Делимобиль
Делимобиль | |
---|---|
Год основания | 2015 |
Основатели | Винченцо Трани |
Расположение | Россия Москва |
Ключевые фигуры |
Винченцо Трани (основатель компании) Елена Бехтина (генеральный директор)[1] |
Отрасль | краткосрочная аренда автомобилей |
Оборот | 1,55 млрд руб. (2018)[2] |
Чистая прибыль | 258,7 млн руб. (2018) |
Материнская компания | ООО «Каршеринг Руссия» |
Сайт | https://delimobil.ru |
Делимоби́ль (dʲɪˈlʲimɐˈbʲilʲ) — российский сервис краткосрочной аренды автомобилей, запущенный в 2015 году[3][4]. «Делимобиль» работает в ряде городов России , численность его автопарка составляет более 15 000 автомобилей[5].
История
В ноябре 2014 года власти Москвы заявили о намерении создать сервис краткосрочной аренды автомобилей — по аналогии с западноевропейскими городами. Предполагалось, что этим займётся частная компания, а город окажет поддержку в виде предоставления инфраструктуры и парковочных мест[6].
Летом 2015 года был анонсирован запуск сервиса «Делимобиль» в Москве в августе[7], фактическое открытие состоялось 10 сентября в ходе торжественной церемонии в центре Москвы[3]. В Санкт-Петербург компания пришла в конце 2016 года[8][9], причём жителям был доступен автопарк размером порядка 100 автомобилей, в то время как у конкурентов в общей сложности было 60. В следующем году планировалось нарастить автопарк в Санкт-Петербурге до 300 машин[10].
В 2017 году появилась возможность регистрации в сервисе через фирменное приложение без необходимости посещения офиса или вызова курьера[11].
В мае 2018 года компания приобрела каршеринговый сервис Anytime, что увеличило автопарк до 4 000 машин и позволило занять ведущее положение в России[12]. В том же году началась зарубежная экспансия, были запущены сервисы в Белоруссии и Казахстане, в 2019 году — в Чехии. За пределами России компания работает под брендом Anytime, так как «Делимобиль» лучше понятен русскоязычной аудитории[источник не указан 1468 дней].
В начале 2019 года «Делимобиль» стал подключать корпоративных клиентов и увеличил свой автопарк в два раза, добавив автомобили бизнес-класса. В этом же году компания сделала ребрендинг и редизайн приложения. Это стало поворотным моментом: появились фикс-тарифы, уникальный для каршерингового рынка абонемент «проездной» и другие новые опции[11].
Позднее было объявлено о планах на IPO. Компания намеревалась провести листинг акций в Нью-Йорке, а затем — на Московской бирже, с тем, чтобы привлечь порядка $300 млн для развития бизнеса в Москве и дальнейшей экспансии в регионы и за рубеж[13].
В 2020 году в условиях значительно выросшего онлайн-шопинга «Делимобиль» запустил новый b2b-сервис, предлагая партнерам свои автомобили с водителями для доставки товаров[5].
На сентябрь 2020 года автопарк компании составил 15 тысяч автомобилей. Количество пользователей сервиса — более 5 млн, а количество аренд в сутки превысило 80 тысяч[5].
В 2021 году в Нижнем Новгороде в пилотном режиме появились экологичные машины каршеринга: часть автопарка компании будет переведена на биотопливо. Для этого 150 автомобилей оснастят экофрендли-оборудованием и модифицируют двигатели под питание природным газом метаном. Проект реализован в партнерстве с компанией «Газпром Газомоторное Топливо»[14].
В ноябре 2021 года первое в мире IPO каршеринговой компании, Delimobil Holding S.A., затянулось на Нью-Йоркской фондовой бирже из-за переговоров с «дополнительными» инвесторами. Компания также подала заявку на IPO на Московской бирже[15].
Владельцы
«Делимобиль» основан компанией «Каршеринг Руссия», принадлежащей другой компании — «Mikro Kapital Group», зарегистрированной в Люксембурге. Бенефициаром организаций является Винценцо Трани, проживающий в России с 2000 года и ранее работавший в банковских структурах. Ему принадлежат 69 % активов «Делимобиля»[16]. 11 % и 10 % принадлежат Алексею Градову и Артуру Меликяну. Все трое связаны с Василием Шестаковым — президентом Международной федерации самбо[17][18]. Ещё 20 % принадлежат Андрею Сергееву — сотруднику Concern General Invest, которую основал Винценцо Трани. Согласно расследованию РБК, связи помогли «Делимобилю» снизить стоимость парковочного места для автомобилей более чем в 4 раза[19].
