БА-20
БА-20 | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
БА-20 (БА-20М) | |||
Классификация | лёгкий бронеавтомобиль[1] | ||
Боевая масса, т | 2,27 (2,32)[2] | ||
Экипаж, чел. | 2-3[3] [4] | ||
История | |||
Годы производства | 1936—1942 | ||
Годы эксплуатации | 1936—1957 | ||
Количество выпущенных, шт. | 2066 | ||
Основные операторы |
|
||
Размеры | |||
Длина корпуса, мм | 4310[4] | ||
Ширина, мм | 1750[4] | ||
Высота, мм | 2130[4] | ||
База, мм | 2845[1] | ||
Колея, мм | 1440 | ||
Клиренс, мм | 240[4] | ||
Бронирование | |||
Тип брони | стальная катаная [3] | ||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 6 (9)[2] | ||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 6 (6)[2] | ||
Борт корпуса, мм/град. | 5-6 (6) | ||
Борт корпуса (верх), мм/град. | [2] | ||
Корма корпуса, мм/град. | 5 (5) | ||
Корма корпуса (верх), мм/град. | [2] | ||
Днище, мм | 3 (3)[2] | ||
Крыша корпуса, мм | 5 (5)[2] | ||
Лоб башни, мм/град. | 6 (9) | ||
Лоб рубки, мм/град. | [2] | ||
Борт башни, мм/град. | 6 (6)[2] | ||
Корма башни, мм/град. | 6 (9)[2] | ||
Корма рубки, мм/град. | [2] | ||
Крыша башни, мм/град. | 5 (5)[2] | ||
Вооружение | |||
Углы ВН, град. | −13…+23° | ||
Пулемёты | 1 х 7,62-мм ДТ в башне[3] | ||
Боекомплект пулемётов | 1386 патронов (22 магазина)[2] | ||
Другое вооружение | радиостанция 71-ТК-1 | ||
Двигатель | |||
|
|||
Подвижность | |||
Скорость по шоссе, км/ч | 90[4] | ||
Запас хода по шоссе, км |
350 (БА-20 и БА-20М) 450 (БА-20М)[4][2] |
||
Удельная мощность, л. с./т | 19,8 | ||
Колёсная формула | 4 × 2 | ||
Тип подвески | на листовых рессорах | ||
Преодолеваемый подъём, град. | до 15[1] | ||
Преодолеваемая стенка, м | 0,24 | ||
Преодолеваемый ров, м | 0,35 | ||
Преодолеваемый брод, м | 0,5 |
БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 в качестве лёгкого бронеавтомобиля для разведки, связи и охранения РККА[4], серийно производился с 1936 по 1942 год в нескольких вариантах[3].
История
Проектирование бронеавтомобиля на шасси ГАЗ М-1 по заданию АБТУ РККА коллектив специалистов КБ Ижорского завода (А. А. Липгарт, А. М. Кригер и др.)[1] начал в октябре 1933 года, первые опытные бронемашины были изготовлены в январе 1936 года, в феврале 1936 года был изготовлен стандартизованный вариант БА-20. Изготовленные бронемашины были переданы на испытания в НИБТ, которые прошли успешно[5].
Производство
В июле 1936 года техническую документацию передали на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, который начал их серийное производство. Производство заполненных губчатой резиной пулестойких гусматических шин ГК размера 7,00-16 для бронеавтомобилей БА-20 передали на ленинградский завод «Красный Треугольник»[3]. Всего с июля до конца декабря 1936 года завод выпустил 35 бронемашин[5].
В марте — апреле 1937 года инженеры Выксунского завода ДРО Миронин и Сухов спроектировали для БА-20 новую коническую башню повышенной пулестойкости, но тем не менее, первые 150 из 253 выпущенных в 1937 году БА-20 ещё имели цилиндрическую башню старого образца. В третьем квартале 1937 года к производству пулестойких шин для БА-20 был подключён Ярославский резино-асбестовый комбинат. 20 ноября 1937 года завод получил приказ наркомата тяжёлого машиностроения СССР продолжать выпуск бронемашин БА-20 только в варианте с новой конической башней, усиленной передней осью и усиленными колёсами[5].
При постройке некоторых выпущенных в 1938 году БА-20 использовали детали бронекорпусов, ранее выпущенных заводом для бронеавтомобилей ФАИ-М[1].
