Зал поющих кариатид

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зал поющих кариатид
Жанр повесть
Автор Виктор Пелевин
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 2008
Издательство Эксмо

«Зал поющих кариатид» — сатирическая повесть российского писателя Виктора Пелевина. Появилась в печати в 2008 году в составе сборника «П5: прощальные песни политических пигмеев пиндостана»[1].

Содержание

Главная героиня Лена устраивается на работу в секретный бордель для олигархов, расположенный в бункере под Рублёвкой. Там она и другие девушки должны изображать в одной из комнат отдыха скульптуры кариатид и при этом петь[1]. По желанию клиентов они должны вступать с ними в интимную связь. Девушек гримируют под скульптуры, а для сохранения ими полной неподвижности на достаточно длительный период им вводится препарат «Мантис-Б». Этот препарат изготавливается из богомолов, которые длительное время могут сохранять неподвижность в ожидании жертвы[2].

В рабочее время под действием препарата у девушек начинаются галлюцинации. Им является богомол, который общается с ними (в особенности с Леной) и рассказывает о смысле жизни[3]. Лена в своих видениях также ощущает себя богомолом и ощущает единение с высшим. У девушки начинается раздвоение сознания: «Там, где Лена была человеком, она была фальшивой каменной бабой, которая несла долгую вахту в одном из вспомогательных помещений подземного дома толерантности. А там, где Лена была богомолом, она была… Вот там она была человеком»[4].

На Лену обращает внимание один из посетителей, олигарх Михаил Ботвинник, с которым она мечтала познакомиться. Она считала, что в любом человеке есть что-то хорошее, «а когда у человека несколько миллиардов долларов, этого хорошего можно найти очень много». Однако богомол видит в олигархе тьму и призывает Лену убить его после спаривания, как это принято у богомолов. По словам богомола, только так она сможет стать частью «солнечного странного мира»[5].

После полового акта Лена под действием двойной дозы «Мантиса-Б» отрывает Михаилу Ботвиннику голову. При этом она видит, как часть запертой в нём великой реки, оказавшаяся «струёй тёмного дыма» уходит вниз в «мрачнобагровое клубящееся пространство». Когда подоспевшая охрана расстреливает Лену, она видит, что из неё самой выходит нечто не «такое же серое и смрадное»: «Оно яркое… Светлое… Чистое… Какая все-таки красота…»[5].

Особенности

В повести в завуалированном виде упоминаются многие российские медийные персоны. Например, прототипом дяди Пети, отбиравшего девушек на работу в бордель, является Пётр Листерман. «Серый кардинал», инструктирующий девушек перед первым днём работы, очень напоминает Владислава Суркова[6]. Ведущий ток-шоу «Шапки Прочь!» Дроздовец — это ведущий телепередачи «К барьеру!» Владимир Соловьёв, а шансонье Шнурков — это певец Сергей Шнуров[1].

«Зал поющих кариатид» перекликается с романом Пелевина «Жизнь насекомых» и с «Превращением» Кафки[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Сергей Полотовский, Роман Козак. Пелевин и поколение пустоты. — М., «Манн, Иванов и Фербер», 2012. — ISBN 978-5-91657-304-6
  2. Елена Лаптева «П5 (Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана)» Архивная копия от 9 октября 2008 на Wayback Machine // Комсомольская правда. 8 октября 2008
  3. Ткачёв Е. В. Ассасин // Южноуральская панорама. 16 октября 2008
  4. Шевченко Л. И. Рублевка как локус московского текста в произведениях современной массовой литературы Архивная копия от 22 июля 2021 на Wayback Machine // Актуальні проблеми слов’янської філології. — 2010. — Випуск XXІІІ. — Частина 2.
  5. 5,0 5,1 Назарова О. В. Концепт «деньги» в пространстве современной культуры: опыт междисциплинарного исследования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Саранск. 2018
  6. Наринская А. А. Пиндостанский императив : [арх. 19 июня 2022] // Коммерсантъ. — 2008. — № 180.
  7. Наталья Кочеткова Писатель Виктор Пелевин: «Олигархи работают героями моих книг» Архивная копия от 18 апреля 2021 на Wayback Machine // Известия. 20 октября 2008.

Литература