В июне 2021 года стало известно, что «ВТБ Капитал» купит миноритарную долю в Delimobil Holding S.A — головной компании каршеринговых сервисов «Делимобиль» и Anytime и сервиса аренды авто Anytime.Prime. Сумма сделки составит 75 млн долларов США[20].
Парк автомобилей
На момент запуска сервиса в сентябре 2015 года парк компании состоял из ста автомобилей Hyundai Solaris российской сборки, имевших яркую серо-оранжевую расцветку[3]. К февралю 2016 года количество автомобилей увеличилось до 500[21]. В августе 2016 года каршеринг приобрёл ещё 200 автомобилей, тем самым увеличив парк до 700 машин.[источник не указан 1283 дня] В начале 2017 года парк автомобилей был увеличен до 1300 автомобилей, из которых 1200 находилось в Москве и 100 в Санкт-Петербурге. Пополнение произошло, в основном, новыми Hyundai Solaris с АКПП[22].
В начале 2018 года автомобильный парк «Делимобиль» в Москве расширился до 1970 машин[23].
«Делимобиль» в городах России
17 декабря 2016 года компания «Делимобиль» запустила сервис в Санкт-Петербурге, начальный автопарк составил 100 автомобилей[24]. Официальная церемония состоялась 30 января 2017 года, в ней приняли участие губернатор Георгий Полтавченко и генеральный консул Италии в Санкт-Петербурге Леонардо Бенчини, а также руководители ООО «Каршеринг Руссия»[25].
С 2017 года компания начала активно открываться в других городах, закупая для Москвы новые автомобили и передислоцируя старые (в основном, Hyundai Solaris). Так, осенью заработала аренда автомобилей в Уфе и Нижнем Новгороде[11].
30 января 2018 года состоялся запуск сервиса в Екатеринбурге, 13 февраля — в Грозном[26], 20 февраля — в Самаре[27], 28 февраля — в Новосибирске[28].
20 июня Делимобиль заработал в Краснодаре[29], причём для поездок было доступно всё черноморское побережье, включая курорты Анапа, Сочи, Туапсе, Новороссийск и Геленджик.
4 сентября сервис появился в Красноярске, 18 октября — в Ростове-на-Дону[30].
14 ноября 2019 года «Делимобиль» стал доступен в Туле[31].
В мае 2020 года в связи с экономическими последствиями пандемии COVID-19 сервис прекратил работу в Уфе, Красноярске, Ростове-на-Дону и в Грозном[32].
Критика
В мае 2016 года компания оказалась в центре скандала: компанию обвинили во введении клиентов в заблуждение относительно сумм, которые придётся заплатить в случае аварии. В блогах была распространена история пользователя, с которого после ДТП потребовали более полумиллиона рублей, а ответ представителей «Делимобиля» вызвал ещё больше возмущённых комментариев и критики[33]. Компания обвинила клиента в шантаже и сговоре с конкурентами, отказавшись признавать вину. Реакция сотрудников компании в сети на обвинения вызвала резкий негатив пользователей. По мнению экспертов, это дело — пример поразительных ошибок пиар-представителей компании: «Этот кейс (…) войдет в книги о современном пиаре»[34]. После скандала тарифная сетка была дополнена отдельным тарифом со страхованием каско.
Примечания
- ↑ «На Новый год наши автомобили превращаются в сани для Дедов Морозов и Снегурочек». Интервью с директором сервиса каршеринга «Делимобиль» о формировании шеринг-комьюнити и новых ценностях . «Нож» (18 декабря 2020). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 24 января 2021 года.
- ↑ «Яндекс.Драйв» стал третьим по выручке каршерингом после раскрытия данных . РБК.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Сеть краткосрочной аренды автомобилей заработала в Москве . Автовести (10 сентября 2015). Дата обращения: 28 сентября 2015. Архивировано 27 сентября 2015 года.
- ↑ "Делимобиль" нарастил автопарк машин, сдаваемых в аренду - Колеса.ру (рус.), КОЛЕСА.ру – автоновости, тест-драйвы, каталог авто, отзывы, дилеры, общение (28 декабря 2016). Архивировано 16 января 2017 года. Дата обращения 13 января 2017.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Бурсак А. Как «Делимобиль» за пять лет сделал каршеринг привычной частью жизни . Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 24 января 2021 года.
- ↑ Евгений Королев. Власти Москвы намерены запустить сервис car sharing в 2015 году . РБК (12 ноября 2014). Дата обращения: 28 сентября 2015. Архивировано 29 декабря 2014 года.
- ↑ Машинами в Москве разрешат пользоваться поминутно . Газета.Ру (23 июня 2015). Дата обращения: 28 сентября 2015. Архивировано 28 сентября 2015 года.