С осени 1938 года в конструкцию бронемашин внесли дополнительные изменения: были усилены рессоры, задний мост, а толщина брони лобового листа и башни увеличена до 9 мм. Модифицированный вариант назван БА-20М. Всего в 1938 году было выпущено 330 бронеавтомобилей[5] и 35 в варианте ж-д.
В 1939 году выпущено 335 бронеавтомобилей, из них 42 в варианте ж-д.
В 1940 году — 329 бронеавтомобилей (РККА — 290 и 22 ж-д, НКВД — 14, НКВМФ — 3 ж-д).[5]
В конце 1930-х годов на основе опыта производства и эксплуатации лёгких бронеавтомобилей принято решение о создании нового бронеавтомобиля для замены ФАИ и БА-20. В результате, разработаны и построены опытный бронеавтомобиль БА-21 (на трехосном шасси ГАЗ-21), опытный бронеавтомобиль ЛБ-23 (на трехосном шасси ГАЗ-22)[1] и опытный бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ, которые не производились серийно. В дальнейшем, перед началом Великой Отечественной войны принято решение о создании нового лёгкого бронеавтомобиля для замены БА-20 на полноприводном двухосном шасси[6].
В январе — мае 1941 года выпущено 239 БА-20 (РККА — 237, НКВД — 2).
В июне 1941 года выпущено 40 БА-20 и 16 БА-20 ж-д, за июль — декабрь 1941 г. — ещё 317, включая 15 БА-20 ж-д (9 из них были из заказа НКВМФ).
9 февраля 1942 года ГКО СССР принял постановление № 1415сс о прекращении производства бронемашин БА-20, в соответствии с которым 11 марта 1942 года наркомат танковой промышленности составил приказ № 268 о прекращении производства БА-20, который был направлен на завод. Однако было решено использовать имеющийся задел по бронекорпусам, поэтому производство БА-20 завершилось только в июле 1942 года. Всего с начала января до прекращения производства в июле 1942 года выпущено 137 бронеавтомобилей[5].
1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БА-20 лин | 33 | 32 | 65 | |||||
БА-20 рад | 2 | 221 | 329 | 132 | 684 | |||
БА-20М лин | 241 | 105 | 346 | |||||
БА-20М рад | 1 | 161 | 304 | 336 | 32 | 834 | ||
БА-20 ж-д | 35 | 26 | 61 | |||||
БА-20М ж-д | 16 | 25 | 35 | 76 | ||||
Всего | 35 | 253 | 365 | 335 | 329 | 612 | 137 | 2066 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1940 | БА-20 | 21 | 35 | 18 | 30 | 30 | 22 | 17 | 28 | 35 | 30 | 6* | 32 | 304 |
БА-20 ж-д | 12 | 5 | 5 | 3** | 25 | |||||||||
1941 | БА-20 | 22 | 41 | 61 | 57 | 54 | 40 | 73 | 77 | 50 | 40 | 46 | 16 | 577 |
БА-20 ж-д | 4 | 16 | 7*** | 8*** | 35 | |||||||||
1942 | БА-20 | 55 | 66 | 2 | 14 | 137 |
*"6 машин для НКВД, выполнение считать в декабре".
**Машины НКВМФ, отгружены только в феврале 1941 года.
***Машины НКВМФ, сданы в июле — августе.
Боевое применение
Бои на Халхин-Голе
Летом 1939 года советские БА-20 участвовали в боях на Халхин-Голе[1], где положительно зарекомендовали себя в качестве разведывательных и связных машин, но оказались слабы в качестве боевых машин (их броня держала обстрел обычными и бронебойными пулями из винтовок и пулемётов нормального калибра, но бронебойные пули крупнокалиберных 13,2-мм пулемётов «гочкисс» японской армии её пробивали; кроме того, машины сгорали при забрасывании их бутылками с горючей смесью).
В ходе боевых действий 16 БА-20 безвозвратно потеряно и ещё 27 повреждены[7].
Польский поход Красной армии и Советско-финская война (1939—1940)
В сентябре 1939 года БА-20 участвовали в походе в Польшу, зимой 1939—1940 года — в советско-финской войне (безвозвратные потери 33 машины)[1].
