КС-18
КС-18 | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
КС-18 | |||
Классификация | средний химический бронеавтомобиль[1][2] | ||
Компоновочная схема | переднемоторная, заднеприводная | ||
Экипаж, чел. | 2 | ||
История | |||
Производитель |
|
||
Годы производства | 1937—1939 | ||
Годы эксплуатации | 1937—1941 | ||
Количество выпущенных, шт. | 94 | ||
Основные операторы |
|
||
Размеры | |||
Длина корпуса, мм | ≈5500 | ||
Ширина, мм | ≈2200 | ||
Высота, мм | ≈2000 | ||
Бронирование | |||
Тип брони | стальная катаная, противопульная | ||
Лоб корпуса, мм/град. | 8 | ||
Борт корпуса, мм/град. | 8 | ||
Корма корпуса, мм/град. | 8 | ||
Крыша корпуса, мм | 4 | ||
Лоб рубки, мм/град. | 8 | ||
Борт рубки, мм/град. | 8 | ||
Корма рубки, мм/град. | 8 | ||
Крыша рубки, мм/град. | 4 | ||
Вооружение | |||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ДТ | ||
Другое вооружение | химическое оборудование | ||
Двигатель | |||
|
|||
Подвижность | |||
Мощность двигателя, л. с. | 73 | ||
Скорость по шоссе, км/ч | ≈50 | ||
Колёсная формула | 6 × 4 | ||
Тип подвески | зависимая, на листовых рессорах |
КС-18 (в некоторых источниках фигурирует как БХМ-1[3]) — советский средний по массе химический бронеавтомобиль межвоенного периода, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-6.
Машина была принята на вооружение и выпущена малой серией в 94 экземпляра.
История создания
В 1935 году заводом ДРО города Выкса по заказу Военно-химического управления РККА был создан проект химического бронеавтомобиля на базе шасси грузового автомобиля ЗИС-6, получивший обозначение КС-18. В 1937 году началось серийное производство машины, продолжавшееся до 1939 года. Всего было выпущено 94 бронеавтомобиля.[1][2]
Описание конструкции
КС-18 имел капотную переднемоторную, заднеприводную автомобильную компоновку. Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в носовой части корпуса, отделение управления — в средней; за отделением управления находился бак для боевого химического вещества. Экипаж машины состоял из двух человек (механика-водителя и командира, выполнявшего также функции стрелка), его посадка и высадка осуществлялись через две боковые двери, открывавшиеся назад.
Броневой корпус и рубка
Броневой корпус машины изготавливался из катаных стальных броневых листов толщиной 4—8 мм и имел коробчатую форму с сильно выступающей рубкой. Носовая часть бронекорпуса имела ступенчатую форму и состояла из верхнего листа, образовывавшего лоб рубки отделения управления, среднего листа, установленного под близким к горизонтали углом и образовывавшего крышу моторно-трансмиссионного отделения, а также образовывавшего лоб моторно-трансмиссионного отделения нижнего листа. Для доступа к моторно-трансмиссионному отделению в его бортовых бронелистах имелись два прямоугольных люка, открывавшихся вверх. За рубкой находился забронированный резервуар для химического вещества.[1][2]
Вооружение
Стрелковое вооружение машины состояло из одного 7,62-мм танкового пулемёта ДТ, установленного в шаровой установке в лобовом бронелисте отделения управления слева.[1][2]
Химическое оборудование
Машина оснащалась специальным химическим оборудованием марки «КС-18» производства завода «Компрессор» и баком ёмкостью 1000 л. В зависимости от вещества, наполняющего бак, машина могла выполнять различные задачи — постановку дымовых завес, дегазацию местности или распыление боевых отравляющих веществ.[1][2]
Постановка дымовых завес осуществлялась с использованием смеси S-IV. При полностью заполненном баке смеси было достаточно для 25—30 минут непрерывной работы.[1][2]
Дегазация местности производилась при помощи распылительной колонки. Полностью заполненного бака хватало на обработку 2600 м².[1][2]
Заражение местности ОВ осуществлялось с помощью специального распылителя подковообразной формы, обеспечивавшего полосу распыления шириной в 25 м.[1][2]
Средства наблюдения и связи
Экипаж машины осуществлял наблюдение через три смотровые щели, расположенные по одной в лобовом броневом листе отделения управления и в бортовых бронелистах над дверьми.
Для обеспечения внешней связи на машине была установлена радиостанция 71-ТК с поручневой антенной.[1][2]
Ходовая часть
Ходовая часть машины — колёсная, с колёсной формулой 6 × 4. Подвеска машины — зависимая на полуэллиптических листовых рессорах.[1][2] Для увеличения проходимости машина оснащалась быстросъёмными гусеничными лентами «Оверолл», перевозившимися на задних крыльях[3].
Электрооборудование
Потребители электроэнергии включали в себя радиостанцию, а также две фары, установленные над крыльями, и стоп-сигнал. Так же имело место небольшое зарядное устройства, позволяющее продлить работу.
Служба и боевое применение
Организационная структура
КС-18 состояла на вооружении рот боевого обеспечения танковых бригад; по штату каждая такая рота должна была быть оснащена четырьмя машинами. Информация об их эксплуатации и использовании в войсках отсутствует[1][2].
Боевое применение
О боевом применении КС-18 известно крайне мало.
Во время советско-финской войны 9 машин входили в состав танковых бригад Северо-Западного фронта; информация об их боевом применении отсутствует[1][2].
Известно также, что КС-18 применялись в начальный период Великой Отечественной войны, и что как минимум одна машина была уничтожена в бою с германскими войсками летом 1941 года[1][2].
В массовой культуре
Стендовый моделизм
В индустрии стендового моделизма КС-18 практически не представлена. Модель машины в масштабе 1:43 выпускается мастерской «Сергеев»[4].
Примечания
Сноски
- ↑ ДРО — дробильно-размолочное оборудование.
Источники
- ↑ Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Коломиец, 2005, с. 10—11.
- ↑ Перейти обратно: 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Коломиец, 2007, с. 138—141.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Боевая химическая машина БХМ-1 // Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — С. 331. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
- ↑ БХМ-1 (КС-18) с траком . Масштабные модели. Дата обращения: 3 апреля 2011. Архивировано 1 сентября 2011 года.
Литература
- Коломиец М. В. Средние бронеавтомобили Красной армии. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2005. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация). — 3000 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
- Коломиец М. В. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. — М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2007. — 384 с. — (Советские танки). — 6000 экз. — ISBN 978-5-699-21870-7.
Ссылки
- КС-18 (недоступная ссылка). Энциклопедия авиации и бронетанковой техники Aviarmor. Дата обращения: 2 апреля 2011. Архивировано 16 февраля 2011 года.