- ↑ "Делимобиль" пришел в Петербург с сервисом поминутной аренды машин . www.dp.ru. Дата обращения: 27 апреля 2017. Архивировано 17 мая 2017 года.
- ↑ Ведомости. Сервис каршеринга «Делимобиль» выходит в Петербург (23 ноября 2016). Архивировано 18 января 2017 года. Дата обращения 13 января 2017.
- ↑ Петербург укладывают на каршеринг . Дата обращения: 27 апреля 2017. Архивировано 25 апреля 2017 года.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Пять лет в пути: история каршерингового сервиса «Делимобиль» (15 сентября 2020). Дата обращения: 18 декабря 2020. Архивировано 20 января 2021 года.
- ↑ Рожков Р. «Делимобиль» и Anytime решили съехаться . Коммерсантъ (15 мая 2018). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 12 ноября 2019 года.
- ↑ Пятин А. «Делимобиль» рассказал подробности о своем IPO в США . Форбс (20 декабря 2019). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 7 сентября 2021 года.
- ↑ «Зеленый» транспорт: в Нижнем Новгороде Делимобиль выводит автомобили на экотопливе (11 декабря 2020). Дата обращения: 19 декабря 2020.
- ↑ Подведение итогов IPO Делимобиля затянулось из-за диалога с рядом инвесторов . Traid24.com (3 ноября 2021). Дата обращения: 4 ноября 2021. Архивировано 4 ноября 2021 года.
- ↑ Инвестор «Делимобиля» купил старейший сервис каршеринга в России . Ведомости (14 мая 2018). Архивировано 2 июня 2021 года.
- ↑ Главный в "Делимобиле" . Коммерсантъ (9 января 2017). Архивировано 2 июня 2021 года.
- ↑ Расследование дня: Как работает и кому принадлежит «Делимобиль» . secretmag.ru (15 июня 2016). Архивировано 2 июня 2021 года.
- ↑ Дешевле такси: кто и как делит московский рынок каршеринга . РБК (15 июня 2016). Архивировано 2 июня 2021 года.
- ↑ «ВТБ Капитал» вложит $75 млн в каршеринг «Делимобиль» . «Коммерсантъ» (4 июня 2021). Архивировано 4 июня 2021 года.
- ↑ Московский «Делимобиль» увеличил автопарк до 500 машин . Газета.ру (11 февраля 2016). Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 6 апреля 2016 года.
- ↑ «Делимобиль» увеличил автопарк до 1,3 тысячи машин . Дата обращения: 3 марта 2017. Архивировано 4 марта 2017 года.
- ↑ «Делимобиль» увеличил число автомобилей каршеринга в Москве до 1970 . Дата обращения: 2 апреля 2018. Архивировано 2 апреля 2018 года.
- ↑ ntv.ru. По Петербургу заколесили «делимобили» (англ.). НТВ. Дата обращения: 24 марта 2017. Архивировано 25 марта 2017 года.
- ↑ Сервис поминутной аренды автомобилей "Делимобиль" открылся в Петербурге . ГОРОД+ (30 января 2017). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 21 июля 2019 года.
- ↑ Запущенный в Чечне сервис каршеринга дополнит существующие маршруты до курортов республики (рус.), ТАСС. Архивировано 12 июля 2018 года. Дата обращения 12 июля 2018.
- ↑ правды», Кирилл КАРИМОВ | Сайт «Комсомольской. Каршеринг пришел в Самару на смену такси: кому нужно авто за 420 рублей в час? (рус.), KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (20 февраля 2018). Архивировано 12 июля 2018 года. Дата обращения 12 июля 2018.
- ↑ Карелин, Локоть и Штельмах запустили каршеринг в Новосибирске, Tayga.info. Дата обращения 12 июля 2018.
- ↑ «Делимобиль» запустил каршеринг в Краснодаре (рус.), Рамблер/новости. Архивировано 12 июля 2018 года. Дата обращения 12 июля 2018.
- ↑ Делимобиль в Ростове-на-Дону . Тачкашэринг.ру. Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 23 ноября 2018 года.
- ↑ Поддубчак Я. Каршеринг Делимобиль запустился в Туле . Трушеринг (14 ноября 2019). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 6 августа 2020 года.
- ↑ Каршеринг «Делимобиль» завершает работу в Уфе . www.bashinform.ru (20 мая 2020). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 29 мая 2020 года.
- ↑ Как угробить репутацию за пару дней: история скандала с «Делимобилем» . Дата обращения: 16 июня 2016. Архивировано 3 июня 2016 года.
- ↑ Нужно уметь вовремя сдаться . Дата обращения: 16 июня 2016. Архивировано 27 сентября 2016 года.