Перед Великой Отечественной войной
На 1 июня 1941 года в РККА числились 1424 БА-20 и 99 БА-20 жд. (Доклад начальника ГАБТУ Главному военному совету КА о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой и имуществом Красной Армии, июнь 1941 года). Еще 16 машин было у НКВД и 3 у НКВМФ. Однако стоит учесть, что в 1424 БА-20 засчитаны около 75 ФАИ-М.
Всего на 22.06.1941 в РККА, НКВМФ и НКВД состояло около 1480 БА-20. Еще около 30 машин находились либо в пути в войска, либо на заводе в ожидании отправки.
Великая Отечественная война
Модель | Категория | ЛВО | ПОВО | ЗОВО | КОВО | ОдВО | ЗакВО | САВО | ЗабВО | ДВФ | МВО | ПриВО | ОрВО | ХВО | СКВО | УрВО | СибВО | Рембазы | Склады | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БА-20 лин | 1 | 5 | 12 | 6 | 11 | 3 | 1 | 38 | ||||||||||||
2 | 66 | 28 | 32 | 21 | 6 | 6 | 106 | 15 | 22 | 2 | 6 | 1 | 1 | 3 | 10 | 325 | ||||
3 | 7 | 3 | 10 | 2 | 15 | 4 | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 60 | |||||||
4 | 2 | 1 | 1 | 9 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | 10 | 33 | |||||||||
Всего | 80 | 44 | 49 | 32 | 6 | 21 | 125 | 18 | 34 | 5 | 8 | 1 | 1 | 7 | 14 | 10 | 1 | 456 | ||
БА-20 рад | 1 | 10 | 106 | 157 | 35 | 2 | 8 | 318 | ||||||||||||
2 | 68 | 28 | 49 | 111 | 31 | 29 | 30 | 111 | 10 | 91 | 7 | 1 | 8 | 574 | ||||||
3 | 9 | 4 | 8 | 8 | 1 | 4 | 5 | 7 | 16 | 3 | 65 | |||||||||
4 | 3 | 1 | 2 | 4 | 1 | 11 | ||||||||||||||
Всего | 80 | 43 | 165 | 280 | 67 | 33 | 35 | 121 | 18 | 107 | 7 | 4 | 8 | 968 | ||||||
Итого | 160 | 87 | 214 | 312 | 73 | 54 | 35 | 246 | 36 | 141 | 12 | 8 | 5 | 9 | 7 | 14 | 10 | 1 | 1424 | |
БА-20 ж-д | 1* | 6 | 16 | 4 | 21 | 27 | 12 | 99** |
*"Учебная", восстановлена в мае 1941 года. Машина с ЛБТКУКС (БЕПО № 60).
**К 1941 году 12 БА-20 ж-д находились на складах. Дальнейшее их распределение неизвестно. Кроме того, 4 машины, сданные в мае 1941 года, с завода были отгружены только в июне.
Наиболее интенсивно БА-20 использовались в начале Великой Отечественной войны[1], в дальнейшем их количество сокращается[3]. Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 сохранялись долгое время (в качестве примера, на 19 апреля 1944 года два БА-20 имелось в 48-м отдельном автобронетанковом батальоне 54-й армии Ленинградского фронта)[8].
Некоторое количество БА-20 оставалось в войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и они участвовали в войне против Японии (в частности, в боевых действиях против Квантунской армии участвовали 17 БА-20 в 111-й танковой дивизии РККА)[9].
Варианты и модификации
- БА-20 — базовая модель с запасом хода 350 км[4], выпускалась с 1936 по 1938 год в двух вариантах исполнения: стандартном и радиофицированном (в последнем случае машина оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной на кронштейнах вокруг башни, а экипаж был увеличен до трёх человек за счёт радиста). Сваренный из стальных катаных листов корпус разработан на основе компоновки бронеавтомобиля ФАИ, первые броневики имели башню от бронеавтомобиля ФАИ, следующие — коническую башню нового образца. Всего выпущено 749 шт.[3]
- БА-20жд — железнодорожный вариант БА-20 с возможностью переоборудования в лёгкую бронедрезину[4]. Оснащён комплектом из четырёх съёмных стальных железнодорожных колёс с ребордами для движения по рельсам, домкратом для замены колёс в полевых условиях силами экипажа и реверс-редуктором—демультипликатором. Масса бронемашины увеличилась до 2780 кг, максимальная скорость движения по шоссе снизилась до 50 км/ч. Всего в 1938—1939 годах выпущено 61 шт.[3][5].
