такси: кто и как делит московский рынок каршеринга.
  20. Постановление от 31 августа 2011 года № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве». «Консультант Плюс». Дата обращения: 4 ноября 2018.
  21. Операторам каршеринга в Москве выделят 158 млн руб. субсидий в 2017 году. ТАСС (8 августа 2017). Дата обращения: 4 ноября 2018. Архивировано 4 ноября 2018 года.
  22. С. Бабкин. Я «ВАЗ» любил. «Российская газета» (13 ноября 2018). Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 17 ноября 2018 года.
  23. Иван Пышечкин. Сам все перевезу. Российская газета (29 ноября 2018). Дата обращения: 28 января 2021. Архивировано 10 июня 2019 года.
  24. Семён Гудошников. КамАЗ создал первый в России самосвалшеринг. Афиша Daily (7 декабря 2020). Дата обращения: 28 января 2020. Архивировано 7 декабря 2020 года.

Литература

Ссылки