- БА-20М — модифицированный вариант, первый опытный образец построен в 1938 году[4], серийное производство началось в январе 1939 года и продолжалось до июня 1942 года. Бронемашина построена на специальном шасси ГАЗ-МС, имевшем усиленную балку переднего моста, усиленные рессоры и дополнительный топливный бак объёмом 30 литров. Боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. — было усилено бронирование, установлена новая пулестойкая башня конической формы, радиостанция получила штыревую антенну. С 1940 года вместо радиостанции 71-ТК-1 на БА-20М начали устанавливать усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3. Запас хода был увеличен до 450 км по шоссе. Всего выпущено 1230 шт.[3]
- БА-20Мжд — железнодорожный вариант БА-20М с возможностью переоборудования силами экипажа в лёгкую бронедрезину. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430—540 км. В 1939—1941 годах построено 74[3][5].
Страны и республики-эксплуатанты
СССР[1]
МНР — в 1938 году поставлены 30 БА-20[уточнить]
Нацистская Германия[10] — трофейные машины использовались после 22 июня 1941 года в вермахте и охранно-полицейских формированиях[3] под наименованием Panzerspärwagen BA 202(r)
Румыния[10] — трофейные машины использовались после 22 июня 1941 года[3]
Финляндия — 18 трофейных БА-20 и ФАИ-М, последний БА-20 в строю финской армии в 1955 году[11]
ТНР — 14 марта 1941 года поставлен 1 БА-20
Сохранившиеся экземпляры
БА-20М. В экспозиции Танкового музея Паролы, Финляндия. Радийный. Финский номер Ps. 6-11.
БА-20М. На открытой площадке Музея Великой Отечественной войны в Киеве. Найден в начале 1980-х гг. под Алакуртти, передан в Киев. На колесах от ЗИС-150.
Разбитый бронекорпус в степи близ Халхгола[12].
В последние годы собран ряд реплик высокой степени достоверности, находящихся в частных коллекциях, в Музее «Боевой славы Урала» в г. Верхняя Пышма и в других музеях. Некоторые реплики в ходовом состоянии.
Предположительно, почти полностью оригинальный ходовой БА-20 находится в селе Кирилло, Уфимский район, в частной коллекции.
Полностью отреставрированный бронеавтомобиль БА-20М (ходовая машина) представлен в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области.
Фотогалерея
-
БА-20 в музее Великой Отечественной в Киеве. 2002 г.
-
БА-20 с финскими опознавательными знаками в танковом музее в Парола
-
БА-20 с финскими опознавательными знаками в танковом музее в Парола
-
БА-20 с финскими опознавательными знаками в танковом музее в Парола
-
Венгры у разбитого БА-20. 1942
-
Полковник П. Фотченко ставит боевую задачу командирам-связистам. 6 июля 1941 г.
-
БА-20М в Музее отечественной военной истории
См. также
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 инженер Е. Прочко. Штабной, связной, разведывательный // журнал "Техника молодёжи", № 5, 1983. стр.24-25
- ↑ Перейти обратно: 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: "Яуза", ООО "Стратегия КМ", "Эксмо", 2007. стр.377
- ↑ Перейти обратно: 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
- ↑ Перейти обратно: 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.191-204, 377—378
- ↑ Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.60
- ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.281-285
- ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.315
- ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.316
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 79. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2 / 2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
- ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.322
- ↑ Surviving Russian and Soviet Armoured Cars . the.shadock.free.fr (15 мая 2018). Дата обращения: 2 июня 2018. Архивировано 25 октября 2017 года.
Литература
- Билык С. Т. Бронированные колесные машины Советской Армии. Краткий очерк — альбом из истории бронированных колесных машин. М., 1970.
- Иванов П. Н. Бронеавтомобили // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1995. стр.14-16
- Коломиец М. Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг.. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 384 с. — 6000 экз. — ISBN 978–5–699–21870–7.
- М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2/2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
- Кузнецов П. О взаимозаменяемости деталей при ремонте моторов ГАЗ и М-1 // «Автобронетанковый журнал», № 3, март 1938. стр.74-77
- Медведков В. И. д. техн. н. Советские бронеавтомобили // журнал «Автомобильная промышленность», № 3, 1985. стр.28-30